План – конспект урока литературы М. Булгаков «Мастер и Маргарита». |
Содержание - Русский язык и литература |
Морейская Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 94 Коминтерновского р-на г. Воронежа.
Дата публикации: 31.05.2018 Цели: прикоснуться к удивительному миру творчества М. Булгакова, отметить высокую художественность романа, его стилевые особенности, понять замысел писателя; размышлять о добре и зле, милосердии и справедливости, воспитывать внимание человеку и его судьбе; учить анализу художественного произведения. Оборудование: выставка книг о Христе, стенд « Сегодня на уроке», репродукции картин Н. Ге, Н. Крамского, А. Рублева, А. Иванова и др.
Эпиграфы: «Каждому будет дано по его вере». М. Булгаков «Мастер и Маргарита».
«Блажен,кто верует; тепло тому на свете. Воистину блажен! Воистину тепло! Блажен,кто миновал предательские сети, Кого на миг смутить сомненье не могло; Как ни жилось ему – легко иль тяжело, Блажен, кто в вере тверд и прост, как просты дети» В. Лихачев.
1) Оргмомент. 2) Актуализация опорных знаний учащихся. Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока, формы. / Урок-заседание, беседа с элементами диспута. Класс делится на три группы: - текстологи – работают с текстами, - библиографы – знатоки биографии писателя – дают исторические справки, -аналитики – анализируют высказывания, делают выводы/. 3) Работа со словарем: значение слова «блажен». 4)Проблемный вопрос: почему носителем высшей истины является не богочеловек, а сын человеческий, а главным героем ершалаимских глав романа становится Понтий Пилат. 5)История создания романа. Роман сложен и многопланов, богат героями, мыслями, формами. Здесь переплетается античная эпоха, фантастика, современность. В романе выделяются три линии: - Понтий Пилат и Иешуа; - Воланд и его свита; - Мастер и Маргарита. Сегодня мы рассмотрим первую линию Понтий Пилат и Иешуа. Назовите произведения, авторов, художников, в которых получили свое развитие темы образа Христа, Понтия Пилата. 6)Изучение нового. Избранное чтение главы 2. Обратить внимание на художественность текста, мастерство Булгакова, назвать выразительные средства текста. 1. Вопросы: - Как ведет себя Понтий Пилат по отношению к Иешуа в начале их встречи и почему? - Что думает Понтий Пилат о виновности Иешуа после его признания? - Когда и почему меняется отношение прокуратора к бродячему философу? - Почему опытный воин был храбр на поле боя и труслив здесь? Чего он боится? - Кто такой Иешуа? Прочитать как изображен портрет Иешуа. Обратите внимание с помощью каких средств передается выразительность портрета героя. - Кто перед нами Бог или человек? Во имя чего живет? Каковы его жизненные принципы? Сопоставьте его с Евангельским Иисусом Христом. /Сообщение «Что такое истина?». (Учащиеся дают определение из курса обществознания.)/. - Иешуа проповедует всепрощение, он утверждает, что злых людей нет на свете. А как вы думаете? Согласны ли вы с Иешуа? А как думает Булгаков? Как вы думаете, почему Булгаков переосмысливает Евангельский сюжет?
Вывод: У Булгакова именно человек является носителем «доброй воли» , именно он способен неотступно и бескорыстно служить добру, достичь нравственного абсолюта.
2. Вопросы: - Что предпринимает Понтий Пилат, чтобы казнь Иешуа не состоялась? - Как ведет себя Пилат, когда предотвратить казнь уже невозможно? - Что заставляет Понтия Пилата пойти против совести? - Почему трусость названа в романе самым страшным пороком? - Что переживает Понтий Пилат после смерти Иешуа? - Каково наказание, уготованное Понтию Пилату? - Как воспринимает герой свое бессмертие? Почему оно его так пугает? /Рассуждение о вечности святителя Тихона Задонского/. - Зачем Понтий Пилат приказывает убить Иуду? Зачем зовет Левия Матвея к себе? - Почему так мало говорится о предательстве Иуды и так много о предательстве Понтия Пилата?
Вывод: Пробудившаяся совесть заставляет Понтия Пилата попытаться спасти Иешуа, использовав традицию помилования в праздник Пасхи. Когда казнь остановить уже нельзя, он стремится прекратить страдания Иешуа, санкционирует убийство Иуды. Но эти попытки не позволяют Понтию Пилату искупить вину, очистить совесть. Трусость не позволяет сильному и властному человеку сделать правильный нравственный выбор, заставляет отступиться от открывшейся ему истины. Наказание Понтия Пилата в его бессмертии, в неотвратимой неизбежности помнить о своей трусости. Это бессмертие предателя.
7.Закрепление изученного. Что делает Понтия Пилата главным героем в булгаковской интерпретации библейского сюжета? Именно с образом Пилата связан комплекс важнейших нравственно – философских проблем: проблема выбора, ответственности за содеянное, власти, веры и безверия, истины и смысла человеческого существования. Выводы: 1.Булгаков переосмысливает Евангельский сюжет. Иешуа – не сын Божий, а сын человеческий, несущий идеал добра, сострадательности и отваги. 2.Главный вопрос – вопрос нравственной ответственности человека за происходящее вокруг( не только наделенного властью, но и любого). 3.Самый большой порок, по мнению писателя, - трусость, боязнь, из соображений карьеры, стремления сохранить привычный образ жизни, поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека. Как эта проблематика проецируется на главы о современности? Понтий Пилат задает вопрос Иешуа: - Веришь ли ты в каких-нибудь богов? - Бог один, в него я верю. Более широкий философский смысл этого высказывания: « Каждому будет дано по вере его». Вера в широком смысле является одним из факторов , проверяющим нравственный уровень любого из персонажей. - Вера в доброту – главное определяющее качество Иешуа./ Он Бог царства добра/ - Маргарита верит в любовь, обретает счастье с Мастером. - Мастер теряет веру в свой талант, сжигает роман, ищет и обретает покой. - Бездомный Иван веры не имеет, изменяется лишь в конце романа. - Буфетчик Босой верит во всемогущество денег и т. д. - А во что верите сегодня вы? 8. Домашнее задание: Во что верят герои романа, каков результат их веры, что с ними происходит? 9. Итоги урока. Выставление оценок, оценка работы групп.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».