Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869437
«Лексикографический портрет» слова дом в произведениях Е.И. Носова (статья)
Содержание - Русский язык и литература

Лаптева Ольга Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области, кандидат филологических наук. 
Данный материал представляет собой научно-методическую статью, в которой отражена специфика исследовательской работы с текстом в старших классах. Обучающиеся, анализируя прозаический текст Е.И. Носова, составляют «лексикографический портрет» слова дом, тем самым проникают в тайны художественного слова курского писателя, раскрывают для себя особенности авторского мировидения.

 


Дата публикации: 02.03.2017


 

«ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ» СЛОВА ДОМ

В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Е.И. НОСОВА

Образ Дома занимает центральное место в творчестве большинства русских писателей и поэтов. И это неслучайно. «В русской культуре дом был средоточием основных жизненных ценностей, оплотом традиции, местом формирования нравственных устоев личности и народа» [Разувалова 2004].

В авторском контексте значения слова дом могут быть различными: «дом – жилище, убежище, область покоя и воли, независимость, неприкосновенность; дом - очаг, семья, женщина, любовь, продолжение рода, постоянство и ритм упорядоченной жизни; дом – традиция, преемственность, отечество, нация, народ, история; дом – родное пепелище, основа человечности человека, "залог величия его", осмысленности и неодиночества существования» [Непомнящий 2001:126].

Собирая материал для написания итогового сочинения по литературе в 11 классе, предлагаю обучающимся провести исследовательскую работу. Анализируя художественные тексты курского прозаика и публициста Е.И. Носова, одиннадцатиклассники работают над составлением «лексикографического портрета» слова дом в рассказах писателя разных периодов художественного творчества.

Семантическое пространство имени существительного дом в текстах курского прозаика оказывается очень интересным. Нами проанализированы следующие произведения Мастера слова: «Конец Избасаровой хижины» (1959 г.), «Дом за триумфальной аркой» (1963 г.), «Живое пламя» (1962 г.), «Шуба» (1962 г.), «Шуруп» (1962 г.), «Портрет» (1983 г.), «Алим едет на Кавказ» (1962 г.), «На рыбачьей тропе» (1962 г.), «Аз-Буки» (1995 г.). В каждом тексте имя существительное дом имеет свои особенности употребления. В произведениях разных лет в зависимости от темы и авторской идем слово дом приобретает различные оттенки значения, расширяя свои семантические границы.

В рассказе «Конец Избасаровой хижины» (1959 г.) существительное дом в значении ‘здание, строение, предназначенное для жилья’[МАС: I: 425] приобретает дополнительную сему ‘современный, новый, соответствующий времени’.

В новый лучший, двухэтажный дом должен переехать Избасар из своей пустой, убогой, жалкой, приземистой, с неровными стенами хижины, из своей уютной избушки. В произведении слова дом и хижина / избушка выступают как контекстуальные антонимы. Причем существительные хижина и избушка приобретают дополнительную положительную эмоциональную сему ‘что-то родное, близкое душе, свое’, тогда как новый дом воспринимается как ‘чуждое, чужое, далекое’.

Своя хижина и своя избушка – уходящее прошлое, с которым связаны воспоминания молодости героя. Новый дом – это образ будущего. Каким оно будет, герой не знает, поэтому с беспокойной мыслью думает о предстоящем переезде. Уничтожение хижины Избасара воспринимается читателем как утрата связи с прошлым героя.

Вспомнил, как встречал в своей хижине первых людей, разведывавших нелегкую дорогу к руде.

О новом доме мечтают герои рассказа «Дом за триумфальной аркой» (1963 г.). Старый, двухэтажный дом является единственным коммунальным в округе. Так в произведениях Е.И. Носова появляются образы дома-коммуны, коммунальной квартиры, которые впервые возникают в литературе 1920–х годов и представляют собой реалии послереволюционного быта [Разувалова 2004]. Однако в творчестве курского писателя такой

коммунальный дом становится домом-гнездом, объединяющим людей, живущих вместе, одним хозяйством’ [МАС:I: 425]. Этот дом становится домом общей жизни героев рассказа со своим прошлым, настоящим и будущим.

Дом сгорел еще в революцию и долгие годы стоял пустой коробкой с черными провалами окон.

Неслучайно автор сравнивает дом в прошлом с пустой коробкой. Творительный сравнения позволяет представить читателям одинокий, безлюдный, бездушный образ дома революционной России.

Светлым, чистым, «пропитанным» любовью представлен дом настоящего, который связан с образом матери. Он не очень красивый, но материнская рука смогла сделать его уютным, светлым, чистым.

Правда, дом вышел не очень красивый, над окнами так и остались черные, закопченные зализы от пожара, но наши матери побелили изнутри стены, подвели синькой кантики под потолком, и в общем получилось здорово.

Мечта о новом, просторном доме окрыляет всех героев рассказа. Этот новый дом должен быть общим, семейным домом.

– Ну что ж, ребята, – говорил он, пробуя выключатель, – пока так, а разбогатеем – построим новый дом, попросторнее.

Мечта о новом доме – это мечта о лучшей, богатой и безмятежной, жизни. Герои рассказа, веселые и озорные мальчишки, обустраивая свое жилище, неоднократно «весело горланят»:

Мы наш, мы новый мир построим:

Кто был ничем, тот станет всем!

Тихий, старенький домик тети Оли в рассказе «Живое пламя» (1962 г.) становится символом прошлой жизни. Великая Отечественная война стала той границей, которая разделила жизнь героини на счастливую, оставшуюся в прошлом, и настоящую, с горечью утрат и болью потерь. Каждый год у окон своего маленького домика тетя Оля сажает алые маки в память о короткой, но яркой жизни своего погибшего сына.

Таким образом, в творчестве Е.И. Носова с образом дома связан мотив прошлого, настоящего и будущего.

Для многих художников слова родной Дом является частью образа своей Родины, за которой скрываются столичные образы Москвы и Петербурга [Шуклин 2011]. А для Е.И. Носова дом – это прежде всего малая Родина.

В рассказе «Шуба» (1962 г.) главные герои – Дуняшка и ее мать Пелагея – совершив важную покупку, спешат домой к своей размеренной жизни. Шумный город притомил героинь своей сутолокой, а здесь, в поле, было тихо, хорошо и так все привычно. Родной дом – это своя деревня, свое поле, которые противопоставлены в рассказе чужим каменным домам города:

А над всем этим людским потоком каменными отвесными берегами высились дома («Шуба»).

В рассказе «Шуруп» (1962 г.) конопатый курносый парнишка спешит домой от городской суеты. И дом в его представлении – это семья, где мать уже поставила тесто на пироги, а Витька тайком макает палец в банку с вареньем, купленным для начинки. Приезд домой – это праздник для героя, долгожданная встреча с родными. Именно поэтому Шуруп спешит купить матери подарок. Именно поэтому он так бережно относится к сорванным на лугу подснежникам.

Дом в творчестве Е.И. Носова нередко становится важной деталью характеристики персонажа. В рассказе «Портрет» (1983 г.) главный герой, председатель Зотов, – человек серьезный, постоянный, ответственный, и дом его – серьезный, угрюмоватый, в нем ничего не меняется.

На въезде в село, возле угрюмоватого дома на высоком фундаменте, машина остановилась («Портрет»).

Я и раньше бывал у Зотова, и с тех пор ничего в доме не изменилось. («Портрет).

Интересным представлен дом в рассказе «На рыбачьей тропе» (1962 г.). Дом для рыболовов – это заветная береговая тропа, которая может увести далеко-далеко.

Но если ступишь на рыбачью тропу, не скоро доберешься до дому: куда река течет, туда и тропа вьется («На рыбачье тропе»).

Дом в произведении называет место, где радуется душа.

В рассказе «Алим едет на Кавказ» (1962 г.) дом – граница между пространством внутренним, своим, привычным, и внешним, которое представляет чужую действительность. Герои возвращаются в свой дом, в свою «маленькую вселенную», которая далеко на Кавказе.

– А где наш дом?

– Наш дом далеко. Наш дом на Кавказе.

Дом, в котором они жили, хороший, но не наш, чужой, в чем-то даже опасный.

В рассказе «Аз-Буки» (1995 г.) представлен традиционный русский дом, дом-очаг семейной жизни, с сохранившимися традициями и ценностями. Перед нами дом – воспоминания детства, воспоминания теплые, светлые, добрые, которые тревожат автора-повествователя, понимающего, что прошлого вернуть нельзя. Недаром эпиграфом к рассказу Е.И. Носов взял слова Пушкина:

Не спрашивай меня о том, чего уж нет.

Чтоб было мне дано в печаль и в наслажденье…

Подводя итоги сказанному, отмечаем, что в рассказах Е.И. Носова нет эпизодов, связанных с гибелью дома. Изображение дома в творчестве курского писателя определено такими понятиями, как семья, счастье, малая Родина, воспоминания детства, душевный покой. Герои Носова всегда возвращаются в родной дом, не найдя покоя в чужом. В творчестве курского писателя дом, домашний уклад являются воплощением русских национальных традиций. Для писателя дом остается важнейшей ценностью национальной жизни, ярким выражением социальной, нравственной и культурной позиции.

Использованная литература

1. Непомнящий, B.C. Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы. М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Екатерины, 2001. 398 с.

2. Носов, Е.И. Собрание сочинений: В 5 т. Т.1, 2, 3. – М.: Русский путь, 2005.

3. Разувалова, А.И. Образ дома в русской прозе 1920-х годов. Автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01. – Красноярск, 2004. http://cheloveknauka.com/obraz-doma-v-russkoy-proze-1920-h-godov. Дата обращения: 11.11.2015.

4. Словарь русского языка. В 4 тт. Под ред. А.П. Евгеньевой. – Т.I. – С.

5. Шуклин, А. Образ дома в русской классике // Молодой человек в системе современного образования: сб. науч. ст. / отв. ред. Е.Н. Васильева. - Тюмень: "Печатник", 2011. С. 221-227. http://www.proza.ru/2012/05/05/1383. Дата обращения: 11.11.2015.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР