Методическая разработка. Технология организации групповой работы |
Содержание - Иностранные языки | |||||||
15.04.2019 06:59 | |||||||
Соколова Татьяна Александровна, учитель английского языка, МАОУ «Холмогорская средняя школа имени М.В. Ломоносова», с. Холмогоры, Холмогорский район Архангельской области. Технология организации групповой работы В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. В процессе обучения мы должны сформировать у школьника основные позиции: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. Психологи давно определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей. Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Задачи групповой работы: 1.Активизация познавательной деятельности. 2.Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его. 3.Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.). 4.Совершенствование межличностных отношений в классе Плюсы и минусы групповой работы. Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы. Плюсы: 1.Повышается учебная и познавательная мотивация. 2.Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. 3.В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. 4.Улучшается психологический климат в классе. Минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. 1.Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. 2.Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. 3.При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. 4.Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. 5.В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя. Принципы групповой работы. С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы: 1.Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся. 2.Учитывать особенности состава группы. 3.Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе. 4.Распределять роли между участниками группы. 5.Организовывать коммуникацию в группе и между группами. 6.Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности. Варианты комплектования групп. Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет. 1. По желанию. Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
2. Случайным образом. Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» и т.п. 3. По определенному признаку. Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции). 4. По выбору «лидера». «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем, либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами». 5. По выбору педагога. В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу. Виды групповой работы. Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках. Работа в парах.
Поведение учителя во время проведения групповой работы. Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному: 1.Он может контролировать. 2.Организовывать. 3.Оценивать работу учеников. 4.Участвовать в работе группы. 5.Предлагать участникам разные варианты решений. 6.Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации. А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:
Принципы выбора заданий для групповой работы. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один. Целесообразно использовать:
Советы учителю. В заключение несколько советов учителю по организации групповой работы:
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Практическая разработка Рассмотрим несколько примеров применения групповой работы на уроках английского языка. 4 класс – тема «Спутники будущего времени» Комплектование групп – по выбору педагога. Дети делятся на группы по 4 человека. Выдаются карточки со словами спутниками: завтра, на следующей неделе, в следующем году, через час. Дети договариваются, кто какое словосочетание будет использовать в своем предложении. Письменно составляют предложение на отдельном листе, просят помощи в группе, если необходимо. Ответственный в группе зачитывает предложения, заменяя местоимение «я» на местоимение «он» или «она». Пример: I will watch TV with my brother. – He will watch TV with his brother. Члены других групп должны постараться понять, чье это предложение и дать краткий ответ: Сережа будет (Serezha will). Так зачитываются все предложения. Наибольшее количество баллов получает группа, давшая больше вопросов и правильных ответов на вопросы других групп. Отрабатывается структура предложения в будущем времени, краткий ответ в будущем времени, повторяются глаголы действия. 4 класс – тема «Дом, квартира» Комплектование групп – случайным образом. На группу выдаются картинки с изображением домашней обстановки. Задание: составить предложения о том, что есть и чего нет в комнате с использованием оборотов there is/there are. Время на выполнение – 5 минут. Группы по очереди зачитывают предложения, если совпало со своими, отмечают, читают следующее, работа продолжается до тех пор, пока не останутся единичные предложения в группах. Чем больше осталось, тем больше баллов зарабатывает группа. Отрабатываются грамматические структуры, лексика по теме дом, навык аудирования. 8 класс – тема «Удивительное в природе» Комплектование групп – по определенному признаку (сезон рождения, т.к. тема связана с природой. Если равномерного деления не получается, то распределить тех ребят, кто рожден ближе к другому сезону). Группы по 5 человек, задание - в учебнике 5 текстов (УМК « Enjoy English-8» с 34-35 упр. 128). Каждый член группы работает с одним текстом. После прочтения рассказывает краткое содержание всей группе по-русски. Получают карточки с русскими фразами из текстов, должны найти и выписать эквиваленты по-английски, работают вместе. Карточки с фразами для групп:
Прочитывают в группе. Получают предложения с прочерками, куда нужно подставить найденные фразы. Карточки с предложениями.
Отвечают составленными предложениями на вопросы на экране. В групповой работе отрабатывается навык просмотрового чтения, навык аудирования, лексическая и грамматическая сочетаемость членов английского предложения, соответствие вопросительно-утвердительных структур.
Использованная литература: 1. Биболетова М.З. “Enjoy English” - Английский с удовольствием. Титул, 2015 2. Настольная книга преподавателя английского языка. Справочное пособие, 9-е издание. – Минск. Вышейшая школа, 2014 3. Формы проведения групповой работы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.infourok.ru 4. Групповая работа6за и против. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.informio.ru |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».