Методическая разработка урока «Когда я думаю О Родине». |
Содержание - Русский язык и литература |
Канаева Вера Юрьевна, директор школы, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ с. Сытомино, Сургутский район, Тюменская область.
Дата публикации: 21.05.2015 г. «Когда я думаю о Родине…» (А.Прокофьев в 5 классе) Сколько звезд голубых, сколько синих, А. Прокофьев.
Урок провожу в форме коллективного размышления, разговора о самом сокровенном – о Родине. Разговор на уроке начинаю с вопросов ученикам, потому что вопросы «раскачают» подсознание ученика, заставят работать их воображение, вызовут потребность общения. Всегда надо спрашивать с обычного, и, на первый взгляд, простого, но… значительного: - Что такое по-вашему Родина? - Какой смысл вы вкладываете в слово «Родина», каким содержанием наполняете его? - О чем вы вспоминаете, когда думаете о Родине? - Как называют человека, который бережет Родину, переживает за нее, охраняет ее? Конечно же, этот человек – патриот. Спрашиваю у ребят, кто из них может объяснить как образовалось это слово?? Работаем с толковым словарем С.И. Ожегова. Слово «padre» означает «отец». Значит патриот – это человек, который любит свое отечество. - Как вы думаете, Родина и Отечество – это одно и тоже? - А, когда мы особенно вспоминаем о Родине, об Отечестве? Конечно же, когда ему угрожает опасность, или когда надолго уезжаем из своей страны. Но каждый из нас в такие минуты по-своему говорит об этом: один – грустным молчанием, другой, может быть, плачет, третий поет, чтобы не так было тяжело. А вот поэт по-особенному выражает свое отношение к Родине – в стихах, наполняя их своими переживаниями, настроением, но заметьте, близким почти каждому из нас. Не потому ли «сердечные» стихи столь долго живут в наших сердцах? Они, как напоминание, сопровождают нас всю жизнь. И на такое «напоминание» имеет неограниченное право только поэт. Об одном из них – Александре Андреевиче Прокофьеве – мы поговорим на уроке. Родился А.А. Прокофьев на Ладоге, в селе Кобоны. Эта сторона России богата фольклором, народными традициями и обычаями. И когда читаешь произведения поэта, то в его стихах о России особенно ощутимо биение сердца, а разговор о любви к ней ведется самыми простыми, самыми обыденными словами, но очень емкими и глубокими. Родина поэта – скромная пристань Кобоны на Новоладожском канале – навсегда вошла в историю Великой Отечественной войны. Расположенная в 109 километрах от Ленинграда, она была начальным этапом Дороги жизни и свидетельницей бесчисленных человеческих трагедий, рожденной этой ужасной войной. С конца ноября 1941 года по хрупкому, неокрепшему льду озера шли десятки, сотни автомашин, которые везли в Ленинград продукты, боеприпасы и вывозили оттуда людей, умирающих от голода, изможденных тяжелым трудом, раненых, а также военную продукцию заводов города на Неве. Сейчас у моста поставлен гранитный столб с надписью: «Через Кобону шла Дорога жизни. Она, прорвав фашистскую блокаду, соединила сердце Ленинграда с родной Москвой, Советской Отчизной, 1941 – 1943». Написал это текст Александр Прокофьев, который глубокими корнями, сердцем был связан с этими местами. Александру Андреевичу с самого детства пришлось слышать много народных песен, которые пели и мать Анна Степановна, и отец Андрей Прокопьевич. В семье любили «Коробушку», «Варяга», «Окрасился месяц багрянцем», которую впоследствии исполняла знаменитая русская певица Лидия Русланова (прослушивание грамзаписи). В годы Великой Отечественной войны Прокофьев был в числе защитников города на Неве. Он, с другими писателями, ездил к бойцам читать свои стихи, выступал по радио. Вот как звучали строки его стихотворения «Клятва»: Тишина. Примолкла на час канонада, Скрыто все этой режущей слух тишиной. Рядом - город бессмертный. За честь Ленинграда встали сосны стеной, Люди встали стеной! В годы войны Александр Андреевич много работал. Свидетельство тому сборники его стихов: «Таран», «Атака», «Фронтовые стихи», «Гармонь», «Россия». Стихам этого времени присуща возвышенная романтичность, гордость за свой мужественный народ и, конечно, неизмеримая любовь к своей Родине. Тему Родины разрабатывали все поэты, но по-разному, каждый исходил из тех задач, которые ставили перед ним условия жизни, само Время. Одним из таких стихов, посвященных теме Родины, является «Мне о России надо говорить»: Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили. Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: Россия! Сильнее всех имен произнести, Сильнее матери, любви сильнее, И на устах отрадно пронесет К поющим волнам, что вдали синеют. Не раз наедине я был с тобой, Просил участья, требовал совета, И ты всегда была моей судьбой, Моей звездой, неповторимым светом. Он мне сиял из материнских глаз, И в грудь вошел, и в кровь мою проник, И если б он в груди моей погас, То сердце разорвалось в тот же миг! После выразительного чтения стихотворения провожу анализ стихотворения – своеобразный разговор о прочитанном. Цель анализа – открыть ученикам глубинное содержание стихотворения, а в их душах найти те скрытые пружины, которые заставили бы понимать, думать и чувствовать. Безусловно, большую роль в этом разговоре принадлежит вопросу. Это стихотворение изучается в классах с различным уровнем подготовки. Поэтому из предложенных вопросов для учащихся можно выбрать только те, которые близки их опыту работы со стихотворным произведением. Можно предложить учащимся следующие вопросы: 1. Какие жизненные события побудили автора написать это стихотворение? 2. В каких строках заключена его главная мысль? 3. Почему слово «Россия» для поэта «сильнее матери. Любви сильнее»? 4. Почему Россия, ее судьба является судьбой поэта? 5. О каком свете идет речь в стихотворении? Что это за свет? 6. Почему поэту надо говорить о России? 7. Без чего не может жить поэт? Отчего может разорваться его сердце? 8. Какие слова из стихотворения вы бы выбрали для выражения своей любви к России? 9. Какие строчки стихотворения вам особенно близки? После анализа стихотворения подвожу итоги. А потом учимся выразительно читать стихотворение.
Домашнее задание: предлагаю учащимся подготовить выразительное чтение стихотворения и подобрать иллюстрации к стихотворению «Мне о России надо говорить». Сноски: Батракова С.Н., Левина М.М. Эмоциональное воздействие на учащихся в процессе обучения,- Советская педагогика, 1981, №3 Иванихин В.В. Организация учебной работы на уроках литературы как средство формирования интереса к предмету. Автореф… канд.пед. наук.-Л., 1983. Марацман В.Г., Чирковская Т.В. Изучение литературного произведения в школе.-М.: Просвещение,1977. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».