Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 3431055
План – конспект урока литературы М. Булгаков «Мастер и Маргарита».
Содержание - Русский язык и литература

Морейская Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 94 Коминтерновского р-на г. Воронежа. 
План – конспект урока литературы М. Булгаков «Мастер и Маргарита» - поможет прикоснуться к удивительному миру творчества М. Булгакова, отметить высокую художественность романа, его стилевые особенности, понять замысел писателя; научит размышлять о добре и зле, милосердии и справедливости.

 


 

Дата публикации: 31.05.2018


Цели: прикоснуться к удивительному миру творчества М. Булгакова, отметить высокую художественность романа, его стилевые особенности, понять замысел писателя;

размышлять о добре и зле, милосердии и справедливости, воспитывать внимание человеку и его судьбе;

учить анализу художественного произведения.

Оборудование: выставка книг о Христе,

                           стенд « Сегодня на уроке»,

                           репродукции картин Н. Ге, Н. Крамского, А. Рублева, А. Иванова и др.

 

 

Эпиграфы:                                                                                                                                          

                            «Каждому будет дано по его вере».                          

                                                       М. Булгаков «Мастер и Маргарита».

 

«Блажен,кто верует; тепло тому на свете.

Воистину блажен! Воистину тепло!

Блажен,кто миновал предательские сети,

Кого на миг смутить сомненье не могло;

Как ни жилось ему – легко иль тяжело,

Блажен, кто в вере тверд и прост, как просты дети»

В. Лихачев.

 

 

1) Оргмомент.

2) Актуализация опорных знаний учащихся.

Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, формы.

/ Урок-заседание, беседа с элементами диспута. Класс делится на три группы:

- текстологи – работают с текстами,

- библиографы – знатоки биографии писателя – дают исторические справки,

-аналитики – анализируют высказывания, делают выводы/.

3) Работа со словарем: значение слова «блажен».

4)Проблемный вопрос: почему носителем высшей истины является не богочеловек, а сын человеческий, а главным героем ершалаимских глав романа становится Понтий Пилат.

5)История создания романа.

Роман сложен и многопланов, богат героями, мыслями, формами. Здесь переплетается античная эпоха, фантастика, современность. В романе выделяются три линии:

- Понтий Пилат и Иешуа;

- Воланд и его свита;

         -   Мастер и Маргарита.

Сегодня мы рассмотрим первую линию Понтий Пилат и Иешуа.

Назовите произведения, авторов, художников, в которых получили свое развитие темы образа Христа, Понтия Пилата.

6)Изучение нового.

Избранное чтение главы 2.

Обратить внимание на художественность текста, мастерство Булгакова, назвать выразительные средства текста.

1. Вопросы:

- Как ведет себя Понтий Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему?

- Что думает Понтий Пилат о виновности Иешуа после его признания?

- Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу?

- Почему опытный воин был храбр на поле боя и труслив здесь? Чего он боится?

- Кто такой Иешуа? Прочитать как изображен портрет Иешуа. Обратите внимание с помощью каких средств передается выразительность портрета героя.

- Кто перед нами Бог или человек? Во имя чего живет? Каковы его жизненные принципы? Сопоставьте его с Евангельским Иисусом Христом.

/Сообщение «Что такое истина?». (Учащиеся дают определение из курса обществознания.)/.

- Иешуа проповедует всепрощение, он утверждает, что злых людей нет на свете. А как вы думаете? Согласны ли вы с Иешуа? А как думает Булгаков? Как вы думаете, почему Булгаков переосмысливает Евангельский сюжет?

 

Вывод: У Булгакова именно человек является носителем «доброй воли» , именно он способен неотступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного абсолюта.

 

2. Вопросы:

-   Что предпринимает Понтий Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась?

-   Как ведет себя Пилат, когда предотвратить казнь уже невозможно?

-         Что заставляет Понтия Пилата пойти против совести?

-         Почему трусость названа в романе самым страшным пороком?

-         Что переживает Понтий Пилат после смерти Иешуа?

-         Каково наказание, уготованное Понтию Пилату?

-         Как воспринимает герой свое бессмертие? Почему оно его так пугает?

/Рассуждение о вечности святителя Тихона Задонского/.

-         Зачем Понтий Пилат приказывает убить Иуду? Зачем зовет Левия Матвея к себе?

-         Почему так мало говорится о предательстве Иуды и так много о предательстве Понтия Пилата?

 

Вывод: Пробудившаяся совесть заставляет Понтия Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Когда казнь остановить уже нельзя, он стремится прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство Иуды. Но эти попытки не позволяют Понтию Пилату искупить вину, очистить совесть. Трусость не позволяет сильному и властному человеку сделать правильный нравственный выбор, заставляет отступиться от открывшейся ему истины. Наказание Понтия Пилата в его бессмертии, в неотвратимой неизбежности помнить о своей трусости. Это бессмертие предателя.

 

7.Закрепление изученного.

Что делает Понтия Пилата главным героем в булгаковской интерпретации библейского сюжета?

Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно – философских проблем: проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования.

             Выводы:

1.Булгаков переосмысливает Евангельский сюжет. Иешуа – не сын Божий, а сын человеческий, несущий идеал добра, сострадательности и отваги.

2.Главный вопрос – вопрос нравственной ответственности человека за происходящее вокруг( не только наделенного властью, но и любого).

3.Самый большой порок, по мнению писателя, - трусость, боязнь, из соображений карьеры, стремления сохранить привычный образ жизни, поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.

Как эта проблематика проецируется на главы о современности?

Понтий Пилат задает вопрос Иешуа:

-         Веришь ли ты в каких-нибудь богов?

-         Бог один, в него я верю.

Более широкий философский смысл этого высказывания: « Каждому будет дано по вере его». Вера в широком смысле является одним из факторов , проверяющим нравственный уровень любого из персонажей.

-         Вера в доброту – главное определяющее качество Иешуа./ Он Бог царства добра/

-         Маргарита верит в любовь, обретает счастье с Мастером.

-         Мастер теряет веру в свой талант, сжигает роман, ищет и обретает покой.

-         Бездомный Иван веры не имеет, изменяется лишь в конце романа.

-         Буфетчик Босой верит во всемогущество денег и т. д.

-         А во что верите сегодня вы?

8.   Домашнее задание:

Во что верят герои романа, каков результат их веры, что с ними происходит?

     9.   Итоги урока. Выставление оценок, оценка работы групп.