Обысова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «Милославская школа», Милославского района, Рязанской области. Урок разработан в соответствии с требованиями новых стандартов образования. Продуманы такие этапы урока, как мотивация и создание проблемной ситуации, целеполагание, планирование этапов работы и построение проекта деятельности, самопроверка по эталону и контроль учебной деятельности, рефлексия. Урок ориентирован на отработку заданий из раздела «Говорение». Поэтому к уроку прилагаются иллюстрации для устного описания, материалы по работе с текстом, а также эталон проверки выполненных заданий.
Дата публикации: 07.06.2018
Конспект урока
|
1. Предмет
|
Русский язык
|
|
2. Класс
|
5
|
|
3. Тема
|
Чередование букв а//о в корнях
|
|
4. Базовый учебник
|
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2 / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич.- М.: Просвещение, 2016 г.
|
Цели урока для учителя:
Образовательные:
- организовать учебную деятельность, направленную на освоение знания правописания корней с чередованием букв а//о, на тренировку техники выразительного чтения;
- организовать учебную деятельность, направленную на освоение алгоритма выбора орфограммы в корнях –лаг-/-лож-; -кас-/-кос-;
- организовать учебную деятельность, направленную на формирование умения правильно выбирать орфограмму при правописании корней с чередованием гласных а//о, а также умения выразительно читать и строить монологическую речь.
Развивающие:
- создать условия для развития умения самостоятельно определять цели учебной деятельности;
- создать условия для развития умения самостоятельно планировать пути достижения целей;
- создать условия для развития умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- создать условия для развития умения контролировать и оценивать результаты учебной деятельности;
- создать условия для развития умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Воспитательные:
- организовать учебную деятельность, направленную на формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формулирование собственного мнения, аргументирования её;
- организовать учебную деятельность для использования речевых средств при решении коммуникативных задач;
- организовать учебную деятельность для осознания эстетической ценности русского языка, уважительного отношения к родному языку;
- организовать учебную деятельность для осознания важности здорового образа жизни для человека, физической культуры и спорта.
Цели урока для учащихся:
1)освоить знание правила правописания корней с чередованием букв а//о;
2)освоить алгоритм выбора орфограммы в корнях –лаг-/-лож-; -кас-/-кос-;
3)сформировать умения правильно выбирать орфограмму при правописании корней с чередованием гласных а//о; сформировать умение выразительно читать текст и строить монологическую речь.
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).
Используемые УУД: регулятивные (целеполагание, планирование деятельности, контроль и оценка); коммуникативные (говорение).
Формы работы учащихся: самостоятельная, индивидуальная, работа в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, проектор.
Материал к занятию (см. Приложение)
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
|
Этап урока
|
Электронная презентация (названия слайдов)
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
|
1
|
Организационный момент
|
|
- 1.Приветствие, стабилизация внимания учащихся.
- 2.Запись на доске числа и классной работы.
|
1.Ученики приветствуют учителя и слушают его.
2.Учащиеся записывают число и классную работу.
|
1 мин.
|
2.
|
Мотивация.
Создание проблемной ситуации.
|
Слайд 1.
|
- Ребята, на слайде презентации вы видите картинки. Что на них изображено?
- Слово коса имеет два значения. Как называются такие слова?
- Прочитайте словосочетания под картинками. Слова с корнями –кос- можно назвать однокоренными?
|
- Мужчина косит траву и девушка с косой.
-Такие слова называются омонимами.
-Мы не знаем.
Другие ответы:
- Может быть не все однокоренные.
|
2 мин.
|
3.
|
Пробное действие.
|
Слайд 1.
|
- Ребята, запишите слова, вставьте пропущенные орфограммы, подберите проверочные слова: девичья к…са, к..сить траву, к…снуться травы, Машины к…сички, прик…саться руками к щеке.
-К каким словам вы не смогли подобрать проверочные? Почему?
|
Учащиеся записывают слова, подставляют пропущенные орфограммы.
Ребята называют слова.
-Мы не знаем.
|
3 мин.
|
4.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
|
|
-Ребята, слово «коснуться» же не от слова «косы» и «коса»? Значит они не могут быть однокоренными? Как выбрать правильную орфограмму в таких словах?
|
Учащиеся выдвигают свои гипотезы.
|
2 мин.
|
5.
|
Выявление места и причины затруднения.
|
|
- Объясните причину затруднения.
Запишем тему урока «Чередование букв а//о в корнях».
|
- Мы не знаем точно, но, возможно, в этих словах есть корни с чередованием. Но эту орфограмму мы ещё не знаем.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
|
1 мин.
|
6.
|
Постановка цели урока.
|
|
Работа с алгоритмом целеполагания:
1.В результате изучения данной темы какое знание нам нужно освоить?
2.Чтобы выбрать орфограмму, нужно действовать по алгоритму? Ребята, а что такое алгоритм?
3.Что вы научитесь понимать?
4.Какие умения необходимо освоить в рамках изучения данной темы?
5.В каком случае цель будет считаться достигнутой?
|
- 1) освоить знание правила правописания корней с чередованием букв а//о.
- Да.
- Порядок действий.
- Понимать последовательность шагов алгоритма. (Сможем объяснить шаги алгоритма).
-освоить умение правильно выбирать орфограмму при правописании корней с чередованием гласных а//о;
сформировать умение выразительно читать текст и строить монологическую речь.
- Ребята продолжают предложение «Цель будет считаться достигнутой, если…»
|
3 мин.
|
7.
|
Планирование этапов работы и построение проекта выхода из затруднения.
|
|
- Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели? Давайте запланируем вместе этапы работы на уроке.
- На основе информации, которая представлена в учебнике на с.100, составьте алгоритм рассуждения по применению правила. (Учитель помогает составить алгоритм).
|
На доске этапы работы:
- Работа с текстом (теоретическим материалом учебника).
- Составление алгоритма.
- Выполнение заданий, следуя шагам алгоритма.
- Контроль, оценка.
- Учащиеся изучают правило в учебнике и составляют алгоритм применения правила.
1шаг Выделить в слове корень.
2 шаг Определить, есть ли после корня суффикс –а-.
3 шаг Если есть, пиши в корне букву –а-.
4 шаг Если нет, пиши букву –о-.
|
5 мин.
|
8.
|
Реализация построенного проекта.
|
Слайд 2.
|
- Ребята, перед вами текст. Прочитайте текст выразительно. Что обозначают стрелочки и палочки в этом тексте?
- Посмотрите на таблицу критериев оценивания выразительного чтения вслух. Оцените устно выразительное чтение одноклассников.
|
- Стрелочки обозначают логическое ударение, палочки – паузы.
Учащиеся выразительно читают текст.
Ребята оценивают.
|
7 мин.
|
9.
|
Физкультминутка.
|
Слайд 3.
|
В корне –лаг пишем а,
Получается «ага».
Перед –ж пишем о,
Это знаем мы давно!
|
Поднимают руки вверх шалашиком.
Описывают руками круг.
|
2 мин.
|
10.
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
Слайд 3.
Слайд 4.
|
- Каким будет следующий этап вашей работы?
- Ребята, выпишите из текста, который вы прочитали слова с пропущенными орфограммами. Выделите корни, объясните правописание, пользуясь алгоритмом применения правила.
- Ребята, посмотрите на фотографию на слайде. Она продолжает тему прочитанного текста. Опишите устно фотографию, используя в своём монологе слова, в которых есть корни с чередованием гласных.
-Оцените монологическую речь одноклассников по критериям оценивания (см. раздаточный материал).
|
- Теперь мы потренируемся в применении нового правила и поучимся в выборе орфограммы в словах с чередующимися гласными в корне.
Учащиеся выполняют, выписывают слова, выделяют корни, по желанию работают в парах.
Ученики выходят к доске и описывают фотографию.
Ребята оценивают монологическую речь одноклассников.
|
8 мин
|
11.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
(Контроль результатов учебной деятельности)
|
Слайд 5.
|
- Как проверить, усвоили вы тему или нет?
- На экране показан текст, правильный вариант ответа (эталон), проверьте, исправьте ошибки, а также прокомментируйте выбранную орфограмму.
|
Ребята проверяют, исправляют ошибки.
|
3 мин.
|
12.
|
Самооценка учебной деятельности.
|
Слайд 6.
|
- Ребята, что нужно было сделать в задании? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
- Удалось получить результат? Найдено решение?
- Кто выполнил полностью задание? Кто с ошибками? В каких словах ошиблись? Почему нужно было записать по-другому?
- Кто справился самостоятельно? Кто с чьей-то помощью?
|
- Выбрать нужную орфограмму в словах с чередующимися гласными.
- Да. (Или не совсем).
Учащиеся отвечают
|
2 мин.
|
13.
|
Рефлексия учебной деятельности
|
|
- Заканчивается урок. В конце урока нам нужно обязательно подвести итог.
- Вспомним, какие цели мы ставили на уроке. (Цели прописаны на доске).
Мы поставили цели:
- 1) освоить знание правила правописания корней с чередованием букв а//о;
2) освоить алгоритм выбора орфограммы в корнях –лаг-/-лож-; -кас-/-кос-;
3)сформировать умения правильно выбирать орфограмму при правописании корней с чередованием гласных а//о; сформировать умение выразительно читать текст и строить монологическую речь.
|
-Учащиеся рассказывают.
-Учащиеся проговаривают.
- Учащиеся говорят, с каким материалом они работали, какие выполняли задания и чему научились.
|
4 мин.
|
14.
|
Выход из образовательного пространства.
|
|
- Ребята, вы молодцы!
Вы сегодня приложили много усилий для того, чтобы освоить новый материал. Какое слово я употребила с чередующейся гласной в корне? Объясните правописание.
|
- «Приложили». В корне пишется гласная о, так как нет суффикса –а-.
|
1 мин.
|
15.
|
Домашнее задание
|
|
Чтобы закрепить изученное правило, запишем домашнее задание:
1)Выучит правило п. 29;
2)упр. 227 в учебнике.
|
Учащиеся записывают домашнее задание.
|
1 мин.
|
Таблица 2.
Приложение к плану-конспекту урока
«Чередование букв а//о в корнях»
Демонстрационный (раздаточный)
I.Алгоритм действия (рассуждения):
1 шаг
Выделить в слове корень.
|
2 шаг
Определить, есть ли после корня суффикс –а-?
|
3 шаг
Если есть, пиши в корне букву –а-
|
4 шаг
Если нет, то пиши букву –о-.
|
II.Эталон проверки:
Заря разгоралась.//Лучи солнца коснулись верхушек деревьев, /позолотили блестящую поверхность озера и проникли в спальню к ребятишкам. //Высоко над домом развевается и горит ярким пламенем красный флаг.// Скоро подъем.// По звуку горна юные спортсмены быстро поднимаются и,/ застлав аккуратно постели,/выбегают на зарядку.// В комнате остаются ребятишки младшего возраста.// Они не умеют еще самостоятельно застилать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.//
На спортивной площадке ребята застывают по команде «смирно!». //Через минуту в воздухе мелькают загорелые руки,/ и ребятишки наклоняются,/ касаясь земли кончиками пальцев, /ложатся на маты и делают упражнения лёжа. // После зарядки они врассыпную побежали к озеру,/ сняли свою одежду и положили её на песок.//
После купанья хорошо растереться мохнатым полотенцем.// Ежедневная зарядка и обтирание холодной водой укрепляют и закаляют здоровье. //
Система оценивания устной речи (шкалы оценивания и максимальные баллы)
Чтение текста вслух
Критерии оценивания чтения вслух
|
Баллы
|
Интонация
|
|
ИЧ
|
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
|
1
|
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
|
0
|
Темп чтения
|
|
ТЧ
|
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
|
1
|
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
|
0
|
Правильность речи
|
|
Р1
|
Грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.
|
1
|
Допущены грамматические, орфоэпические ошибки, искажения слов.
|
0
|
Максимальное количество баллов за всё задание
|
3
|
Монологическое высказывание.
Таблица 4
Критерии оценивания монологического высказывания (М).
|
Выполнение коммуникативной задачи - описание фотографии
|
Баллы
|
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.
Даны ответы на все вопросы.
Фактические ошибки отсутствуют.
|
1
|
Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но
не на все вопросы были даны ответы,
и/или
допущены фактические ошибки.
|
0
|
Выполнение коммуникативной задачи - повествование о личном жизненном опыте
|
Экзаменуемый справился с коммуникативной задачей.
Даны ответы на все вопросы.
Фактические ошибки отсутствуют.
|
1
|
Экзаменуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей,
но
не на все вопросы были даны ответы.
|
0
|
Речевое оформление высказывания
|
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.
|
1
|
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 и более).
|
0
|
Грамотность речи
|
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют.
|
2
|
Допущено не более 3 ошибок.
|
1
|
Допущено более 3 ошибок.
|
0
|
Максимальное количество баллов
|
5
|
Задание 1.
Пробное действие: рассмотрите картинки и выполните задания.
1.Запишите слова, вставьте пропущенные орфограммы, подберите проверочные слова: девичья к…са, к..сить траву, к…снуться травы, Машины к…сички, прик…саться руками к щеке.
2.К каким словам вы не смогли подобрать проверочные? Почему?
Задание 2.
Текст для чтения
Задание: прочитайте выразительно текст. Обратите внимание на стрелочки и паузы, отмеченные палочками. Что они обозначают?
Заря разгоралась.//Лучи солнца к..снулись верхушек деревьев, /позолотили блестящую поверхность озера и проникли в спальню к ребятишкам. //Высоко над домом развевается и горит ярким пламенем красный флаг.// Скоро подъем.// По звуку горна юные спортсмены быстро подн..маются и,/ застлав аккуратно постели,/выбегают на зарядку.// В комнате остаются ребятишки младшего возраста.// Они не умеют еще самостоятельно заст…лать свои постельки и делают это под наблюдением вожатой Люси.//
На спортивной площадке ребята застывают по команде «смирно!». //Через минуту в воздухе мелькают загорелые руки,/ и ребятишки наклоняются,/ к..саясь земли кончиками пальцев, /л...жатся на маты и делают упражнения лёжа. // После зарядки они врассыпную побежали к озеру,/ сняли свою одежду и пол…жили её на песок.//
После купанья хорошо раст…реться мохнатым полотенцем.// Ежедневная зарядка и обт…рание холодной водой укрепляют и закаляют здоровье. //
- Перескажите текст.
- Ответьте на вопросы:
1)Где проводят лето ребята?
2)Почему нужно делать зарядку?
3)Почему полезно купаться в прохладной воде?
Задание 3.
Рассмотрите картинку. Расскажите устно о том, что вы увидели на картинке, почему для человека важно заниматься гимнастикой, делать зарядку по утрам.
Используйте словосочетания: коснуться руками земли, разложить покрывало, прилагать усилия, касаться руками головы. Назовите корни с чередованием в этих словосочетаниях и их правописание.
|