Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7706621
Статья (опыт работы) "Методы формирования, развития и совершенствования навыков аудирования при подготовке к итоговой аттестации"
Содержание - Иностранные языки
03.06.2024 05:53

Быкова Ольга Викторовна, учитель английского языка, МАОУ СОШ № 1 с углублённым изучением отдельных предметов «Полифорум», г. Серов, Свердловская область. 
Статья раскрывает основные возможности подготовки обучающихся к контролю знаний по аудированию. Автор делится опытом работы по вопросу совершенствования аудитивных навыков у обучающихся школы. Текст будет интересен практикующим учителям иностранного языка.

 


 

Методы формирования, развития и совершенствования навыков аудирования при подготовке к итоговой аттестации

 

Аудирование – важная часть изучения любого иностранного языка. Этот раздел входит в итоговую школьную аттестацию ОГЭ и ЕГЭ, проверочные работы, а также в большинство международных экзаменов по английскому языку.

Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку аудирование предполагает восприятие на слух и понимание текстов с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание. Полному и точному пониманию подлежат высказывания учителя, речь одноклассников в виде коротких сообщений, соотносимых с учебно-трудовой, социально-бытовой сферами общения, построенных на знакомом языковом материале.

Аудирование составляет часть речевых умений обязательного минимума образовательных программ по иностранным языкам. Оно, как часть устной коммуникативной деятельности, используется в любом устном общении. Без овладения аудированием невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества.

Восприятие английской речи на слух часто вызывает трудности у учеников. Но аудирование можно и нужно развивать, как и любой другой навык. Ведь чем чаще мы слушаем английскую речь, тем быстрее идет прогресс в изучении языка.

Причем, я хочу подчеркнуть, что аудирование – не изолированный вид речевой деятельности, он находится в тесной взаимосвязи с говорением, чтением и письмом.

Таким образом, будучи тесно связано с другими видами речевой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении иностранного языка и особенно при коммуникативно-направленном обучении. аудирование играет значительную роль в обучении и познании, т.к. большую часть информации человек получает по слуховому каналу. Аудирование также учит вслушиваться, т.е. вырабатывает внимание; развивает слуховую память; является одним из важнейших средств говорению; стимулирует общение; развивает умение дифференцировать звуки, объединять их в комплекс, удерживать в памяти и прогнозировать.

На первых порах иностранная речь кажется ученикам слишком быстрой. Она больше напоминает невнятный набор звуков, чем связные предложения со смыслом. Новичкам трудно воспринимать язык на слух, поэтому они неохотно занимаются аудированием. Преподаватели отмечают его как одно из самых слабых мест у большинства учеников.

В настоящее время современные технические условия, такие как аудио-видео записи, интернет позволят в полной мере не только формировать навыки аудирования, но развивать и усовершенствовать их. В данном вопросе основными критериями обучения являются: комплексный подход в обучении аудированию, систематическое использования различных методов, поэтапное внедрение различной степени сложности упражнений, дифференцированный подход.

Учитывая тот факт, что обучение английскому языку начинается со 2 класса, это дает нам большие возможности как можно раньше научить детей слушать, распознавать и понимать иностранную речь.

На каждой ступени обучения используются свои методы, подходы и технологии. Чем старше дети, тем интенсивнее внедряются усложненные упражнения. Но структура обучения едина для любой возрастной категории.

В программе по иностранным языкам аудирование определяется как умение воспринимать на слух иноязычный текст, понимать несложные тексты с разной глубиной проникновения в их содержание, с выборочным пониманием и полным пониманием текста в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

При этом предусматривается развитие умений:

  • выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;
  • выбирать главные факты;
  • выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст;
  • игнорировать незнакомый языковой материал, несущественный для понимания;
  • определять своё отношение к фактам, извлекать из аудиотекста необходимую информацию;

В то же время восприятие английской речи на слух нередко вызывает трудности у учеников. Но, как и любой навык, аудирование можно и нужно развивать.

Проблема в том, что это навык, и его нельзя развить очень быстро, требуется достаточное количество времени. Поэтому обязательно присутствие аутентичных материалов на каждом уроке, таких как песни, стихи, видео фрагменты, аудио материалы.

Используемые на практике упражнения и задания позволяют постепенно и целенаправленно формировать навыки аудирования, формировать определенные общеучебные и специальные умения.

  • Повторение за диктором, которое может быть в паузу или синхронно. Это упражнение считается базовым и широко используется на начальном этапе обучения.
  • Упражнения на развитие речевого слуха. Развивая речевой слух, можно использовать аудирование со зрительной опорой, либо направленное аудирование – аудирование на узнавание конкретных слов, структур, извлечение конкретной информации.
  • Упражнения на тренировку памяти.
  • Найти ошибки, расхождения между устным и печатным текстом;
  • Запомнить даты, имена, названия и т.д., а затем воспроизвести в той же последовательности;
  • Прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку;
  • Прослушать слова и повторить только те, которые относятся к какой-либо одной теме.
  • Упражнения на тренировку вероятностного прогнозирования.
  • Подобрать определения к словам;
  • Составить словосочетания;
  • Закончить фразу, текст и т.д.
  • Определить содержание по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам и т.д.
  • Увеличивать словарный запас. Чем больше лексический запас, тем легче будет воспринимать речь на слух. Ученик не сможете понимать носителей, пока не обзаведется приличным «багажом» слов.

Также, не стоит пренебрегать изучением идиом и сленговые выражений, они часто используются в разговорном английском. Применение песенного материала на протяжении всего обучения ребенка очень важно, т.к. музыка всегда сопровождает их и при воспитание музыкального вкуса мы должны направить детей слушать зарубежную музыку. Также в подростковом возрасте – они почти все постоянно слушают музыку. Правильно сформированная музыкальная привычка поможет им в выборе музыки.

В своей педагогической практике для развития навыков аудирования активно использую песенные материалы. Песня - это аутентичный материал, взятый из оригинальных источников. Песенные задания предлагают послушать и вставить слова, послушать и исправить ошибки, послушать и выбрать правильный вариант.

При использовании музыкальных отрывков для обучения аудированию, навык распознавания речи на слух формируется быстрее. Песни благотворно влияют и на другие языковые навыки, а также на восприятие грамматики и увеличение словарного запаса.

В процессе преподавания английского языка на начальном этапе обучения нестандартные формы подачи языкового материала являются самыми действенными для изучения. Песенный материал часто заимствую из аутентичного пособия PICTUREDICTIONARY, а также с YouTube, из разных аутентичных пособий таких издательств как MACMILLAN (MACMILLANSTARTER, ACADEMYSTARS), OXFORDUNIVERSITYPRESS (FAMILYandFRIENDS).

В нашей школе ежегодно проходит фестиваль «Битва хоров». Ребята готовят песни на английском языке для исполнения. Для обучающихся начальной школы песенный репертуар подбирается учителем, а вот в среднем и старшем звене дети подходят к выбору самостоятельно.Наблюдение за процессом подготовки к этому мероприятию еще раз доказывает, что песня ускоряет привыкание к звучанию английской речи. При прослушивании и исполнении песен дети быстрее схватывают мелодику языка, его ритм и особенности чередования ударных и безударных слогов.

На уроках английского языка, если позволяет время, а также на различных дополнительных занятиях при обучении аудированию мною активно используются средства ИКТ.

Команда педагогов SKYTEACH рекомендует огромный список платформ, с помощью которых можно эффективно развивать навыки аудирования.

Мне бы хотелось остановиться подробнее на платформе BRITISHCOUNCIL. Это отличный онлайн-инструмент, где представлены ресурсы, помогающие мне эффективно и в познавательной форме реализовать цели обучения аудированию с обучающимися 5-11 классов. Подобные задания использую как для развития навыков аудирования у обучающихся, так и для контроля знаний. Учебные материалы в разделе LISTENING написаны и упорядочены по уровням. Есть записи различных ситуаций и интерактивные упражнения, которые отрабатывают навыки аудирования, необходимые для успешной учебы в школе, получения хороших оценок на контрольных и экзаменах.

Аудиоматериалы представлены на разные темы. Неоспоримым преимуществом данного сайта является живая английская речь, более естественная, нежели в учебниках, которая, бесспорно, расширяет фонетический и лексический кругозор обучающихся. Каждая запись сопровождается транскриптом (можно читать синхронно с прослушиванием), целым комплектом заданий: тестами на понимание прослушанного аудиоматериала, заданиями на лексику и спикинг.

Работа с тектом обязательно проходит в три основных этапа:

1. Предтекстовыйэтап (Pre-listening).

2. Текстовыйэтап (While-listening).

3. Послетекстовый этап (Post-listening).

Предлагая интересные аутентичные аудиотексты, я погружаю детей в языковую среду, а выполнение интересных заданий дают возможность получить удовлетворение от слушания, повышает интерес к изучению языка, стимулирует детей к самостоятельным устным и письменным высказываниям.

Задания международных экзаменов регулярно использую на своих уроках. Чаще всего это задания из экзамена PTE (Pearson Tests of English/PTE Young Learners) – экзамен, предназначенный для самых юных кандидатов – детей от 8 до 15 лет. Задания представлены в интересном современном формате, позволяют тренировать навык аудирования и осуществлять полноценную подготовку и контроль знаний у обучающихся.

Отечественная платформа СДАМ ГИА предлагает возможности для тренировки навыков аудирования на уровень ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и даже олимпиадные задания. Задания скачиваю, оформляю сборники для работы и регулярно практикую на занятиях.

Активно применяю в своей работе видеоматериала из аутентичного пособия SOLUTIONS. Интересные видеосюжеты отражают реалии страны изучаемого языка, озвучиваются носителями и оснащены эффективными практиками на всех этапах работы с сюжетом.

Самым эффективным вариантом подготовки к контрольным заданиям по аудированию является регулярная практика. Чем чаще ученик будет сталкиваться с аудированием, тем меньше будет страха перед незнакомыми текстами. Не менее важно научиться быстро анализировать информацию. Этот навык пригодится и на ЕГЭ.

В заключении хочу отметить, что коммуникативная особенность аудирования как вида речевой деятельности, имеет главенствующую роль на всех этапах обучения иностранному языку и постоянно растущие требования к уровню владения иностранными языками требует от современного учителя обязательного включения в свою работу подобных заданий.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР