Статья «Творческие задания как средство создания креативной образовательной среды на уроках английского языка» |
Содержание - Иностранные языки |
05.09.2022 05:25 |
Кардаильская Ольга Александровна, учитель английского языка, МБОУ «Гимназия 102 им. М.С.Устиновой», г.Казань, республика Татарстан.
Творческие задания как средство создания креативной образовательной среды на уроках английского языка
В аспекте иноязычного образования под креативной средой понимается информационно-образовательное пространство, стимулирующее интеллектуальный и творческий рост ребенка, желающего и способного вести эффективную коммуникацию на иностранном языке. Такая среда не только предоставляет возможность каждому обучающемуся развить исходный творческий потенциал, но и пробуждает потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, формируя у ребенка объективную самооценку. Креативная среда на уроках иностранного языка позволяет решить целый ряд задач: 1) образовательные: формирование коммуникативной компетенции учащихся; овладение ими базовыми знаниями иностранного языка; изучение географических, исторических, культурных реалий; 2) развивающие: развитие познавательных психических процессов у школьников, а также формирование творческого и логического мышления; 3) воспитательные: вырабатывание толерантного отношения к культуре и народам стран изучаемого языка; повышение мотивации школьников к изучению иностранного языка; воспитание бережного отношения к родному языку через сопоставительный анализ культурных ценностей стран. Созданию креативной среды способствуют следующие условия: - применение современных эффективных методик преподавания; - соответствие мировым стандартам обучения иностранным языкам; - коммуникативная направленность; - систематизация новых знаний, формирование лексико-грамматических навыков и развитие умений говорения, восприятия на слух, письма и чтения; - подготовка к межкультурной коммуникации и установление межкультурных связей, изучение особенностей страны изучаемого языка; - мониторинг динамики успеха обучающихся посредством регулярного тестирования, обязательный анализ успеваемости и подготовка рекомендаций по улучшению усвоения иностранного языка; - гибкая система обучения, открывающая возможности для творчества и самостоятельной работы, способствующая развитию критического мышления, а также совершенствованию языковых навыков и коммуникативных умений, способность участвовать в обсуждениях; - опора на родной язык, использование жизненного и языкового опыта детей в процессе обучения. Креативная среда образования достигается при условии учета следующих направлений: 1) формы организации урока 2) организация пространства 3) формы работы учащихся на уроках 4) формы подачи материала 5) типы заданий, выполняемых учащимися на уроке В этой статье мы рассмотрим творческие задания. Их можно давать во всех классах по разным темам. При разработке упражнений учитываются: - общий уровень развития класса; - уровень сформированности креативной среды ученического коллектива; - возрастные и личностные особенности учащихся; - особенности учебного предмета. Согласно целям и задачам творческие работы: - формируют культурную социально активную языковую личность; - способствуют усвоению грамматики, запоминанию новых слов и выражений, грамотному употреблению их в устной и письменной речи; - развивают самостоятельность действий учеников по приобретению новых языковых и социокультурных знаний, практических умений межличностного общения; - являются способом самостоятельного изучения поликультурной картины народов стран изучаемого языка во всем ее многообразии, географических особенностей, истории и исторического наследия; - побуждают применять информационно-компьютерные технологии. Существуют разные виды творческих заданий. Они могут развивать: - языковую компетенцию (лексика, фонетика, грамматика); - речевую компетенцию (во всех видах деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо); - социокультурную компетенцию (система ценностей, реалии жизни). Виды творческих заданий, развивающие языковую компетенцию: - книжка-малышка, например, «Овощи. Фрукты»; - проект расписания уроков, ресторанного меню, меню на неделю; - иллюстрированный тематический словарь, например, «Квартира. Предметы домашнего обихода»; - план-схема квартиры; - кроссворды по отдельным темам, например, «Животные», «Англия». Виды творческих заданий, способствующие развитию речевой компетенции: - изготовить веселого человечка, устно его описать; - иллюстрированные сочинения «Моя любимая картина», «Моё любимое место», «Моя семья», «Моя квартира»; - рассказ о любимом времени года, о книге, фильме, друге, школе, городе с использованием фотографий, портретов, иллюстраций; - мини-исследование с анализом стихов; - художественный перевод стихотворений с иллюстрацией; - изготовить макет «Город моей мечты», устно его описать. Виды творческих заданий, направленные на развитие социокультурной компетенции: - иллюстрированный реферат «Мой любимый художник. Его творчество»; - эскиз приглашения на день рождения, поздравительные открытки к праздникам; - сопоставительный анализ расписания уроков в стране изучаемого языка и России; - написание электронного письма. Граница между разными видами творческих заданий условна, так как все они могут сочетаться друг с другом и обуславливаются коммуникативным характером обучения, активизирующим познавательную активность в процессе обучения, благодаря чему формируются способности и потребность к саморазвитию, самоактуализации и самореализации при изучении иностранного языка. К творческим заданиям относят интерактивные ролевые игры и открытые обсуждения. Их использование – эффективный прием активизации изученного материала и побуждения учащихся к устному высказыванию. Например, при изучении темы «Достопримечательности» в рамках речевой ситуации «Выбор туристического маршрута», после выполнения упражнений, направленных на формирование лексико-грамматические навыков, на развитие навыков чтения и аудирования, ребятам предлагается обсудить и определить: «Какие достопримечательности лучше выбрать для посещения?» Для этого группа делится на несколько команд, которые предлагают разные маршруты. Также учащихся просят подготовить аргументы в пользу своего выбора и против выбора оппонентов и постараться убедить другие команды изменить свое решение. Затем проводится анализ ошибок, которые встретились при обсуждении. Такие задания способствуют практическому применению языка. Дети становятся свободнее, снимается как языковой барьер, так и в целом страх выступлений перед аудиторией. Кроме того, такие задания полезны, ведь они запоминаются учащимися. За творческие работы выставляются две оценки: первая – за оригинальность оформления работы, идею (успеваемость – 100%); вторая – за материал на иностранном языке (в зависимости от правильности выполнения задания); тем самым реализуется один из основополагающих принципов дидактики – «всемерное стимулирование и мотивация положительного отношения школьников к учению». Выполнение творческих работ учащимися создают положительный настрой при изучении иностранного языка и в целом повышают интерес к предмету. Ученики с увлечением выполняют работы, так как у них появляется возможность проявить свою индивидуальность. Творческие задания дают несомненные результаты, так как опираются на учебные достижения ребенка и вызывают положительные эмоции. Ученики приобретают опыт эмоционального отношения к своей деятельности, выражающей систему ценностей и взглядов личности. Они учатся творчески подходить к решению задачи и обеспечивают свободу выбора способов действий, а также множество вариантов выполнения работы. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».