Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7874512
Конспект урока «Чередование букв а//о в корнях»
Содержание - Русский язык и литература

Обысова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Милославская школа», Милославского района, Рязанской области. 
Урок разработан в соответствии с требованиями новых стандартов образования. Продуманы такие этапы урока, как мотивация и создание проблемной ситуации, целеполагание, планирование этапов работы и построение проекта деятельности, самопроверка по эталону и контроль учебной деятельности, рефлексия. Урок ориентирован на отработку заданий из раздела «Говорение». Поэтому к уроку прилагаются иллюстрации для устного описания, материалы по работе с текстом, а также эталон проверки выполненных заданий.

 

 


Дата публикации: 07.06.2018

 

Конспект урока  

 

1. Предмет

Русский язык

 

2. Класс

5

 

3. Тема

Чередование букв а//о в корнях

 

4. Базовый учебник

Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич.- М.: Просвещение, 2016 г.

 

Цели урока для учителя:

             Образовательные:

  • организовать учебную деятельность, направленную на освоение знания правописания корней с чередованием букв а//о, на тренировку техники выразительного чтения;
  • организовать учебную деятельность, направленную на освоение алгоритма выбора орфограммы в корнях –лаг-/-лож-; -кас-/-кос-;
  • организовать учебную деятельность, направленную на формирование умения правильно выбирать орфограмму при правописании корней с чередованием гласных а//о, а также умения выразительно читать и строить монологическую речь.

               Развивающие:

  • создать условия для развития умения самостоятельно определять цели учебной деятельности;
  • создать условия для развития умения самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • создать условия для развития умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • создать условия для развития умения контролировать и оценивать результаты учебной деятельности;
  • создать условия для развития умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Воспитательные:

  • организовать учебную деятельность, направленную на формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формулирование собственного мнения, аргументирования её;
  • организовать учебную деятельность для использования речевых средств при решении коммуникативных задач;
  • организовать учебную деятельность для осознания эстетической ценности русского языка, уважительного отношения к родному языку;
  • организовать учебную деятельность для осознания важности здорового образа жизни для человека, физической культуры и спорта.

Цели урока для учащихся:

1)освоить знание правила правописания корней с чередованием букв а//о;

2)освоить алгоритм выбора орфограммы в корнях –лаг-/-лож-; -кас-/-кос-;

3)сформировать умения правильно выбирать орфограмму при правописании корней с чередованием гласных а//о; сформировать умение выразительно читать текст и строить монологическую речь.

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Используемые УУД: регулятивные (целеполагание, планирование деятельности, контроль и оценка); коммуникативные (говорение).

Формы работы учащихся: самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, проектор.

Материал к занятию (см. Приложение)

                                                                         Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Электронная презентация (названия слайдов)

 

Деятельность учителя

 

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

1

Организационный момент

 
  1. 1.Приветствие, стабилизация внимания учащихся.
  2. 2.Запись на доске числа и классной работы.

1.Ученики приветствуют учителя и слушают его.

2.Учащиеся записывают число и классную работу.

1 мин.

2.

Мотивация.

Создание проблемной ситуации.

Слайд 1.

- Ребята, на слайде презентации вы видите картинки. Что на них изображено?

- Слово коса имеет два значения. Как называются такие слова?

- Прочитайте словосочетания под картинками. Слова с корнями –кос- можно назвать однокоренными?

 

 

- Мужчина косит траву и девушка с косой.

-Такие слова называются омонимами.

-Мы не знаем.

Другие ответы:

- Может быть не все однокоренные.

2 мин.

3.

Пробное действие.

Слайд 1.

- Ребята, запишите слова, вставьте пропущенные орфограммы, подберите проверочные слова: девичья к…са, к..сить траву, к…снуться травы, Машины к…сички, прик…саться руками к щеке.

-К каким словам вы не смогли подобрать проверочные? Почему?

Учащиеся записывают слова, подставляют пропущенные орфограммы.

Ребята называют слова.

-Мы не знаем.

3 мин.

4.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

 

 

 

-Ребята, слово «коснуться» же не от слова «косы» и «коса»? Значит они не могут быть однокоренными? Как выбрать правильную орфограмму в таких словах?

Учащиеся выдвигают свои гипотезы.

2 мин.

5.

Выявление места и причины затруднения.

 

- Объясните причину затруднения.

Запишем тему урока   «Чередование букв а//о в корнях».

- Мы не знаем точно, но, возможно, в этих словах есть корни с чередованием. Но эту орфограмму мы ещё не знаем.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

1 мин.

6.

Постановка цели урока.

 

Работа с алгоритмом целеполагания:

1.В результате изучения данной темы какое знание нам нужно освоить?

2.Чтобы выбрать орфограмму, нужно действовать по алгоритму? Ребята, а что такое алгоритм?

3.Что вы научитесь понимать?

4.Какие умения необходимо освоить в рамках изучения данной темы?

5.В каком случае цель будет считаться достигнутой?

- 1)    освоить знание правила правописания корней с чередованием букв а//о.

- Да.

- Порядок действий.

   - Понимать последовательность шагов алгоритма. (Сможем объяснить шаги алгоритма).

-освоить умение правильно выбирать орфограмму при правописании корней с чередованием гласных а//о;

сформировать умение выразительно читать текст и строить монологическую речь.

- Ребята продолжают предложение «Цель будет считаться достигнутой, если…»

3 мин.

7.

Планирование этапов работы и построение проекта выхода из затруднения.

 

- Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели? Давайте запланируем   вместе этапы работы на уроке.

- На основе информации, которая представлена в учебнике на с.100, составьте   алгоритм рассуждения по применению правила. (Учитель помогает составить алгоритм).

На доске этапы работы:

  • Работа с текстом (теоретическим материалом учебника).
  • Составление алгоритма.
  • Выполнение заданий, следуя шагам алгоритма.
  • Контроль, оценка.

- Учащиеся изучают правило в учебнике и составляют алгоритм применения правила.

1шаг Выделить в слове корень.

2 шаг Определить, есть ли после корня суффикс –а-.

3 шаг Если есть, пиши в корне букву –а-.

4 шаг Если нет, пиши букву –о-.

5 мин.

8.

Реализация построенного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2.

 

- Ребята, перед вами текст. Прочитайте текст выразительно. Что обозначают стрелочки и палочки в этом тексте?

 

 

 

 

- Посмотрите на таблицу критериев оценивания выразительного чтения вслух. Оцените устно выразительное чтение одноклассников.

 

- Стрелочки обозначают логическое ударение, палочки – паузы.

Учащиеся выразительно читают текст.

Ребята оценивают.

7 мин.

9.

Физкультминутка.

Слайд 3.

В корне –лаг пишем а,

Получается «ага».

Перед –ж пишем о,

Это знаем мы давно!

Поднимают руки вверх шалашиком.

Описывают руками круг.

2 мин.

10.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4.

- Каким будет следующий этап вашей работы?

- Ребята, выпишите из текста, который вы прочитали слова с пропущенными орфограммами. Выделите корни, объясните правописание, пользуясь алгоритмом применения правила.

- Ребята, посмотрите на фотографию на слайде. Она продолжает тему прочитанного текста. Опишите устно фотографию, используя в своём монологе слова, в которых есть корни с чередованием гласных.

-Оцените монологическую речь одноклассников по критериям оценивания (см. раздаточный материал).

- Теперь мы потренируемся в применении нового правила и поучимся в выборе орфограммы в словах с чередующимися гласными в корне.

Учащиеся выполняют, выписывают слова, выделяют корни, по желанию работают в парах.

Ученики выходят к доске и описывают фотографию.

Ребята оценивают монологическую речь одноклассников.

8 мин

11.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

(Контроль результатов учебной деятельности)

 

Слайд 5.

- Как проверить, усвоили вы тему или нет?

- На экране показан текст, правильный вариант ответа (эталон), проверьте, исправьте ошибки, а также прокомментируйте выбранную орфограмму.

Ребята проверяют, исправляют ошибки.

3 мин.

12.

Самооценка учебной деятельности.

Слайд 6.

- Ребята, что нужно было сделать в задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

- Удалось получить результат? Найдено решение?

- Кто выполнил полностью задание? Кто с ошибками? В каких словах ошиблись? Почему нужно было записать по-другому?

- Кто справился самостоятельно? Кто с чьей-то помощью?

- Выбрать нужную орфограмму в словах с чередующимися гласными.

- Да. (Или не совсем).

Учащиеся отвечают

2 мин.

13.

Рефлексия учебной деятельности

 

- Заканчивается урок. В конце урока нам нужно обязательно подвести итог.

- Вспомним, какие цели мы ставили на уроке. (Цели прописаны на доске).

Мы поставили цели:

- 1)    освоить знание правила правописания корней с чередованием букв а//о;

2)      освоить алгоритм выбора орфограммы в корнях –лаг-/-лож-; -кас-/-кос-;

3)сформировать умения правильно выбирать орфограмму при правописании корней с чередованием гласных а//о; сформировать умение выразительно читать текст и строить монологическую речь.

-Учащиеся рассказывают.

-Учащиеся проговаривают.

- Учащиеся говорят, с каким материалом они работали, какие выполняли задания и чему научились.

4 мин.

14.

Выход из образовательного пространства.

 

- Ребята, вы молодцы!

Вы сегодня приложили много усилий для того, чтобы освоить новый материал. Какое слово я употребила с чередующейся гласной в корне? Объясните правописание.

- «Приложили». В корне пишется гласная о, так как нет суффикса –а-.

1 мин.

15.

Домашнее задание

 

Чтобы закрепить изученное правило, запишем домашнее задание:

1)Выучит правило п. 29;

2)упр. 227 в учебнике.

Учащиеся записывают домашнее задание.

1 мин.

Таблица 2.

 

Приложение к плану-конспекту урока

 

«Чередование букв а//о в корнях»

 

 

 

 

Демонстрационный (раздаточный)

I.Алгоритм действия (рассуждения):

1 шаг

Выделить в слове корень.

2 шаг

Определить, есть ли после корня суффикс –а-?

3 шаг

Если есть, пиши в корне букву –а-

4 шаг

Если нет, то пиши букву –о-.

II.Эталон проверки:

Заря разгоралась.//Лучи солнца коснулись верхушек деревьев, /позолотили блестящую поверхность озера и проникли в спальню к ребятишкам. //Высоко над домом развевается и горит ярким пламенем красный флаг.// Скоро подъем.// По звуку горна юные спортсмены быстро поднимаются и,/ застлав аккуратно постели,/выбегают на зарядку.// В комнате остаются ребятишки младшего возраста.// Они не умеют еще самостоятельно застилать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.//

На спортивной площадке ребята застывают по команде «смирно!». //Через минуту в воздухе мелькают загорелые руки,/ и ребятишки наклоняются,/ касаясь земли кончиками пальцев, /ложатся на маты и делают упражнения лёжа. // После зарядки они врассыпную побежали к озеру,/ сняли свою одежду и положили её на песок.//

После купанья хорошо растереться мохнатым полотенцем.// Ежедневная зарядка и обтирание холодной водой укрепляют и закаляют здоровье. //

 

Система оценивания устной речи (шкалы оценивания и максимальные баллы)

Чтение текста вслух

                                                                                          

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

Интонация

 

ИЧ

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.

0

Темп чтения

 

ТЧ

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

0

Правиль­ность речи

 

Р1

Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

1

Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов.

0

Максимальное количество баллов за всё задание

3

 

 

Монологическое высказывание.

Таблица 4

Критерии оценивания монологического высказывания (М).

Выполнение коммуникативной задачи - описание фотографии

Баллы

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы.

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы,

и/или

допущены фактические ошибки.

0

Выполнение коммуникативной задачи - повествование о личном жизненном опыте

Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.

Даны ответы на все вопросы.

Фактические ошибки отсутствуют.

1

Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,

но

не на все вопросы были даны ответы.

0

Речевое оформление высказывания

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.

1

Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).

0

Грамотность речи

Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.

2

Допущено не более 3 ошибок.

1

Допущено более 3 ошибок.

0

Максимальное количество баллов

5

 

Задание 1.

Пробное действие: рассмотрите картинки и выполните задания.

alt


1.Запишите слова, вставьте пропущенные орфограммы, подберите проверочные слова: девичья к…са, к..сить траву, к…снуться травы, Машины к…сички, прик…саться руками к щеке.

2.К каким словам вы не смогли подобрать проверочные? Почему?

 

Задание 2.

Текст для чтения

Задание: прочитайте выразительно текст. Обратите внимание на стрелочки и паузы, отмеченные палочками. Что они обозначают?

Заря разгоралась.//Лучи солнца к..снулись верхушек деревьев, /позолотили блестящую поверхность озера и проникли в спальню к ребятишкам. //Высоко над домом развевается и горит ярким пламенем красный флаг.// Скоро подъем.// По звуку горна юные спортсмены быстро подн..маются и,/ застлав аккуратно постели,/выбегают на зарядку.// В комнате остаются ребятишки младшего возраста.// Они не умеют еще самостоятельно заст…лать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.//

На спортивной площадке ребята застывают по команде «смирно!». //Через минуту в воздухе мелькают загорелые руки,/ и ребятишки наклоняются,/ к..саясь земли кончиками пальцев, /л...жатся на маты и делают упражнения лёжа. // После зарядки они врассыпную побежали к озеру,/ сняли свою одежду и пол…жили её на песок.//

После купанья хорошо раст…реться мохнатым полотенцем.// Ежедневная зарядка и обт…рание холодной водой укрепляют и закаляют здоровье. //

 

- Перескажите текст.

- Ответьте на вопросы:

1)Где проводят лето ребята?

2)Почему нужно делать зарядку?

3)Почему полезно купаться в прохладной воде?

 

Задание 3.

alt 

Рассмотрите картинку. Расскажите устно о том, что вы увидели на картинке, почему для человека важно заниматься гимнастикой, делать зарядку по утрам.

 

 

Используйте словосочетания: коснуться руками земли, разложить покрывало, прилагать усилия, касаться руками головы. Назовите корни с чередованием в этих словосочетаниях и их правописание.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР