Мастер – класс «Использование различных методов и приёмов при обучении написанию итогового сочинения». |
Содержание - Русский язык и литература |
Созинова Инна Николаевна. Учитель русского языка и литературы. Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кумылженская средняя школа №1 имени Знаменского А.Д. ст. Кумылженская Волгоградской области.
Дата публикации: 14.03.2018 Мастер-класс «Использование различных методов и приемов при обучении написанию итогового сочинения»
«если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином». Амонишвили Ш.А. 1.Вступительное слово Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Пожалуйста, займите то место, где и с кем вам будет комфортно работать. Чувствуйте себя свободно и успех в нашей совместной работе будет обеспечен. 2.Эмоциональный настрой Сегодня мы будем говорить об итоговом декабрьском сочинении. В этом году оно было уже третьим .Но страх в его написании , кажется, был и будет как у обучающихся , так и у учителей. Почему? Да потому что , к сожалению, в последнее время мы столкнулись с тем, что ученики очень мало читают, а творческие работы оказываются им в тягость, просто ставят их в тупик, хотя и являются неотъемлемой частью как ОГЭ, так и в ЕГЭ. Ведь написать сочинение - это огромный труд, нужно перелопатить много дополнительного материала, да и словарный запас у современных школьников скудный. В лучшем случае они перерабатывают скачанные с интернета готовые сочинения и не хотят думать сами, не умеют работать с литературой, не умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения или боятся оказаться неуспешными, так как их точка зрения будет ошибочной. Я думаю, каждый из нас задаёт себе вопрос: что нужно сделать для того, чтобы учащиеся с удовольствием приходили на уроки, чтобы им хотелось обратиться к книге, сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться почувствовали значимость уроков для дальнейшей жизни. Ведь итоговое сочинение - это метапредметное сочинение, целью которого является проверка умений учащихся формулировать тезис на предложенную тему, обоснованно аргументировать этот тезис и делать вывод. Так что же нужно сделать для успешного написиния этой работы? Хочу напомнить слова Амонишвили Ш.А.(они уже звучали 4 года назад на моем мастер-классе «Образование через творчество «Как наше слово отзовется»») : «…если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином». Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми методами и приемами, которые я использую при обучении итоговому сочинению , частично сочинению 15.3 в 9 классе, которые помогают мне развивать творческую и познавательную активность учеников и делать уроки интересными и непринужденными. Итак, тема моего мастер-класса «Использование различных методов и приемов при обучении написанию итогового сочинения». Цель мастер-класса: Популяризация применения различных методов и приемов, использованных при обучении написанию итогового сочинения , создающих условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия и творчества.. Использование этих методов и приемов направлено на: 1.активное восприятие учащимися учебного материала; 2.творческое осмысление учебного материала; 3.саморазвитие ученика; 4.повышение интереса к процессу обучения; 5.развитие креативности; 6.повышения уровня грамотности; 7.повышение навыков аргументированного разговора и письма; 8.развитие социальной компетенции. В основе работы лежат следующие принципы: 1.создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; 2.включение эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам: идти от сердца к уму; 3.равенство всех, включая учителя, - это не только равенство условий, но и равенство в способности быть самими собой всех участников процесса; 4.отсутствие оценки, соревнования, соперничества; 5.подача информации малыми дозами по мере возникновения потребности в ней у учащихся. Основные способы деятельности – исследование, анализ, обобщение, создание творческих работ. Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта. Обучение базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Самое главное, что каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность. Методы и приемы, используемые при обучении написанию сочинения: 1. Метод смысловых ассоциаций. 2. Метод «Кластера». 3. Метод конструирования вопросов, конструирование тем. 4. Метод самостоятельного конструирования определений понятий. 5. Метод «Ключевых слов». 6. Метод выведения тезиса. 7. Метод «Вопрс-ответ». 8. Метод « Заполни таблицу». 9. Прием «Снежный ком». 10. Прием «Чтение с пометками». 11. Прием «Толстый и тонкий вопрос». 12. Прием «Закончи предложение». Я в своей работе использую все выше перечисленные методы и приемы. Метод смысловых ассоциаций, метод « Кластера», метод « Ключевых слов» и « конструирования определения понятий», прием « Чтение с пометками» уже применяю с учащимися 8-9 классов при обучении сжатому изложению и заданию 15.3.Эти же методы и приемы использую при работе с 10-11классом. Использование этих методов приемов позволяет применить собственный глубинный жизненный - эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически соединяется с интуитивным чувствованием. Чувства и мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образ. Мне кажется, что использование этих методов и приемов помогает обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповторимую форму самовыражения в творчестве, поэтому я предлагаю вам, уважаемые коллеги, принять участие в практической работе . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия деятельности
Если вам сегодня сопутствовал успех, то улыбнитесь мне. Если вам было комфортно работать, то пожмите друг другу руки. И я думаю, что это закономерно, так как вы все сегодня были правы, вы все были успешны. Я буду рада, если мастер-класс заинтересовал вас, если вы узнали что-то новое, если проблема, поднятая мною, для вас актуальна. И если наша встреча не оставила вас равнодушными, тогда творите, удивляйте, дарите радость познания своим ученикам, делайте сами открытия, радуйтесь успехам других, будьте счастливы. Но, как сказал Р.Бах, «даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле». Мастер-класс «Использование различных методов и приемов при обучении написанию итогового сочинения»
«если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином». Амонишвили Ш.А. 1.Вступительное слово Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Пожалуйста, займите то место, где и с кем вам будет комфортно работать. Чувствуйте себя свободно и успех в нашей совместной работе будет обеспечен. 2.Эмоциональный настрой Сегодня мы будем говорить об итоговом декабрьском сочинении. В этом году оно было уже третьим .Но страх в его написании , кажется, был и будет как у обучающихся , так и у учителей. Почему? Да потому что , к сожалению, в последнее время мы столкнулись с тем, что ученики очень мало читают, а творческие работы оказываются им в тягость, просто ставят их в тупик, хотя и являются неотъемлемой частью как ОГЭ, так и в ЕГЭ. Ведь написать сочинение - это огромный труд, нужно перелопатить много дополнительного материала, да и словарный запас у современных школьников скудный. В лучшем случае они перерабатывают скачанные с интернета готовые сочинения и не хотят думать сами, не умеют работать с литературой, не умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения или боятся оказаться неуспешными, так как их точка зрения будет ошибочной. Я думаю, каждый из нас задаёт себе вопрос: что нужно сделать для того, чтобы учащиеся с удовольствием приходили на уроки, чтобы им хотелось обратиться к книге, сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться почувствовали значимость уроков для дальнейшей жизни. Ведь итоговое сочинение - это метапредметное сочинение, целью которого является проверка умений учащихся формулировать тезис на предложенную тему, обоснованно аргументировать этот тезис и делать вывод. Так что же нужно сделать для успешного написиния этой работы? Хочу напомнить слова Амонишвили Ш.А.(они уже звучали 4 года назад на моем мастер-классе «Образование через творчество «Как наше слово отзовется»») : «…если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мыслей, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином». Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми методами и приемами, которые я использую при обучении итоговому сочинению , частично сочинению 15.3 в 9 классе, которые помогают мне развивать творческую и познавательную активность учеников и делать уроки интересными и непринужденными. Итак, тема моего мастер-класса «Использование различных методов и приемов при обучении написанию итогового сочинения». Цель мастер-класса: Популяризация применения различных методов и приемов, использованных при обучении написанию итогового сочинения , создающих условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия и творчества.. Использование этих методов и приемов направлено на: 1. активное восприятие учащимися учебного материала; 2. творческое осмысление учебного материала; 3. саморазвитие ученика; 4. повышение интереса к процессу обучения; 5. развитие креативности; 6. повышения уровня грамотности; 7. повышение навыков аргументированного разговора и письма; 8. развитие социальной компетенции. В основе работы лежат следующие принципы: 1. создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; 2. включение эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам: идти от сердца к уму; 3. равенство всех, включая учителя, - это не только равенство условий, но и равенство в способности быть самими собой всех участников процесса; 4. отсутствие оценки, соревнования, соперничества; 5. подача информации малыми дозами по мере возникновения потребности в ней у учащихся. Основные способы деятельности – исследование, анализ, обобщение, создание творческих работ. Знания ребёнок не получает, а приобретает, взращивает, познаёт проблему на основе собственного опыта. Обучение базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Самое главное, что каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельнось, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность. Методы и приемы, используемые при обучении написанию сочинения: 1. Метод смысловых ассоциаций. 2. Метод «Кластера». 3. Метод конструирования вопросов, конструирование тем. 4. Метод самостоятельного конструирования определений понятий. 5. Метод «Ключевых слов». 6. Метод выведения тезиса. 7. Метод «Вопрс-ответ». 8. Метод « Заполни таблицу». 9. Прием «Снежный ком». 10. Прием «Чтение с пометками». 11. Прием «Толстый и тонкий вопрос». 12. Прием «Закончи предложение». Я в своей работе использую все выше перечисленные методы и приемы. Метод смысловых ассоциаций, метод « Кластера», метод « Ключевых слов» и « конструирования определения понятий», прием « Чтение с пометками» уже применяю с учащимися 8-9 классов при обучении сжатому изложению и заданию 15.3.Эти же методы и приемы использую при работе с 10-11классом. Использование этих методов приемов позволяет применить собственный глубинный жизненный - эмоциональный, нравственный, эстетический — опыт при выполнении конкретно поставленной задачи. Знание, приобретенное в процессе работы над определенной темой, органически соединяется с интуитивным чувствованием. Чувства и мысли материализуются: становятся суждениями или воплощаются в художественные образ. Мне кажется, что использование этих методов и приемов помогает обрести ощущение внутренней свободы, гармоничного состояния души, найти индивидуально-неповторимую форму самовыражения в творчестве, поэтому я предлагаю вам, уважаемые коллеги, принять участие в практической работе . 3.Практическая часть. 4.Рефлексия деятельности Если вам сегодня сопутствовал успех, то улыбнитесь мне. Если вам было комфортно работать, то пожмите друг другу руки. И я думаю, что это закономерно, так как вы все сегодня были правы, вы все были успешны. Я буду рада, если мастер-класс заинтересовал вас, если вы узнали что-то новое, если проблема, поднятая мною, для вас актуальна. И если наша встреча не оставила вас равнодушными, тогда творите, удивляйте, дарите радость познания своим ученикам, делайте сами открытия, радуйтесь успехам других, будьте счастливы. Но, как сказал Р.Бах, «даже самая прекрасная и мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться. Самое интересное в идеях – это попробовать их на деле» |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».