Конспект урока: Словообразование Имен существительных |
Содержание - Русский язык и литература |
Кинзягулова Юлия Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 18 г. Ишимбай РБ. Дата публикации: 15.10.2018 Конспект урока в 5 классе. Тема урока: Словообразование имён существительных.
Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений характеризовать значение и грамматическую форму слова по словообразовательной схеме, составлять словообразовательную цепочку. Планируемые результаты: предметные: ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, определяют способ словообразования на основе схем, наблюдают над изменениями смысла слова, образованных с помощью приставочного и суффиксального способов, выполняют морфемный разбор слова. метапредметные: личностные:дают адекватную оценку самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания». познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы. регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя. коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Понятия: словообразовательная цепочка, словообразовательная модель, Задачи: Образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Словообразование». Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», основа. Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности Развивающие: определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень. Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности. Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного состава. Воспитательные: Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку. Тип урока: комбинированный. Использование образовательных технологий и методов: ИКТ, игровые, личностно-ориентированные. Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная. Структура урока: 1. Организационный момент . 2. Введение темы и цели урока 3. Изучение новой темы. 4. Закрепление. 5. Домашнее задание. 6. Подведение итогов работы. Рефлексия. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Введение темы и цели урока. - Здравствуйте, дорогие ребята! Знаете, я не перестаю поражаться тому, как же много удивительного в нашей жизни. Ведь вчера мы с вами даже представления не имели друг о друге. А сегодня мы с вами- одна команда. Меня зовут Юлия Николаевна, и я очень рада новому знакомству. Итак, урок начнем с игры «Угадай словечко» . Я буду загадывать загадки, а вы должны подобрать правильный ответ. Но не забывайте поднимать руку! Первая загадка: Еду в нем на верхней полке К морю, к солнышку, на юг. А колеса без умолку: Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!(Поезд) - Правильно. Молодцы. Вторая загадка. Много он чего видал, - Ребята, вот мы с вами отгадали два слова – это слова поезд и турист. А как вы думаете, куда отправляется турист, садясь в поезд? (возможные ответы: на море, на дачу, в путешествие) - Правильно. В путешествие. Вот и мы сегодня отправимся в путешествие. А в какое именно путешествие, узнаем после словарного диктанта. Словарный диктант Пожалуйста, Арсений, выйди к доске. Остальные записываем число, сегодня двадцать четвертое января, классная работа, словарный диктант. Касание (кас- корень, а, ни суф, е-оконч) Водоросли Выросла (вы- прист, рос-кор, л-суф, а-оконч) Изложение
- Арсений, как ты думаешь, какое слово в данной цепочке является лишним? - Выросла. - А почему ты так считаешь? ( т. к это глагол, а остальные- это имена существ.) - Хорошо. Найди и подчеркни орфограммы во всех словах. Объясни. (Слова с черед гласной в корне). Верно. Вот мы с вами и повторили пройденную тему «Правописание корней с чередованием а-о». - Продолжаем выяснять в какое же путешествие мы все- таки отправимся. Дарья, пожалуйста, к доске, нужно помочь Арсению. Разберите имена существительные по составу. Каждому по два слова. Разбор должен быть только графическим. - Скажите, с помощью каких морфем образовались данные существительные? ( с помощью приставки, суффикса, сложения основ). А как называется раздел, изучающий эти образования? (словообразование). Попробуйте сформулировать тему урока. Предлагают варианты. Итак: Тема сегодняшнего урока: Словообразование имён существительных. Запишите тему в тетрадь. - На доске вспомогательные глаголы, которые помогут нам понять, чему мы должны сегодня с вами научиться.
Слова на доске, а определения должны сказать ученики. Закрепить (умения определять способы словообразования) Понять (каким образом и с помощью чего образуются новые слова) Уметь (выполнять словообразовательный анализ)
Цели нашего урока: закрепить умения определять способы словообразования; понять каким образом и с помощью чего образуются новые слова; уметь выполнять словообразовательный анализ.
3. Изучение новой темы - Итак. Мы отправляемся в путешествие по маршруту. 1 слайд.
Для того чтобы поезд остановился на первой станции нужно выполнить задание. - Вы для выполнения этого задания должны стать редакторами или корректорами текста. Итак. На ваших столах лежат листочки, возьмите текст № 1 , который называется:
Текст №1 Поездка к бабушке. Мы с падругой решили навестить пробабушку, которая жила в другом городе. Купив билеты и сев на паезд, мы отправились в путь. Мы знали, что это маленькое путешествие оставит приятные васпоминания. Задание. Найдите и исправьте орфографические ошибки в именах существительных.
