Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7384509
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: «История моей фамилии».
Содержание - Русский язык и литература

Попиль Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №10 п. Раздольное Приморского края. 
Предназначена для учителей русского языка, курирующих исследовательскую деятельность школьников. Данная работа будет интересна учащимся и их родителям, так как позволяет приоткрыть тайну фамилии своих предков.


Дата публикации: 09.01.2018


BQA6XzqBXyc

Урок русского языка в 6 классе

 (в рамках методической недели предметов гуманитарного цикла)

Учитель: Попиль Е.Н.

Тема: « История моей фамилии».

Тип урока: защита проекта.

Цель: учить шестиклассников выступать с презентацией или сообщением перед аудиторией; уметь аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы оппонентов; слушать одноклассников, принимать участие в обсуждении.

Ход урока.

  1. Вспомнить определение двух терминов: ономастика и антропонимы.

Если необходимо, записать эти определения в тетради. (Ономастика – это лингвистическая наука об именах собственных, т.е. именах людей, кличках животных, географических и других названиях. В переводе с греческого термин «ономастика» означает «искусство давать имена». Антропонимы – это личные имена, отчества, фамилии, псевдонимы людей (от греческого anthropos – человек).

  1. Что такое  фамилия? Для чего она нужна человеку?

Предложить учащимся поразмышлять над этими вопросами, а затем дать толкование этому слову. Фамилия (от латинского familia - семья)- наслед-ственное родовое имя, указывающее на принадлежность человека к одному роду, ведущему начало от общего предка, или в более узком понимании – к одной семье. Фамилия – некий код, связывающий нас с прошлыми поколениями родственников.

  1. Как образуются фамилии. Учитель предлагает послушать стихотворе-ние Г.Граубина «Прадеды», а затем представляет презентацию об исто-рии фамилий на Руси. Учащиеся делают выводы после стихотворения, затем по ходу презентации важные сведения записывают в тетрадях.
  2. Представление шестиклассниками своих исследований о собственных фамилиях  (в виде презентаций или сообщений). Одноклассники зада-ют вопросы после выступления, выясняют, соответствует ли данная фамилия его носителю.
  3. В конце урока учитель предлагает ещё одно стихотворение «Фамилии» С.Михалкова, которое призывает обращать внимание на самого челове-ка, а не на его фамилию.
  4. По времени на уроке можно обратить внимание учащихся на исполь-зование в русской литературе «говорящих» фамилий, их назначении, авторского замысла.
  5. Д\з: нарисовать 2-3 маски, по которым можно отгадать фамилию ученика.

(В качестве примеров презентаций предлагаю 2 работы моих учеников разных лет)

Список литературы

1. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения. – М., 1979.

2. Василенко А.Ф. Сибирские фамилии. - Русская речь, 1969, №2.

3. Житников В.М.Диалектизмы в фамилиях. – Русская речь, 1992 №4.

4. Королёва И.А. Происхождение фамилий и отчеств на Руси. -Смоленск, 1999.

5. Королёва И.А. Фамилии Смоленского края в прошлом и настоящем. – Смоленск, 1999.

6. Полякова Е.Н. Из истории имён и фамилий. – М., 1975.

7. Рублёва О.Л. Ономастика в школе – Владивосток, 2005 г.

8. Тропин Г.В. Русские имена, отчества и фамилии. – Иркутск, 1961.

9. Унбенгаун Б. Русские фамилии. – М., 1989.

10. Федосюк Ю. Что означает ваша фамилия? – М., 1969.

Словари и справочники

1. Веселовский С.Б. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. – М., 1974.

2. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. – М., 2001.

3. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь фамилий. – Н.Новгород, 1997.

4. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М., 1993.

5. Парфёнова Н.Н. Словарь русских фамилий конца XVI-XVIII вв. (по архивным источникам Зауралья). – Сургут, 2000.

6. Полякова Е.Н. К истокам пермских фамилий. Словарь. _Пермь, 1997.

7. Чайкина Ю.И. Вологодские фамилии. Словарь. – Вологда, 1995.

 

ОТКРЫТЬ РАБОТУ С ПРИЛОЖЕНИЯМИ