Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7959169
Сценарий урока русского языка в 10 классе «Слово – это…»
Содержание - Русский язык и литература

Харитонова Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 р.п.Мокроус Фёдоровского района Саратовской области. 
Выявление роли слова в жизни человека, основ воздействия произведения на читателя, ценности художественного произведения.


Дата публикации: 29.06.2017


Урок русского языка  «Слово – это…» в 10 классе

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Технологии: системно-деятельностный подход, элементы технологии мастерских, исследовательской деятельности, проектной методики, здоровьесберегающие технологии

Цели урока:

  • деятельностная: формирование способностей анализировать, структурировать, систематизировать  тексты различных типов, соотносить различные источники полученной информации, выражать собственную оценку
  • содержательная: выявление роли слова в жизни человека, основ воздействия произведения на читателя, ценности художественного произведения.

Сценарий урока

№ п/п

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Этап мотивации,

2 мин.

1.Учитель приветствует учащихся, решает организационные вопросы, выясняет эмоциональное и психологическое состояние учащихся..

 

 

 

2.Учитель читает 1 строфу стихотворения И. Бунина «Слово»:

Молчат гробницы, мумии и кости,—
       Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
       Звучат лишь Письмена.
Учитель  предлагает определить тему урока

1.Учащиеся работают на листах, в которых записывают число, все остальное оформляют, выбирая собственную форму и стиль записи (содержание, расположение, цвет, размер), создав в ходе урока мини-проект.

 

 

 

 

 

2.Учащиеся определяют тему урока: «Сила слова»

2.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

5 мин.

1.Учитель предлагает учащимся записать на своих листах ассоциации к слову «слово». Учитель работает на своем листе.

2. Предлагает каждому зачитать свои ассоциации.

Учитель читает свои ассоциации: знак, смысл, название, клятва, стимул, отзвук, оболочка.

 

Чем вызваны именно эти ассоциации?

 Слово — двусторонняя значимая единица языка. Формой слова являются одновременно его звуковое выражение и грам­матическая структура, содержанием — лексическое значение.

Кроме того, у слова есть смысл, внутреннее значение, которое имеет слово для самого говорящего и которое состав­ляет подтекст высказывания. За словом стоят не только

мысль, но и цель, мотив высказывания, эмоция. Через слово и посредством слова человек обретает связь с миром, со Все­ленной, с самим собой.

1.Учащиеся записывают ассоциации

 

 

2.Учащиеся зачитывают (речь, мысль, голос, буквы, звук, эмоция, смысл, клятва, обещание, честь, изображение, понятие, связь, обида, утешение)

Учащиеся находят связь между своими ассоциациями и знаниями о слове.

 

 

Учитель сообщает, что многие писатели и поэты посвящали слову целые произведения, например, Владимир Набоков. Знакомы ли вы с этим писателем?

Учитель предлагает познакомиться с необычным писателем Владимиром Набоковым. Для этого в группах предлагается прочитать информацию о В.Набокове и попытаться назвать ключевые слова жизни писателя, которые позволят создать единую картину.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

Учащиеся создают группы по желанию.

Учащиеся читают в группах отрывки из биографии В.Набокова, выписывают ключевые слова. Каждая группа предлагает свои слова(1 группа - парадокс, Петербург, детство, язык, Пушкин, шахматы, бабочки, книги, изгнание, Россия, ностальгия,

 2 группа - достоинство, семья, слово, интрига, война, 3 группа - подвиг, свобода, душа, память, судьба).

3.

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

25 мин

Учитель сообщает, что рассказ «Слово» был опубликован 7 января 1923 года в газете «Руль» (Берлин), и предлагает чтение с остановками.

Учитель выразительно читает.

1часть.

Чем поражает начало?

Куда переносится действие?

Какой композиционный прием использует автор?

Что противопоставляет раю?

 

Назовите одно или два ключевых слова.

Учащиеся читают 1 часть, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Яркость, красочность, живописность, зримость.

Сновидение, рай.

Антитеза, контраст.

Земная душа, земная мысль, земная родина. Страдание.

Рай и страдание, рай и родина.

 

 

2 часть.

Понаблюдайте за текстом рассказа. Как автор описывает ангелов? Какое средство выразительности вам кажется основным?

Кто сопровождает их?

 

Какие слова вы выбрали бы в заглавие?

 

Жданные ангелы, воздушная поступь, цветные облака, прозрачные лики, лучистые ресницы,

Эпитеты.

Бирюзовые птицы, оранжевые звери в черных крапах с атласными лапами, летящие цветы

Ангелы. Явление ангелов.

 

 

Учитель предлагает учащимся психологическую разгрузку. Предлагается картинная галерея художников, манера которых соответствует рассказу.

Учащиеся смотрят презентацию, слушают комментарии учителя.

 

 

*Одна часть (описание крыльев) пропущена.

 3 часть.

Какие чувства овладевают героем?

(условно назовем того, от чьего лица ведется повествование, героем, поскольку он не обычный рассказчик, а лирический герой)

Какие слова дают почувствовать это?

 

 

Определите ключевые слова.

 

 

Отчаянная надежда

 

 

 

Прекраснейшая из Божьих звезд, дрожащий отблеск, плеск и хруст воскресшей весны, золотой гром проснувшихся храмов.

Надежда. Мольба.

 

 

4 часть.

Как меняется состояние героя?

Почему он испытывает подобные чувства?

 

Найдите в тексте.

 

Ключевые слова.

 

Овладевает отчаяние, слабость, безысходность.

Попытки рассказать о бедах своей родины не удались.

Стонал, метался, вымаливал – ангелы шли, не замечая, скользили, опаляли, уходили.

Разочарование. Отчаяние. Тщетность.

 

 

5 часть.

Какие слова ключевые?

В чем чудо?

 

Чудо.

1. Ангел отстал, обернулся, приблизился, улыбался, не отвернулся от земли, может понять.

2.Все любимые черты слились в один лик, знакомые звуки – в один напев.

 

 

6 часть.

О чем говорит герой?

 

 

 

 

 

 

 

О чем, по сути, идет речь?

 

 

 

Почему ему не удается высказать то, что он хотел?

 

 

 

 

 

 

Ключевые слова?

 

…о сгоревшем доме, где солнечный лоск половиц отражался в наклонном зеркале, о старых книгах и старых липах, о первых стихах в кобальтовой школьной тетради, о сером валуне, обросшем дикой малиной посреди поля, полного скабиоз и ромашек, о комнатах в прохладной и звонкой усадьбе, о липах, о первой любви, о шмелях, спящих на скабиозах...

Речь идет обо всем, что дорого герою, что он утратил, по чему тоскует. Это его счастливое прошлое, детство, родная земля, близкие люди.

 

Может быть, человек не может до конца точно выразить свою мысль словами. «Мысль изреченная есть ложь»(Тютчев)

Может быть, и не нужно выражать все, ведь именно из мелочей и деталей складывается жизнь, через личные утраты видится трагедия всей страны.

Скорбь, горе, мольба, память.

 

 

7 часть.

Какого одного слова достаточно, чтобы понять смысл отрывка?

 

Вопрос.

 

 

Динамическая пауза. Учитель предлагает учащимся сменить позу и сделать несколько упражнений.

 

4.

Этап включения изученного в систему знаний.

8 мин.

8 часть.

Можно ли эту часть считать кульминацией рассказа?

 

Выделим все слова, которые показывают, как действует слово на героя.

 

 

 

 

 

 

 

Узнаём ли мы это слово?

Как вам кажется, почему автор не произносит это единственное слово?

 

 

Попробуем и мы предположить, какое слово спасет нашу страну? (работа в парах)

Сначала учащиеся предлагают варианты.

Учитель добавляет: память, самоотречение, гуманность.

Но ведь нужно выбрать одно слово. Останавливаются на словах: вера, любовь, доброта, мир.

Проблемный вопрос:

А не могло ли этим словом быть Слово?

 

Наверное, ведь в ней происходит главное событие: ангел произносит то единственное слово, которое спасет страну.

«Пролилось оно благовоньем и звоном по всем жилам моим, солнцем встало в мозгу, и бессчетные ущелья моего сознания подхватили, повторили райский сияющий звук. Я наполнился им; тонким узлом билось оно в виску, влагой дрожало на ресницах, сладким холодом веяло сквозь волосы, божественным жаром обдавало сердце».

 

Нет. Утро,  рассвет стерли его из памяти.

Наверное, каждый должен сам найти его, выстрадать, понять, ощутить.

 

 

Доброта, мир, любовь, семья, вера, надежда, сострадание.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся размышляют, что, действительно, именно слово имеет огромную власть в жизни человека и человечества, поэтому вполне вероятно, что все-таки этим единственным словом стало Слово.

5

Этап рефлексии учебной деятельности.

5 мин.

  1. Кто и кому говорит слово в рассказе?

 

Какая разница в записи «Слово» о Слове, Слово о «Слове», Слово о Слове.

Набоков писал: «…жизнь земная – слова на поднятой в пути …странице»

 

Учитель читает 2 строфу из стихотворения

И. Бунина «Слово»:

И нет у нас иного достоянья!
       Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
       Наш дар бессмертный — речь.

  1. Выразите свое впечатление от урока, состояние одним словом, вы можете сказать все, что хотите.

Учитель: удовлетворение, благодарность, умиротворение. Получившиеся  мини-проекты прикрепите на доску.

  1. Задание для самоподготовки:

На выбор:

  1. Синквейн «Слово»
  2. Слово о Слове.
  3. Подбор или создание иллюстраций к рассказу «Слово», музыкального сопровождения.

Герой – ангелу (просьба), ангел – герою, герой –собеседникам, автор – нам, читателям.

1 – тема Слова в произведении Набокова, 2 – интерпретация произведения Набокова, 3- размышление, текст, речь  о Слове.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Потрясение, трепет, благоговение, понимание, приятие, песня, радость, открытие, откровение, интрига, отдохновение.

 

 

Приложение

 

И. Бунин «Слово»
Молчат гробницы, мумии и кости,—
       Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
       Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
       Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
       Наш дар бессмертный — речь.
 


Владимир Набоков «Слово» 

Унесенный из дольней ночи вдохновенным ветром сновиденья, я стоял на краю дороги, под чистым небом, сплошь золотым, в необычайной горной стране. Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал, и ослепительные пропасти, и зеркальное сверканье многих озер, лежащих где-то внизу, за мною. Душа была схвачена ощущеньем божественной разноцветности, воли и вышины: я знал, что я в раю. Но в моей земной душе острым пламенем стояла единая земная мысль - и как ревниво, как сурово охранял я се от дыханья исполинской красоты, окружившей меня... Эта мысль, это голое пламя страданья, была мысль о земной моей родине: босой и нищий, на краю горной дороги я ждал небожителей, милосердных и лучезарных, и ветер, как предчувствие чуда, играл в моих волосах, хрустальным гулом наполнял ущелья, волновал сказочные шелка деревьев, цветущих между скал, вдоль дороги; вверх по стволам взлизывали длинные травы, словно языки огня; крупные цветы плавно срывались с блестящих ветвей и, как летучие чаши, до краев налитые солнцем, скользили по воздуху, раздувая прозрачные, выпуклые лепестки; запах их, сырой и сладкий, напоминал мне все лучшее, что изведал я в жизни.

 И внезапно дорога, на которой я стоял, задыхаясь от блеска, наполнилась бурей крыл... Толпой вырастая из каких-то ослепительных провалов, шли жданные ангелы. Их поступь казалась воздушной, словно движенье цветных облаков, прозрачные лики были недвижны, только восторженно дрожали лучистые ресницы. Между ними парили бирюзовые птицы, заливаясь счастливым девическим смехом, и скакали гибкие оранжевые звери в причудливых черных крапах: извивались они в воздухе, бесшумно выбрасывали атласные лапы, ловили летящие цветы -- и кружась, и взвиваясь, и сияя глазами, проносились мимо меня...

  [ Крылья, крылья, крылья! Как передам изгибы их и оттенки? Все они были мощные и мягкие - рыжие, багряные, густо-синие, бархатно-черные с огненной пылью на круглых концах изогнутых перьев. Стремительно стояли эти крутые тучи над светящимися плечами ангелов; иной из них, в каком-то дивном порыве, будто не в силах сдержать блаженства, внезапно, на одно мгновенье, распахивал свою крылатую красоту, и это было как всплеск солнца, как сверканье миллионов глаз]

  Толпы их проходили, взирая ввысь. Я видел: очи их - ликующие бездны, в их очах - замиранье полета. Шли они плавной поступью, осыпаемые цветами. Цветы проливали на лету свой влажный блеск: играли, крутясь и взвиваясь, яркие гладкие звери: блаженно звенели птицы, взмывая и опускаясь, а я, ослепленный, трясущийся нищий, стоял на краю дороги, и в моей нищей душе все та же лепетала мысль: взмолиться бы, взмолиться к ним, рассказать, ах, рассказать, что на прекраснейшей из Божьих звезд есть страна - моя страна, - умирающая в тяжких мороках. Я чувствовал, что, захвати я в горсть хоть один дрожащий отблеск, я принес бы в мою страну такую радость, что мгновенно озарились бы, закружились людские души под плеск и хруст воскресшей весны, под золотой гром проснувшихся храмов...

И, вытянув дрожащие руки, стараясь преградить ангелам путь, я стал хвататься за края их ярких риз, за волнистую, жаркую бахрому изогнутых перьев, скользящих сквозь пальцы мои, как пушистые цветы, я стонал, я метался, я в исступленье вымаливал подаянье, но ангелы шли вперед и вперед, не замечая меня, обратив ввысь точеные лики. Стремились их сонмы на райский праздник, в нестерпимо сияющий просвет, где клубилось и дышало Божество: о нем я не смел помыслить. Я видел огненные паутины, брызги, узоры на гигантских, рдяных, рыжих, фиолетовых крыльях, и надо мной проходили волны пушистого шелеста, шныряли бирюзовые птицы в радужных венцах, плыли цветы, срываясь с блестящих ветвей... "Стой, выслушай меня", - кричал я, пытаясь обнять легкие ангельские ноги, - но их ступни - неощутимые, неудержимые - скользили через мои протянутые руки, и края широких крыл, вея мимо, только опаляли мне губы. И вдали золотой просвет между сочной четко расцвеченных скал заполнялся их плещущей бурей; уходили они, уходили, замирал высокий взволнованный смех райских птиц, перестали слетать цветы с деревьев: я ослабел, затих...

 И тогда случилось чудо: отстал один из последних ангелов, и обернулся, и тихо приблизился ко мне. Я увидел его глубокие, пристальные, алмазные очи под стремительными дугами бровей. На ребрах раскинутых крыл мерцал как будто иней, а сами крылья были серые, неописуемого оттенка серого, и каждое перо оканчивалось серебристым серпом. Лик его, очерк чуть улыбающихся губ и прямого, чистого лба напоминал мне черты, виденные на земле. Казалось, слились в единый чудесный лик изгибы, лучи и прелесть всех любимых мною лиц - черты людей, давно ушедших от меня. Казалось, все те знакомые звуки, что отдельно касались слуха моего, ныне заключены в единый совершенный напев.
               Он подошел ко мне, он улыбался, я не мог смотреть на него. Но, взглянув на его ноги, я заметил сетку голубых жилок на ступне и одну бледную родинку - и по этим жилкам, и по этому пятнышку я понял, что он еще не совсем отвернулся от земли, что он может понять мою молитву.

    И тогда, склонив голову, прижав обожженные, яркой глиной испачканные ладони к ослепленным глазам, я стал рассказывать свою скорбь. Хотелось мне объяснить, как прекрасна моя страна и как страшен ее черный обморок, но нужных слов я не находил. Торопясь и повторяясь, я лепетал все о каких-то мелочах, о каком-то сгоревшем доме, где некогда солнечный лоск половиц отражался в наклонном зеркале, о старых книгах и старых липах лепетал я, о безделушках, о первых моих стихах в кобальтовой школьной тетради, о каком-то сером валуне, обросшем дикой малиной посреди поля, полного скабиоз и ромашек, но самое главное я никак высказать не мог - путался я, осекался, и начинал сызнова, и опять беспомощной скороговоркой рассказывал о комнатах в прохладной и звонкой усадьбе, о липах, о первой любви, о шмелях, спящих на скабиозах... Казалось мне, что вот сейчас-сейчас дойду до самого главного, объясню все горе моей родины, но почему-то я мог вспомнить только о вещах маленьких, совсем земных, не умеющих ни говорить, ни плакать теми крупными, жгучими, страшными слезами, о которых я хотел и не мог рассказать…   

Замолк я, поднял голову. Ангел с тихой внимательной улыбкой неподвижно смотрел на меня своими продолговатыми алмазными очами - и я почувствовал, что понимает он все...

 - Прости меня, - воскликнул я, робко целуя родинку на светлой ступне, - прости, что я только умею говорить о мимолетном, о малом. Но ты ведь понимаешь... Милосердный, серый ангел, ответь же мне, помоги, скажи мне, что спасет мою страну?

И на мгновенье обняв плечи мои голубиными своими крылами, ангел молвил единственное слово, и в голосе его я узнал все любимые, все смолкнувшие голоса. Слово, сказанное им, было так прекрасно, что я со вздохом закрыл глаза и еще ниже опустил голову. Пролилось оно благовоньем и звоном по всем жилам моим, солнцем встало в мозгу, и бессчетные ущелья моего сознания подхватили, повторили райский сияющий звук. Я наполнился им; тонким узлом билось оно в виску, влагой дрожало на ресницах, сладким холодом веяло сквозь волосы, божественным жаром обдавало сердце.
             Я крикнул его, наслаждаясь каждым слогом, я порывисто вскинул глаза в лучистых радугах счастливых слез...
              Господи! Зимний рассвет зеленеет в окне, и я не помню, что крикнул...

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (задания для групп)

 

1 группа

Личности, жизни и творчеству Набокова свойственна парадоксальность.

Русские годы

Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в Санкт-Петербурге в богатой дворянской семье «в один день с Шекспиром и через сто лет после Пушкина»

Характер и духовный склад Владимира Набокова начали формироваться в «совершеннейшем, счастливейшем детстве». «Трудный, своенравный, до прекрасной крайности избалованный ребенок» рос в аристократической петербургской семье, в атмосфере роскоши и духовного уюта, жадно черпая «всей пятерней чувств» яркие впечатления юных лет. Будущий писатель владел тремя языками с раннего детства. «Моя голова говорит по-английски, сердце - по-русски, а ухо предпочитает французский». В это же время формируется круг увлечений и интересов, оставшихся неизменными на всю жизнь: шахматы, бабочки, книги. Образование начал в Тенишевском училище в Петербурге, В 1916 голу получил огромное наследство, издал сборник стихотворений (единственная книга, официально изданная в России при его жизни). Революция богатства лишила.

Изгнание

После революции семья переехала в Крым, а в 1919 Набоковы навсегда покинули Россию. С тех пор Набоков навсегда болен ностальгией – тоской по России. Константинополь - Париж – Лондон -  такой маршрут проделала семья Набоковых, прежде чем осесть, наконец, в Берлине. Владимир получал образование в Кембриджском университете(Тринити-колледж), продолжает писать русские стихи и переводит на русский язык «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла. 7 января 1921 года можно считать своеобразным днем рождения, поскольку в этот день впервые появилось имя Владимир Сирин. Под именем Владимира Сирина суждено было прославиться Набокову среди населения призрачного государства, называвшегося Россией в изгнании.

2 группа

Берлин

В 1922 году Набоков переезжает в Берлин, этот год стал самым тяжелым в жизни Набокова: был убит отец, заслонивший от пули своего соратника по партии. Отец всегда был для Набокова живым образцом порядочности, благородства, ума. Набоков  зарабатывает на жизнь уроками английского языка. В берлинских газетах и издательствах, организованных русскими эмигрантами, печатаются рассказы Набокова. Он знакомится с Верой Слоним, которой было суждено стать его женой, матерью его сына, его музой, первым читателем, секретарем, адресатом посвящений почти всех книг, вторым «Я» Набокова.

Русские романы

Вскоре после женитьбы завершает свой первый роман — «Машенька» (1926). Всего до 1937 года создаёт 8 романов на русском языке: «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929), «Подвиг»(1931), «Камера обскура» (1932) «Отчаяние» (1934), «Приглашение на казнь» (1936), «Дар» (1937).Работу над словом Набоков называет ворожбой. Он склонен к игре, интриге.

Переход на английский

Набоков решил попробовать написать роман сразу на английском, и в январе 1939 года был завершен его первый англоязычный роман «The real life of Sebastian Knight» («Подлинная жизнь Себастьяна Найта»).

Франция

В 1937 году Набоковы уезжают во Францию и поселяются в Париже, проводя также много времени в КаннеМентоне и других городах. Начавшаяся война вынудила Набоковых покинуть Францию ради спасения жизни.  В мае 1940 году Набоковы переезжают в США.

3 группа

США 

В Америке с 1940 до 1958 года Набоков зарабатывает на жизнь чтением лекций по русской и мировой литературе в американских университетах. Первой книгой, написанной в Соединенных Штатах, стал не роман, а литературоведческое исследование - «Николай Гоголь». С 1937 года и до конца своих дней Набоков не написал на русском языке ни одного романа (если не считать автобиографию «Другие берега»). 15 лет Набоков работает над комментариями к роману «Евгений Онегин», совершив «кабинетный подвиг».

Вновь Европа 

Набоков возвращается в Европу и с 1960 года живёт в МонтрёШвейцария, где создаёт свои последние романы. На английском языке Набоков написал тоже 8 романов. Два романа остались незавершенными: один на русском, один на английском.

Скончался В. В. Набоков 2 июля 1977 года, похоронен на кладбище в Кларансе, вблизи Монтрё, Швейцария.

Набоков превыше всего ставит независимость и свободу, он никогда не участвует ни в каких партиях и никогда не жалеет об утраченном богатстве.

Он считает, что судьба трагична и порой беспощадна к лучшим своим созданиям. Только память способна противостоять смерти. Личная жизнь человека, события души, соединяются в жизненное полотно. И это самое главное. «Другие берега» заканчиваются фразой: «Однажды увиденное не может быть возвращено в хаос».

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР