Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7432309
Рабочая программа курса «Речевой этикет».
Содержание - Русский язык и литература

 

Мирошниченко Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №19» г. Абакана Республики Хакасия.
Программа курса «Речевой этикет» для обучающихся 7 классов представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки обучающихся 7 классов, календарно-тематическое планирование. Данный предмет поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации и невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений, развить потребность в речевом самосовершенствовании.

 


Дата публикации: 24.12.2015


 

Пояснительная записка

Программа курса «Речевой этикет» для обучающихся 7-х классов составлена на основе следующих документов:

* Федерального компонента государственного общего образования (приказ МОиН РФ от 05. 03. 2004г. №1089);

* Примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263);

* Программы факультативных и элективных курсов С.И.Львова. Русский язык: 7 – 11 классы

* Учебного плана МБОУ «СОШ №19» г.Абакана.

Содержание дисциплины. Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации и невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений, развить потребность в речевом самосовершенствовании.

Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определённую коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления.

Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.

Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Речевой этикет» является усвоение учащимися основных этикетных формул и умение правильно использовать их в своей речи, в том числе и с учётом последних изменений в речевом этикете.

В число задач курса входит:

* познакомиться с историей русского речевого этикета;

* уметь употреблять этикетные формулы в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения, поздравления, извинения, отказа, благодарности и т.д.;

* научиться правильно вести спор, в том числе со взрослыми;

* выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений);

* на основе наблюдений над речевыми особенностями человека уметь выявить и некоторые черты его характера;

* уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах;

* составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы;

* использовать различные языковые средства, с помощью которых можно установить и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.

Место предмета в Учебном плане МОУ «СОШ №19»

Согласно Учебному плану МБОУ «СОШ №19», на изучение предмета «Речевой этикет» в 7 классе предусмотрено в год – 34 часа, в неделю – 1 час.

Данная рабочая программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся 7 классов. Основная часть обучающихся имеет средний уровень обучаемости. Работоспособность средняя, в пределах нормы, темп деятельности средний. Имеют кругозор в соответствии с возрастной нормой. Отмечается недостаточный уровень развития самостоятельности мышления, рефлексивных навыков, долговременной памяти.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

По результатам изучения дисциплины обучающиеся должны:

* усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;

* иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете, а также некоторых особенностях речевого этикета других народов;

* знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;

* уметь вести разговор, убеждать собеседника в чём-либо, тактично отстаивая свою правоту;

* владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;

* иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;

* уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;

* уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.

Формы организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются смоделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность, составление памяток и рекомендаций.

Посмотреть полностью...

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР