Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7959879
Статья «Методика изучения собственных имен существительных в средней школе».
Содержание - Русский язык и литература

Шулаева Анастасия Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "СШ № 41" Ульяновская область, город Ульяновск. 
Работа по формированию навыка правописания собственных имен существительных. Подходит для пятиклассников. Если учителем будут в процессе изучения собственных имен существительных включаться активные формы обучения, организовываться проблемно-поисковая деятельность, то можно добиться высокой степени осознанности изучения имен существительных как части речи в целом, что в свою очередь будет способствовать развитию лингвистического мышления учащихся и интереса к изучению русского языка.


Дата публикации: 15.10.2018


Методика изучения собственных имен существительных в средней школе

Задачи изучения имен собственных в школе

«Ономастический материал составляет значительную часть лексики любого высокоразвитого языка и заслуживает того, чтобы его изучали, как изучают язык, географию, историю и другие общественные и естественные науки», - пишет В.Д. Бондалетов.

Вопрос о собирании ономастического материала звучит актуально и в настоящее время.

Так, Т.М. Майорова в статье «Ономастика в лингвокраеведческой работе» рассказывает о необходимости сбора ономастического материала, об организации такой работы в школе, с последующим продолжением в высшем учебном заведении, предлагает программу для организации такой работы. Она отмечает, что «ономастическая перепись поможет выяснить взаимодействие, взаимовлияние, взаимосвязь собственных имен» .

Ономастика включает в себя несколько разделов в зависимости от характера объектов, называемых ономастическими словами и специфики изучаемых слов. И с этим учащихся следует познакомить при проведении работы с краеведческим материалом.

Т.В. Майорова предлагает для элементарных топонимических исследований в условиях городской школы привлекать архивные материалы (выписку из деловых документов ХVII-XIX в.в.), документальную, научно-популярную и художественную литературу о родном крае, географические карты, схемы и справочники административного деления разных лет, словари М. Фасмера, В.И. Даля. Конечно, нужны и городские экскурсии, и экспедиции за пределы города, и посещение музеев и библиотек.

В городской школе легче организовать встречи с людьми, занимающимися специальными (топонимическими) либо смежными исследованиями (например, местной историей), которые расскажут о своем увлечении, о результатах своих поисков.

Занятие целесообразнее начать с прослушивания небольших сообщений, которые сделают подготовленные учителем ученики. Посильным для всех окажется после этого участие в специальной викторине, конкурсных заданиях по материалам научно-популярных книг (Успенский Л.В. Имя дома твоего. Л., 1967; Успенский Л.В. Загадки топонимики. - М., 1969; Суперанская В.А. Как вас зовут? Где вы живете? - М., 1964).

Из теории топонимики необходимо отобрать лишь наиболее важные вопросы, которые носят самый общий, упрощенный характер, к числу которых можно отнести: научное и практическое значение географических названий; что такое топонимика, в чем заключается важность ее изучения; виды топонимов; закономерности возникновения географических названий; дать понятие топонимической системы.

Начать топонимическое изучение родных мест можно со сбора известных названий улиц, площадей, переулков нашего города или отдельных его микрорайонов, окрестности села, рек и ручьев, прудов и озер, лесов и оврагов которые имеются в нашей местности.

Когда наберется двадцать-тридцать, а может быть, и больше названий знакомых мест и географических объектов, тогда необходимо начинать разбираться в этих названиях. Это и будет объектом работы на уроках русского языка.

Учителю необходимо наиболее тщательно подготовиться к первому занятию, т.к. оно «призвано раздвинуть рамки школьного учебника, зажечь в школьниках искорку интереса к новому материалу» .

Для организации и проведения уроков русского языка можно привлечь учителя географии. Как отмечает Е.М. Поспелов, в ансамбле географ-филолог-историк одинаково важна активная, заинтересованная работа каждого участника, так как, обращаясь к географическим названиям, учителя получают новое поле деятельности на уроках русского языка [Поспелов, 1981:.

На уроках проведение работы по установлению, когда (примерно) и от какого слова могло образоваться данное название может заинтересовать учеников, а работа по определению происхождения фамилий учащихся надолго привлечет к себе внимание. Занимаясь таким видом работы, необходимо использовать методы ономастических исследований, в частности, исторический (сравнительно-исторической), сравнительно-сопоставительный.

Предлагаемая система работы с местным топонимическим материалом вызывает неизменный интерес учащихся, их стремление расширить свои познания в краеведении, добавив к ним знания лингвистического характера. Они разыскивают новые, не рекомендованные учителем книги, приносят схемы, карты, чаще беседуют с родственниками на патриотические темы. Кроме того, приобретают навыки обращения со словарями, справочниками, знакомятся с совершенно новыми для них терминами топонимики, опираясь на знания, полученные по другим предметам. Таким образом, словесник может внести свой вклад в школьную реформу, требующую расширить воспитательные возможности каждого предмета, воспитывать потребность самостоятельно добывать знания.

Задачи собирания и исследования ономастического материала могут быть поставлены уже в самом начале года, опираться нужно на тот минимум знаний о языке, который ребята приносят из начальной школы. Так, им предлагается написать работу, основанную на расспросах старших членов семьи, «Почему меня так назвали?» Обращение к истории семьи, заинтересованное общение со старшими предлагает и работа «Топонимический словарь нашей семьи», которую ребята выполняют с интересом, проникаясь чувством ценности своей семьи. Ученикам предлагается создать также словарь своего района, города (названия улиц, площадей, магазинов). С энтузиазмом составляют они коллективный «Словарь зоонимов», собирая клички своих любимых животных.

Таким образом, пятиклассники успевают не только освоить понятия антропоним, зооним, топоним, урбаноним, но и поработать с терминами, познакомиться с теми собственными именами, которые их окружают.

Более сложный материал представляют литературные произведения, которые дают возможность познакомить ребят с литературной ономастикой, ее ролью в художественном произведении, в частности, с таким понятием, как говорящие имена литературных героев.

Весь этот разнообразный ономастический материал интересен учителю не только тем, что работают школьники с ним увлеченно и радостно, но и тем, что он дает возможность серьезно проработать довольно большой грамматический материал: понятия - корень, суффикс на примере грамматики домашних имен; словообразовательный анализ слова - на примере наименований жителей разных мест и топонимических прилагательных; словоизменение существительных и особенности склонения на примере антропонимов и топонимов.

Большой интерес у учащихся вызовет урок или внеклассное мероприятие о происхождении имен .

В начале занятия можно отгадать загадки.

Что принадлежит тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

Тебе дано, а люди пользуются?

Что у всех есть? (имя)

Затем следует рассказ о путях образования имен.

Наши предки были очень суеверные и боялись вредного действия своих или чужих похвал. Им казалось, что если они назовут своего ребенка красивым, нежным именем, то привлекут внимание злых духов. Поэтому они давали своим детям самые гадкие имена.

Как образовались имена? Почему родители так назвали своих детей?

Опухлый.

Пузо.

Неупокой.

Черноголов.

Тонконог.

Иногда родители называли детей по своей профессии, по характеру занятий.

Быкодер.

Мельник.

Рыболов.

Самые древние имена были связаны с именами птиц, рыб, зверей.

Блоха.

Волк.

Сорока.

Баран.

Данные имена давались детям до X века, то есть до принятия христианства на Руси.

В 988 году произошло крещение Руси, и вместе с этим в употребление вошли имена иноязычные. Например, греческие – Екатерина (чистейшая), Елена (сверкающая), латинские – Валентин (сильный), Павел (малый) и др.

Далее можно дать задание учащимся подготовить выступление о своем имени, что может способствовать развитию чувства исследователя. Выяснить, из какого языка оно заимствовано, как оно образовалось, каков его возраст.

Учащимся можно предложить составить генеалогическое древо фамилий семьи, и при желании исследовать их возникновение и распространение.

Целесообразно провести с пятиклассниками исследование о том, какие же имена популярны в наши дни, чем должны руководствоваться родители, давая имя своему ребенку. Вместе с учащимися можно составить требования к выбору имени: имя должно быть не слишком длинным и трудным в произношении; оно должно хорошо сочетаться с отчеством и фамилией, и т.д.

Учащимся предлагается ситуация-загадка:

 

 

 

Загадка старика.

Шел по дороге старик, а навстречу ему солдат. «Здравствуй, отец!»- говорит солдат. А старик ему в ответ: «Здорово, служивый. Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай это слово, все значение одинаково. А имя у меня такое же, как ни читай, все одно. И имя моей бабки с таким же свойством. Вот и разгадай». (Дед, Тит, Анна, Алла, Ада, Аза).

Если учащиеся проявляют большой интерес к данной теме, то можно провести целый цикл уроков, включая в него различные грамматические игры, кроссворды, упражнения и др., дополняя и расширяя знания детей об именах. Подобные занятия способствуют развитию живого интереса к явлениям русского языка, обогащают лексические познания школьников, решаются задачи нравственного воспитания.

Другой формой изучения имен собственных является проектная деятельность учащихся . Например, проект «Слово о словах» или «Имя твоё – птица в руке», основанный на межпредметных связях литературы, истории, обществознания, математики.

Учащимся предлагается разбиться на группы, для каждой группы обозначаются темы исследования, выбираются приоритетные направления.

Первая группа ищет ответ на вопрос «Какая в имени загадка?», анализирует собственные имена и имена одноклассников. Параллельно с этим исследованием идет изучение теории. Закончив с именами, участники проекта изучают фамилии. Все свои исследования ребята систематизируют и представляют в виде презентации.

Вторая группа работает над проблемой единства имени и судьбы, иными словами влияет ли имя на судьбу человека. Сила имени велика, и это было известно со времен, когда первые люди научились говорить. Дать имя означало дать судьбу, изменить которую невозможно. Само латинское слово «судьба» (фатум) восходит к «фари»- говорить. Точно также русское слово «рок» связано с глаголом «рече», «реку» и «нарекать». Неслучайно это же сходство можно наблюдать в Древнем Шумере, где слово «судьба» было производным от «нарекать», «давать имя». Древние мудрецы были уверены, что между именем человека, его характером и судьбой существует определенная связь. Имя — своего рода код. В связи с этим у каждого народа существовали и существуют традиции в выборе имени. Но помимо национальных традиций на имя влияла и общественная жизнь государства, в котором родился ребёнок. Результатом такой работы являются буклет и бюллетень, в которых помещена познавательная информация, интересная как детям, так и взрослым.

Третьей группе предлагается ответить на вопрос «Кого мы знаем по именам?» и подготовить материал для сайта или стенгазеты. Учащиеся проводят опрос одноклассников, анализируют читательские формуляры в школьной библиотеке. Весь материал систематизируется по рубрикам: «Значение имени», «Цвет имени», «Число имени», «Имена возлюбленных», «Имена в произведениях».

Цель такой проектной деятельности показать школьникам, что каждое имя (слово) имеет своё значение, в значении скрыт глубочайший смысл, корнями своими уходящий в далёкое прошлое. В слове (имени) заключена информация, которая требует глубокого изучения и осмысления, а, следовательно, и бережного отношения.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР