Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385795
Конспект урока в 7 классе «Взаимоотношения животных и людей»
Содержание - Русский язык и литература

Аскарова Райля Шакирзяновна, учитель русского языка и литературы, МБОУ- Большеметескинская средняя общеобразовательная школа имени Фатиха Хусни Тюлячинского муниципального района РТ. 
Работа предназначена для учителей литературы, классных руководителей. Материал данного урока очень актуален и направлен на формирование активной жизненной позиции учащихся через осмысление своих и чужих поступков по отношению к животным; на воспитание нравственных качеств личности, таких как гуманизм, сострадание, милосердие, доброта.


Дата публикации: 26.09.2018


КОНСПЕКТ УРОКА В 7 КЛАССЕ «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И ЛЮДЕЙ»

Тип урока:     проблемно-ориентированный урок (запуск проблемы, первый урок)

Цели урока:  

знания:

Дать определение понятию «жестокость».

навыки:

осуществлять анализ, сравнение, делать выводы;

развивать  навыки наблюдения и навыки   построения теорий на основе доказательств, коммуникационные навыки и навыки работы в команде.

ценности:

формировать   активной жизненной позиции учащихся по данной проблеме через осмысление своих и чужих поступков по отношению к животным; воспитать положительные нравственные качества личности, таких как гуманизм, сострадание, милосердие, доброта.

Эпиграф к уроку:

Всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает.

 Леонид Андреев.

 

Ход урока

1. Организационный момент. 

- Добрый день, ребята. Я рада вас видеть на нашем очередном уроке. Поприветствуйте друг друга. Я  всем  желаю   хорошего настроения  для получения  новых знаний.
- Сегодня у нас будет непростой урок. В ходе его мы попытаемся разобраться в довольно сложных вопросах. Для   этого мы сформировали 2 команды и установили свои правила работы,   и в течение урока вы   будете следовать этим правилам. Вспомним эти правила.  

- Вы - единая команда. Что же вас объединяет в одну команду? Обсудите в команде, напишите 5 признаков, действий  по теме «Мы любим» (1 минута).

2. Актуализация  опорных знаний. Мотивирующий приём.

Сегодняшний урок я хотела бы начать с необычного письма. Оно адресовано нам, людям. Прочту его.

- Какие чувства   у вас вызывает это письмо? О чём   оно? (О жестокости людей).

- И какую тему мы планируем  изучить сегодня на уроке?   (Взаимоотношения людей и животных)

-Как вы понимаете слово   жестокость?

ТОКИН МЭТ. Учитель:

-На столах у вас лежат по одному листочку формата А3. Посередине участники №1 напишите крупными буквами «Жестокость».  Каждый ученик записывает свои идеи словами и рисунками  или афоризмами по теме на любом углу листочка. Даю вам 1 минуту.

-Теперь встаньте, задвиньте стульчики. Стол №1 передвигается к столу №2, стол №2- к столу  №1 и т.д. Подойдя к соседним столам, вы должны установить связи между рассуждениями (соедините стрелками) и задать интересующие вас вопросы (1 мин.)

- Теперь садимся на свои места и анализируем свою работу, отвечая на вопросы и делая вывод.   (1 мин.)

- А теперь я хочу пригласить  участников под №2 , чтобы они представили нам работу своей команды.

(Команды презентуют свои ТОКИН МЭТ друг другу)

В Толковом словаре С.Ожегова   даётся следующее толкование слова «жестокий»:

- очень сильный, превосходящий обычное. Пример: Жестокая борьба. Жестокие нравы.
    

3. Введение в проблему.   Чтение сценария. (Постановка  проблемы.)

     На одном из пляжей Алабамы был найден раненый дельфин. Ранение оказалось несовместимым с жизнью. Представители местных зоологическихслужб сообщили, что бедное животное долго мучился перед смертью. В убийстве животного   спокойно признался несовершеннолетний подросток. Накануне родители подарили ему дорогой спортивный лук. И подросток вместе с друзьями решил испытать его. Объектом для этого они выбрали дельфина. Мальчик  выстрелил в дельфина стрелой изспортивного лука и попал в спину.

-Почему подросток   так поступил? Что мы можем сделать, чтобыостановить такую жестокость по отношению к животным?

Изучив эту проблему в течение 3 уроков, вы будете презентовать решение проблемы. Вы – волонтёры. В течение 10 дней подготовьте и проведите для обучающихся 1-5 классов внеклассноемероприятие «Животные – наши друзья».

- Ещё раз внимательно прочитайте текст сценария .

Вам все слова   понятны? Если у вас есть вопросы по содержанию, можете задавать.

 

4. Анализ проблемы.     Составление таблицы FILA.

- Начнём анализ проблемы   при помощи таблицы FILA. У каждой команды   на столах лежат эти таблицы.   В первой части таблицы записываем все факты, детали. Каждый участник команды самостоятельно заполняет эту часть таблицы. А ответственные   из каждой команды переносят командное решение на общую таблицу. В первой команде это ____, во второй команде ______.

- Какую информацию, какие факты мы можем выделить из сценария?                                        

Для заполнения таблицы  используется  обучающая структура ФИНК-РАЙД-РАУНД - РОБИН.   Ученики обдумывают   ответ, записывают и по очереди обсуждают свои ответы. Учащиеся проговаривают все детали и факты. После определенного времени записи проверяются. Каждая команда читает свой вариант. Другая команда дополнительно записывает те факты, которых нет у них в таблице.   Учитель записывает общие факты каждой команды.

- Во второй части таблицы пишем свои идеи: почему это произошло? Что могло быть причиной того, что произошло?

Просмотр и прослушивание видео притчи   «О коте».

Беседа по вопросам: (по обучающей структуре СИНГЛ   РАУНД   РОБИН)

- Кто виноват в смерти кота? ( Равнодушие, жестокость людей.)

- В чём конкретно выражается эта жестокость? (Люди проходят мимо. Равнодушие для них норма. Родители   строго запрещают детям подходить к нему.)

Используя эти мысли, заполним часть ИДЕИ.

Слушаем решение   первой, а затем второй команды. Учитель записывает общие идеи  каждой команды.

Обучающие вопросы

- А теперь, ребята, перейдем к третьей графе. Что мы можем сделать, чтобы остановить такую жестокость по отношению к животным? (Предложить читать художественную литературу, поискать в интернете интересные материалы о спасении людей животными, рассказать о своих домашних питомцах, привлечь к данной проблеме внимание обществен­ности и др.). Давайте запишем вопросы, на которых мы ещё не знаем ответа.

План действий

-Ребята, перейдем к  последней графе  таблицы. Составьте план действий, как же вы будете узнавать ответы на вопросы. Посоветуйтесь в команде, кто на какой вопрос хочет ответить? (Учащиеся в командах пишут план действий. Каждый участник в команде получает задание.)

- Итак, ребята, мы завершили работу по составлению таблицы. Команды отлично справились   с анализом проблемы. У каждого из вас есть определённое задание, над которым вы будете работать в ближайшие 3-4 дня. Отнеситесь, пожалуйста, к этому серьёзно, ответственно. Если вам понадобится помощь, можете обратиться, не ждите следующего урока.

5. Закрепление.

Структура   КОНЭРС. В кабинете на 4 углах развешаны таблички – утверждения. Даны высказывания известных людей об отношении к животным.   Прочитайте их, какое из высказываний вам   более понравилось, выберите свой угол.

 

«…все живое имеет одну и ту же душу, все   живое страдает одними страданиями»

Л.Андреев.

                                                                                                                          

"Чтобы понять, есть ли у животных душа, нужно самому иметь душу"
Альберт Швейцер.


«Кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком»

Шопенгауэр.


«Душа собаки иногда лучше, внутренний мир злого человека»

Р.Ругин.

                                    

   Использование мыслительного приёма СИ-ФИНК-УАНДЭ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Что вы видите?   Обучающая структура Сингл раунд робин – проговорим ответы на данный вопрос по кругу один раз  (начинает ученик под номером 1.)

Группу подростков.

Одна ударяет ногами, две остальные смотрят.

Что вы думаете об этом? 

Трое на одну –   это несправедливо.

Девочки дерутся – где это видано?!

О чём это заставляет вас задуматься? 

Это невоспитанные, жестокие подростки.

Наверно они раньше обижали котят,   собак, птиц, сейчас добрались до своих сверстниц, а дальше подумать страшно.

- Действительно, ребята, как раз жестокое отношение к животным и является еще одним моментом в становлении личности, который приводит к жестокому отношению к людям. «Жестокое обращение с животными есть только первый опыт для такого же обращения с людьми», - писал С.-П.Бернарден.

Урок я хочу завершить в другой ноте. Животные – наши братья меньшие. Они, как и люди, нуждаются в нашей заботе, любви. Поэтому  4 октября по всей планете отмечают Всемирный день защиты животных.                                                          

6. Рефлексия

Оцениваем работу   участников команды. Выберите 1 фразу для партнёра по плечу и по лицу:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

На ваших столах есть листочки. Прочитайте предложения и ставьте  себе  оценки.

  • Усвоил материал урока на отлично, могу помочь и одноклассникам (оц. “5”)
  • Хорошо работал, сегодняшний материал понял  (оценка “4”)
  • Хорошо работал, но от помощи друга не откажусь (оценка “3”)

Прочитайте предложения и ставьте  себе  оценки. _____________________

  • Усвоил материал урока на отлично, могу помочь и одноклассникам  (оценка “5”)
  • Хорошо работал, сегодняшний материал понял  (оценка “4”)
  • Хорошо работал, но от помощи друга не откажусь (оценка “3”)

Урок окончен. Всем спасибо. Свои пожелания по уроку можете оставить на парковке.