Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5666568
Статья «Методы и приемы работы с текстом на уроках иностранного языка: послетекстовые задания»
Содержание - Иностранные языки
28.05.2021 09:10

Кардаильская Ольга Александровна, учитель английского языка, МБОУ «Гимназия 102 им. М.С.Устиновой», г. Казань, Республика Татарстан. 
В данной статье представлен опыт работы с текстом. Автор предлагает задания, которые направлены одновременно и на понимание прочитанного материала, и на реализацию творческого подхода к чтению. Статья может быть интересна учителям, работающим в средних и старших классах.

 


 

Методы и приемы работы с текстом на уроках иностранного языка: послетекстовые задания

 

Чтение остается одним из ведущих видов деятельности на уроке иностранного языка. В условиях отсутствия языковой среды учащиеся получают возможность расширить словарный запас и пронаблюдать, как функционируют грамматические конструкции в письменной речи. Однако, работа с текстом также несет в себе огромный потенциал для развития мышления и творческих способностей учащихся.

Работа с текстом делится на три этапа:

- дотекстовый (направлен на активизацию фоновых знаний и устранение трудностей до чтения);

- текстовый (работа с языковым материалом и собственно над пониманием содержания текста);

- послетекстовый (контроль понимания текста, углубление в тему, переход к продуктивным умениям).

Рассмотрим приемы и методы работы с текстом после его прочтения.


1.«Определите тон текста».

Учащиеся находят в тексте отражение настроений и установок автора. Ребята должны не просто охарактеризовать тональность (позитивная – негативная - нейтральная), но и доказать свою точку зрения. Для аргументации они находят в тексте примеры эмоционально окрашенной или оценочной лексики, а также лексики, выражающей позицию автора.

Так, например, при работе с текстом в учебнике 8 класса «Spotlight» авт. В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина «Charity begins at home» школьники могут определить тональность как позитивную.

Они находят такие слова и фразы: put words into practice – enthusiasm – helping others – donate money – volunteer – low prices – bargains for everyone – fair trade. Этот ряд выражает такие понятие как участие, взаимопомощь, вовлеченность.

Рассмотрим пример негативной тональности текста, а именно «Altered Images» также из учебника «Spotlight 8» авт. В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулина.

В начале текста мы видим такие фразы, которые явно указывают на позитивную тональность: great skin, fantastic figure. Однако, по мере чтения картина меняется. Учащиеся сосредотачивают внимание на следующих примерах: the truth is, they haven’t – have bad days – get spots and blemishes – gain extra pounds – pay money to make sure they look perfect all the time – every photo has been retouched. Stomachs are flatter, legs are longer, lips are fuller and waists are slimmer. – unreal images – feeling unhappy – phoney. Благодаря этой лексике можно определить, что автор обличает, критикует, негодует.


2.«Отделите факты от мнения»

Такие задания можно удачно использовать с текстами, которые содержат статистику или описание событий / действий. Учащимся также нужно оценить, насколько мнение подтверждает(ся)/ опровергает(ся) данными, с какой целью привидится эта информация.

Так, при изучении темы «A life on the street» в учебнике 11 класса «Spotlight» авт. В.Эванс, Дж. Дули, Б. Оби, О. Афанасьевой, И. Михеевой учащиеся получают следующую таблицу

Facts

Opinions

Around 1200 people sleep rough on the street

Reluctant to open up

Ran away from foster home

It wasn’t so bad

Parents died

Thinking it would be easier to survive in the big city

Stayed on friends couches

How wrong could I be!

Caught a train to London

At least you have a roof over your head

Tried to find a job

That’s a small price to pay for safety

No one would take without a fixed address

It destroys your soul

 


3.«Напишите вопросы к тексту»

Классическое задание к тексту помогает не только вернуться к материалу еще раз и проработать его, но и приобретает особую актуальность в свете подготовки к заданию С4 ЕГЭ. Работа над текстом, таким образом, совпадет с работой над грамматикой – а именно над структурой вопросительных предложений.


4.«Напишите вопросы к автору текста»

Зачастую в учебнике иностранного языка мы находим тексты, которые отличаются своей актуальностью. Или читающие имеют дело с фрагментом текста. В таких случаях учащиеся получают ограниченное, недосказанное знание. Вполне естественно, что им может «заглянуть за кулисы», поэтому хорошим упражнением станет задать вопросы автору и выяснить, что они еще хотели бы узнать по это проблеме.

Например, изучая текст «The Gadget Show on five» в учебнике 9 класса «Spotlight» авт. В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулиной, учащиеся могут составить следующие вопросы к нему

  • How do they test gadgets?
  • How did the idea of the show appear?
  • Which gadgets have they already tested?
  • How do viewers need to do to win a gadget?
  • How do they choose gadgets for testing?

 

5.«Напишите вопросы к персонажам текста»

Тексты в учебниках иностранного языка отличаются наглядностью, современностью, ориентированность на подростков. Школьники встречают в них героев, которых они видели в фильмах или о которых читали в книгах. Поэтому учитель может воспользоваться интересом детей к этим персонажам и попросить задать им вопросы.

Так, после чтения текста, посвященного героям книг в учебнике «Spotlight» 7 классе в теме «Bookworms» учащиеся задают подобные вопросы к Шерлоку Шолмсу:

  • How did you start to solve crimes?
  • Is it a dangerous job?
  • Do you kill people?
  • What equipment do you use?

 

6.«Добавьте, что знаете»

Мир и технологии развиваются быстро и в разных направлениях, поэтому оказывается, что учащиеся оказываются более информированы и грамотны, чем учителя. В связи с этим можно предложить детям поделиться своими знаниями. Это задание позволяет вывести учащихся на монологическое высказывание, а иногда даже и на дискуссию.

Расширить свои компьютерные знания, например, учитель может при работе с текстом учебника 8 класса «Spotlight» авт. В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулиной «Using a computer network». Учащиеся могут предложить свои способы защиты данных или решения проблем с оборудованием.


7. «Придумайте, что может случиться»

Когда мы работаем с художественным текстом, мы обычно имеем дело только с фрагментом. Это хорошая возможность дать волю воображению, почувствовать себя на месте автора.

Так, в 7 классе в учебнике «Spotlight» авт. В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулиной учащиеся знакомятся с отрывком из произведения О.Уальда «Кентервильское привидение». Фрагмент заканчивается увлекательным моментом, когда привидение остается обескураженным после разговора с новым хозяином дома с бутылочкой смазки в руках. Учащиеся предлагают свои варианты дальнейшего развития события.

Если история представлена полностью и логически завершена, то стоит вспомнить подобное задание «Придумайте альтернативное окончание».

 

8. «Вопросы для дискуссии»

Обсуждение после текста помогает организовать повторение изученного материала. Более того, дискуссия помогает узнать мнение детей о прочитанном. Мы также учим школьников давать аргументированную оценку, развиваем самостоятельность мышления.

Вариантами универсальных вопросов могут быть:

1. How can we solve the problem?

2. What is the reason for…?

3. In which ways is the author right or wrong?

4. How does it concern us?

 

9. «Сравните тексты».

После работы с учебником можно найти текст по той же проблеме из других пособий или источников и предложить учащимся сравнить их.

Вернемся к тексту, который уже упоминался сегодня, «Charity begins at homes». Его можно сравнить с текстом «Small Change for a Big Difference».

Критериями для сравнения могут стать

- С какой целью написан текст

- Какой текст полнее раскрывает проблему

- Насколько вовлечен автор

- Какой текст сильнее воздействует на читателя.

 

10. «Преобразуйте информацию в график / диаграмму / схему»

Такие задания характерны для технологии развития критического мышления учащихся. В практике более распространены такие схемы как, например, «Фишбоун» или «Дерево вопросов», но перед учителем огромный выбор. Подобная деятельность развивает мыслительные навыки школьников, учит работать с информацией, выделять главное и второстепенное, проводить анализ различных аспектов явлений.

 

11. «Организуйте опрос»

Большая часть текстов, особенно в начальной и средней, непосредственно касаются многих сторон жизни детей. С помощью опроса по тексту, учащиеся проведут условную коммуникацию по мотивам текста и узнают больше друг о друге.

Учебник 3 класса «Spotlight» авт. В. Эванс, Дж. Дули, Н. Быкова, М. Поспелова предлагает текст, посвященный теме «Школьные предметы». После работы с ним, учащимся предлагается организовать опрос и задать каждому участнику группы вопрос «What is your favourite subject?» и заполнить следующую таблицу

Name of your group mate

Name of the subject

Name of the subject

Name of the subject

Name of the subject

Name of the subject

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После заполнения таблицы, все вместе подсчитывают, сколько людей в группе любят отдельные предметы.

Таким образом, послетекстовый этап ориентирован на развитие личности средствами иностранного языка. Целенаправленная работа с текстом позволяет научить детей находить нужную информацию, преобразовывать ее, структурировать знания. Результатом такой деятельности является приобретение социально-нравственного опыта и познание себя и окружающего мира.