Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7459210
Статья "Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку".
Содержание - Русский язык и литература

Аслямова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6" городского округа город Шарья Костромской области. 
В статье представлен эффективный опыт работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. Задачи: определить пути, позволяющие дать высокий результат на ЕГЭ. Автором освещены такие аспекты работы по подготовке к государственной итоговой аттестации, как отбор содержания образования, система педагогического мониторинга, технологии обучения, подготовка к сочинению (задание 25), межпредметные связи, организация внеклассного чтения. Особое внимание уделено системе разноуровневого тематического контроля на второй и третьей ступенях образования с учётом преемственности как важному фактору качества образования. Материал предназначен для учителей-словесников, работающих в 10-11 классах.

 


 

Дата публикации: 22.08.2017


 

Статья

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

            Все мы, осуществляя педагогическую деятельность, ориентируемся на  многоуровневую оценку качества образования:

  •      оценка обучающимися (степень удовлетворенности семьи)
  •      оценка государством (итоги государственной итоговой аттестации, аккредитация, лицензионный контроль)
  •      самооценка школы (внутренний мониторинг качества образования)
  •      оценка работодателем (уровень признания и конкурентоспособности на рынке труда).

            Все мы стремимся на выходе  получить  результат, который соответствует требованиям на всех уровнях,  демонстрирует эффективность нашей образовательной  модели.

   Невозможно добиться поставленной цели  без выстроенной   системы работы  по предмету в целом и  к  итоговой государственной аттестации в частности.

   Без сомнения, у каждого педагога есть свои пути, позволяющие совершать со-восхождение с обучающимися по образовательной лестнице.

Если определять  основные пути, позволяющие, на мой взгляд,  дать высокий результат на ЕГЭ, то это:

  •      отбор содержания образования;
  •      система разноуровневого тематического контроля  на второй и третьей ступенях образования с учётом преемственности;
  •      система мониторинга;
  •      технологии обучения;
  •      система подготовки к сочинению  (задание 25);
  •      межпредметные связи;
  •      организация внеклассного чтения.

 

Отбор содержания образования

В учебном плане школы  в 10-11 классах  1 час русского языка - из федерального компонента, 1 час - из школьного. Часы из школьного компонента были направлены на развитие речи, подготовку к сочинению (задание 25),  проведение части пробных работ  в формате ЕГЭ.

Чтобы организовать работу по систематизации, повторению и расширению материала, контроль  в соответствии с УМК  Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А.Мищериной  при 1 часе в неделю на старшей ступени обучения, при планировании работы в 8-9 классах пропедевтически мною было выдано 80% материала по синтаксису и пунктуации из курса старшей школы, в том числе в рамках элективного курса в 9 классе  (в первую очередь  обучающимся с  высоким уровнем развития интеллектуально-мотивационной сферы), что позволило изыскать время на работу с заданиями части 1 ЕГЭ, уроки коррекции ЗУН.  

      Сэкономить время   на  систематизацию  изученного  по орфографии и пунктуации  помогают тетради для правил, которые ученики ведут с 5 класса с применением  методики структурирования учебного материала.  Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению заданий ЕГЭ.  Расширяя  и углубляя  теоретические знания  по темам,    составляем  опорные конспекты, сложные планы и т.п.

        В УМК достаточно много упражнений по разным разделам языка, но, к сожалению, многие ученики при выполнении домашних работ пользуются решебниками. В связи с этим предпочтение отдаю  творческим домашним заданиям, заданиям из моих ресурсных пакетов, КИМ ЕГЭ в соответствии с темой или  разделом и др.

     Эффективной формой работы   подготовки к ЕГЭ  является  комплексный анализ текста, в ходе которого учащиеся определяют основную мысль текста, авторскую позицию, тип и стиль речи; анализируют лексику, изобразительно-выразительные средства языка, морфологические признаки частей речи, словообразовательные элементы, синтаксические конструкции, выполняют пунктуационный разбор и т.д. Комплексный анализ текста – мощный стимул речевого развития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер личности человека, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: ассоциативно- образного и логического. Тексты русских писателей, философов, публицистов – это уникальный материал, имеющий большое воспитательное значение, способствующий становлению морально-нравственной личности.

         Таким образом, комплексная работа с текстом на уроках русского языка  создает условия для реализации внутрипредметных и межпредметных связей, что важно  для успешной подготовки к экзаменам.

       Для работы, помимо учебника,  использую пособия  Д.Э. Розенталя;   В.Ф. Грекова,  С.Е. Крючкова,  Л.А. Чешко; И.В. Цыбулько, Ю.Н. Гостевой, И.П. Васильевых;   Г.Т. Егораевой,   Н.А.; Сениной;  Ю.А. Бисерова ;  Федотовой  Л.С. "Правила и тесты.  Пособие по русскому языку для поступающих в вузы",  изд. "Высшая школа" и др. Кроме того, в подготовке к сочинению на ЕГЭ по русскому языку помогает пособие Т.Н. Назаровой, Е.Н. Скрипки "Допуск к ЕГЭ. Практикум для подготовки к итоговому сочинению", где представлены тематические направления, аспекты направлений, тексты-аргументы и др. Ежегодно происходит пополнение моего методического ресурса (приобретаю не менее 20 изданий).

          Также  использую  цифровые и электронные  образовательные ресурсы.

  Система  разноуровневого тематического контроля на второй и третьей ступенях образования с учётом преемственности  и педагогический  мониторинг

Важность ведения учителем мониторинга учебного процесса для повышения качества обучения неоспорима. Для этого необходимо обеспечить систематический контроль за его ходом и результатом, но главное – обеспечить обратную связь, когда полученная информация используется для управления процессом и его корректировки как учителем, так и учеником.

В своей работе руководствуюсь  «Положением о тематическом контроле знаний, умений, навыков»,  которое позволяет учителю управлять качеством образования.   Ведущим при определении отметок за четверть является тематический учёт ЗУН, который проводится после изучения каждой темы и состоит из проверки знаний и практических умений.

Логическое проектирование всего курса по предмету (выделение стержневой линии, основанной на ключевых понятиях и операциях с ними) в совокупности с тематическим контролем достаточно гарантированно даёт на выходе хороший результат. Главное – уметь выделять те узловые точки образовательной траектории в теме, качественное прохождение которых учеником и будет индикатором  продвижения в усвоении темы.

Личностно ориентированный подход к обучению говорит о том, что независимо от внешних условий и качества осуществления образовательного процесса расслоение учащихся по уровню достигнутых результатов на выходе неизбежно. Но качество обучения можно существенно повысить, если замерять результаты обучения не по окончании учебного периода, а запланировать результаты обучения до начала процесса, сделать их открытыми для учащихся, предоставив тем самым школьникам право выбора и возможность его реализовать.

       Поэтому в начале изучения каждой темы  объявляю, на какое количество уроков она будет рассчитана, указываю количество проверочных работ, обязательные результаты изучения темы, называю  дату проведения тематического контроля.  При изучении темы на пооперационный контроль ставятся те  новые элементы содержания и способы действий с ними, которые необходимо усвоить именно в этой теме, так как от них зависит дальнейшее продвижение школьника по траектории обучения.  Параллельно ведётся работа по совершенствованию уже присвоенных знаний, умений, навыков.

          При отработке элементов содержания и способов действий до сведения учащихся доводятся уровневые критерии оценивания. При этом каждый ученик имеет возможность выбрать свой уровень, в процессе работы повысить его.

           Проверочные работы предназначены для отслеживания формирования ключевых интеллектуальных умений, поэтому применяю разноуровневые задания только с развёрнутыми ответами. Здесь, прежде всего, важно отследить степень присвоения алгоритма деятельности учащимися, потому что ошибки возникают часто не оттого, что  учащийся не знает, как сделать то или иное действие, а от незнания, в каком логическом порядке их надо осуществить. Поэтому на проверочных работах допускаю использование алгоритма на печатной основе в качестве ориентира в действиях для тех учащихся, кто в недостаточной степени присвоил алгоритм по причине болезни или низкого уровня развития мотивационно-познавательной сферы.

        Проверка именно развёрнутых ответов позволяет выделить очаг формирования ошибки, её причину и вовремя откорректировать неверно выполненную операцию. Применение тестов с выбором ответа на данном этапе контроля считаю нецелесообразным, так как они не дают необходимой информации, а проверяют уровень даже не знания, а «узнавания».

            При таком подходе к концу изучения темы учащиеся знают, какие типы заданий их ожидают на тематической контрольной работе, знают требования к уровню усвоения и оценивания.

      Задания для тематического контроля включают обязательно новые элементы содержания и способы действий с ними, присвоение которых должно быть осуществлено в этой теме. Каждое задание дифференцируется или по степени сложности интеллектуальных умений, или по степени полноты классификации.

Проверочные и контрольные работы составляются в соответствии с требованиями к результату обучения по теме, разделу, курсу предмета, их содержание уровневое. Общими подходами к норме оценивания считаю таксономию в когнитивной области Блума (знание, понимание, применение, анализ, синтез) , которая способствует мыслительной деятельности учащихся на различных этапах познания. Использование таксономии – выход на  разные уровни усвоения: репродуктивный, конструктивный, творческий, исследовательский. В педагогической практике использую разные виды контроля: текущий, тематический, итоговый, заключительный. Тематический учет провожу в различных формах: зачёт, контрольные работы,  тестирование,  собеседование, взаимозачёт и др.

Тематический учет знаний, умений, навыков провожу после изучения каждой темы; он состоит из проверки знаний и проверки практических умений.  Требования к результатам обучения по теме довожу до учащимся  в начале изучения темы (комментирую, размещаю в классном уголке,  электронном журнале, информирую  родителей). Также в начале изучения темы знакомлю учащихся с вопросами   для проведения зачёта по теории. В конце изучения темы предлагаю учащимся выполнить открытую тренировочную контрольную работу (текст работы выдаю не позднее, чем за неделю до тематического контроля),  провожу  тематические консультации в обозначенный в графике работы день  с учётом затруднений обучающихся, провожу  контроль готовности учащихся к тематической контрольной работе.

При получении неудовлетворительной отметки сразу учащемуся предоставляю право пройти повторную проверку в течение недели.  Для меня важно, чтобы ученик устранил пробелы ЗУН по теме, так как без выстраивания системной работы  по тематическому учёту знаний на уровне учащегося не может быть успеха его на ЕГЭ.  Убеждена:  необходимо развивать у школьников умения проверять, контролировать себя, адекватно оценивать свою деятельность, находить ошибки, затруднения и пути их устранения. Это во многом обеспечивает выход на прогнозируемый результат. 

Так как работа в этом направлении  выстроена  с учётом преемственности с  5-9 классами, то  ученики привыкли работать системно.  Если же в классе есть ученики, которые не знакомы с  моей системой контроля и мониторинга, то провожу для них отдельные консультации.

Использованная мною технология педагогического мониторинга при подготовке учащихся к ЕГЭ позволяет  оценить уровень знаний, умений, навыков по предмету как отдельного ученика, так и класса в целом, а затем  спланировать учебный процесс на достижение конкретного результата для каждого конкретного ученика. На основании выявленных уровней знаний по предмету выстраивается индивидуальная траектория занятий с учащимися по подготовке к ЕГЭ. Таким образом, осуществляется дифференцированный подход к учащимся.

Большое внимание уделяю диагностическим работам, которые соотнесёны по формату и содержанию с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ. На первых уроках провожу диагностическую работу, составленную по принципу ЕГЭ. Данная контрольная работа позволяет учащимся увидеть пробелы в своих знаниях, уровень своих возможностей, спланировать самостоятельную работу; мне же, как учителю, выявить не только уровень базовых знаний, но и то, какие вопросы и задания вызывают затруднения, требуют более глубокого повторения. К тому же данная диагностическая работа помогает мне при планировании индивидуальной, групповой и коллективной работы на дополнительных занятиях и при планировании непосредственно уроков русского языка.

В  11 классе провожу 3 пробные экзаменационные работы в форме и по материалам ЕГЭ.  В конце 10 класса  обучающиеся  проходят промежуточную аттестацию  также  в форме и по материалам ЕГЭ (с сочинением).  Только перевод баллов о отметку несколько изменён.

Даётся полный анализ работ с выстраиванием рейтинга учащихся, определением процента  ошибок  в разных заданиях,  типа ошибок как в целом по классу, так и по каждому ученику в сравнении с результатами предыдущей работы.  Данные размещаются в классном уголке, выхожу на родительские собрания, комментирую результаты. Обязательно проводим работу над ошибками как в рамках урока, так и во внеурочное время (групповые и индивидуальные консультации по определенному графику, порой утром до уроков, если так удобнее ученикам). Это помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и скорректировать дальнейшую работу, так как посредством индивидуальных консультаций ученику легче выявить причину своей ошибки. Особое внимание уделяю перспективным ученикам, которые могут сдать ЕГЭ на высокий балл. Для них провожу в системе индивидуальные консультации,  в том числе с использованием Интернет (электронная почта, скайп).

          Таким образом, система составления заданий, отслеживание результатов их выполнения, использование обратной связи для коррекции позволяет мне вывести учащихся на более высокий уровень овладения предметным содержанием и способами деятельности, проектировать индивидуальные образовательные траектории. И, конечно, создаёт условия для успешной сдачи  ЕГЭ.

           Мною разработаны тематические проверочные и контрольные работы по всем разделам русского языка с 5-11 класс, банк  диагностических  и итоговых  работ за курсы с 5-11 классы (5-9 класс по УМК под ред. В.В. Бабайцевой, 10-11 по УМК Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А.Мищериной).

           

Технологии обучения

        На уроках  использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо (приёмы "Инсёт-1", "Инсёт-2",  "Кластер",  "Сбор ассоциаций", "Фишбоун" и др. ) проблемное обучение,  модульную технологию,  кейсовую технологию при обучении написанию сочинений, применяю технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, т.е. оформление учебного материала в виде опорных схем-конспектов, поблочная компоновка материала (например, правописание Н-НН; не с разными частями речи; стили речи и т.д.),  технологию сотрудничества (обмен мнениями, примерами,  составление комментариев к сочинениям,  корректировка сочинений  и др.).

           

 Система подготовки к сочинениям (задание 25)

            Высокий балл на ЕГЭ можно получить только в случае  хорошей готовности обучающихся к написанию сочинения-рассуждения  (задание 25) - наиболее  сложной части  ЕГЭ по русскому языку.   С 5 класса начинаю формировать у обучающихся навык определения темы, проблематики, идеи текста. Такая работа проводится не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.  Остановлюсь на  работе в этом направлении  на старшей ступени обучения.

            Для успешного написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту мною разработана программа курса  «Подготовка к написанию сочинения на ЕГЭ» (10-11 классы), реализуемая  в рамках  урочной деятельности (1 час из школьного компонента).  Система уроков предполагает общее знакомство с требованиями к сочинению, критериям оценки, изучение подходов к  написанию структурных единиц сочинения, отработка написания каждой единицы, изучение требований к композиции, речевому оформлению сочинения, написание и корректировка собственных сочинений.  Важным этапом является обсуждение и комментарий сочинений учащихся. Для каждого урока мною подготовлен раздаточный материал (исходный авторский текст, алгоритмы, сочинения по тексту (фрагменты сочинений)  моих учеников без указания авторства, а также наиболее интересные сочинения с сайтов. Ученики с удовольствием разбирают сочинения своих ровесников, находят достоинства и недостатки работ, обращая особое внимание на единство стиля. Уже к середине курса ученики могут достаточно объективно оценить работы в соответствии с критериями, найти в подборке сочинение из Интернета, которое чаще всего  не получает при оценивании много баллов.

            В 11 классе для отработки навыка написания сочинения в соответствии с заказом учащихся и родителей  (2 раза в месяц)  проводила платный курс "Трудные вопросы русского языка" (26 ч.), интегрированный с курсом  «Подготовка к написанию сочинения на ЕГЭ».

            С сентября 10 класса мы с учениками формируем ресурсный пакет по подготовке к сочинениям, где размещаем  весь материал ( комментарии, методические рекомендации, тексты для анализа с проблемами и авторской позицией,  речевые клише).  Набор аргументов, иллюстраций из художественной, научной, публицистической литературы, афоризмов, цитат по проблемам, образцы лучших сочинений  и др. Процесс этот, конечно же, долгий и трудоемкий, но ориентированный на результат.

             Межпредметные связи

            Также уверена (и эту уверенность разделяют мои выпускники), что  70% успеха на ЕГЭ по русскому языку - это хорошее знание литературы, о чём я говорю уже на первом уроке в 10 классе.  Важно добиться того, чтобы  ученики читали художественные тексты, а не тексты в кратком изложении. Мною разработаны  проверочные работы по литературе - викторины по всем программным произведениям   9-11 классов.  Это позволяет  мотивировать учащихся, особенно занимающихся на "4" и "5", на вдумчивое чтение произведений, а при подготовке к ЕГЭ  без временных затрат актуализировать знания по литературе, так как  анализ экзаменационных работ показывает, что выпускники порой  делают ошибки при  соотнесении  названия произведения и его автора, в написании имен героев художественных произведений, определении жанра.

        Кроме этого, при изучении произведений русской и зарубежной литературы мы обязательно в каждом определяем проблематику и вносим в банк аргументов, в котором уже есть собственные примеры обучающихся и примеры,  рекомендованные учителем.

          Важность правильного определения проблемы, поднятой в данном тексте, трудно преувеличить, ведь неверный посыл в проблематике приводит к неверному комментарию и выбору аргументов и иллюстраций при написании  сочинения на экзамене. Учащиеся должны понять, что в тексте может быть более одной проблемы, но все они взаимосвязаны или вытекают одна из другой. Можно даже дать задание составить своеобразные кластеры взаимосвязанных проблем. Очень большое значение, на мой взгляд, имеет также задание найти художественные произведения, публицистические, научные  тексты с подобной проблематикой.

            Конечно, сочинение по литературе - допуск к ЕГЭ  тоже хорошо помогает  в  подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

 Организация внеклассного чтения

            Во многом высокие результаты  ЕГЭ  по русскому языку - результат  развития обучающихся посредством  внеклассного чтения.  В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок.

            Даю групповые и индивидуальные рекомендации, приобщаю к чтению   художественной, научно-популярной литературы, публицистики, в первую очередь,  учеников с высоким уровнем  интеллектуально-мотивационной сферы.  В 10-11 классах отдаю  предпочтение рекомендациям,  непосредственно связанным с изучением программы, направленным на расширение читательской эрудиции (в первую очередь, чтение критической литературы); рекомендациям, расширяющим круг чтения (например, публицистика Р. Гамзатова,  произведения  Л.Петрушевской,  Т. Толстой и др.)

          Предлагаю учащимся такую литературу, которая не только будет им интересна, но даст пищу для размышлений, возможность использовать произведение в качестве аргумента в сочинении ( Д.С. Лихачёв "Письма о добром и прекрасном",   В. Солоухин  "Письма из Русского музея",  "Камешки на ладони", "Черные доски",  Ю. Лотман "Беседы о русской культуре", А. Солженицын "Крохотки", Ч. Айтматов "Плаха", "И дольше века длится день", М. Цветаева "Мой Пушкин", Б. Екимов "Ночь исцеления",  В. Ардов "Суконный язык", К. Паустовский (главы из книги "Золотая роза"),  М. Пришвин "Времена года", Б.Васильев "Завтра была война", "Не стреляйте белых лебедей",  М. Горький "Как я учился", А.Приставкин  "Ночевала тучка золотая", произведения Э. Ремарка, Селенджера, О.Уайльда, Р. Бредбери и др.)

        Большую помощь в подготовке к написанию сочинения оказал электронный и печатный ресурс - рефераты, написанные моими выпускниками предыдущих лет по 31 проблеме ("Ч. Айтматов "Плаха". Проблематика произведения",  "Обличение мещанства в русской литературе второй половины XX века", "Русские писатели, поэты, философы о судьбе и предназначении России", "В чём смысл жизни? (по рассказам  В. Шукшина)", "Проблема памяти в творчестве поэтов и писателей ХХ века" и др.).

            Такая система работы дала очень хорошие результаты.

Критерий

Максимальное количество баллов в соответствии с критериями оценки сочинения

Количество баллов, набранное моими выпускниками /%

К1

1 балл

1 балл - 25 уч. / 100%

К2

3 балла

3 балла - 19 уч. / 76%

2 балла - 6 уч. /24%

К 3

1 балл

1 балл - 25 уч. / 100%

К4

3 балла

3 балла - 18 уч./72%

2 балла - 7 уч./28%

Результаты  ЕГЭ - 2016 по русскому языку (25 учащихся)

Шушкова Александра -  100 баллов.

"5"

17/68%

"4"

8 / 32%

"3"

0

Средний балл по классу

78,64

Успеваемость -

100%

Качество

100%

Степень обученности 

86,5%

 

            

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР