Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385019
Урок внеклассного чтения в 10 классе по повести А. Платонова «Город Градов»
Содержание - Русский язык и литература

Морейская Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 94 Коминтерновского р-на г. Воронежа. 
Помочь детям понять художественный замысел писателя-сатирика Платонова; отметить художественные особенности и средства выражения авторского замысла в повести «Город Градов».


Дата публикации: 31.05.2018


Тема урока: «От Ямской слободы до города Градов – путь в никуда»

Цель:помочь детям понять художественный замысел писателя-сатирика Платонова;

- отметить художественные особенности и средства выражения авторского замысла;

- способствовать формированию нравственно - ценностных ориентиров в обществе;

- учить глубокому анализу произведения.

 

Оборудование: выставка книг, портрет писателя, карта - схема движения, современный толковый словарь, словарь Даля.

Форма урока: урок-путешествие.

                                                     

Эпиграф:         «...хочу ущекотать

прелюбезных мне глуповцев, показав

миру их славные дела и предобрый тот

корень, от которого знаменитое сие

древо произросло и ветвями своими всю

землю покрыло».

                                                                                      М. Е. Салтыков- Щедрин

Карта- схема движения по маршруту:

Ямская слобода                       Малые Вершины                                                                  Город Градов

                                                                                                                      

Учащимся заранее по группам дается задание:

1 группа - специалисты по топонимике (исследуют названия населённых пунктов местности в повести и по словарю и по соответствию значений дают их толкование, обосновывая правомерность выбора);

2 группа - рецензенты (исследуют труд Шмакова и на основании его тезисов делают выводы о сути шмаковской идеологии );  

3 группа - аналитики (отмечают штрихи к портрету главного героя, делая вывод о человеческих качествах героя)

 

Ход урока

- Отправляемся в путешествие в соответствии с темой урока и подзаголовком к повести «заметки командированного».

Правомерность выбора именно «Ямской слободы» обусловлена пониманием смысла движения от истоков (место, где родился А, Платонов) «к новой жизни» ( в город Градов приезжает главный герой). Здесь явно просматривается мотив движения, который является закономерным для развития общества. Цель человеческого существования – духовный рост, нравственное и интеллектуальное развитие. Это путь к эволюции, обратный процесс – регресс - тип общественного развития, переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации.

С какой целью направляется Шмаков в Градов?

Каков результат его деятельности как идеолога новой идеи, приводит ли она к эволюции человечество?

На эти и другие вопросы нам предстоит найти ответы, проведя анализ текста произведения.

Внимательно рассмотрев нашу карту – схему движения, обращаем внимание на образы – символы, «говорящие» названия и имена героев.

Сразу же заявляет о себе приём контраста - противопоставления в названиях населённых пунктов, заявленных на нашей схеме: Ямская слобода - город Градов ( мотив свободы – несвободы).

1 группа учащихся дает толкование понятия «Слобода» ( словарь Даля) - село свободных людей; поселок за городом, за стеною;

«Город (град)» - ограда около жилья, ограждение, замкнутый круг.

Слово учителя (или ученика заранее подготовленного) с краткими биографическими сведениями о месте и времени рождения А.П. Платонова. А.П. Платонов родился 1 сентября 1899г. в Ямской слободе на окраине Воронежа в семье слесаря железнодорожных мастерских, учился в церковно- приходской школе, а с 13 лет начинает уже работать, т. к. в семье 11 детей, а он старший сын. Обитатели Ямской слободы жили как хлебопашцы, огородники, ремесленники. « В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на большой Задонской дороге... Кроме поля, деревни, матери и колокольного звона я любил еще (и чем больше живу, тем больше люблю) паровозы, машину, ноющий гудок и потную работу», - вспоминал Платонов. В 1914-1917гг. трудовые университеты будущего писателя продолжились на Воронежском паровозоремонтном заводе, но Платонов успевал и учиться, в это время он писал уже стихи, а в 1918г. поступает в Воронежский железнодорожный политехникум. Но из числа рабочих так и не вышел, даже начав сотрудничать в газетах «Красная деревня», «Воронежская коммуна».

Революцию Платонов встретил в числе сочувствующих, но уже с 1921г. стал подмечать, что герои революции перерождаются, появляются распорядители,

«коменданты революции», доведшие идею революционных преобразований до абсурда. В 1927г. пишет повесть «Город Градов» - одно из первых сатирических произведений, обличающих ложные гуманистические ценности, созидаемые «мастерами» бюрократических догм и губернской обывательской рутины, увлеченных переустройством действительности.

Вспоминаем значение слова «сатира» - вид комического, который отличается от других (иронии, юмора) резкостью суждения.

Смех всегда был и остаётся хорошим средством воздействия на общество.

- Рассмотрим , как Платонов в своем произведении отразил веяния времени, что хотел донести до читателя, используя своеобразные сатирические приёмы.

Обращаем внимание на средство передвижения героя.

Почему выбран именно поезд? (Поезд – сцепленные вместе экипажи для следования по железной дороге, машина (результат инженерно - интеллектуальной деятельности человека), символ движения к новой жизни, развития.

Цель, с которой Шмаков направляется в город: «…ехал с четким заданием - врасти в губернские дела и освежить их здравым смыслом».

Заявленные цели и идеи вполне закономерны и естественны на первый взгляд, но что происходит с ними, если идеи превратить в догму, довести до абсурда.

Приезжая в город Градов на поезде, мы попадаем в замкнутый круг

(символическое, отмеченное уже нами «город» - ограда), где властвует идеология, в центре которой бюрократизм. «История текла над их головами, а они сидели в родном городе, прижукнувшись, и наблюдали, усмехаясь, за тем, что течет. Усмехались они потому, что были уверены, что то, что течет, потечет-потечет и - остановится».

Продолжаем работу с текстом, анализируя образы – символы, помогающие понять идею произведения.

1 гр. уч-ся даёт толкование собственным наименованиям, значениям фамилий главных героев произведения, делая выводы о состоянии и положении жителей:

Фамилия главного героя Шмаков (Шматок – кусок чего-то отломанного, отрезанного; шмякнуть - упасть, шлепнуться). Вспоминаем значение фразеологизма «отрезанный ломоть» - о человеке, который порвал связь с привычной средой, изменил образ жизни.

Бормотов - начальник отдела земельного управления (бормотать – говорить тихо, быстро и невнятно), « Пережил восемнадцать председателей губисполкома, двадцать шесть секретарей двенадцать начальников земуправлений» - главный идеолог бюрократизма: «нет документа, и нет самого факта», «Бюрократизм есть исполнение предписаний закона».

Тирада Бормотова представляет собой, по сути дела, его “речевой паспорт”, своебразную расшифровку фамилии: он говорит непонятно для Шмакова, т.е. “бормочет”.

«Город орошала речка Жмаевка («жать» -давить, стискивать; «выжать»-сжимая, извлечь жидкость), но летом на улицах было сухо, и дети не видели, что Жмаевка орошает Градов».

«Случился в Градовской губернии голод от засухи. На прокормление крестьян ...отпустили пять миллионов рублей.

Восемь раз заседал президиум Градовского губисполкома: что делать с этими деньгами?»

«... хлеб решили давать порциями, когда в теле есть научные признаки голода»

«Вселился Шмаков в дом № 46 по Коркиной улице» (корка-кожура некоторых плодов, фруктов; наружный твердый слой хлеба).

Поселок Гора-Горушка (с бедным, голодным населением, жившем на песках неведомо чем) преобразован на бумаге в Гамбург ( созвучно с гамбургером (сытным бутербродом с мясной котлетой).

Вычитав из газеты « Градовские известия» заметку о «пролетарском Илье Пророке» жители хутора « Девьи Дубравы»( дубрава - дубовый лес, роща) требуют прислать им аэроплан для подгонки туч в сухое летнее время.

Коммуна «Вера, Надежда, Любовь» ликвидирована за свое название, а член правления коммуны «Импорт» исчезает вместе с деньгами.

И, наконец, Город Градов, ассоциирующийся со старославянским «град» и читаемый как «город городов», приобретает ироничное « город, побитый градом» -это становится ближе к истине, т. к. через три месяца «настали боевые дни» и город перечислен в заштатные, учредив в нем сельсовет из села Малые Вершины.

Вывод помогают сделать также сатирические оценки автора: « Градов - оскуделый город, и люди живут там настолько бестолково, что даже чернозем травы не родит”. « Народ в городе существовал без спешки и не беспокоился о якобы лучшей жизни. Служил с усердием, держа порядок в губернии, но ярости в труде не знал».

Абсурдность производимых действий и мероприятий героями текста отражает их низкий, примитивный путь развития

Платонов предстает и как мастер языковой характеристики, в двух-трех репликах создаёт яркий образ персонажа. Примером может служить выразительная речь счетовода Смачнева. "Ничто меня не берет, — с гордостью заявляет Смачнев, — ни музыка, ни пение, ни вера — а водка меня берет! Значит, душа у меня такая твердая, только ядовитое вещество она одобряет... Ничего духовного я не признаю, то — буржуазный обман". Город Градов населяют сплошь "твердые души". Они создают и отстаивают свою философию жизни, выражая представление о ее ценностях.

Таким образом, бюрократизм находит благоприятную для процветания почву и укореняется там, где царствуют безразличие и невежество, сюда же «врастает» и Шмаков.

2 гр. уч.- рецензенты анализируют труд Шмакова «Записки государственного человека», его основные тезисы:

«Чиновник – это ценнейший агент социалистической истории..»

«Бюрократия склеила расползавшиеся части народа, пронизала их волей к порядку и приучила к однообразному пониманию обычных вещей».

«Самый худший враг порядка и гармонии – природа...» Надо для природы учредить « судебную власть и карать ее за бесчинство», «драть растения за недород».

«...Деловая официальная бумага проела и проконтролировала людей настолько, что, будучи по существу порочными, они стали нравственными. Ибо бумага и отношение следовали за поступками людей неотступно, грозили им законными карами, и нравственность сделалась их привычкой»

«Волокита есть умственное коллективное вырабатывание социальной истины, а не порок» .

«Кто мы такие? Мы за-ме-сти-те-ли пролетариев! ...Все замещено! Все стало подложным! Все не настоящее, а суррогат! Были сливки, а стал маргарин: вкусен, а не питателен! ... Поэтому-то всеми злоумышленниками и глупцами поносимый бюрократ есть как раз зодчий грядущего членораздельного социалистического мира».

Вершиной абсурдного, но очень стойкого на практике бытия выступают в повести отмеченные в отрывном календаре «беспрерывные обязанности», венцом которых является знаменитое: «Не забыть составить 25-летний перспективный план народного хозяйства – осталось 2 дня»

Вывод:

1) язык «канцеляриста», пропагандистских, казенных терминов;


2)идеи утопичны, абсурдны;

3)идеолог выступает против природы, всего живого, в чем состоит смысл жизни человека.

Из словаря Ожегова : Бюрократизм - 1. Управление, при котором деятельность органов исполнительной власти излишне осложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам общества; 2. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей, останавливает, тормозит всякое движение.

Вся жизнь градовцев, во всех ее появлениях и деталях регламентирована штатным расписанием. “Планомерно”, “в круговую”, “в общем порядке” - значит в порядке служебного подчинения, в соответствии с бюрократической иерархией. Связанные с революционными преобразованиями надежды на расцвет   индустриальных городов сменяются разочарованием: происходит засилье и расцвет лишь бюрократизма.

3 гр уч-ся дает характеристику человеческим качествам Шмакова:

В начало повести Платонов вводит притчу. (Даётся краткое содержание притчи). Притча символизирует состояние русского мужика и раскрывает сразу же характер Шмакова – он равнодушен.

«Шмаков ехал с четким заданием - врасти в губернские дела и освежить их здравым смыслом. ...он славился совестливостью перед законом и административным инстинктом»

“Шмаков задремал от плавного хода поезда и сбился с рассказа старика. Увидев во сне кошмарное видение, что рельсы лежат не на земле, а на диаграмме и означают пунктир, то есть косвенное подчинение. Шмаков пробормотал что-то и проснулся”.

За этими смысловыми перекличками скрывается глубокий подтекст: будущее перерождение Шмакова в Бормотова.

В “Записках” Шмакова: “Я тайно веду свой труд. Но когда-нибудь он сделается мировым юридическим сочинением, а именно: я говорю, чиновник и прочее всякое должностное лицо - это ценнейший агент социалистической истории, это живая шпала под рельсами в социализм”, -

рельсы - это также условный знак на карте, представляющей, подобно диаграмме в сне Шмакова, образ мнимой, зазеркальной реальности. Отсюда - “никто туда не ездил”. Ездить по карте, как и по диаграмме, - нельзя.

Хозяйка дала постояльцу бесплатно чай, он принял без всякого одобрения и без интереса послушал рассказ об их глухой стороне.

«Явившись на службу, Шмаков молча сел и начал листовать разумные бумаги. Сослуживцы дико смотрели на новое молчаливое начальство».

«Отношений к людям, кроме служебных, он не знал. Если бы он женился, его жена стала бы несчастным человеком. ...он любил служебное дело настолько, что дорожил даже крошками неизвестного происхождения, затерянными в ящиках письменного стола...»

«Жил Шмаков в Градове уже без малого год ...все шло в общем порядке и по закону».

Лицо его было беззаботным, пожилым и равнодушным, как у актера в забвенной игре».

Иван Шмаков, московский чиновник, приезжает в Градов работать. Он выявляет кучу служебных нарушений, но постепенно коснеет и привыкает ко всему происходящему в городе.

Вывод: Герой обречен: Шмаков умирает «от истощения на большом социально-философском труде: «Принципы обезличения человека, с целью перерождения его в абсолютного гражданина с законно упорядоченными поступками на каждый миг бытия», умозрительная теория бюрократа не имеет будущего. Рельсы, которые привиделись ему в кошмаре – это путь в никуда.

Герой не обладает человеческими качествами: в нем нет ни души, ни способности любить, переживать, сочувствовать, ему чуждо все живое и естественное. Деятельность Шмакова и его сослуживцев протекала «...за огорожами стен, серым покоем тихой комнаты», «в темный вечер». «Ни солнца, ни любви, ни иного порочного явления они не признавали». «Созидая» идеологию бюрократизма и следуя ее законам, он все больше превращается сам в бездушный механизм.

Подведем итоги нашего путешествия в город Градов.

Захотелось ли вам жить в таком городе? Почему?

Есть ли развитие, движение вперёд, заявленное вначале?

А в чем вообще смысл человеческого существования?

Закономерным ли является реорганизация города? (Ответы детей)

Что можно противопоставить подобному миропорядку?

- Свет, любовь, мир живой природы противопоставляются тьме, бездушию. Ведь главное для автора «сеять души в людях», поэтому умирает Шмаков, реорганизовано Градовское управление

Читаем в тексте:«Оказалось, что в ближних к Градову деревнях - не говоря про дальние, что в лесистой стороне, - до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах, умывались с серебра, лили воск, окуривали от болезней скот и насвистывали ветер».

Закономерным ли является перемещение в город правления из села Малые Вершины? / Да, происходит возвращение к первозданным истокам, естественным природным закономерным явлениям/.

Нельзя отрицать значения умных машин, роль знаний, величия индустриальных городов и электростанций, но нельзя построить новое счастливое общество, не изжив засилья бюрократизма, идеологии, превращающейся в догму, приоритета абсурдной идеи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Подводим итоги урока, отмечая сатирическую направленность произведения, и говорим об актуальности и злободневности поднимаемых в произведении проблем и в наши дни.

Говорим о значении эпиграфа, о связи повести «Город Градов» с произведением М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» - города Глупова и о том, что многие сатирические детали Платонова, которые внешне напоминают гротескные, фантастические образы М.Е. Салтыкова-Щедрина, на самом деле, взяты из жизни, уходят корнями в биографию писателя.

Домашнее задание: сочинение - эссе на тему: «Лики бюрократизма в современном обществе»