Организация образовательной деятельности в условиях присутствия в классе детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ОВЗ) |
Содержание - Иностранные языки |
31.08.2020 10:32 |
Колина Светлана Павловна, учитель иностранных языков, МБОУ СШ №41, г. Ульяновск.
Организация образовательной деятельности в условиях присутствия в классе детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ОВЗ) Основным и наиболее актуальным направлением реформы системы образования в России является так называемое «инклюзивное образование», выступающее в качестве единственного международно-признанного инструмента реализации права каждого человека на образование. Инклюзивное образование — это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», 2012, ст. 2]; оно основано на том, что все дети, несмотря на физические, интеллектуальные, этнические, конфессиональные и иные особенности, а также социально-экономический статус семьи, имеют равные права и включены в общую систему образования — воспитываются и обучаются вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности. Оно, являясь частью образовательной политики многих государств-членов международного сообщества ЮНЕСКО, рассматривается как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к разнообразию учеников и в восприятии индивидуальных особенностей не как проблемы, а как возможностей для обогащения процесса познания. Это изменение системы и принятие ребёнка на уровне всей школы. Система обучения при таком подходе подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Методы работы с одаренными детьми на уроках английского языка В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны. С такими учениками учителю работать одновременно и легко, и сложно. Они требуют к себе особого внимания. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, пытаясь узнать как можно больше. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность. Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для большинства учащихся, часто становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому, как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Несомненно, основной задачей учителя является организация образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями обучающихся. С этой целью разрабатываются и используются на уроках системы упражнений, способствующих развитию у обучающихся коммуникативных умений и навыков научно-исследовательского характера. Эти упражнения должны постоянно поддерживать интерес у детей к изучению иностранного языка. На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися прежде всего должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться своеобразием Для индивидуальной работы на уроке с такими детьми хорошо использовать дополнительный материал развивающего, обучающего, тренировочного или контролирующего характера, например: введение, тренировка и контроль материала по различным видам речевой деятельности повышенного или высокого уровня. В данном случае абсолютно логично и эффективно использование ИКТ технологий, в том числе дистанционное обучение Одарённые дети – это первые помощники учителя на уроке. Учитель может успешно использовать лидерские способности одарённых детей, особенно при организации работы в группах. Возглавляя работу в группе, такие ученики вовлекают остальных детей в процесс, способствуют раскрытию не только своего актёрского таланта, но также помогают членам своей команды обнаружить их творческие возможности, вдохновить их, внушить им, что они тоже могут создавать и экспериментировать. Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают факультативы, кружки, конкурсы, привлечение учащихся к участию в различных олимпиадах и конкурсах вне школы и система внеурочной исследовательской работы учащихся. Здесь, работая в малых группах, можно максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работу с научной литературой, используя ИКТ. Это позволяет учесть различные потребности и возможности одаренных детей. Всё это помогает сформировать все виды компетенций, необходимых для успешного развития личности. Методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении трудных предметов. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом. Итак, учитель на уроке: - создает благоприятную атмосферу; - своевременно оказывает помощь на дополнительных занятиях и организовывает работу консультантов; - изменяет формы и методы учебной работы на уроках иностранного языка, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Для этого можно использовать обучающие игры; - ориентирует детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности; Какую конкретную помощь оказывает учитель детям с ОВЗ на уроке. В процессе контроля за подготовленностью учащихся: - создает атмосферу особой доброжелательности при опросе; - снижает темп опроса, разрешает дольше готовиться у доски; - предлагает учащимся примерный план ответа; - разрешает пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; - стимулирует оценкой, подбадриванием, похвалой. При изложении нового материала: - чаще обращается к ученикам с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала; - привлекает их в качестве помощников при подготовке наглядности, оформлении доски и т.д; - привлекает к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником; При организации самостоятельной работы: - выбирает наиболее рациональную систему упражнений, а не механическое увеличивает их число; - более подробно объясняет последовательность выполнения задания; - предупреждает о возможных затруднениях, использует карточки-консультации, карточки с направляющим планом действий; - дает ссылки на аналогичное задание, выполненное ранее. - инструктирует о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. В ходе самостоятельной работы на уроке: - разбивает задания на дозы, этапы; - указывает на необходимость актуализировать то или иное правило; - стимулирует самостоятельные действия учащихся; - более тщательно контролирует их деятельность, проверяет и исправляет ошибки. Заключение Обучение детей с особыми потребностями в массовой школе — это возможность продемонстрировать пример толерантного отношения детского и взрослого сообщества по отношению к учащимся с ОВЗ. Школа должна стать для таких детей комфортной и безопасной средой, где каждый сможет найти свое место и раскрыть свои способности. Необходимо отметить, что в нашей стране работа по организации инклюзивного обучения только начинается. На сегодняшний день существует ряд проблем, связанных с широким внедрением инклюзии не только в процесс обучения английскому языку, но и в образовательный процесс в целом. Однако именно эта модель обучения видится как основной инструмент, способствующий оптимизации коррекционно-развивающего направления в работе с учениками с особыми образовательными потребностями на уроках английского языка. Инклюзивное обучение предоставляет таким детям возможность освоить хотя бы элементарный уровень владения английским языком, что в свою очередь даст шанс социализироваться в современном обществе, снизить количество социально неадаптированных, «выпавших» из образовательной структуры детей и подростков. Практические аспекты работы с детьми с особыми образовательными потребностями В качестве примера практической работы, можно взять первый юнит “Who am I?”, учебника по английскому языку для 8 класса «Форвард», УМК М.В. Вербицкой, и рассмотреть задания по всем видам речевой деятельности – аудированию, чтению, письму, говорению. При работе над аудированием всей группе предлагается визуально ознакомиться с высказываниями различных людей о юноше, изображённом на картинке (упр.2 стр.6). После прочтения, ученики слушают более полные высказывания и соотносят тексты и спикеров. Но в нашей группе есть 3 ученика с особыми образовательными потребностями. Двое из них – одарённые дети, а один ученик с ОВЗ – у него дислексия. При выполнении данного задания у одарённых детей тексты в учебнике закрыты, а ученик с ОВЗ выполняет задание, позволяющее по времени выполнения уложиться со всей группой. Это – выбор верного ответа. Более того, после обсуждения прослушанного (упр.3 стр.7, ответы на вопросы) всей группой, данному ученику доверяется представить о Патрике основные сведения, он озвучивает своё задание небольшими предложениями. Таким образом, для него создаётся ситуация успеха. Затем похвала и поощрение, которые хороши для любого ребёнка, а для детей с ограниченными возможностями особенно, так как процесс обучения сопряжён для них определёнными трудностями. Если бы это был ученик с заболеванием – дисграфия, то выбор ответа с дальнейшим сообщением – для него очень хорошее задание. Ну, и завершается выполнение задания двумя одарёнными учениками, которые дают более полную характеристику Патрику, используя описательные прилагательные из упр.4 на стр.7. Делаем вывод: в работе над аудированием приняли участие все, получив и похвалу и оценки, те ученики, которые справились с заданием лучше. Мы помним, что чаще всего школьник с дислексией получает в журнал оценку за письмо, а с дисграфией за устный ответ. Переходим к чтению. Данный УМК хорош тем, что в учебнике есть диск и абсолютно каждый ученик имеет возможность дома позаниматься не только аудированием, но и улучшить свои навыки чтения. В этом юните для чтения предлагается два текста о Великобритании и России. Оба записаны на диске. Половина группы работает с одним текстом, другая со вторым. Им необходимо прослушать и отчитать свои тексты. Перевод мы всё время выполняем в урочное время. Ученик с дислексией слушает дома текст полностью, но отчитывает подчёркнутые слова. В электронном учебнике шрифт его текста увеличен. Более того, когда мы работаем над чтением, он нас частенько балует своим творческим заданием - пиктограммами. Выбирает слово из текста, зашифровывает его, а наша задача его разгадать. Ну, и тут похвала уже от него тому, кто быстрее всех отгадает. Предлагаю вашему вниманию пиктограмму, составленную по этой теме. Двум одарённым детям задание по чтению осложняется тем, что один из них готовит к тексту общие и специальные вопросы, а другой - разделительные, записав их 1 часть перед уроком на доске. И опять вывод: поработали все, получив похвалу за пиктограмму от одноклассника, а от меня хорошие оценки за чтение. Теперь письмо. В юните есть очень хорошее задание (упр 6 стр.11) по письму, в котором нужно написать о себе на вебсайте. Вся группа действует по плану, раскрывая каждый его пункт. Ученик с ОВЗ имеет перед собой подготовленные мной речевые модели, ему необходимо их дополнить. А одарённые дети увеличивают данный план не менее чем в два раза, рассказывая о себе много интересных подробностей. Ну, и, наконец, говорение. Уже второй год это вид деятельности стал для нас одним из любимых. Мы не могли раньше и подумать, что можем научиться так хорошо говорить по-английски. Задания по говорению, которые имеют место в устной части экзамена по языку, присутствуют почти на каждом нашем уроке. В данном юните одна группа учеников запрашивала информацию о нашей школе по теме “ Who are we?” у выпускников школы, другая у своих одноклассников. Один из одарённых учеников сравнивал две картинки, используя речевые модели, другой – выбирал одну из трёх для описания. А ученик с дислексией принимал участие в условном диалоге – расспросе, отвечая на мои вопросы, но имея перед собой все варианты ответов. Так можно организовать работу в условиях присутствия в классе детей с особыми образовательными потребностями. Приёмы, формы и методы работы можно использовать, работая и по другим УМК. Наша задача, как педагогов - поддержать каждого ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности и потребности были реализованы. Никто не должен оказаться за бортом нашего плывущего корабля «Знания». |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».