Конспект урока литературы в 5 классе и презентация на тему «Вот мой дом родной…» Творчество И.З. Сурикова. |
Содержание - Русский язык и литература |
Погорелова Марина Валентиновна, учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 11 Воро-шиловского района г. Волгограда.
Дата публикации: 01.12.2016
Урок литературы в 5 классе на тему «Вот мой дом родной…» Творчество И.З. Сурикова. Цель урока: знакомство с творчеством И.З. Сурикова. Задачи урока: - знакомство учащихся с биографией поэта; - анализ содержания стихотворений «Детство» и «Зима» и изобразительных средств в них; - развитие речи учащихся. Оборудование урока: - мультимедийная презентация; - аудиозаписи стихотворений и песен, написанных на стихи И. Сурикова. Ход урока. Слово учителя. Беседа. - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы снова будем читать стихи о любви к родной природе, родной земле. Проверим, внимательно ли вы читали их на прошлом уроке. - В стихотворении какого поэта «… месяц смотрит в очи, Изумлён, что день не минул…»? (А.Фет. «Зреет рожь…») - А кто и в каком стихотворении обращается к ветрам: «Летите, летите! Мы с вами летим!» (Ф.Тютчев. «Листья».) - Кого поэт просит: «Принакрой свою грудь муравою, Как невеста, в цветы нарядись»? (И. Ни-китин. «Полно, степь моя, спать…») - Можно сделать вывод, что природа в стихах русских поэтов совсем как живая. Как называется художественный приём, с помощью которого такой эффект достигается? (олицетворение) - А каким показывают поэты русского человека? Вспомните, пожалуйста, какой поэт от лица героя стихотворения, обращаясь к зиме, говорит: Нам не стать привыкать – Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит! (И.Никитин. «Встреча зимы».) - Что это значит – «кровь горит»? Какой художественный приём используется? - О чём предупреждает И. Никитин незваных гостей? - Давайте сделаем вывод о том, как относятся русские поэты к своей Родине. Объявление темы урока. - Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного русского поэта Ивана Захаровича Сури-кова. (Презентация «Творчество Сурикова», слайд 1) - Откройте тетради, запишите тему урока. - Послушайте отрывок из песни. (Слайд 2, ссылка) Знакома ли вам она? В основу её текста легло стихотворение И. Сурикова «В степи». Откуда поэт знал о трудной судьбе простых людей? Об этом мы сейчас узнаем. Рассказ подготовленного ученика. Суриков родился в 1841г. в деревне Новосёлово Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. Некоторое время жил в деревне, затем в 8 лет вместе с матерью переехал в Моск-ву, где его отец работал приказчиком в мелочной лавке. Мальчик помогал отцу в работе, обу-чился грамоте, много читал. Очень рано начал писать стихи, но его первые поэтические опыты не дошли до нас — автор их уничтожил. В начале 1860-х годов поэт А. Н. Плещеев помог молодому Сурикову напечатать стихи в журнале «Развлечение», затем в других изданиях. В середине 1860-х годов Суриков уходит из лавки отца и начинает работать переписчиком бумаг и типографским наборщиком, но не добивается успеха и возвращается к отцу, чтобы сно-ва заняться торговлей. В 1871 году у Сурикова выходит первый собственный поэтический сборник. Спустя не-сколько лет его избирают членом Общества любителей российской словесности. В эти же годы Суриков организует литературно-музыкальный кружок, цель которого — помогать писателям и поэтам из народа, прежде всего крестьянам. Поэт умер в Москве от туберкулеза 24 апреля (6 мая) 1880 года (39 лет), в бедности. В своих стихах Иван Суриков рассказывал о нелёгкой доле крестьян, простых людей. Мно-гие его произведения в народной переработке стали очень известными песнями. Это такие пес-ни, как «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина» и «Степь да степь кругом» (муз. Сергея Садовско-го). Слово учителя. - Родина для Ивана Сурикова, несмотря на то что он много лет прожил в Москве, - это его род-ная деревня, поля, и леса, и, конечно, близкие люди. В своём стихотворении «Детство» поэт рассказывает о своих детских впечатлениях, о друзьях и мечтах. Давайте прочитаем и одно-временно послушаем стихотворение в исполнении профессионального чтеца. (Слайд 3, ссылка) Беседа. Составление плана стихотворения. - С каким чувством поэт рассказывает о своём детстве? - На какие части можно разделить стихотворение? Запишем план стихотворения в тетрадь. - Перечитаем первую часть. - Какую картину вы представляете? (Слайд 4) - Какие чувства испытывал мальчик во время игры? - Какую гору называют крутой? - Что значит «скатиться кубарем»? (Слайд 5) - Как озаглавим эту часть? «Зимние забавы» - Читаем вторую часть. (Слайд 6) - Как изменилась погода? В каком значении употреблены выражения: солнышко село, воет вью-га? - Изменилось ли настроение мальчика? - Почему шубёнку героя автор назвал ветхой? - Почему мальчик, придя домой, забирается на печь? - Как можно озаглавить этот отрывок? Используйте слова из текста. «Зимний вечер длится без конца». - Читаем третью часть. - Почему мальчику снится, что он Иван-Царевич? О чём мальчик мечтает? (Слайд 7) - Озаглавливаем эту часть. («Бабушкина сказка», «Сон о жар-птице» и др.) - Читаем последнюю часть. - Можно ли сказать, что в этой части поэт высказал главную мысль стихотворения? В каких строчках? («Весело текли вы, детские года…») - Озаглавливаем часть. План составлен. - Итак, главная мысль стихотворения в том, что детство – это прекрасное беззаботное время. Ря-дом дорогие близкие люди, и вся жизнь впереди. И кажется, что, как в сказке, всегда будет по-беждать добро и сбудутся все мечты. - Послушайте ещё одно стихотворение И. Сурикова «Зима». (Слайд 8) Беседа. - Благодаря каким выразительным средствам поэт рисует зиму? (Дети анализируют эпитеты, сравнения, олицетворения: снег сравнивается с пеленой на поле и с шапкой на макушках дере-вьев, лес заснул, морозцы пришли и т.д. ) - Каким в стихотворении показан крестьянин? (Это труженик, готовый заранее ко всем трудно-стям зимы.) - Какое настроение передал нам автор? Итог урока. - Понравились ли вам стихи И. Сурикова? Чем? - Послушайте ещё одну песню, которую многие считают народной. Однако стихи для неё напи-сал не кто иной, как И.З. Суриков. (Слайд 9) Домашнее задание. - Выучить одно из стихотворений И. Сурикова наизусть. Использованные ресурсы: http://ruskline.ru/history/2015/05/07/ http://ouc.ru/surikov/detstvo.html Учебник «Литература» для 5 класса, I часть, под. ред. В.И. Коровиной, М.: «Просвещение», 2015 |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».