Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7959307
Внеурочная внеклассная деятельность по русскому языку (статья).
Содержание - Русский язык и литература

Юрьева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ "Должанская ООШ" село Кукуевка Валуйского района Белгородской области. 
Данная статья рассказывает о необходимости проведения внеклассной работы по русскому языку. Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания обучающихся. Применение различных форм внеклассной работы (часы занимательной грамматики, вечера, лингвистические газеты и бюллетени, праздники русского языка, лекции, беседы, конкурсы, олимпиады и т.п.) является укреплением знаний обучающихся по предмету и служит развитию их интереса к родному языку.


Дата публикации: 19.10.2017


Внеурочная внеклассная деятельность по русскому языку

 

Границы моего языка означают границы моего мира.
Людвиг Витгенштейн

 

Внеклассная работа по русскому языку  является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания обучающихся.

Цели и задачи внеклассных занятий по русскому языку  существенно отличаются от целей и задач уроков и дополнительных занятий.

Урок - это основная форма учебно-воспитательной работы, его содержание определяется учебными программами и регламентируется школьным расписанием. На уроках школьники получают основные сведения.

Внеклассные же занятия организуются только для желающих и интересующихся вопросами языка и литературы.

Внеклассная работа по русскому языку  имеет свое собственное содержание, свою специфику в организации и проведении, свои формы и методы и преследует следующие цели:

- привить любовь к русскому языку;

- повысить общую языковую культуру;

- развить интерес к языку как учебному предмету;

- пробудить и поддержать у обучающихся постоянную и действенную любовь к литературе.

Указанными целями и определяются задачи:

- расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые обучающимися на уроках;

- научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями и добиться того, чтобы они полюбили и язык, и книгу как источник знания;

- развить творческие способности обучающихся.

Внеклассные мероприятия по русскому языку  строятся на основе общедидактических принципов; внеурочная работа имеет свои положения, обеспечивающие и гарантирующие успешное ее проведение, а также принципы, связанные со спецификой самого предмета.

Считаю необходимым подробнее остановиться на следующих формах внеклассной работы по русскому языку:

1. Олимпиады по русскому языку

Интерес к русскому языку  воспитывается всей классной и внеклассной работой по предмету. Немаловажное значение при этом имеет и чувство соревнования, которое неизбежно возникает при организации многих видов работы. Именно таким массовым соревнованием, проводимым в целях популяризации языковой культуры, и могут стать олимпиады. Олимпиада по русскому языку проверяет знания  в объеме программы, уровень развития речи, грамматический кругозор и, наконец, сообразительность и смекалку школьников. Олимпиада выявляет лучшего. Но каждый может попробовать в ней свои силы.

Такая проба сил, как олимпиада, несомненно, развивает логическое мышление обучающихся, расширяя кругозор и повышая интерес к изучению русского языка. В отличие от других форм внеклассной работы, олимпиада требует огромных сил от школьников, здесь каждый активизирует свои собственные знания и умения.

Очень важно для проводящего олимпиаду понимать, что вопросы и задания не должны выходить за рамки школьной программы для этого класса. Нужно только так их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника.

Олимпиады по предметам являются действенным средством вовлечения обучающихся во внеклассную работу. Важнейшей задачей олимпиады является развитие у школьников интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, справочниками и словарями.

2. Кружок как один из видов групповой внеклассной работы

Среди разнообразных форм внеклассной работы по русскому языку (часы занимательной грамматики, вечера, лингвистические газеты и бюллетени, праздники русского языка, лекции, беседы, конкурсы, олимпиады и т.п.) кружок по праву занимает ведущее положение. Кружок – основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из обучающихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка, как правило, составляют школьники, интересующиеся русским языком. Количество кружка обычно не бывает меньше 10-ти человек и не более 20-ти.

Вопрос о содержании кружковой работы является наиболее острым и сложным. В связи с тем, что деятельность этой формы внеклассной работы рассчитывается, как правило, на целый учебный год, перед учителем возникают разные проблемы: чем будут заниматься ученики, должны ли занятия подчиняться одной теме или допускается разнообразие тематики, какой должна быть связь с обязательной программой.

Кроме участия в занятиях кружка, где проводятся наблюдения над фактами языка, решаются задачи и выполняются другие различные упражнения, ученики выполняют небольшую самостоятельную работу по какой-то индивидуально выбранной теме. О своих наблюдениях ученики сообщают на занятиях, а наиболее интересные доклады читают и в более широкой аудитории.

Для кружков по занимательной грамматике обязательна опора на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. Теоретическая часть нередко на таких уроках отсутствует. Практические работы (а они являются основой занятия) строятся с учетом имеющихся у школьников знаний, которые в процессе решения задач и выполнения упражнений обогащаются.

Темы для организации кружка русского языка могут быть различными: Кружок культуры речи, Кружок стилистики, Кружок лексики, Кружок любителей русской фразеологии, Кружок этимологии, Кружок диалектологии и топонимики.

Тематический вечер – это отчет кружка русского языка о своей работе. Но в подготовке и проведении его участвуют не только члены кружка, но и все желающие.

Подготовка вечера делится на 4 этапа:

  1. 1.Выбор темы и девиза.
  2. 2.Собирание материалов о языке и их отбор в процессе обсуждения.
  3. 3.Подготовка отдельных номеров (репетиции, работа над произношением).
  4. 4.Составление программы вечера.

Общий уровень готовности к проведению программы напрямую влияет на интерес ребят к кружковой работе и к русскому языку в особенности.

Сама подготовка к вечеру подразумевает активную разностороннюю мыслительную деятельность как участников, так и организаторов. Здесь ребятам дается больше самостоятельности в выборе форм проведения вечера, составлении программы, подготовки конкурсов, заданий, оформления вечера.

3. Неделя русского языка как одна из форм массовой внеклассной работы.

Неделя русского языка – общешкольное мероприятие. Это оказывает большое влияние на отношение учащихся к своей школе, соученикам, младшим ребятам.

Несомненно, главная организующая роль принадлежит учителю. Его энтузиазм, желание заинтересовать учащихся своим предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Организационный комитет Недели может выполнять все необходимые действия, связанные с организацией тех или иных мероприятий, но научная и методическая консультация о способах проведения их может быть дана только учителем.

Эффективными формами деятельности являются открытые заседания лингвистических кружков. Проведенные в дни Недели русского языка, такие заседания непременно привлекут внимание учащихся, и, возможно, некоторые из них станут постоянными участниками кружка.

Неделя русского языка - это особая форма внеклассной работы. Она эффективна только в том случае, если работа ведется в школе систематически, если в течение года ученики участвуют в конкурсах, викторинах, проводят утренники, вечера, изучают дополнительную литературу по лингвистическим дисциплинам. В этом случае неделя русского языка может стать праздником, итогом внеклассной работы, проведенной в школе за год.

Чтобы неделя русского языка прошла успешно, необходимо долго и тщательно ее готовить. Начинается подготовительная работа с составления плана, определения круга участников, форм работы. Такие мероприятия, как конкурс лингвистических газет, олимпиада, конкурс сочинений на лингвистическую тему, проводятся заранее, чтобы во время недели русского языка можно было подвести итоги и наградить победителей.

Здесь немаловажно суметь на первоначальном этапе вызвать у детей большой интерес к данному мероприятию. Это зависит от подготовки и желания учителей воспитать в своих подопечных любовь к русскому языку. Методическая литература, опыт работы и фантазия руководителя кружка сделают данное мероприятие образовательным и

 

Литература

1. Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. - Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005.

2. Волина В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 1996.

3. Голубева И.В., Нарушевич А.Г. Готовимся к олимпиаде по русскому языку/ И.В. Голубева// Русский язык в школе, №3. - 1999. - с. 41-45.

4. Евлампиева Е.А. Внеклассные мероприятия по русскому языку/ Е.А. Евлампиева - Чебоксары: «Клио», 1999. - 66 с.

5. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997.

6. Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка. Журнал «Начальная школа», № 4, 2002.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР