Библиотечный урок, посвящённый творчеству Александра Солженицына «Жизнь не по лжи». |
Содержание - Русский язык и литература | ||
Поздняк Ольга Петровна, педагог-библиотекарь, МОБУ Новобурейская СОШ №3, п. Новобурейский, Бурейский район, Амурская область. Дата публикации: 05.10.2017
Библиотечный урок, посвящённый творчеству Александра Солженицына тема: «Жизнь не по лжи»
Пояснительная записка. Сколько бы не спорили сегодня о месте Александра Солженицына в русской литературе, пришла пора понять: нет ему равных – не по таланту художественному, которыми 19 век да и начало 20 мировую культуру стороной не обошёл, - равных нет ему крепостью противостояния. Не зря же писателем и повторено: слово правды весь мир перетянет. Солженицын – писатель с мировым именем. Литературный марафон «Жизнь не по лжи»», посвященный 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына, русского писателя, прозаика, публициста поможет детям полнее и шире узнать о писателе, о его произведениях, окунуться в эпоху советского времени.Дети должны гордиться своей родиной, своей историей. Материал данного библиотечного урока очень актуален. Его могут использовать педагоги-библиотекари, учителя литературы на уроках или во внеурочное время.Внеклассное мероприятие расширит знания учащихся и поможет при сдаче ЕГЭ. Рекомендован для учащихся 9-11 классов Цели и задачи:
Оборудование:
Оформление: Портрет писателя иэпиграф к уроку: «Солженицын - трудно достигаемый пример того, что писатель в ответе перед сегодняшним днем, как перед вечностью». (В. Соколов) Форма проведения: библиотечный урок Возраст: рекомендован для учащихся 9-11 классов Ведущие -библиотекарь, исследователи (ученики 11 классов), чтец
Ход библиотечного урока Библиотекарь: Сегодня мы собрались в школьной библиотеке, чтобы познакомиться с одним из ведущих писателей двадцатого века - Александром Исаевичем Солженицыным. Великому писателю в 2018 году исполнилось бы 100 лет. «Если бы мне сказали: придумай себе жизнь, я б не мог придумать лучше»- итог всей его жизни и деятельности. В Солженицыне есть что-то от ветхозаветного пророка – подвижничество, страстность в идеях и непримиримость в обличии зла. Нечто библейское угадывается в его облике: седобородый, сурово-замкнутый, с глубокой складкой поперёк лба. Не только книгами, но и всеми поступками он утверждает: жить надо не по лжи. Это его высказывание станет названием нашего литературного марафона. (Слайд 1) Исследователь 1: Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В год его рождения в России началась гражданская война. Исследователь 2: Отец Солженицына, Исай Семёнович, происходил из крепкой крестьянской семьи, жившей на Ставрополье. Он учился в Московском университете. Добровольцем ушел на первую мировую войну. Офицер царской армии. Был награждён Георгиевским крестом. Из зажиточного крестьянского рода происходила и мать писателя – Таисия Захаровна Щербак. Она окончила Бестужевские курсы в Петербурге, прекрасно знала иностранные языки.(Слайды 2-3) Библиотекарь: Николай Дмитриевич Виткевич, друг писателя, вспоминал: «…В четвёртом или пятом классе я увидел у него тетрадь с надписью «Полное собрание сочинений А. Солженицына. Том первый. Книга первая». Он составлял четко продуманные планы: прочитать всю русскую и зарубежную классику, непременно интересоваться музыкой и другими видами искусства. Выполнял планы неукоснительно».(Слайд 4) Исследователь 1: Будущий писатель, несмотря на интерес к литературе, поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. И параллельно учился на заочном отделении Московского института философии, литературы и истории. (Слайд 5) Библиотекарь: В 1941 году Александр Исаевич с отличием окончил Ростовский университет. Исследователь 2: 1941 год – начало Великой Отечественной войны. Солженицын был призван в армию в октябре 1941 года. Сначала он был в конном обозе, потом окончил артиллерийское училище. Осенью 1942 года он в звании лейтенанта оказывается в частях действующей армии. Его назначают командиром артиллерийской батареи. (Слайд 6) Библиотекарь: Много писал – не только письма домой, но и первые произведения, которые отправлял на рецензию московским литераторам. Военный этап своей жизни Солженицын отразил в рассказе «Желябугские выселки». Он получил звание капитана, был награжден орденом Отечественной войны III степени и орденом Красного знамени. Пройдя боевой путь от Орла до Восточной Пруссии, он волею судьбы оказался в тех самых местах, где в 1914 году воевал его отец.Впоследствии напишет роман «Август четырнадцатого». (Слайд 7) Исследователь 2: Военные годы стали для Солженицына порой прозрения. С 1945 года попадает под надзор военной разведки. Капитана Солженицына арестовывают. Повод – критика Сталина «за искажение ленинизма». Исследователь 1: В 1945 годубудущий писатель был лишен звания капитана и отправлен в Москву в следственную тюрьму на Лубянку. Солженицын был неудобен властям. Приговор - 8 лет исправительно-трудовых лагерей с последующей ссылкой в Сибирь за «антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации». (Слайд 8) Исследователь 2: В Сибири судьба свела Солженицына с талантливыми, образованными людьми. Общение с ними решительным образом повлияло на взгляды писателя. Именно здесь Солженицын и начал серьезные литературные занятия. Настарых бумагах записывал свои мысли- основы будущих книг. Библиотекарь: После заключения в 1953 году писатель был направлен в Казахстан. Преподавал математику, физику, астрономию. Сильно заболел, сказались годы ссылки, но чудом спасся. Живя в ссылке, преподает в школах. Исследователь1: 6 февраля 1957 года Солженицын был реабилитирован. После реабилитации поселяется в Рязани, где также работает учителем математики в средней школе. Библиотекарь: В 1959 году произошло поистине историческое событие: за несколько недель Солженицын написал повесть «Один день Ивана Денисовича». На «Новый мир», где была напечатана эта повесть, записывались в очередь, критики сравнивали со Львом Толстым. На страшном лагерном материале построил писатель свою философию. Герой повести соответствует идеальным представлениям писателя о качествах народного духа и ума, дающих надежду на его возрождение. (Слайд9) Исследователь 2: Содержание повести говорит о том, что человек из народа соотносит себя с навязанной реальностью и её идеями. Поэтому самое глубокое впечатление мы получаем не от характера Ивана Денисовича, его выразительной фактуры, деталей внешнего поведения и речевого жеста. Библиотекарь: Автор умело скрывался за спиной своего героя. Он не душит нас своим всезнайством. А деликатно соблюдает дистанцию и рассчитывает на вдумчивого читателя, на медленное чтение, которое только и возможно здесь. Солженицын вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разум, умение приспособиться к нечеловеческим условиям не потеряв лица. Мудрое понимание и правых, и виноватых, привычка напряжённо думать «о времени и о себе». Исследователь 1: Солженицын часто размышлял над вопросом, почему стали возможны чудовищные преступления советской власти. Он начинает работу над своей главной книгой – «Архипелаг ГУЛАГ». Это художественно-документальное исследование о страшной жизни заключенных в сталинских лагерях.Многие факта в этом романе написаны Солженицыным по памяти, используя лагерные заметки, наблюдения и рассказы очевидцев, почерпнутые там. «Я на клочке бумаги писал карандашом, потом содержание запомню и уничтожаю бумажку», - вспоминал писатель.(Слайд9) Библиотекарь: «Архипелаг ГУЛАГ» стал гражданским и человеческим подвигом писателя. Писатель сказал о книге: «Все, кому не хватило жизни об этом рассказать. И да простят они мне, что я не все увидел, не все вспомнил, не обо всём догадался» Исследователь 2: В 1959 году в Рязани был написан рассказ «Матрёнин двор». В нём запечатлел образ Матрены Васильевны Захаровой – крестьянки из деревни Мильцево. Писатель подчеркивает, что рассказ «полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены и смерть ее воспроизведены как были». (Слайды 10) Библиотекарь: В центре рассказа – кризис советской деревни. Несмотря на болезнь, Матрёна самоотверженно помогает сельчанам, чем они охотно пользуются. Ее подвижничество, однако, уберегает деревенский мир от полной деградации и катастрофы. Рассказ был опубликован в 1963 году в журнале «Новый мир». По рассказу «Матрёнин двор» были поставлены спектакли. Исследователь 1: В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Но получит он её спустя 4 года. Начались гонения на писателя. По решению Политбюро 13 февраля Солженицын был посажен на самолёт и выслан на Запад. Семье разрешено выехать к нему. Исследователь 1: За границей Солженицын основал Русский общественный фонд помощи заключенным.Поселился в штате Вермонт (США). Был нелюдим, за что и получил прозвище «вермонтский затворник».Здесь же выходит вторая автобиографическая книга Солженицына – «Угодило зернышко промеж двух жерновов». Где бы он не жил, что бы ни писал, его мысли в первую очередь занимала судьба России. Писательне теряет уверенности, что вернется в Россию. (Слайд 11) Исследователь 2: В 1994 году, после 20 лет эмиграции Солженицын вернулся на родину. Сделал он это по-своему: 55 дней двигался с Дальнего Востока в Москву, пересёк полстраны, чтобы окунуться в нашу жизнь.С 1995года писатель жил под Москвой, навещая сыновей, Степана и Ермолая в Америке.(Слайд 12) Библиотекарь: Он активно включается в общественную жизнь. Пишет очерки и статьи, посвященных «обустройству» России. Отказывается принять от Бориса Ельцина орденАндрея Первозванного, но одобрительно относится к политике В. В. Путина. В 1997 году была учреждена премия А. И. Солженицына, финансируемая из личного бюджета писателя. В 1998 году он получил награду Русской Православной церкви – орден Святого благоверного Даниила Московского.До последних дней Александр Исаевич интересовался историей России, ее судьбой, и постоянно писал. Готовил к изданию самое полное собрание своих сочинений. Великий труженик, великий писатель-гражданин, эталон российской духовности и нравственности, самый мужественный, самый человечный… "Все его книги не просто там о лагере или о лагерной системе — они о том, как человек встречает экстремальную ситуацию, будь то война, лагерь, смертельная болезнь. Как люди реагируют, и что помогает тем, которых эти обстоятельства не расплющивают", — говорит Наталия Солженицына. Исследователь 1: Сердце Солженицына перестало биться 3 августа 2008 года. Исполняя последнюю волю писателя, его похоронили на кладбище Донского монастыря в Москве. Он не встал из-за письменного стола до самого последнего дня своих почти девяноста лет. Сегодня едва ли не каждый, кто пишет о Солженицыне, говорит, что с его смертью ушла эпоха. (Слайды 13-15) Библиотекарь: Ребята, на нашем мероприятии вы узнали о жизни и творчестве Александра Солженицына. В нашей библиотеке вы найдёте статьи, книги этого поистине великого писателя. Я предлагаю вам поучаствовать в создании синквейна «Писатель Солженицын». Задача – самостоятельное обобщение черт характера А.И.Солженицына, характеристика личности писателя в творческой форме. (Слайд 16) Образец:
Библиотекарь: Я надеюсь, что наш литературный марафон «Жизнь не по лжи» останется у вас в памяти надолго. Я выражаю уверенность: каждый сидящий сегодня на библиотечном уроке останется человеком в любом жизненном испытании. И может быть, вы совсем иначе будете смотреть на людей. Цените в них те самые прекрасные свойства души, о которых мы с вами говорили и которым посвящены строчки Булата Окуджавы. Ими мы и закончим наше мероприятие. Чтец:
Лик его высок и удивителен.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Газета «Комсомольская правда», 4 июня 1994 г. 2. Журнал «Смена», 1980 г. 3. Журнал «Эхо планеты», №50-51, декабрь, 1998г. 4. Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. М., 2011 г. 5. Журнал «Ровесник», 1998 г. Приложение 1 Памятка «Как составлять синквейн» Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами. Четвёртая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме. Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющий суть темы. Образец:
Приложение 2 Стихотворение «Совесть»
Лик его высок и удивителен.
(Булат Окуджава) |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».