Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 2869403
Конспект индивидуальных и групповых занятий по русскому языку в 6 классе на тему: «Развитие устной речи учащихся»
Содержание - Русский язык и литература

Политова Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Милославская школа, п. Милославское, Милославский район, Рязанская область. 
Конспект индивидуальных и групповых занятий по русскому языку на тему: «Развитие устной речи учащихся» предназначен для учителей русского языка и литературы, работающих в 6 классах. Работа содержит материал, предназначенный для подготовки детей к сдаче устного собеседования по русскому языку в 9 классе. В конспекте представлены все задания собеседования: работа с текстом (выразительное чтение, пересказ), монологическое высказывание и диалог. Даны критерии оценивания каждого задания. Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО.


Дата публикации: 07.06.2018


 

Конспект индивидуальных и групповых занятий в 6 классе на тему: «Развитие устной речи учащихся»

Цели для учителя:

- формировать умения выразительного чтения текста, подробного пересказа прочитанного, совершенствовать навыки монологической речи, формировать умение вести диалог,

- развивать познавательные умения и мыслительные навыки,

- развивать умение видеть прекрасное в обыденных картинах и описывать свои ощущения словами,

- развивать эстетическое восприятие мира,

- воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение слушать одноклассников и объективно оценивать их ответ.

Цели для учащихся: 

Выразительное чтение

   Знатьтехнику и основные принципы выразительного чтения: пауза, логическое ударение, интонация вопроса и утверждения, дикция, произношение, темп речи, громкость.

   Понимать, где нужно ставить паузы, логическое ударение, с какой интонацией читать, как произносить слова.

   Уметь выразительно читать.

Пересказ текста

   Знать,что такое микротема, логика изложения текста.

   Понимать, где заканчивается одна микротема и начинается другая, в какой последовательности следует располагать предложения.

Уметь пересказывать текст, соблюдая логику и все микротемы.

Монологическое высказывание

   Знать,что такое логичное связное законченное высказывание.

   Понимать, как правильно строить предложения, в какой последовательности их располагать.

   Уметь создавать речевое высказывание на определенную тему.

Диалог

   Знать, что такое диалог, реплика, правила общения между людьми.

   Понимать, как правильно строить реплики диалога.

   Уметь вести диалог, рассуждать логично, объяснять свою позицию.


Оборудование:
раздаточный материал (критерии оценивания, текст, памятка «Классификация ошибок», карточки с опорными словами и с наводящими вопросами для пересказа и для описания фотографии), компьютер, проектор.

Предварительная подготовка:класс разбит на 4 группы по уровню подготовки (1 группа – сильные учащиеся, 2,3 – средние, 4 группа – слабые), в каждой группе по 5-6 человек)



Ход занятия:


1. Организационный этап
2. Создание проблемной ситуации (4 мин)

Прочитать выразительно стихотворение Вади́ма Серге́евича Ше́фнера — русского поэта и прозаика (на экране)

…Гаснет устная словесность,

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Русской речи чудеса.

Сотни слов родных и метких,

Сникнув, голос потеряв,

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Не скудела в наши дни.

- Как вы понимаете эти строки? К чему призывает автор читателя?

- Испытываете ли вы затруднения при прочтении незнакомого текста? Почему?

- Какие проблемы с устной речью есть у вас?

- Какие отсюда вытекают цели вашего сегодняшнего и последующих занятий по развитию устной речи (формировать умения выразительно читать текст, подробно излагать текст, совершенствовать навыки монологической речи, способствовать формированию умения вести диалог.)

- Предлагайте план занятия:

1. Выразительное чтение текста

2. Подробный пересказ прочитанного текста

3. Составление собственного описания

4. Участие в диалоге

5. Рефлексия

3. Выразительное чтение текста (4 мин на подготовку) (всего 10 мин)

Культура человека выражается не только в умении говорить, но и слушать.

Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. Этим он унижает не только собеседника, но и себя. Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязать свое мнение, уважай мнение собеседника.

Во время разговора следи за выражением лица так же, как и за речью. Естественное и приветливое выражение лица подчеркивает уважение к собеседнику. Слушай его внимательно и с живым интересом. Следи за собой, когда рассказываешь что-нибудь смешное. Лучший рассказчик тот, кто заставляет других смеяться, а сам остается серьезным.

Нельзя вмешиваться без разрешения в чужой разговор. Если уж это крайне необходимо, обратитесь к товарищам со словами: «Простите, я вас перебью».

- Оценивание по критериям.

4. Подробный пересказ текста (на подготовку 4 мин) (всего – 10 мин)

1 группа работает самостоятельно, без помощи учителя,

2,3 группы готовят пересказ по ключевым словам,

4 группа пересказывает текст по наводящим вопросам.

- Оценивание по критериям.

5. Составление монологического высказывания по картинке (описание, не менее 5 предложений, 5 мин на подготовку) (всего 10 мин) (на экране)

alt

1 группа работает самостоятельно,

2, 3 группы составляют описание при помощи ключевых слов,

4 группа составляет описание при помощи наводящих вопросов.

- оценивание по критериям

6. Участие в диалоге (ответ должен быть полным, развернутым, обоснованным) (всего 5 мин)

- Нравится ли вам принимать участие в разных выступлениях и почему?

- Какие роли вам больше нравятся и почему?

- Какое выступление вам больше всего запомнилось и почему?

Словесное поощрение учителем.

7. Рефлексия (5 мин)

- Ребята, чья работа в вашей группе на сегодняшнем занятии вам показалась более успешной?

- Как вы можете оценить свою работу?

- Как вы считаете, было ли это занятие для вас полезным и почему?

- Можно ли считать цель нашего занятия достигнутой? (для реализации цели понадобится много занятий, а сейчас мы только на пути к достижению поставленной цели)

8. Оценивание учителем в форме устного замечания или поощрения

Домашнее задание: комплексный анализ текста, выразительное чтение и пересказ.