Методическая разработка ««Практический опыт подготовки школьников к разделу «Письмо» на экзамене по английскому языку» (Из опыта работы) |
Содержание - Иностранные языки |
02.09.2019 08:26 |
Колина Светлана Павловна, учитель английского языка, МБОУ СШ № 41, город Ульяновск. «Практический опыт подготовки школьников к разделу «Письмо» на экзамене по английскому языку» Цель данной работы – практическая помощь учащимся в развитии навыков письменной речи для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку. Задачи: создание условий для дальнейшего совершенствования письменной речи и контроля умений навыков письма; моделирование ситуации письменной части экзамена. Цитируя спецификацию демонстрационного КИМ для проведения основного государственного экзамена по иностранному языку, главной целью иноязычного образования в основной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, под которой понимается умение учащихся общаться на иностранном языке в пределах, определенных стандартом основного общего образования по предмету. Эта цель подразумевает формирование и развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, понимании звучащей/устной речи на слух и письменной речи на иностранном языке. В английском языке письменная речь относится к продуктивным видам речевой деятельности и в первую очередь оценивается с точки зрения выполнения коммуникативной задачи (критерий 1 «Содержание»), правильности оформления и логичности высказывания (критерий 2 «Организация текста»), количества лексико-грамматических ошибок (критерий 3 «Лексика и грамматика»). В разделе «Письмо» объектами контроля являются: С39 – написание личного письма зарубежному другу (задание базового уровня/время выполнения – 20 минут); и С40 - письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме (задание высокого уровня/время выполнения – 40 минут). Рекомендуемое время на выполнение задания – 80 минут (с учётом переноса заданий с черновика в бланк ответов.) Давайте рассмотрим задание С39: - Оформляем как личное письмо, стиль неофициальный и объем (90-154 слова). Типичные ошибки: - превышение допустимого объёма; - отсутствие знаков препинания; - невнимательное прочтение текста-стимула; - неверное выделение вопросов, которые надо раскрыть и, которые надо задать (ЕГЭ); - вопросы задаются в неправильной временной форме, т.е. участник задания не понимает, о каком событии идёт речь, в будущем, настоящем или прошедшем ему следует задать вопрос; - задаются вопросы, относящиеся не к объекту запроса, а к другу по переписке; - написание каждого вопроса с новой строки; - отсутствие деления на логические абзацы; - грамматические ошибки элементарного уровня. Все мы знаем схему написания личного письма. Это…. адрес Ulyanovsk Russia дата 23 March, 2019
обращение Dear Sam, благодарность и ссылка на предыдущие контакты Thank you for your letter. I was so glad to receive it. It’s great… (It happens..) (логичный переход) ответы на вопросы. It’s not bad (unbelievable, amazing) свои вопросы (ЕГЭ) (логичный переход) Заключение It’s time to finish my letter. I hope to hear from you soon. завершающая фраза, Best wishes, Подпись Nataly Для успешного выполнения данного задания, имеющего место и на ОГЭ и на ЕГЭ, можно использовать для тренировки следующие упражнения:
- дополните недостающие части письма; Insert the necessary parts of the personal letter: Ulyanovsk Russia
Dear Sam,
It’s great… 2 answers It’s amazing 1 questions It’s time to finish my letter. I hope to hear from you soon.
Nataly - напишите отдельные части письма; Write the following parts of the letter: - адрес и дату; - благодарность и ссылку на предыдущие контакты; - задайте 3 вопроса к предложению: By the way, I joined the Drama club in September. - ответьте на 3 вопроса: What do you think about school uniform? Is it necessary to wear it at your school? What would you like to wear at school? Why? - напишите завершающую фразу. (и т.д.)
- расставьте пропущенные средства логической связи; Insert the missing word combinations of logical link: Moscow Russia
Thank you for your letter. It was nice to get a reply from you so soon. (First of all ) , congratulations on your victory! You have won the Prize for the best research of Russian culture. I was sure you would do your best. What a good fellow you are! (As for me) , I have a success in sport. Our school football team will play in a city school tournament soon. I’ll try to do my best for my team. We have to beat three strong teams from other schools. (I am pleased) with your moving to a new home. Is this a multi-story house? What is the name of your microdistrict? How far is your home from the school? It’s time to finish my letter. I hope to hear from you soon. Best wishes to you and your family, Alex
- восстановите последовательность написания письма; Restore the steps of writing the personal letter: Dear Mike, Best wishes to you and your family, Alex 15 December 2019 As for me, I have a success in sport. Our school football team will play in a city school tournament soon. I’ll try to do my best for my team. We have to beat three strong teams from other schools. Moscow Russia It’s time to finish my letter. I hope to hear from you soon. Thank you for your letter. It was nice to get a reply from you so soon. First of all, congratulations on your victory! You have won the Prize for the best research of Russian culture. I was sure you would do your best. What a good fellow you are!
И, так как наши подопечные не отказываются выступать в роли учителей и искать сделанные ошибки, то здесь хороши следующие упражнения: - найдите грамматические ошибки; - найдите лексические и орфографические ошибки; - проверьте знаки препинания; - проверьте соответствие вопросов и ответов; - установите логические соответствия; - проверьте правильность написания вопросов.
Find all grammar mistakes: Ulyanovsk Dear Mary, Thank you for your letter. I was very glad to receive it. As for me, I’m working hard. Soon our exams would take place. I want to be an economist and I’m studying a lot of mathematics. So unfortunately there is no much time for going anywhere. But your letter made me to go to the Tretyakov Art Gallery. It is founded in the 19th century and a lot of pictures by famous Russian artist are exhibit there. Being our national gallery, it is always a great pleasure for me to go there. You see, your decision to go to a medical school was quite a surprise for me. Why has you decided to choose this field? Is this your father who advised you to go there? How long is the course of studies in a medical school? It’s time to finish my letter. I hope to hear from you soon. Best wishes, Tanya Find all lexical and spelling mistakes: Ulyanovsk Dear Mary, Thank you for you letter. I was very glad to recieve it. As for me, I’m working hard. Soon our exams will take time. I want to be an economister and I’m studying a lot of mathematics. So unfortunately there is no much time for going anywhere. But your letter made me go to the Tretyakov Art Galery. It was founded in the 19th century and a lot of pictures by famos Russian artists are exhibited there. Being our national gallery, its always a great plesure for me to go their. You see, your decision to go to a medical school was quite a suprise for myself. Why have you decided to choose this field? Is this your father who adviced you to go there? How long is the course of studies in a medical school? It’s time to finish my letter. I hope to listen from you soon. Best wishes, Tanya Correct punctuation: Ulyanovsk Dear Mary, Thank you for your letter. I was very glad to receive it. As for me I’m working hard. Soon our exams will take place. I want to be an economist and I’m studying a lot of mathematics. So unfortunately there is no much time for going anywhere. But your letter made me go to the Tretyakov Art Gallery. It was founded in the 19th century and a lot of pictures by famous Russian artists are exhibited there. Being our national gallery, it is always a great pleasure for me to go there. You see your decision to go to a medical school was quite a surprise for me. Why have you decided to choose this field? Is this your father, who advised you to go there? How long is the course of studies in a medical school? It’s time to finish my letter. I hope to hear from you soon. Best wishes, Tanya
Check the matching of questions and answers: Have you enough time for going anywhere? What university are you going to enter? Are you working hard? Ulyanovsk Dear Mary, Thank you for your letter. I was very glad to receive it. As for me, I’m working hard. Soon our exams will take place. I want to be an economist and I’m studying a lot of mathematics. So unfortunately there is no much time for going anywhere. But your letter made me go to the Tretyakov Art Gallery. It was founded in the 19th century and a lot of pictures by famous Russian artists are exhibited there. Being our national gallery, it is always a great pleasure for me to go there. You see, your decision to go to a medical school was quite a surprise for me. Why have you decided to choose this field? Is this your father who advised you to go there? How long is the course of studies in a medical school? It’s time to finish my letter. I hope to hear from you soon. Best wishes, Tanya
Set logical matching: Ulyanovsk Dear Mary, Thank you for your letter. I was very glad to receive it. As for me, I’m working hard. Soon our exams will take place. I want to be an economist and I’m studying a lot of mathematics. So unfortunately there is no much time for going anywhere. But your letter made me go to the Tretyakov Art Gallery. It was founded in the 19th century and a lot of pictures by famous Russian artists are exhibited there. Being our national gallery, it is always a great pleasure for me to go there. Why have you decided to choose this field? Is this your father who advised you to go there? How long is the course of studies in a medical school? It’s time to finish my letter. I hope to hear from you soon. Best wishes, Tanya
You see, your decision to go to a medical school was quite a surprise for me. Теперь давайте перейдём к заданию С40 - письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме, целью которого является - проверка навыков владения когнитивными стратегиями и речевыми умениями письменной речи. Объём – 180-275 слов (при написании менее 180 слов – эссэ не проверяется, а более 275 – проверяется только 250 слов), время выполнения – 40 минут. Это задание творческое, которое, помимо предметных знаний и умений, проверяет аналитические умения выпускников, их способность рассуждать, выражать и аргументировать свою точку зрения, в модельной ситуации дискуссии приводить контраргументы. Как показывают результаты ЕГЭ по обществознанию и истории, даже на русском языке выполнить подобное задание способны не все выпускники. Поэтому в корне неверен тезис о том, каждый участник ЕГЭ по иностранному языку должен дать ответ на задание 40, т.е. создать развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения. Уже который год мы имеем дело со структурой эссэ «Мое мнение», а не «За и против». В сочинении «За и против» не нужно выражать свое или чужое мнение, здесь рассматриваются преимущества и недостатки одного и того же явления, не требуются контраргументы, в заключении обычно говорится о том, что каждый вправе делать свой выбор. В сочинении «Мое мнение» согласно плану необходимо выразить свое мнение во втором абзаце и подтвердить его в заключении. В данном типе сочинения также нужно объяснить, что существует другая точка зрения на данную проблему и объяснить, почему автор не согласен с ней и с аргументами оппонента. В ЕГЭ используется только формат «Мое мнение». Давайте посмотрим на типичные ошибки. Их, к сожалению очень много: переписывание темы без указания её двойственности; подмена темы (ученик её не понял и строит высказывание на основе ключевых слов); игнорирование плана; отсутствие деления на абзацы; смешение двух видов сочинений; подмена собственных мыслей и рассуждений фрагментами из заимствованных источников; не полное раскрытие темы; нарушения в употреблении средств логической связи; ошибки в делении текста на абзацы; неумение аргументировать свою и противоположную точки зрения; неумение рассчитать время выполнения задания и недостаточный объём; нерациональность в построении высказывания (своё мнение – большой объём, а противоположное – одно предложения/большое вступление и маленькое заключение или наоборот); недостаток словарного запаса, частые повторы слов; употребление простых грамматических структур. Мы не должны забывать, что это не «сочинение на вольную тему», а четко сформулированное личное мнение по предложенной проблеме, которое включает два-три аргумента в защиту своего мнения, формулировку противоположного мнения с одним-двумя аргументами его сторонников. Давайте вспомним параметры оценивания этого задания: точность и полнота высказывания; соблюдение требований к объёму; структурная организация текста; лексическая грамотность и разнообразие; грамматическая и орфографическая грамотность речи; логичность высказывания; соблюдение норм пунктуации; правильная организация текста. И не забываем правильно считать слова. За одно слово считают: предлоги, артикли, частицы; числительные, выраженные цифрами: 25, 2006, 1000000; числительные с процентами 25%; сложные слова: well-being, good-looking, twenty-five; сокращения: UN, e-mail.
Также как и в личном письме, существует схема написания эссэ.
Схема написания эссэ Вступление Своё мнение с 2-3 аргументами Противоположное мнение с 1-2 аргументами Опровержение противоположного мнения Заключение с подтверждением своей позиции После ознакомления учащихся со всеми требованиями написания эссэ мы начинаем работу над вступлением, объём которого – 3-5 предложений. Ключевой момент здесь – внимательное прочтение темы, её перефразирование и указание на двойственность проблемы. Здесь проверяются речевая, языковая, компенсаторная, обще учебная компетенции и понимание смысла предложенного высказывания. Давайте посмотрим, как происходит подмена темы эссэ: Тема “One should read about historical sites before sightseeing” («Перед посещением исторических мест нужно о них читать»). Из анализа типичных ошибок на ЕГЭ мы узнаём, что одни связали слово sites с вебсайтами, другие прочитали его как cities и писали об исторических городах. Кто - то написал о том, что познать историю можно, только посещая достопримечательности, никак не затрагивая аспекта, нужно ли читать об исторических достопримечательностях до их осмотра. Проблема заключается в том, что наши старшеклассники не воспринимают целостное высказывание, а выхватывают из него определенные слова и пытаются вокруг этих слов создать некий текст. Прочитать тему нужно очень внимательно!!! Что мы и стараемся делать при работе над эссэ. Тут мы копим банк под названием “Introduction”. Задание состоит только из написания вступления по заданной теме. Write an introduction Have domestic appliances improved the quality of our lives? Nowadays, many people have a great variety of devices at home. They are thought to make our life easier. Moreover, domestic appliances save our time. However, they also have some disadvantages. С 2018 года использование риторических вопросов является стилистической ошибкой, а ведь многие пособия рекомендуют именно так заканчивать вступление к любой теме: Who is right?
Is it better to go on holiday with family or friends? It goes without saying that going on holidays is a great thing. To have a rest is more pleasant than to work. It is usually thought that doing it with friends is much better than spending free time with your family. В пособиях по подготовке к написанию эссэ очень много клише, позволяющих сформулировать мысль, но мы остановились на следующих: It goes without saying that… Nowadays, people are getting more and more concerned about… No doubt, the problem of…. is one of the most important in our life. …..is inevitable part of our life.
Следующий пункт написания эссэ - своё мнение с 2-3 аргументами. Предложения желательно строить короткими, но ёмкими по смысловой нагрузке. Безличные и неопределённо-личные предложения приветствуются, а вот сокращения запрещены. Ну, и конечно вводные слова для построения логической цепочки высказывания: In my opinion; It seems to me; On the one hand/on the other hand; Moreover; Besides; First of all/Secondly/Thirdly/Finally; I completely disagree with this statement; It should be mentioned that/ Здесь необходимо научиться не только правильно высказываться, но и аргументы должны подкреплять высказанную точку зрения. Вот ошибочные аргументы: I think that it is better to read some historical information before visiting historic places. Firstly, you can find a lot of information in the Internet. Secondly, it may help you in your future life. Эти аргументы совсем про другое. Или часто имеет место нарушение логики в аргументации: As far as I am concerned, I believe that people should read about historical sites before sightseeing. Firstly, people can protect themselves from disappointing. They will know what to expect from the places of interest. Secondly, everybody wants to be independent. So people will not have to go with excursions. Первый аргумент нелогичен: люди не будут разочарованы, они будут знать, что их ожидает. Второй аргумент также нелогичен: каждый хочет быть независимым, поэтому людям не придется ходить на экскурсии. Если мы продолжим писать про отдых с семьёй или друзьями, то это будет примерно так: I am definitely for the holiday with a family. First of all, it is much more economical as parents usually pay for their children so you do not have to spend much of your money. Secondly, it may seem that going on holidays with your parents may be boring, but the reality shows that you can have as much fun with your relatives as you could have with your friends. Мы привели 2 аргумента в поддержку своего мнения.
Следующий пункт плана – противоположная точка зрения. Доводы подкрепляются доказательствами. Конечно же, ключевые слова: On the contrary; However, some people think; From their point of view; According to; Nevertheless some people claim, that. Продолжаем наше эссэ: On the contrary, there is also an opinion, that spending time with your friend or without your parents makes you more responsible and confident. It is thought that you learn to live on your own. Дальше следует опровержение мнения оппонента. Если в словах оппонента есть доля правды, то можно согласиться и объяснить почему. В следующем предложении опровергнуть то, с чем не согласны. Здесь нельзя написать: I cannot agree with THIS opinion (с каким мнением?). или: I understand these people but I cannot agree with them. Дальше идет еще одна логическая ошибка: you should know some details before sightseeing. If you know nothing about sight, it will be boring for you and not interesting. Типичная ошибка: нарушение в употреблении логики и средств связи: boring and not interesting (калька с русского).
Ключевые предложения: I partially agree with this opinion; To a certain extent, it is right, but…; I completely disagree with this statement;
I cannot agree with this point of view as the adolescence is the process that cannot be fulfilled during your holidays. And sharing time with you family, on the other hand, strengthens your relationship and encourages you to develop core human values. И последний этап – заключение. Выражаем ещё раз своё мнение, используя ключевые слова: To sum up; In conclusion. To sum up, whether there is a question who to spend your vacation with, make sure that it will be spent with those who love you most — your family. Не нужно в заключении говорить о том, что каждый делает свой выбор. Этими словами мы заканчивали эссэ до 2018 года. Так как на уроке на написание эссэ надо выделить время, а его нам, как всегда, не хватает, то мы обычно эссэ пишем дома и просим соблюдать время и не использовать дополнительные источники. На уроке стараемся обсудить формат и содержание, разобрать ошибки. Хотя мы уже перечислили много типичных ошибок, совершаемых при выполнении 40 задания, еще можно отметить неправильное использование средств логической связи, например, неверное употребление вводных слов или чрезмерное их употребление в одном абзаце. Например, To my mind, personally, I think that it is better to visit historical places at first. To begin with, firstly, it will be a surprise and you will better remember it. Всё ещё страдает грамматика: порядок слов, видо-временные формы глагола, согласование времен, причастия, артикли, предлоги. Даже есть элементарные ошибки в степенях сравнения прилагательных, в формах неправильных глаголов. Следовательно, отмечается несоответствие используемых языковых средств высокому уровню сложности задания 40. То есть, все еще существуют большие пробелы в знаниях и налицо несформированные навыки и умения, которые приводят к повторению типичных ошибок прошлых лет. Необходимо подробно разбирать инструкцию к заданиям, формат заданий и критерии их оценивания. Нужно постоянно обсуждать особенности разных видов письменных высказываний и регулярно показывать различия в стратегиях их написания. Подготовка к заданию 40 требует усилить внимание к его содержательной стороне с обязательным обсуждением смысла предложенной темы, ее дискуссионности, возможных точек зрения и аргументов в их защиту. Написание эссе развивает воображение, помогает развивать навыки аналитического мышления. Вывод: хотите развиваться – пишите эссе. Это не так страшно. Главное – подготовка. Дело за малым – практика. Пишите как можно больше эссе, пишите на незнакомые темы, будь то спасение животных или виртуальные путешествия. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».