Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7326793
Статья «Творческие задания как средство создания креативной образовательной среды на уроках английского языка»
Содержание - Иностранные языки
05.09.2022 05:25

Кардаильская Ольга Александровна, учитель английского языка, МБОУ «Гимназия 102 им. М.С.Устиновой», г.Казань, республика Татарстан. 
В данной статье представлены способы создания креативной среды на уроках английского языка. Автор предлагает систему заданий, которые направлены на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся, раскрытие их творческого потенциала. Статья может быть интересна учителям и педагогам дополнительного образования.

 


 

Творческие задания как средство создания креативной образовательной среды на уроках английского языка

 

В аспекте иноязычного образования под креативной средой понимается информационно-образовательное пространство, стимулирующее интеллектуальный и творческий рост ребенка, желающего и способного вести эффективную коммуникацию на иностранном языке. Такая среда не только предоставляет возможность каждому обучающемуся развить исходный творческий потенциал, но и пробуждает потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, формируя у ребенка объективную самооценку. Креативная среда на уроках иностранного языка позволяет решить целый ряд задач:

1) образовательные: формирование коммуникативной компетенции учащихся; овладение ими базовыми знаниями иностранного языка; изучение географических, исторических, культурных реалий;

2) развивающие: развитие познавательных психических процессов у школьников, а также формирование творческого и логического мышления;

3) воспитательные: вырабатывание толерантного отношения к культуре и народам стран изучаемого языка; повышение мотивации школьников к изучению иностранного языка; воспитание бережного отношения к родному языку через сопоставительный анализ культурных ценностей стран.

Созданию креативной среды способствуют следующие условия:

- применение современных эффективных методик преподавания;

- соответствие мировым стандартам обучения иностранным языкам;

- коммуникативная направленность;

- систематизация новых знаний, формирование лексико-грамматических навыков и развитие умений говорения, восприятия на слух, письма и чтения;

- подготовка к межкультурной коммуникации и установление межкультурных связей, изучение особенностей страны изучаемого языка;

- мониторинг динамики успеха обучающихся посредством регулярного тестирования, обязательный анализ успеваемости и подготовка рекомендаций по улучшению усвоения иностранного языка;

- гибкая система обучения, открывающая возможности для творчества и самостоятельной работы, способствующая развитию критического мышления, а также совершенствованию языковых навыков и коммуникативных умений, способность участвовать в обсуждениях;

- опора на родной язык, использование жизненного и языкового опыта детей в процессе обучения.

Креативная среда образования достигается при условии учета следующих направлений:

1) формы организации урока

2) организация пространства

3) формы работы учащихся на уроках

4) формы подачи материала

5) типы заданий, выполняемых учащимися на уроке

В этой статье мы рассмотрим творческие задания. Их можно давать во всех классах по разным темам. При разработке упражнений учитываются:

- общий уровень развития класса;

- уровень сформированности креативной среды ученического коллектива;

- возрастные и личностные особенности учащихся;

- особенности учебного предмета.

Согласно целям и задачам творческие работы:

- формируют культурную социально активную языковую личность;

- способствуют усвоению грамматики, запоминанию новых слов и выражений, грамотному употреблению их в устной и письменной речи;

- развивают самостоятельность действий учеников по приобретению новых языковых и социокультурных знаний, практических умений межличностного общения;

- являются способом самостоятельного изучения поликультурной картины народов стран изучаемого языка во всем ее многообразии, географических особенностей, истории и исторического наследия;

- побуждают применять информационно-компьютерные технологии.

Существуют разные виды творческих заданий. Они могут развивать:

- языковую компетенцию (лексика, фонетика, грамматика);

- речевую компетенцию (во всех видах деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо);

- социокультурную компетенцию (система ценностей, реалии жизни).

Виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию:

- книжка-малышка, например, «Овощи. Фрукты»;

- проект расписания уроков, ресторанного меню, меню на неделю;

- иллюстрированный тематический словарь, например, «Квартира. Предметы домашнего обихода»;

- план-схема квартиры;

- кроссворды по отдельным темам, например, «Животные», «Англия».

Виды творческих заданий, способствующие развитию речевой компетенции:

- изготовить веселого человечка, устно его описать;

- иллюстрированные сочинения «Моя любимая картина», «Моё любимое место», «Моя семья», «Моя квартира»;

- рассказ о любимом времени года, о книге, фильме, друге, школе, городе с использованием фотографий, портретов, иллюстраций;

- мини-исследование с анализом стихов;

- художественный перевод стихотворений с иллюстрацией;

- изготовить макет «Город моей мечты», устно его описать.

Виды творческих заданий, направленные на развитие социокультурной компетенции:

- иллюстрированный реферат «Мой любимый художник. Его творчество»;

- эскиз приглашения на день рождения, поздравительные открытки к праздникам;

- сопоставительный анализ расписания уроков в стране изучаемого языка и России;

- написание электронного письма.

Граница между разными видами творческих заданий условна, так как все они могут сочетаться друг с другом и обуславливаются коммуникативным характером обучения, активизирующим познавательную активность в процессе обучения, благодаря чему формируются способности и потребность к саморазвитию, самоактуализации и самореализации при изучении иностранного языка.

К творческим заданиям относят интерактивные ролевые игры и открытые обсуждения. Их использование – эффективный прием активизации изученного материала и побуждения учащихся к устному высказыванию. Например, при изучении темы «Достопримечательности» в рамках речевой ситуации «Выбор туристического маршрута», после выполнения упражнений, направленных на формирование лексико-грамматические навыков, на развитие навыков чтения и аудирования, ребятам предлагается обсудить и определить: «Какие достопримечательности лучше выбрать для посещения?» Для этого группа делится на несколько команд, которые предлагают разные маршруты. Также учащихся просят подготовить аргументы в пользу своего выбора и против выбора оппонентов и постараться убедить другие команды изменить свое решение. Затем проводится анализ ошибок, которые встретились при обсуждении.

Такие задания способствуют практическому применению языка. Дети становятся свободнее, снимается как языковой барьер, так и в целом страх выступлений перед аудиторией. Кроме того, такие задания полезны, ведь они запоминаются учащимися.

За творческие работы выставляются две оценки: первая – за оригинальность оформления работы, идею (успеваемость – 100%); вторая – за материал на иностранном языке (в зависимости от правильности выполнения задания); тем самым реализуется один из основополагающих принципов дидактики – «всемерное стимулирование и мотивация положительного отношения школьников к учению».

Выполнение творческих работ учащимися создают положительный настрой при изучении иностранного языка и в целом повышают интерес к предмету. Ученики с увлечением выполняют работы, так как у них появляется возможность проявить свою индивидуальность.

Творческие задания дают несомненные результаты, так как опираются на учебные достижения ребенка и вызывают положительные эмоции. Ученики приобретают опыт эмоционального отношения к своей деятельности, выражающей систему ценностей и взглядов личности. Они учатся творчески подходить к решению задачи и обеспечивают свободу выбора способов действий, а также множество вариантов выполнения работы.