Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7431849
Конспект урока по русскому языку «Логическое ударение. Порядок слов в предложении. Интонация».
Содержание - Русский язык и литература

Исхак Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия №3», г. Казань, Республика Татарстан.
Урок предназначен для учащихся 8-х классов с целью формирования умения выделять наиболее важное слово в предложении с помощью логического ударения и порядка слов; формирования умения выразительно читать текст. Для реализации поставленных целей и задач урока используются такие средства обучения как учебник, презентация, интерактивная доска, мультимедийный проектор. Использовались следующие методы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения материала и частично поисковой.


Дата публикации: 12.10.2017


Конспект урока по русскому языку на тему: «Логическое ударение. Порядок слов в предложении. Интонация».

Цель урока: формирование умения выделять наиболее важное слово в предложении с помощью логического ударения и порядка слов; формирование умения выразительно читать текст.

Задачи:

  1. Дать понятие об интонации и ее основных элементах.
  2. Учить устанавливать зависимость между интонацией и смыслом предложения; смыслом предложения и логическим ударением.
  3. Дать понятие о прямом и обратном порядке слов.

Оборудование:

  1. Учебник;
  2. Интерактивный комплекс (ноутбук, проектор);

Приветствие.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа и название новой темы (на слайде) «Логическое ударение. Порядок слов в предложении. Интонация». Но прежде чем мы начнем изучение новой темы, давайте вспомним тему прошлого урока. Что такое словосочетание? Давайте вспомним, как определяется тип связи слов в словосочетании?

Повторение

Давайте выполним задание. Определите вид связи слов в словосочетаниях. Запишите только вид. (На слайде словосочетания, по щелчку появляются ответы).

Наука побеждать – примыкание

Глядя в глаза – управление

Весьма неглупый – примыкание

Его костюм – примыкание

Что-то нашел – управление

Чей-то успех – согласование

Благополучно избежать – примыкание

Какой-то случай – согласование

Красивая картина – согласование

Читать газету – управление

Давайте проверим – 1 ошибка- оценка 5, 2-4, 3-3.

У кого нет ошибок? Замечательно! 1 ошибка? У кого 2? 3? Молодцы, ребята!

Новая тема

-Переходим к новой теме. 

(На слайде) Логическое ударение - это выделение посредством ударения какого-либо слова в предложении сильнее всех остальных слов. 

Я прочту вам отрывок из стихотворения Лермонтова «На севере диком…» (стихотворение на слайде):

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Вам понравилось, как я прочитала? Что же не так с прочитанным текстом?

Устная речь отличается  подвижностью логических ударений. Можно лишь усилением голоса добиться выделения смыслового центра предложения. Давайте верно выделим логическое ударение.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Давайте потренируемся и попробуем перемещать логическое ударение. Запишите предложение, к доске:

На болоте росли камыши. Какие орфограммы мы видим в этом предложении? (Словарное слово камыши, болото и корень с чередованием рос-раст-ращ). Давайте поставим логическое ударение на каждое из этих слов и прочитаем полученные варианты.

Если ударение на первом слове, то вопрос: где росли?, на втором – что делали камыши?, на третьем – что росло?

Давайте еще немного потренируемся… (на слайде текст) Прочитайте про себя фрагмент текста русской народной сказки «Иван-царевич и Серый Волк» и расставьте логическое ударение. Затем прочитайте вслух этот фрагмент текста с выражением, с нужной интонацией:

Тут они Елену Прекрасную спрятали в лесной избушке. Серый волк перевернулся через голову и сделался точь-в-точь Еленой Прекрасной. Повел его Иван-царевич к царю Кусману. Царь обрадовался, стал его благодарить:

— Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой.

Иван-царевич сел на этого коня и поехал за Еленой Прекрасной. Взял ее, посадил на коня, и едут они путем-дорогой.

А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит — волчья морда вместо молодой жены! Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь.

Нагоняет серый волк Ивана-царевича и спрашивает:

— О чем задумался, Иван-царевич?

— Как же мне не думать? Жалко расставаться с таким сокровищем — конем златогривым, менять его на Жар-птицу.

— Не печалься, я тебе помогу.

 

Продолжим изучение новой темы. Запишите предложение (на слайде): Волга глубже Дона

Определите роль существительных. Переставьте их местами, что получилось? Дон глубже Волги. Изменился смысл предложения?

Давайте сделаем вывод: Порядок слов нередко определяет смысл высказывания

Порядок слов может иметь и другое значение, давайте запишем (слайд): Москва – столица России. Поменяйте слова в предложении, изменился смысл высказывания?

Давайте сделаем вывод: Таким образом, порядок слов наряду с логическим ударением помогает выделять главное слово в предложении, не меняя смысл высказывания.

Но, несмотря на значительную свободу порядка слов, следует отметить, что все же каждому члену предложения свойственно занимать то или иное место. Такой порядок слов называют прямым, а отступление от него называют обратным порядком слов.

(Слайд) Как в художественной речи называют обратный порядок слов? Инверсией.

Запишем пример (на слайде): Под небом голубым есть город золотой – Под голубым небом есть золотой город.

Прямой порядок слов

Обратный порядок слов

1. Подлежащее – сказуемое: море волнуется.

2. Согласованное определение – определяемое слово: беспокойное море волнуется.

 3. Определяемое слово – несогласованное определение: волны моря разыгрались. 

 4. Сказуемое – дополнение: я любуюсь морем.                                                          

1. Сказуемое – подлежащее: волнуется море.

2. Определяемое слово – согласованное определение: море беспокойное волнуется.

3. Несогласованное определение – определяемое слово: моря волны разыгрались.

4. Дополнение – сказуемое: я морем любуюсь.

                                                                                                               

Спишите таблицу в тетрадь (со слайда).

Очень часто в поэтических произведениях автор использует инверсию для выделения каких-либо элементов предложения, придания предложению особого смысла, для точной эмоциональной передачи задуманного автором. Когда будете анализировать стихотворения по литературе, не забывайте об этом.

(Слайд) Итоговый вывод: порядок слов выполняет три функции: 1) выполняет синтаксическую функцию – различает члены предложения, 2) служит для передачи смысла предложения, 3) выполняет стилистическую функцию и придает эмоциональную окраску

Сделать упр. (слайд)

А) Выпишите предложения с обратным порядком слов (инверсией).

На такое рассуждение барин совершенно не нашелся что отвечать. Но в это время, казалось, как будто сама судьба решилась над ним сжалиться. Издали послышался собачий лай. Обрадованный Чичиков дал приказание погонять лошадей.

Б) Соберите предложение, используя прямой порядок.

Подбежал, в капральском мундире, молодой, к Пугачеву, малый, проворно

(Слайд) Ответы: А) На такое рассуждение барин совершенно не нашелся что отвечать. Но в это время, казалось, как будто сама судьба решилась над ним сжалиться. Издали послышался собачий лай.

Б) Молодой малый в капральском мундире проворно подбежал к Пугачеву.

Молодцы! Продолжаем. Послушайте историю:

Весть о том, что в актовом зале члены кружка «Электроник» будут демонстрировать «мыслящий» компьютер с синтезатором речи, разнеслась по всей школе. Под сдержанные аплодисменты староста кружка сдернул, будто со статуи, покрывало. Взорам ребят открылось сооружение из металла и пластмассы, напоминающее фигуру инопланетянина.

Усевшийся в первом ряду какой-то ученик от удивления выронил коробочку с плакатными перьями, которую держал в руках.

«ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ», – монотонно отчеканил вдруг робот, сверкнув глазами-лампочками. Староста кружка покраснел и, наклонившись к руководителю, прошептал: «Мы не учли...».

Учитель русского языка: Что не учли ребята, изобретая компьютер с синтезатором речи?

Ребята сразу отмечают: паузы. Я замечаю, что пауз недостаточно. Эту фразу, расставив паузы, можно представить по-разному (слайд):

1. Те перья поднимите тоже.

2. Те перья подними, те тоже.

3. Те перья под ними, те тоже.

4. Теперь я под ними, те тоже.

5. Теперь я, поднимите тоже.

6. Теперь я, подними те тоже.

7. Теперь я, под ними те тоже.

Учитель русского языка: Откуда этот разнобой и неразбериха?

Предлагаю еще раз понаблюдать за словом. Поворачиваюсь спиной, чтобы выражение на лице не являлось для них подсказкой, и произношу слово хорош (вначале с восхищением, а затем с насмешкой).

И восьмиклассники уже легко находят ответ: все дело в интонации.

- Какова же роль интонации? (слайд)

Делаем вывод, что интонация и ее роль настолько велики, что интонация может иногда рассказать больше, чем слова. Именно поэтому мы довольно часто доверяем интонации больше, чем прямому смыслу фразы. Особая роль интонации в общении осознавалась людьми с давних пор. Так, сохранилось свидетельство о том, что древнегреческий философ Сократ высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос.

Задание на слайде

Произнесите строку из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»: Унылая пора! Очей очарованье! с разной эмоциональной окраской:

1. Так, как будто вы сильно расстроены и вот-вот заплачете.

2. Так, как произнес бы человек, который сидит в помещении один и ему скучно.

3. Как профессиональный фигурист перед выходом на лед в предвкушении выступления.

4. Как человек, который очень любит осень и восхищается всеми ее прелестями.

(Ученица читает наизусть:

 Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса)

- Какой из всех вариантов больше всего подходит к тому настроению, которое хочет передать поэт? (Ребята отвечают: четвертый вариант).

Продолжая такой анализ, мы еще раз подчеркиваем, что голос способен передать точный смысл фразы, увидеть возможные смысловые варианты ее, показываем, что интонация помогает различать чувства и настроение.

Завершение урока

-Сделать выводы: для чего нужно логическое ударение? Порядок слов? Интонация?

Давайте немного отдохнем и выполним занимательное упражнение (слайд):

Один древний правитель оставил своим сыновьям завещание: «Поставьте на моей могиле статую золотую чашу держащую». Сыновья призадумались: статуя из золота требует больших затрат. Однако, один из сыновей нашел решение, не нарушая завета отца, но и оставшись при деньгах. Найдите и вы решение.

Домашнее задание: на следующем уроке мы займемся описанием памятника архитектуры. Выберете любой памятник архитектуры, не обязательно из Казани, знать историю создания, автор и тд.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР