Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869181
Статья «Развитие речи на уроках русского языка в начальных классах в условиях реализации ФГОС».
Содержание - Русский язык и литература

Кухарчук Надежда Семеновна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №29 г.Йошкар-Олы» Республика Марий Эл. 
Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Развитие речи – это практическое усвоение учащимися норм литературного языка: произношения, словаря, синтактического строя, связной речи. Развивать речь – значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мысли.


Дата публикации: 24.01.2018


«Развитие речи   на уроках русского языка в начальных классах в условиях реализации ФГОС»

 

Язык – это орудие для выражения мысли.

                                                                                                                                 Л.Н.Толстой

 

Развитие речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство развития коммуникативных и познавательных компетенций.  Развитие речи – это практическое усвоение учащимися норм литературного языка: произношения, словаря, синтаксического строя, связной речи. Развивать речь – значит систематически работать над ее содержанием, последовательностью,   постоянно работать над грамотным оформлением мысли,  учить детей универсальным учебным действиям: построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы.

Учителя начальных классов хорошо понимают, что развитие речи – основная, важнейшая задача обучения родному языку. На уроках используют самые разнообразные виды работы, которые способствуют развитию речи их питомцев.

Основа связной речи – предложение. Не может быть упражнений по языку без работы над предложением. Работа над предложениями лежит в основе системы упражнений, подготавливающих учащихся к письменным изложениям и сочинениям. Еще в букварный период мы выделяем предложения  из устной и письменной речи, определяем в них количество слов. При работе с иллюстрацией  с изображением домашних животных, целесообразно предложить учащимся  составить предложение: вначале нераспространенное (Кошка мурлычит. Пушок спит.), затем распространенное  (Пушок спит у крыльца). Ученики анализируют  составленное предложение, определяют, о ком и что говорится в них. Во II-IIIклассах задания усложняются:  расположить  слова в предложении. Выработке этого навыка способствуют упражнения по восстановлению деформированных предложений  в тексте. Сначала учим восстанавливать совсем короткие  предложения  из трех слов, затем  более сложные, причем текст восстанавливаем с помощью иллюстраций. На доске размещаем иллюстрацию,  под которой пишем слова. Например: ребята, катаются, санках, на, горы, с. Ученики рассматривают иллюстрацию  и отвечают на вопросы:

- Кого вы видите на картинке?

- Что делают дети?

- На чем они катаются?

Обращаю внимание на слова, записанные на доске,  и предлагаю составить из них распространенное предложение.  При составлении предложения ученики сначала находят  главное слово и составляют связное предложение. Когда учащиеся  научатся составлять предложения из отдельных слов, им можно дать несколько предложений, объединенных одной темой для составления текста. Вместе с учителем они подбирают заголовок,  определяют  последовательность слов в предложении и учатся составлять связный рассказ. Задания подобного типа  выполняются как коллективно, так и  самостоятельно.

Большую роль  в работе над предложением   играет составление ответов на вопросы. Вопросы составляются  так, чтобы отвечая на них, учащиеся  использовали новые слова, таким образом, они учатся писать   изложение.

Например. На экране  текст «Зимой».

 Пришла холодная зима. На дворе большие сугробы снега. Дети выбежали на улицу. Валя и Коля строят снежную крепость, Таня и Оля лепят снеговика.

К тексту записываю вопросы:

- Какое время года наступило?

- Что мы видим на дворе?

- Что строят мальчики?

- Чем занимаются девочки?

Для развития грамотной речи необходима  орфографическая подготовка, которую проводим по алгоритму:

а. прочитать  текст   и определить  орфограммы;

б.  найти слова, которые могут быть ответом на поставленные к тексту вопросы;

в. составить связный рассказ устно;

г. записать рассказ.

Запись предложений в тетради ведется учениками  самостоятельно.

Предложение  - это фон, на котором ведется грамматико-орфографическая и словарная работа. Ограниченность словарного запаса у детей, неумение отбирать слова из своего словаря и правильно употреблять в речи  является одной из причин многочисленных и разнообразных речевых ошибок, которые учащиеся допускают в своих самостоятельных письменных работах, поэтому развитие устной и письменной речи приобретает особо важное значение в программе по русскому языку. Использование на уроках дидактического материала в виде отдельных заданий дает возможность ученику видеть текст, правильно его прочесть,   развивает самостоятельность в работе и вырабатывает орфографическую зоркость.

При работе над  предложением  учащиеся выполняют  разнообразные задания: разделить текст на предложения и поставить знаки препинания, из деформированных предложений составить и записать связный текст. Для качественной подготовки к письменным работам  учащиеся выполняют  следующие задания: составление рассказа по его началу, составление рассказа по его концу, составление сокращенного  рассказа, свободные диктанты.

Среди разнообразных упражнений, которые применяет учитель при реализации федеральных государственных стандартов в целях повышения речевой культуры учащихся, важное  место занимает словарная работа. Необходимо  постоянно обращать внимание на  расширение  словарного запаса  учащихся, вырабатывать     умение использовать   те слова, которые делают речь правильной, точной, эмоциональной.       Если ребенок понимает смысл слова, он чаще будет употреблять его в речи и наоборот.  К.Д.Ушинский говорил: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова,   вовсе не понимает его настоящего значения и  не получит навыка распоряжаться свободно им  в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».

В учебниках  наряду со знакомыми и понятными словами  встречаются слова и фразеологические выражения, которые требуют  разъяснения смысла. Например, устаревшие, малоупотребляемые слова (бричка, ямщичок, шлифовальщик, комбинезон), связаны с производственной деятельностью (зябь, нива), отвлеченные значения (потеха).

В практике целесообразно использовать существующие методические  приемы для   работы над смысловым значением непонятных слов: наглядный  метод обучения, подбор  однокоренных слов, составление  словосочетаний с изучаемым словом,  составление предложения с данным словосочетанием.

Школьники в устной речи  часто нарушают нормы литературного произношения и ударения:  колидор, транвай, мармалад, энтот, подчерки др.; пропускают необходимые звуки: положь, читат и т.п.; допускают ошибки в ударении: портфель, арбуз, магазин, шофер, столяр и др.   Для обучения правильному произношению  на уроке необходимо  систематически  употреблять слова, которые дети неправильно произносят,  обращаться к  фонетическому и морфологическому разбору, использовать   таблицу: «ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО», только в этом случае     всестороннее изучение слова  закрепляет его в словаре школьника.

В письменных работах младшие  школьники часто допускают   лексические ошибки, не умеют   использовать синонимы,  что зависит  от общего и речевого развития ребенка. Поэтому в процессе упражнений над синонимами нельзя ограничиваться  только выделением из текста синонимов, а следует добиваться понимания учащимися того, чем отличается один синоним от другого.

Например: Буря, ураган, шторм не только близки по смыслу¸ но и отличаются друг от друга смысловыми оттенками, а именно:

Буря – это сильный, разрушительный ветер.

Ураган – необычайная по силе буря.

Шторм – это сильная буря на море.

Конечная цель в работе над синонимами состоит в том, чтобы приучить учащихся выбирать  синонимические слова для  выражения собственных мыслей и  чувств. Этой цели учитель добивается, организуя творческие работы учащихся с заданием использовать предложенные синонимы.

Программа по русскому языку для начальных классов предусматривает практическое знакомство  не только с синонимами, но и со словами противоположного значения (антонимами). Антонимы  – очень сильное стилистическое средство языка. Они оживляют речь, делают ее более наглядной и образной. Кроме того, упражнения над антонимами  требуют от учащихся сравнения, сопоставления, противопоставления и тем самым  содействуют развитию способностей детей.

Наряду с упражнениями, которые проводятся под руководством учителя, учащиеся выполняют  задания: самостоятельно найти    слова, употребляемые в прямом и переносном значении. Такие упражнения не только обогащают  словарный запас ребенка, но и воспитывают внимательное отношение ребенка к слову.

Основными видами письменных работ  являются изложения и сочинения, которые являются показателями прочности и осознанности приобретенных умений и навыков в области родного языка, позволяют судить, насколько продуманно и логично построено связное высказывание и насколько соответствует поставленной теме, дают возможность определить степень грамотности ученика, который в момент выражения собственных мыслей пишет почти не задумываясь над правилами орфографии, но подсознательно держа их в памяти. Материалом для детских сочинений чаще всего служат наблюдения, игры, развлечения, труд, походы, экскурсии и др. Постепенно в содержание сочинений дети начинают вводить материал, почерпнутый  ими из книг, радиопередач, рассказов учителя.

При подготовке в работе над сочинениями учитель предлагает учащимся задуматься над вопросом, как должно строиться высказывание?

Перед тем, как писать изложение, учитель использует прием многократного повторения, предлагает прослушать еще раз,  как начинается рассказ,  как автор делает переход от одного описания к другому; обращает внимание на то, что  каждое описание начинается с красной строки, так он развивает аудиовосприятие учащихся  и учит корректному оформлению работы.

Большое место в работе по развитию речи   занимают  сочинения по картине. Картины возбуждают не только мысли, но и чувства, сильно действуют на   воображение школьников, о чем говорил  К.Д. Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит свободно, непринужденно».

            Таким образом, развивая речь учащихся, учитель помогает школьникам овладеть богатством родного языка, почувствовать его силу, научиться выражать свободно свои мысли и чувства, уметь убеждать слушателей, заставить их слушать с вниманием и признательностью за красоту слова.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР