Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385189
Конспект урока русского языка с метакомпонентом в 5 классе «Порядок фонетического разбора слова».
Содержание - Русский язык и литература

Вараксина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы, КОГОБУ СШ пгт Кумены Кировская область.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС на основе инновационной площадки по разработке уроков с метакомпонентом. В предлагаемой для публикации разработке урока «Порядок фонетического разбора слова» метакомпонентом является слово «порядок». Разработка данного вида урока предназначена для практикующего учителя.


Дата публикации: 12.03.2018


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА С МЕТАКОМПОНЕНТОМ НА ТЕМУ

«ПОРЯДОК ФОНЕТИЧЕСКОГО РАЗБОРА СЛОВА».

Класс: 5 а

Учитель: Наталья Александровна Вараксина

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока:

  • Создать условия для открытия учащимися знаний о порядке фонетического разбора слова.
  • Научить производить фонетический разбор слова в определённом порядке.
  • Создать организационные и содержательные условия для развития у     детей критического мышления.

Оборудование: учебник русского языка, математики, биологии, обществознания, проектор, доска.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из текстов;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

 

       Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

 

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с языковым материалом;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Личностные УУД:

1) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

 

Оргмомент

 

Организует работу.

Обращается к слайду №1, на котором записаны слова: «Порядок на столе – порядок в голове. Начать урок готовы?»

Проверяют готовность к уроку.

Повторение изученного в форме фронтальной беседы.

  1. 1.Какой раздел науки о языке мы изучаем?
  2. 2.Что такое фонетика?
  3. 3.На какие группы делятся звуки речи?
  4. 4.Какими знаками звуки обозначены на письме?
  5. 5.Где расположены все буквы?
  6. 6.Что такое алфавит?
  7. 7.Прочитайте алфавит.
  8. 8.Как расположены буквы в алфавите?
  9. 9.А что такое по-вашему порядок?
  10. 10.Где ещё мы встречаемся со словом порядок?

Отвечают на вопросы.

Работа с метакомпонентом «Порядок»

(знакомство с понятием)

Даёт понятие слова «Порядок» по толковому словарю Ожегова С.И.

1) Правильное налаженное, состояние, расположение чего-нибудь. Например, держать вещи в порядке. (слайд № 2)

2) Последовательный ход чего-нибудь. Например, порядок дня. (слайд № 3)

3) Правила, по которым совершается что-нибудь. Например, порядок действий. (слайд № 4)

Слушают и по возможности приводят свои примеры порядка:

1)Порядок на столе, в своей комнате

2)Порядок в расписании уроков

3)Порядок синтаксического разбора в предложении и др.

Работа в группах с метапонятием «Порядок»

Предлагает обучающимся найти слово-понятие «Порядок» в разных учебниках: биологии, математики, русского языка, обществознания – и объяснить его конкретное значение. Сопровождение – презентация (слайды № 5,6,7,8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: Что общего есть у всех значений слова «Порядок»?

Работают в группах над метакомпонентом «Порядок», анализируют его значение и делают выводы.

 

 

 

 

1-я группа

alt

 

 

Общее значение слова «Порядок» - правило, от которого нельзя отступить.

Формулирование темы урока

Сегодня на уроке мы будем учиться производить фонетический разбор слова. Как вы думаете, как нам может пригодиться слово «порядок»?

 

 

 

Попробуйте сформулировать тему урока, употребляя слово «порядок».

Мы умеем производить синтаксический разбор предложения и делаем это в определённом порядке, который нельзя нарушать, иначе можем допустить ошибку.

Значит фонетический разбор слова тоже надо делать в определённом порядке.

Тема урока «Порядок фонетического разбора слова».

Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют задачи урока.

Изучение нового материала

Откройте учебник на стр…. и познакомьтесь с порядком фонетического разбора слова.

Знакомятся с порядком фонетического разбора слова в учебнике.

Рассматривают пример устного и письменного разбора.

Закрепление на практике нового учебного материала

Выполните упражнение …. в парах

Выполняют упражнение в парах

Подведение итогов урока и рефлексия

Чему мы научились на уроке?

 

От чего зависит правильный разбор?

Расскажите, в каком порядке производится фонетический разбор слова?

Поднимите кружок зеленого цвета, если вы не испытываете затруднения в произведении фонетического разбора слова, желтый – если допускаете ошибки в разборе, красный – если не поняли новую тему.

Научились производить фонетический разбор слова.

От порядка разбора.

 

 

 

Участвуют в рефлексии.

Домашнее задание

Задает домашнее задание

Записывают в дневники домашнее задание