Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2563108
Мастер – класс «Использование различных методов и приёмов при обучении написанию итогового сочинения».
Содержание - Русский язык и литература

Созинова Инна Николаевна. Учитель русского языка и литературы. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кумылженская средняя школа №1 имени Знаменского А.Д. ст. Кумылженская Волгоградской области. 
Статья предназначены для подготовки к государственной итоговой аттестации.

 


 

Дата публикации: 14.03.2018


Мастер-класс «Использование различных методов и приемов при обучении написанию итогового сочинения»

 

«если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».

Амонишвили Ш.А. 

1.Вступительное слово

 Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Пожалуйста, займите то место, где и с кем  вам будет комфортно работать. Чувствуйте себя свободно и успех в нашей совместной работе будет обеспечен.

2.Эмоциональный настрой

Сегодня мы будем говорить об итоговом декабрьском сочинении. В этом году оно было уже третьим .Но страх в его написании , кажется,  был и будет как  у обучающихся , так и у учителей. Почему? Да потому что ,

к сожалению, в последнее время мы столкнулись с тем, что ученики очень мало читают, а творческие работы оказываются им в тягость, просто ставят их в тупик, хотя и являются неотъемлемой частью как ОГЭ, так и в ЕГЭ. Ведь написать сочинение - это огромный труд, нужно перелопатить много дополнительного материала, да и словарный запас у современных школьников скудный. В лучшем случае они перерабатывают скачанные с интернета готовые сочинения и не хотят думать сами, не умеют работать с литературой, не умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения или боятся оказаться неуспешными, так как их точка зрения будет ошибочной.

Я думаю, каждый из нас задаёт себе вопрос: что нужно сделать для того, чтобы учащиеся с удовольствием приходили на уроки,  чтобы им хотелось обратиться к книге, сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться  почувствовали значимость уроков для дальнейшей жизни.

 Ведь итоговое сочинение - это метапредметное сочинение,  целью которого является проверка  умений учащихся формулировать тезис на предложенную тему, обоснованно аргументировать этот тезис и делать вывод. Так что же  нужно сделать для успешного написиния этой работы?

Хочу напомнить слова Амонишвили Ш.А.(они уже звучали 4 года назад на моем мастер-классе «Образование через творчество «Как наше слово отзовется»») : «…если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином». Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми методами и приемами, которые я использую при обучении итоговому сочинению , частично сочинению 15.3 в 9 классе, которые помогают мне  развивать творческую и познавательную активность учеников и  делать уроки интересными и непринужденными.

Итак, тема моего мастер-класса «Использование различных методов и приемов при обучении написанию итогового сочинения».

Цель мастер-класса:  Популяризация  применения различных методов и приемов, использованных при обучении написанию итогового сочинения , создающих условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия и творчества..

Использование этих  методов и приемов  направлено на:

1.активное восприятие учащимися учебного материала;

2.творческое осмысление учебного материала;

3.саморазвитие ученика;

4.повышение интереса к процессу обучения;

5.развитие креативности;

6.повышения уровня грамотности;

7.повышение навыков аргументированного разговора и письма;

8.развитие социальной компетенции.

В основе  работы лежат следующие принципы:

1.создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

2.включение эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам: идти от сердца к уму;

3.равенство всех, включая учителя, - это не только равенство условий, но и равенство в способности быть самими собой всех участников процесса;

4.отсутствие оценки, соревнования, соперничества;

5.подача информации малыми дозами по мере возникновения потребности в ней у учащихся.

Основные способы деятельности – исследование, анализ, обобщение, создание творческих работ.

Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта. Обучение базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Самое главное, что каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.

Методы и приемы, используемые при обучении написанию сочинения:

1.  Метод смысловых ассоциаций.

2.  Метод «Кластера».

3.  Метод конструирования вопросов, конструирование тем.

4.    Метод самостоятельного конструирования определений понятий.

5.  Метод «Ключевых слов».

6.   Метод выведения тезиса.

7.  Метод «Вопрс-ответ».

8.  Метод « Заполни таблицу».

9.   Прием «Снежный ком».

10. Прием «Чтение с пометками».

11. Прием «Толстый и тонкий вопрос».

12. Прием «Закончи предложение».

Я в своей работе использую все выше перечисленные методы и приемы. Метод смысловых ассоциаций, метод  « Кластера», метод « Ключевых слов» и « конструирования определения понятий», прием « Чтение с пометками» уже применяю с учащимися 8-9 классов при обучении сжатому изложению и заданию 15.3.Эти же методы и приемы использую при работе с 10-11классом.

Использование этих методов приемов позволяет применить собственный глубинный жизненный - эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически соединяется с интуитивным чувствованием. Чувства и  мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образ.

Мне кажется, что использование этих методов и приемов помогает  обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповто­римую форму самовыражения в творчестве,  поэтому я предлагаю вам, уважаемые коллеги,  принять участие в практической работе .


3.Практическая часть.


4.Рефлексия деятельности

 

        

Если вам сегодня сопутствовал успех, то улыбнитесь мне. Если вам было комфортно работать, то пожмите друг другу руки. И я думаю, что это закономерно, так как вы все сегодня были правы, вы все были успешны. Я  буду рада, если мастер-класс заинтересовал вас, если  вы узнали что-то новое, если  проблема, поднятая мною,  для вас актуальна. И если наша встреча не оставила вас равнодушными, тогда творите, удивляйте, дарите радость познания своим ученикам, делайте сами открытия, радуйтесь успехам других, будьте счастливы. Но, как сказал Р.Бах, «даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле».

Мастер-класс «Использование различных методов и приемов при обучении написанию итогового сочинения»

 

«если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».

Амонишвили Ш.А. 

1.Вступительное слово

 Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Пожалуйста, займите то место, где и с кем  вам будет комфортно работать. Чувствуйте себя свободно и успех в нашей совместной работе будет обеспечен.

2.Эмоциональный настрой

Сегодня мы будем говорить об итоговом декабрьском сочинении. В этом году оно было уже третьим .Но страх в его написании , кажется,  был и будет как  у обучающихся , так и у учителей. Почему? Да потому что ,

к сожалению, в последнее время мы столкнулись с тем, что ученики очень мало читают, а творческие работы оказываются им в тягость, просто ставят их в тупик, хотя и являются неотъемлемой частью как ОГЭ, так и в ЕГЭ. Ведь написать сочинение - это огромный труд, нужно перелопатить много дополнительного материала, да и словарный запас у современных школьников скудный. В лучшем случае они перерабатывают скачанные с интернета готовые сочинения и не хотят думать сами, не умеют работать с литературой, не умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения или боятся оказаться неуспешными, так как их точка зрения будет ошибочной.

Я думаю, каждый из нас задаёт себе вопрос: что нужно сделать для того, чтобы учащиеся с удовольствием приходили на уроки,  чтобы им хотелось обратиться к книге, сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться  почувствовали значимость уроков для дальнейшей жизни.

 Ведь итоговое сочинение - это метапредметное сочинение,  целью которого является проверка  умений учащихся формулировать тезис на предложенную тему, обоснованно аргументировать этот тезис и делать вывод. Так что же  нужно сделать для успешного написиния этой работы?

Хочу напомнить слова Амонишвили Ш.А.(они уже звучали 4 года назад на моем мастер-классе «Образование через творчество «Как наше слово отзовется»») : «…если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином». Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми методами и приемами, которые я использую при обучении итоговому сочинению , частично сочинению 15.3 в 9 классе, которые помогают мне  развивать творческую и познавательную активность учеников и  делать уроки интересными и непринужденными.

Итак, тема моего мастер-класса «Использование различных методов и приемов при обучении написанию итогового сочинения».

Цель мастер-класса:  Популяризация  применения различных методов и приемов, использованных при обучении написанию итогового сочинения , создающих условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия и творчества..

Использование этих  методов и приемов  направлено на:

1.       активное восприятие учащимися учебного материала;

2.       творческое осмысление учебного материала;

3.       саморазвитие ученика;

4.       повышение интереса к процессу обучения;

5.       развитие креативности;

6.       повышения уровня грамотности;

7.       повышение навыков аргументированного разговора и письма;

8.       развитие социальной компетенции.

В основе  работы лежат следующие принципы:

1.       создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении;

2.       включение эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам: идти от сердца к уму;

3.       равенство всех, включая учителя, - это не только равенство условий, но и равенство в способности быть самими собой всех участников процесса;

4.       отсутствие оценки, соревнования, соперничества;

5.       подача информации малыми дозами по мере возникновения потребности в ней у учащихся.

Основные способы деятельности – исследование, анализ, обобщение, создание творческих работ.

Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта. Обучение базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Самое главное, что каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.

Методы и приемы, используемые при обучении написанию сочинения:

1.  Метод смысловых ассоциаций.

2.  Метод «Кластера».

3.  Метод конструирования вопросов, конструирование тем.

4.    Метод самостоятельного конструирования определений понятий.

5.  Метод «Ключевых слов».

6.   Метод выведения тезиса.

7.  Метод «Вопрс-ответ».

8.  Метод « Заполни таблицу».

9.   Прием «Снежный ком».

10. Прием «Чтение с пометками».

11. Прием «Толстый и тонкий вопрос».

12. Прием «Закончи предложение».

Я в своей работе использую все выше перечисленные методы и приемы. Метод смысловых ассоциаций, метод  « Кластера», метод « Ключевых слов» и « конструирования определения понятий», прием « Чтение с пометками» уже применяю с учащимися 8-9 классов при обучении сжатому изложению и заданию 15.3.Эти же методы и приемы использую при работе с 10-11классом.

            Использование этих методов приемов позволяет применить собственный глубинный жизненный - эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически соединяется с интуитивным чувствованием. Чувства и  мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образ.

            Мне кажется, что использование этих методов и приемов помогает  обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповто­римую форму самовыражения в творчестве,  поэтому я предлагаю вам, уважаемые коллеги,  принять участие в практической работе .

3.Практическая часть.

4.Рефлексия деятельности

             Если вам сегодня сопутствовал успех, то улыбнитесь мне. Если вам было комфортно работать, то пожмите друг другу руки. И я думаю, что это закономерно, так как вы все сегодня были правы, вы все были успешны. Я  буду рада, если мастер-класс заинтересовал вас, если  вы узнали что-то новое, если  проблема, поднятая мною,  для вас актуальна. И если наша встреча не оставила вас равнодушными, тогда творите, удивляйте, дарите радость познания своим ученикам, делайте сами открытия, радуйтесь успехам других, будьте счастливы. Но, как сказал Р.Бах, «даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле»

 

Вопрос специалисту