Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7430726
Конспект урока литературы в 5 классе и презентация на тему «Вот мой дом родной…» Творчество И.З. Сурикова.
Содержание - Русский язык и литература

Погорелова Марина Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 11 Воро-шиловского района г. Волгограда.
Д
анный урок проводится в 5 классе в соответствии с Рабочей программой по литературе под редакцией В.Я. Коровиной и даёт возможность обучающимся познакомиться с творчеством поэта, песни на стихи которого многим известны и воспринимаются как народные. В зависимо-сти от подготовки класса данный материал можно использовать в рамках двух уроков. Урок предполагает наличие компьютера, мультимедийного проектора или других ТСО для показа презентации.

 


Дата публикации: 01.12.2016


 

Урок литературы в 5 классе на тему «Вот мой дом родной…» Творчество И.З. Сурикова.

Цель урока: знакомство с творчеством И.З. Сурикова.

Задачи урока:

- знакомство учащихся с биографией поэта;

- анализ содержания стихотворений «Детство» и «Зима» и изобразительных средств в них;

- развитие речи учащихся.

Оборудование урока:

- мультимедийная презентация;

- аудиозаписи стихотворений и песен, написанных на стихи И. Сурикова.

Ход урока.

Слово учителя. Беседа.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы снова будем читать стихи о любви к родной природе, родной земле. Проверим, внимательно ли вы читали их на прошлом уроке.

- В стихотворении какого поэта «… месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул…»? (А.Фет. «Зреет рожь…»)

- А кто и в каком стихотворении обращается к ветрам: «Летите, летите! Мы с вами летим!» (Ф.Тютчев. «Листья».)

- Кого поэт просит: «Принакрой свою грудь муравою, Как невеста, в цветы нарядись»? (И. Ни-китин. «Полно, степь моя, спать…»)

- Можно сделать вывод, что природа в стихах русских поэтов совсем как живая. Как называется художественный приём, с помощью которого такой эффект достигается? (олицетворение)

- А каким показывают поэты русского человека? Вспомните, пожалуйста, какой поэт от лица героя стихотворения, обращаясь к зиме, говорит:

Нам не стать привыкать –

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит! (И.Никитин. «Встреча зимы».)

- Что это значит – «кровь горит»? Какой художественный приём используется?

- О чём предупреждает И. Никитин незваных гостей?

- Давайте сделаем вывод о том, как относятся русские поэты к своей Родине.

Объявление темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного русского поэта Ивана Захаровича Сури-кова. (Презентация «Творчество Сурикова», слайд 1)

- Откройте тетради, запишите тему урока.

- Послушайте отрывок из песни. (Слайд 2, ссылка) Знакома ли вам она? В основу её текста легло стихотворение И. Сурикова «В степи». Откуда поэт знал о трудной судьбе простых людей? Об этом мы сейчас узнаем.

Рассказ подготовленного ученика.

Суриков родился в 1841г. в деревне Новосёлово Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. Некоторое время жил в деревне, затем в 8 лет вместе с матерью переехал в Моск-ву, где его отец работал приказчиком в мелочной лавке. Мальчик помогал отцу в работе, обу-чился грамоте, много читал. Очень рано начал писать стихи, но его первые поэтические опыты не дошли до нас — автор их уничтожил.

В начале 1860-х годов поэт А. Н. Плещеев помог молодому Сурикову напечатать стихи в журнале «Развлечение», затем в других изданиях.

В середине 1860-х годов Суриков уходит из лавки отца и начинает работать переписчиком бумаг и типографским наборщиком, но не добивается успеха и возвращается к отцу, чтобы сно-ва заняться торговлей.

В 1871 году у Сурикова выходит первый собственный поэтический сборник. Спустя не-сколько лет его избирают членом Общества любителей российской словесности. В эти же годы Суриков организует литературно-музыкальный кружок, цель которого — помогать писателям и поэтам из народа, прежде всего крестьянам.

Поэт умер в Москве от туберкулеза 24 апреля (6 мая) 1880 года (39 лет), в бедности.

В своих стихах Иван Суриков рассказывал о нелёгкой доле крестьян, простых людей. Мно-гие его произведения в народной переработке стали очень известными песнями. Это такие пес-ни, как «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина» и «Степь да степь кругом» (муз. Сергея Садовско-го).

Слово учителя.

- Родина для Ивана Сурикова, несмотря на то что он много лет прожил в Москве, - это его род-ная деревня, поля, и леса, и, конечно, близкие люди. В своём стихотворении «Детство» поэт рассказывает о своих детских впечатлениях, о друзьях и мечтах. Давайте прочитаем и одно-временно послушаем стихотворение в исполнении профессионального чтеца. (Слайд 3, ссылка)

Беседа. Составление плана стихотворения.

- С каким чувством поэт рассказывает о своём детстве?

- На какие части можно разделить стихотворение? Запишем план стихотворения в тетрадь.

- Перечитаем первую часть.

- Какую картину вы представляете? (Слайд 4)

- Какие чувства испытывал мальчик во время игры?

- Какую гору называют крутой?

- Что значит «скатиться кубарем»? (Слайд 5)

- Как озаглавим эту часть? «Зимние забавы»

- Читаем вторую часть. (Слайд 6)

- Как изменилась погода? В каком значении употреблены выражения: солнышко село, воет вью-га?

- Изменилось ли настроение мальчика?

- Почему шубёнку героя автор назвал ветхой?

- Почему мальчик, придя домой, забирается на печь?

- Как можно озаглавить этот отрывок? Используйте слова из текста. «Зимний вечер длится без конца».

- Читаем третью часть.

- Почему мальчику снится, что он Иван-Царевич? О чём мальчик мечтает? (Слайд 7)

- Озаглавливаем эту часть. («Бабушкина сказка», «Сон о жар-птице» и др.)

- Читаем последнюю часть.

- Можно ли сказать, что в этой части поэт высказал главную мысль стихотворения? В каких строчках? («Весело текли вы, детские года…»)

- Озаглавливаем часть. План составлен.

- Итак, главная мысль стихотворения в том, что детство – это прекрасное беззаботное время. Ря-дом дорогие близкие люди, и вся жизнь впереди. И кажется, что, как в сказке, всегда будет по-беждать добро и сбудутся все мечты.

- Послушайте ещё одно стихотворение И. Сурикова «Зима». (Слайд 8)

Беседа.

- Благодаря каким выразительным средствам поэт рисует зиму? (Дети анализируют эпитеты, сравнения, олицетворения: снег сравнивается с пеленой на поле и с шапкой на макушках дере-вьев, лес заснул, морозцы пришли и т.д. )

- Каким в стихотворении показан крестьянин? (Это труженик, готовый заранее ко всем трудно-стям зимы.)

- Какое настроение передал нам автор?

Итог урока.

- Понравились ли вам стихи И. Сурикова? Чем?

- Послушайте ещё одну песню, которую многие считают народной. Однако стихи для неё напи-сал не кто иной, как И.З. Суриков. (Слайд 9)

Домашнее задание.

- Выучить одно из стихотворений И. Сурикова наизусть.

Использованные ресурсы:

http://ruskline.ru/history/2015/05/07/

http://ouc.ru/surikov/detstvo.html

Учебник «Литература» для 5 класса, I часть, под. ред. В.И. Коровиной, М.: «Просвещение», 2015


 ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР