Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7431177
Учим учиться читать.
Содержание - Русский язык и литература

Зацепина Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №3» г. Новый Оскол Белгородской области. 
Главная цель написания статьи в том, чтобы преподавание литературы в школе стало интересным. И в этом должны быть заинтересованы и учащиеся, и учителя, и родители. Совместная работа поможет в духовном развитии наших детей, даст возможность заинтересовать, приобщить их к литературе. Большая роль в статье отводится очным экскурсиям на родину писателей и поэтов, посещениям музеев… Статья предназначена для чтения учащимся, коллегам - учителям и родителям.

 

Дата публикации: 03.09.2015


Учим учиться читать
(Чтобы литература стала интересным предметом)

Литература… Каждый учитель с 5 класса объясняет учащимся, что это слово произошло от латинского litteratura ( а «littera» означает буква), что слово является многозначным. В первом своем значении литература – это «совокупность письменных и печатных произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества в целом». Такое толкование дает нам Толковый словарь русского языка под редакцией профессора Д.Н.Ушакова. В школе литература – это учебный предмет, который изучается на базовом или профильном уровне. Поэтапно год за годом мы изучаем литературу от устного народного творчества до произведений современных писателей и поэтов. От других видов искусств литературу отличает то, что она раскрывает человеческую душу, красоту и величие природы с помощью слова… Она «говорит языком человеческой речи, её произведения сотканы из слов»… В своей статье «Книга – ваш друг и учитель» С.Я.Маршак подчеркивает, что «читать книги можно по-разному, можно «глотать» книжку за книжкой – сто книжек в месяц, - скользить по страницам бегло, поверхностно, интересуясь только тем, что будет дальше. А можно читать бережно, неторопливо, перечитывая страницу за страницей, книгу за книгой, замечая каждую новую мысль, каждое образное слово… Но для того чтобы по-настоящему услышать голос писателя, нужно учиться читать… Учиться читать надо всю жизнь!» Учиться читать учим и мы своих учеников на каждом своем уроке. Эти слова детского писателя для каждого учителя литературы стали своеобразным призывом. Ведь задача каждого из нас – научить детей читать вдумчиво, уметь прочувствовать прочитанное, суметь перенестись в мир героев, понять их переживания, взгляды на жизнь, стремления, увлечения, социальную значимость.

Прежде чем мы приступаем к изучению того или иного произведения, обязательно знакомим детей с биографией писателя. На уроках используем инновационные технологии, ресурсы Интернет-сайтов… Показ презентационного материала, составленного учителем или учащимися, фотогалерея о разных периодах жизни писателя, сообщения, рефераты, буклеты, печатные и электронные тесты в качестве контрольного материала – это далеко не весь перечень используемого на таких уроках. И все, конечно же, доступно и обязательно применяется каждым учителем. Но ведь это заочное изучение материла по биографии писателей. А ведь очная экскурсия оставит больше впечатлений и запомнится учащимся на всю жизнь. Хочу привести пример из своего опыта работы.

В 2013 году со своими десятиклассниками по туристической путевке я побывала в Санкт-Петербурге, в прекрасном городе на Неве, очень богатом своей историей и достопримечательностями. В рамках экскурсионной программы было предусмотрено посещение лицея в Царском Селе, в котором училось много замечательных людей, в том числе и А.С.Пушкин. «Лицейский период» в творчестве Пушкина к тому времени хорошо был знаком ребятам. Но насколько впечатляющим было пройтись по коридорам, по которым ходили лицеисты, увидеть их комнаты в том же «убранстве», посетить классы, где за партами они занимались разными науками, почувствовать дух «святого братства», той «лицейской республики», которую так любили Пушкин и его друзья. Из увлекательного рассказа экскурсовода ребята узнали и о том, что по вечерам неразборчивый почерк поэта переписывал его друг-лицеист Данзас, который станет секундантом Пушкина в той трагической дуэли с Дантесом. Эта экскурсия - лишь маленькая частичка в изучении творчества поэта, но она произвела огромное впечатление на ребят.

А ведь сколько музеев, посещение которых желательно и необходимо как нашим учащимся, так и нам, учителям. Это и государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» в селе Лермонтово Пензенской области, и государственный мемориальный и

природный музей-заповедник И.С.Тургенева в селе Спасское-Лутовиново Орловской области, где до сих пор растет тот «тургеневский дуб», ставший для Тургенева символической частичкой, связывающей писателя с родиной. Умирая на чужбине, он напишет одному из своих друзей, поэту Я.П.Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу»…

После посещения таких памятных мест будет о чем задуматься учащимся, переосмыслить увиденное, заинтересоваться творчеством писателей в дальнейшем.

Интересное большое празднование под названием «Шолоховская весна» проходит в майские дни в станице Вешенской Ростовской области (11 мая 1905 года родился М.А.Шолохов). Дом-музей Шолохова открыт в этот день жителям и гостям станицы. Рассказы экскурсоводов, показ достопримечательностей Вешенской, экскурсия в хутор Кружилин (место рождения М.А.Шолохова), выставка поделок мастеров народного творчества, концерт с участием разных коллективов в национальных костюмах, праздничный салют – вот программа этого весеннего праздника. Такая экскурсия, основанная на личных впечатлениях одиннадцатиклассников, могла бы стать итоговым мероприятием в изучении жизни и творчества писателя. И, возможно, эмоциональным настроем на предстоящие экзаменационные испытания. Не менее интересной была бы и поездка в Таганрог, на родину А.П.Чехова, в портовый городок на берегу Азовского моря…

Небольшие курортные города в разное время посещали писатели и поэты. Так, на нашем Крымском побережье есть городок Гурзуф. Вместе с семьей генерала Раевского А.С.Пушкин провел в этом небольшом городке три недели, где не только поправил своё здоровье, но и продолжал писать. На территории дачи, которую занимала семья Раевских, образован музей Пушкина. Даже аллеи, прилегающие к даче, засажены кустарниками, напоминающими сказочные сюжеты. Конечно же, это сделали умелые руки садовника. Здесь же, в Гурзуфе, была и дача А.П.Чехова, где он искал тишины и покоя. О его жизни и творчестве в этот период рассказывает музей Чехова, на территории которого растут три пальмы в честь написанной пьесы «Три сестры». Огромный кипарис уходит своей вершиной ввысь, его в годовщину смерти писателя посадила жена Чехова О.Л.Книппер-Чехова. Здесь же маленький «кусочек» Черного моря и прилегающий к нему каменистый берег, относящиеся к этой усадьбе. Рассказывая о таких маленьких музеях, мы, возможно, заинтересуем ребят, и они с родителями посетят их. Ведь многие летом едут отдыхать на Крымское побережье.

Кстати, как-то вместе с семьёй нам посчастливилось побывать в Гурзуфе. Посетив там музеи А.С.Пушкина и А.П.Чехова, я привезла богатый материал, который использую сегодня на уроках литературы в своей школе. Можно много рассказать и о Белой даче А.П.Чехова в Ялте, которая также является музейной достопримечательностью.

Безусловно, и в столице нашей Родины Москве родились, жили и творили многие литераторы. Сейчас же открылось много музеев выдающихся поэтов и прозаиков. И посещение их было бы интересным и запоминающимся для учеников…

2015 год объявлен годом литературы. Хочется, чтобы этот год запомнился учащимся и городских, и сельских школ, и ребятам из любой российской глубинки. Чтобы этот год не был обыкновенным учебным годом, с традиционными уроками литературы, а запомнился увлекательными экскурсиями, связанными с жизнью и творчеством поэтов и писателей разных поколений, читательскими конференциями, встречами с писателями своего родного края. На базе городской библиотеки я с классом принимала участие в одной такой конференции по книге белгородского писателя Валерия Черкесова «Минерам было по 16…», приоткрывшей ещё одну страничку в истории Великой Отечественной войны. Ребята узнали о разминировании территории Белгородской области юношами в возрасте 16 лет, почти ровесниками сегодняшних одиннадцатиклассников. Устные журналы заочно знакомили ребят с творчеством и других белгородских писателей и поэтов.

Необходимо и проведение муниципального, регионального и всероссийского конкурсов «Проба пера», где учащиеся разного возраста смогли бы проявить творческие писательские способности.

Во всем, конечно же, должны быть заинтересованы и учащиеся, и учителя, и родители. Только совместная работа поможет в духовном развитии наших детей, даст возможность заинтересовать, приобщить их к литературе, к знанию судеб и творчества классиков, современных писателей и поэтов, писателей Белгородской области, в том числе и новооскольцев.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР