Рабочая программа курса «Речевой этикет». |
Содержание - Русский язык и литература |
Мирошниченко Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №19» г. Абакана Республики Хакасия.
Дата публикации: 24.12.2015
Пояснительная записка Программа курса «Речевой этикет» для обучающихся 7-х классов составлена на основе следующих документов: * Федерального компонента государственного общего образования (приказ МОиН РФ от 05. 03. 2004г. №1089); * Примерной программы основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263); * Программы факультативных и элективных курсов С.И.Львова. Русский язык: 7 – 11 классы * Учебного плана МБОУ «СОШ №19» г.Абакана. Содержание дисциплины. Данный курс поможет учащимся овладеть понятием культура речевого общения, усвоить основные правила русского речевого этикета, обогатить свою речь разнообразными этикетными формулами, осознать этикетную роль интонации и невербальных средств общения: жестов, мимики, телодвижений, развить потребность в речевом самосовершенствовании. Овладение нормами речевого этикета на вербальном и невербальном уровне происходит в результате систематического и целенаправленного выполнения практически ориентированных упражнений, которые задают определённую коммуникативную ситуацию и требуют выбора соответствующих языковых средств для установления и поддержания доброжелательного контакта в процессе общения. Особое внимание при этом уделяется наиболее сложным ситуациям: обращение к собеседнику, извинение, просьба, выражение сочувствия и др. Ученики также знакомятся с национальным своеобразием русского речевого этикета, получают некоторые сведения из истории его развития и становления. Концептуальным ядром речевого этикета является понятие вежливости в различных ее проявлениях: тактичность, деликатность, доброжелательность, учтивость, корректность, любезность, галантность, обходительность, почтительность, приветливость и др. Именно поэтому данный курс имеет исключительно важное воспитательное значение. Он направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека. Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Речевой этикет» является усвоение учащимися основных этикетных формул и умение правильно использовать их в своей речи, в том числе и с учётом последних изменений в речевом этикете. В число задач курса входит: * познакомиться с историей русского речевого этикета; * уметь употреблять этикетные формулы в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения, поздравления, извинения, отказа, благодарности и т.д.; * научиться правильно вести спор, в том числе со взрослыми; * выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений); * на основе наблюдений над речевыми особенностями человека уметь выявить и некоторые черты его характера; * уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах; * составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы; * использовать различные языковые средства, с помощью которых можно установить и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения. Место предмета в Учебном плане МОУ «СОШ №19» Согласно Учебному плану МБОУ «СОШ №19», на изучение предмета «Речевой этикет» в 7 классе предусмотрено в год – 34 часа, в неделю – 1 час. Данная рабочая программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся 7 классов. Основная часть обучающихся имеет средний уровень обучаемости. Работоспособность средняя, в пределах нормы, темп деятельности средний. Имеют кругозор в соответствии с возрастной нормой. Отмечается недостаточный уровень развития самостоятельности мышления, рефлексивных навыков, долговременной памяти. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. По результатам изучения дисциплины обучающиеся должны: * усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере; * иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете, а также некоторых особенностях речевого этикета других народов; * знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи; * уметь вести разговор, убеждать собеседника в чём-либо, тактично отстаивая свою правоту; * владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения; * иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении; * уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях; * уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами. Формы организации работы учащихся носят преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением сформировать у школьников практические навыки эффективного речевого поведения. Такими формами являются смоделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность, составление памяток и рекомендаций. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».