Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5382730
Реализация здоровьесберегающих технологий на основе личностно ориентированного обучения
Содержание - Иностранные языки
31.08.2020 10:41

Знамцева Вера Владимировна, учитель английского языка, МБОУ СШ №41, г. Ульяновск. 
Данная статья затрагивает самый главный вопрос воспитания и обучения – сохранение и укрепление здоровья школьников. Даются рекомендации, как помочь детям жить активной жизнью и что сделать, чтобы обучение было в радость, что необходимо делать для реализации здоровьесберегающих технологий, раскрывается динамика умственной работоспособности в ходе урока, показана важность здоровьесберегающей педагогики.

 


 

Реализация здоровье сберегающих технологий на основе личностно ориентированного обучения (из опыта работы)

По определению понятия здоровья по Уставу Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Исходя из этого, перед нами – учителями стоит вполне понятная задача – обучить и воспитать не только физически здоровых детей, но крепких и сильных духом.

Понятие здоровья включает в себя: физическое здоровье – это здоровье тела, социальное – здоровье общества, психическое – здоровье разума, психологическое – здоровые эмоции, интеллектуальное здоровье – это получение и обработка информации, духовное – система ценностей и убеждений. В процессе обучения и воспитания школьников нам необходимо сохранить данное им природой. Для этого у нас cвами есть много возможностей.

Здоровый образ жизни включает в себя духовно-нравственное благополучие, оптимальный двигательный режим, закаливание организма, рациональное питание, личную гигиену, отказ от вредных привычек, положительные эмоции, благоприятное социальное окружение.

Дорога к здоровью идёт от обучения вопросам здоровья (спорт, питание), через воспитание культуры здоровья (правильное отношение к здоровью) и использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента нашей работы: образовательный процесс должен носить творческий характер, необходимо постоянно использовать активные формы и методы обучения, формировать интерес к учению, и осуществлять деятельностный подход в обучении.

Современная школа характерна тем, что изменяется содержание учебного процесса, он максимально интенсифицируется, при этом учащиеся обрекаются на многочасовые подготовки к урокам, олимпиадам и конкурсам. Чудо современной техники – компьютер лишает ребёнка двигательной активности и не улучшает при этом его зрение. Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. А это приводит к тому, что у ребёнка появляются проблемы с концентрацией внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, боязнь ответа у доски и многое другое.

Как же помочь детям, которых доверяют нам на воспитание и обучение их родители, жить активной и полноценной жизнью. Как сделать так, чтобы обучение было в радость, вызывало прилив энергии, а не каждодневную усталость.

Прежде всего, каждый учитель должен понимать значение здоровьесберегающих технологий в учебном заведении. Это система работы образовательного пространства по сохранению и развитию здоровья всех его участников – взрослых и детей, обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода и относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать.

Здоровьесберегающие технологии – это шанс взрослых решить проблему здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся, специфики учебного заведения и региональных особенностей.

Для реализации здоровьесберегающих технологий учителя иностранных языков нашего МО соблюдают санитарные нормативы к помещениям и организации занятий. Быть может, я напишу прописные истины, но, мне кажется, без этого не должен состояться учебный процесс.

До и после занятий мы проветриваем классы. В тёплое время года одно из окон открыто во время занятий. Постоянный доступ свежего воздуха (без сквозняков) благотворно влияет на усвоение знаний учащимися. В кабинетах у нас есть термометры, и мы отслеживаем температурный режим – во время занятий + 18 + 20, вне уроков – не ниже + 15.

В течение учебного дня мы следим за освещением, необходимо сберечь зрение наших учеников.

Большое значение имеет расстановка мебели, цвет парт, столов, шкафов и стен. Они имеют светлые «теплые» тона, и парты соответствуют росту детей.

Уроки в разных своих формах (беседы, путешествия, экскурсии, телемосты, компьютерные презентации, конкурсы, соревнования) делают процесс обучения интересным и увлекательным. Ученики получают удовольствие от учебного процесса.

На уроках мы используем физпаузы, что позволяет провести урок интенсивнее и с большей результативностью. Использование подручных средств и музыкального сопровождения делают здоровьесберегающие минутки разнообразными.

Если это происходит в системе, а не разовая акция, то дети понимают значение своего здоровья, они видят, что взрослые сохраняют их здоровье не на словах, а на деле. Постоянство в проведении не вызывает негативного отношения к двигательным упражнениям, способствует формированию культуры движения.

Выполнение учебных упражнений у доски занимает больше времени на уроке, чем выполнение за партой, но это движение. Смена позы (работа в парах, группах, по цепочке с поворотом туловища назад) тоже необходима. Не приветствуется ответ сидя, для здоровья ребёнка - лучше встать. Перед контрольной работой в младших классах мы делаем пальчиковую гимнастику, а в середине урока – самомассаж для снятия напряжения и переутомления. Для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с глаз, плечевого пояса, рук и туловища мы делаем специальные упражнения. Они снимают локальное утомление и оказывают общее воздействие. Утомление с глаз снимает минутка покоя во время урока.

Динамика умственной работоспособности претерпевает различные изменения в процессе проведения урока. Первый период урока – фаза врабатывания, *она длится 2-4 минуты. В эту фазу входят фонетическая и речевые зарядки, так называемый “Warmingup”. Затем работоспособность устанавливается на относительно высоком уровне. Следующие 20-25 минут урока являют собой фазу птимальной устойчивости работоспособности (оптимум, основной этап урока). Здесь мы объясняем новый материал, закрепляем пройденный, делаем опрос. Затем идёт фаза предутомления (5 мин), где снижается внимание. Вот здесь как раз и необходима двигательная активность, закрепление материала с элементами занимательности и игры. Последние 5-10 минут урока педагогически малопродуктивны, но возможно кратковременное повышение работоспособности. Это фаза конечного прорыва (4 мин, желательно провести 2 динамическую паузу, объяснить домашнее задание). Последняя фаза урока – фаза утомления.(2 мин, выставление оценок и подведение итогов урока). Если мы подводим итоги урока с использованием рефлексивного алгоритма, и дети высказывают своё мнение о работе, усталости на их лицах, как и не бывало. С урока они уходят с хорошим настроением.

Индивидуальные способности ребёнка ставятся во главу угла любого урока. Личностно ориентированное обучение и воспитание – это создание условий для получения достойного образования и воспитания. Мы строим уроки с учётом работоспособности детей, с использованием средств наглядности, с выполнением гигиенических требований, при благоприятном эмоциональном настрое, при строгом соблюдении режима занятий. Всё это даёт нам возможность решать одну из задач здоровье сберегающей педагогики – сохранение работоспособности, исключение переутомления, сохранение здоровья детей.

Также мы стараемся создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе группы, стимулировать учащихся к высказываниям, использовать дифференцированные задания и разнообразные игровые технологии; создавать педагогические ситуации общения на уроках, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Ученик чувствует себя комфортно, если для него создана обстановка для естественного самовыражения.

Младший школьный возраст - период особенно интенсивного обучения и имеет большое значение для дальнейшего развития личности. Все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и идеи педагогики оздоровления в младшем школьном возрасте, несомненно, занимают ведущее место в учебном процессе начальной школы.

Проблемы взаимозависимости правильного питания и поддержания организма в хорошей форме, профессионального и любительского спорта и его влияния на продолжительность жизни - это темы, которые мы изучаем в средней и старшей школе. На уроках английского и немецкого языков дети обсуждают вредные привычки молодежи, такие, как курение, употребление спиртных напитков и наркотиков и их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма. Учащиеся обсуждают эти проблемы в диалогах, группах, проводят пресс-конференции, готовят проекты, находя и творчески перерабатывая информацию, что способствует воспитанию их творческих способностей. По результатам мониторинга здоровья и физического развития учащихся нашей школы, наблюдается положительная динамика в улучшении состояния их здоровья.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что личностно ориентированное обучение позволяет параллельно решать задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.

Благодаря личностно ориентированному подходу оказывается возможным обеспечение наиболее комфортных условий для ученика, а следовательно, минимизация негативных факторов, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Как говорят люди верующие: «Здоровье – дар божий». И, если мы будем недобросовестно относится к своему здоровью и здоровью тех, кого нам доверили – это грех.


Презентация «Реализация здоровьесберегающих технологий на основе личностно ориентированного обучения»

Автор: Мазилкина Наталья Николаевна, учитель иностранных языков, МБОУ СШ №41, г. Ульяновск. 


alt