Скажите, а в какой именно части слов допущены ошибки? Правильно в приставках. Выделите приставки . Каким способом образованы исправленные существительные? Приставочным. Молодцы. Выполним взаимопроверку. Поменяйтесь с соседом листочками, проверьте и поставьте оценку. Возьмите оценочный лист, который будет нужен в течение всего урока. И поставьте себе оценку по прописанному критерию, указав Фамилию и Имя. К этому листу мы еще вернемся. Мы прибыли на станцию «Приставочная». Слайд 2 - Для того чтобы продолжить путешествие к следующей станции. Нам с вами понадобится учебник. (Упр из учебника) Открыли учебник. Упр.426. Тимур, прочти, пожалуйста, задание. Нам нужно образовать словообразовательные пары по образцу. Выполните упражнение самостоятельно. Позже вместе проверим. Пары: Хоккей- хоккеист Теннис-теннисист Футбол-футболист Баскетбол-баскетболист Бокс- боксёр суф . ер Скажите, с помощью какой морфемы образованы новые слова?(Суффикс)Правильно. А способ?(Суффиксальный). Не забудьте поставить себе оценку в оценочном листе. Мы прибыли на станцию : «Суффиксальная» 3 слайд
Движемся к следующей станции. Запишите существительные и попробуйте определить исходное слово и способ образования Подоконник, подснежник, подбородок.
Под+ окно+ ник
Под+ снег+ ник
Под+ борода+ ок
- Вы уже догадались, на какую станцию мы прибыли? Правильно. Станция «приставочно–суффиксальная». Не забудьте поставить себе оценку в оценочном листе. Слайд 4 Устали? Немного отдохнем. Встаньте. Учитель выполняет, а дети повторяют.
Физминутка. Слайд 5 Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами зырк- зырк, Мы плечами чик-чик. Раз- сюда, два- туда, Повернись вокруг себя. Потянулись, улыбнулись. Хоть зарядка коротка Отдохнули мы слегка!
- Продолжаем наше путешествие. 6 слайд Ребята, как вы думаете, почему я выбрала картинку с изображением светофора? (предлагают варианты) Светофо́р (от рус. свет и греч. φορός — «несущий») — оптическое устройство, подающее световые сигналы, регулирующие движение автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пешеходных переходах. Запишите слово и выделите корни. Как вы думаете, как будет называться следующая стация? Правильно, «Сложение основ» слайд 7 Вам предстоит выполнить небольшое задание. Образуйте однокоренные слова от слова снег, по соответствующим картинкам. Не забывайте на какой станции мы находимся. Слова: Снегопад, снегоход, снеговоз. Закрепим. Как называется такой способ образования слов? Правильно. «Сложение основ». - У доски будет работать Екатерина, ее задача образовать однокоренные слова и разобрать по составу. Составляют слова по картинке и разбирают по составу. Не забудьте поставить себе оценку в оценочном листе.
4. Закрепление материала. Кроссворд на слайде. Слайд 8 Вот мы и добрались до конечной станции под названием «Умники и умницы». Мы должны доказать, что достойны звания «Умники и умницы». В этом нам с вами поможет кроссворд. Задание это не письменное, а устное. Поэтому, не забывайте поднимать руки и не выкрикивайте.
1. Среди морфем я вот таков: Образовал всех больше слов! (Суффикс)
2. Каким способ образованы слова паровоз, путешествие. (Сложение основ)
3. Она выражает значение слова И называется просто — ... (основа)
4. В словах «отдал», «вошел», «подставка» Перед корнем пишется... (приставка)
5.Я самый главный в слове: Такая уж мне честь. И я в любой основе, И в каждом слове есть! (Корень)
- Главное слово- «слово». Молодцы. Повторим, с помощью каких морфем образуются «Имена существительные»? Дети отвечают. Как называются эти способы? Чему мы с вами сегодня научились?
Слайд 9 5. Домашнее задание. Возьмите текст № 2. Текст 2. Задание № 1: подчеркните все орфограммы. С наступлением прохладной погоды и сокращением светового дня, многие птицы начинают собираться в путь – дорогу. Задание № 2. Выпишите слова, соответствующие моделям:
- Теперь возьмите свои оценочные листы и сложите получившиеся оценки. Должна получиться сумма баллов. 18-20 баллов- оценка 5 14-17-оценка 4 9-13- оценка 3 Меньше 8- оценка 2
6. Подведение итогов. Рефлексия. Слайд 10 Необходимо раскрасить в определенный цвет каждую станцию, на которой мы сегодня побывали. Цвет выбираете в зависимости от того, насколько был усвоен материал. 4 станции- это 4 вагончика. У каждого из вас получится яркий паровоз.
- Я рада, что у большинства учеников получились яркие зеленые вагончики. Это говорит о том, что материал усвоен. Подошло к концу наше путешествие. Спасибо за урок! Приложения: Тексты №1,2 Паровоз Оценочные листы |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».