Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2869379
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Душа слова»
Содержание - Русский язык и литература

Погорелова Марина Валентиновна, учитель русского языка, МОУ "Средняя школа №11 Ворошиловского района Волгограда", г. Волгоград. 
По окончании изучения в 6 классе темы «Лексика» целесообразно познакомить шестиклассников с этимологическим словарём. В Волгограде понятие об этимологии тесно связано с именем учёного О.Н. Трубачёва, который всю жизнь посвятил изучению происхождения славянских языков. В процессе знакомства с деятельностью слависта у учащихся развиваются различные общеучебные и предметные умения (работа со словарём, рассказ, анализ стихотворения, написание сочинения и т.д.).


Дата публикации: 29.05.2018


КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

НА ТЕМУ «ДУША СЛОВА»

 

Цель урока: познакомить учащихся с научной деятельностью О.Н. Трубачёва и его Этимологическим словарём славянских языков.

Задачи:

- пробудить интерес к происхождению слов,

- научить работать с этимологическими словарями,

- развивать устную и письменную речь учащихся, их мыслительную деятельность.

 

Ход урока.

- Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Его тема – «Душа слова». Запишите тему урока в тетради.

Мы посвятим урок человеку, который всю свою жизнь изучал русский язык. Это учёный лингвист, наш с вами земляк, Олег Николаевич Трубачёв. Небольшой рассказ о нём вы услышите от своих одноклассников.

(Подготовленные учащиеся рассказывают о Трубачёве. Материал см. в приложении.)

- Спасибо, ребята. Кристина подчеркнула, что основным содержанием жизни и творчества Олега Николаевича была ЭТИМОЛОГИЯ. Давайте уточним, какая это наука.

(Даём определение и записываем в тетради: «Этимология – это наука о происхождении слов и их первоначальном значении».)

- Как вы думаете, важно ли знать, как произошли слова? Для нас это очень интересно. Ведь наш русский язык не всегда был таким, как сейчас. Он развивался и изменялся на протяжении многих веков. На предыдущих уроках мы с вами знакомились с исконно русскими и заимствованными, устаревшими и новыми словами, которые и определяли развитие языка. Может, вы читали или слышали, что один из самых древних языков, который дал основу языкам Европы и Азии, назывался индоевропейским. А язык, общий для всех славянских языков, называется общеславянским. На его основе, как вы знаете, в 10 веке сформировался древнерусский язык. И поэтому очень интересно, насколько древние те или иные слова, русские они или заимствованные, что они обозначали тогда, когда появились.

Вы никогда не задавали себе вопрос, почему действия кузнеца в кузнице называют глаголом «ковать», а не «кузнецовать»? Пекарь печёт, учитель учит, а кузнец почему-то куёт. Всё дело в том, что в церковнославянском языке существовало слово «ковач» (сравните: ковач – ковать), которое обозначало профессию человека, работающего с металлом, а кузница называлась тогда «ковачницей». Кстати, у этого слова было и ещё одно значение – «мастер». Поэтому сразу понятной становится фраза о человеке – кузнеце своего счастья. Человек мастерит свою судьбу.

Интересно? Очень. Как вы думаете, где я получила эту информацию? В этимологическом словаре под редакцией О.Н. Трубачёва.

Калмыцкий поэт Давид Кугультинов в одном из своих стихотворений писал:

Оттенков множество в себе тая,

Звучание не больше, чем одежа…

У каждого из слов душа своя;

На душу говорящего похожа.

 

Поэт считал, что у каждого слова есть душа. Так думал и Олег Николаевич, и мы постараемся раскрыть душу некоторых слов с помощью его словаря.

Но сначала надо разобраться в том, что такое душа. Кто из вас имеет представление об этом? (Звучат высказывания.) Словарь Трубачёва даёт ответ на этот вопрос. На своих столах вы видите ксерокопию титульного листа одного из 39 томов ЭССЯ (Этимологического словаря славянских языков). (См. приложение.)

На оборотной стороне листа словарная статья слова «душа». Слово написано латинскими буквами. Так как у носителей древнего праславянского (или общеславянского) языка не было письменности, учёными было принято использовать латинский алфавит с добавлением специальных знаков, обозначающих звуки, которых нет в латинском языке.

Происхождение слова, как видите, славянское. В словарной статье приводится написание этого слова в разных славянских языках и его значения (выборочное чтение статьи).

Итак, слово «душа» в древности обозначало и воздух, и стержень. А в русском языке оно означает «сущность, истинный смысл» или «внутренний мир человека».

Если брать за основу первое значение, то «душа» слова – это его сущность, истинный смысл.

Давайте посмотрим, что расскажет о «душе» слов школьный этимологический словарь под ред. Федоровой Т.Л., который предназначен для учащихся. (На партах у детей словари.) В нём небольшие и очень понятные словарные статьи, из которых можно узнать «душу» слов: какого они происхождения, когда появились и что обозначали. В начале словаря есть вступительная статья, которая научит, как им пользоваться. В ней также поясняется, что в написании слов могут использоваться буквы из кириллицы (азбуки, созданной Кириллом и Мефодием) (см. с. 8), а также латинский алфавит.

На с. 10. первая словарная статья посвящена слову «абажур». Что о нём узнаём? Оказывается, первоначально слово обозначало «ослабление света».

А теперь найдите слово «авось» (с.11). Что о нём скажете? В каких выражениях мы и сейчас употребляем это слово? (Авось, всё обойдётся; авось, меня не спросят на уроке)

А сейчас попробуем раскрыть «душу» очень хорошего слова. Какого? Узнаете, послушав и прочитав стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка». (Чтение стихотворения подготовленными учениками.)

Название стихотворения - «Некрасивая девочка». На каких чертах девочки акцентирует внимание автор в начале стихотворения? (Ответы учащихся.) Да, на внешних. Девочка не хороша собой.

А как она ведёт себя? (Ответы детей.) Девочка очень добрая, любит людей. Какие строки об этом говорят? «Чужая радость так же, как своя…», «ни тени зависти, ни умысла худого…».

Какова же главная мысль этого стихотворения? (Учащиеся высказываются.) Человек может быть некрасив внешне, но красив духовно. Нужно ценить человека за его душевную красоту.

А теперь ответим на главный вопрос стихотворения: «Что есть красота».

Найдём сначала лексическое значение слова в толковом словаре. … Запишите первое значение слова «красота»: «всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение».

Слово «красота» было образовано от славянского слова «краса». В ЭС Трубачёва происхождение слова «краса» описано на с. 95 тома 12. (См. приложение) Обратите внимание, что в разных славянских языках значения этого слова были разные, но близкие. Исключение составляли только болгарский, македонский и сербскохорватский языки, где это слово с ударением на первом слоге обозначало «змея». В остальных языках у слова «краса» значения связаны с чем-то очень приятным и даже великолепным. Ещё одно очень важное значение – «цвет, краска, красный цвет, румянец». Помните, когда мы с вами анализировали постоянные эпитеты в сказках, говорили, что красна девица – это не девушка красного цвета, а девушка красивая. Всё дело в том, что слово «красная» имеет корень «крас», в древности обозначающий румянец или красоту.

Давайте запишем с вами слово «красота» и подберём к нему однокоренные слова, чтобы показать особенности значения корня «крас-»: красота – краса – красивый – красный – краска.

Но Олег Николаевич не остановился на сравнении значений слова в разных языках. Он доказал, что слово «краса» родственно славянскому слову «кресати» или «кресити» (см. второй абзац статьи), одно из значений которого – высекать огонь. Этот глагол образован от слова «крес». Прочитайте, что оно обозначает (чтение словарной статьи). Значит, красота – это возрождение, связанное с солнцеворотом и животворным огнём.

А теперь вспомните стихотворение о некрасивой девочке. С чем сравнивает поэт внутренний мир девочки, её душу? «Чистый этот пламень», «огонь, мерцающий в сосуде». Истинная красота подобна огню, способному возрождать жизнь. Наверное, Заболоцкий знал о таком древнем значении слова «красота».

Конечно, каждый из нас должен понимать истинную сущность слов, которые произносит. Неуместное или неграмотное употребление слов может привести к проблемам в жизни человека.

Поэт Юрий Ороховацкий считает, что «каждое наше слово – это поступок». Согласны ли вы с ним? Подумайте, что хотел сказать поэт и запишите свои мысли в виде мини-сочинения. (Написание сочинений с последующим прочтением и обсуждением.)

 

На этом наш урок заканчивается, но не заканчивается знакомство с «душой» слова и Этимологическим словарём под ред. О.Н. Трубачёва. Большое спасибо за работу.


ПРИЛОЖЕНИЕ