Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868712
Конспект урока: Словообразование Имен существительных
Содержание - Русский язык и литература

Кинзягулова Юлия Николаевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 18 г. Ишимбай РБ. 
Данный урок предназначен для учеников 5 класса. На уроке актуализируются и закрепляются знания терминов по словообразованию имен существительных. Цель: закрепить умения определять способы словообразования; понять каким образом и с помощью чего образуются новые слова; уметь выполнять словообразовательный анализ.


Дата публикации: 15.10.2018


Конспект урока в 5 классе.

Тема урока: Словообразование имён существительных.

 

Цель деятельности учителя: создавать условия для формирования умений характеризовать значение и грамматическую форму слова по

словообразовательной схеме, составлять словообразовательную цепочку.

Планируемые результаты:

предметные: ориентируются на страницах учебника, отвечают на вопросы, определяют способ словообразования на основе схем,

наблюдают над изменениями смысла слова, образованных с помощью приставочного и суффиксального способов, выполняют морфемный разбор слова.

метапредметные:

личностные:дают адекватную оценку самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания».

познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют своё действие в соответствии поставленной задачей,

вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Понятия: словообразовательная цепочка, словообразовательная модель,

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Словообразование». Повторить понятия «приставка», «корень», «суффикс», основа.

Формировать компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, коммуникативной деятельности

Развивающие: определить уровень сформированности умений выделять суффиксы, приставки, окончание, корень. Способствовать развитию у обучающихся самостоятельной и ответственной учебной деятельности. Продолжить работу над формированием умения объективно и грамотно оценивать проделанную работу, работать в парах постоянного

состава.

Воспитательные:

Способствовать формированию интереса обучающихся к русскому языку.                                                                                                                                

Тип урока: комбинированный.

Использование образовательных технологий и методов: ИКТ, игровые, личностно-ориентированные.

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.

Структура урока:

1. Организационный момент .

2. Введение темы и цели урока

3. Изучение новой темы.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов работы. Рефлексия.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Введение темы и цели урока.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Знаете, я не перестаю поражаться тому, как же много удивительного в нашей жизни. Ведь вчера мы с вами даже представления не имели друг о друге. А сегодня мы с вами- одна команда. Меня зовут Юлия Николаевна, и я очень рада новому знакомству.

Итак, урок начнем с игры «Угадай словечко» . Я буду загадывать загадки, а вы должны подобрать правильный ответ. Но не забывайте поднимать руку!

Первая загадка:

Еду в нем на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг.

А колеса без умолку:

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!(Поезд)

- Правильно. Молодцы.

Вторая загадка.

Много он чего видал,
В многих странах побывал,
Не актер он, не артист,
Всего навсего......( турист)

- Ребята, вот мы с вами отгадали два слова – это слова поезд и турист. А как вы думаете, куда отправляется турист, садясь в поезд? (возможные ответы: на море, на дачу, в путешествие)

- Правильно. В путешествие. Вот и мы сегодня отправимся в путешествие. А в какое именно путешествие, узнаем после словарного диктанта.

Словарный диктант

Пожалуйста, Арсений, выйди к доске. Остальные записываем число, сегодня двадцать четвертое января, классная работа, словарный диктант.

Касание   (кас- корень, а, ни суф, е-оконч)

Водоросли

Выросла (вы- прист, рос-кор, л-суф, а-оконч)

Изложение

 

- Арсений, как ты думаешь, какое слово в данной цепочке является лишним?

- Выросла.

- А почему ты так считаешь? ( т. к это глагол, а остальные- это имена существ.)

- Хорошо. Найди и подчеркни орфограммы во всех словах. Объясни. (Слова с черед гласной в корне). Верно. Вот мы с вами и повторили пройденную тему «Правописание корней с чередованием а-о».

- Продолжаем выяснять в какое же путешествие мы все- таки отправимся. Дарья, пожалуйста, к доске, нужно помочь Арсению. Разберите имена существительные по составу. Каждому по два слова. Разбор должен быть только графическим.

- Скажите, с помощью каких морфем образовались данные существительные?

( с помощью приставки, суффикса, сложения основ). А как называется раздел, изучающий эти образования? (словообразование).

Попробуйте сформулировать тему урока.

Предлагают варианты.

Итак: Тема сегодняшнего урока: Словообразование имён существительных.

Запишите тему в тетрадь.

- На доске вспомогательные глаголы, которые помогут нам понять, чему мы должны сегодня с вами научиться.

 

Слова на доске, а определения должны сказать ученики.

Закрепить                 (умения определять способы словообразования)                    

Понять                  (каким образом и с помощью чего образуются новые слова)

Уметь                               (выполнять словообразовательный анализ)

 

Цели нашего урока: закрепить умения определять способы словообразования; понять каким образом и с помощью чего образуются новые слова; уметь выполнять словообразовательный анализ.

 

3. Изучение новой темы

- Итак. Мы отправляемся в путешествие по маршруту. 1 слайд.

alt

 

Для того чтобы поезд остановился на первой станции нужно выполнить задание.

- Вы для выполнения этого задания должны стать редакторами или корректорами текста. Итак. На ваших столах лежат листочки, возьмите текст № 1 , который называется:

 

Текст №1   Поездка к бабушке.

Мы с падругой решили навестить пробабушку, которая жила в другом городе. Купив билеты и сев на паезд, мы отправились в путь. Мы знали, что это маленькое путешествие оставит приятные васпоминания.

Задание.

Найдите и исправьте орфографические ошибки в именах существительных.

 

Скажите, а в какой именно части слов допущены ошибки?

Правильно в приставках. Выделите приставки . Каким способом образованы исправленные существительные? Приставочным. Молодцы. Выполним взаимопроверку. Поменяйтесь с соседом листочками, проверьте и поставьте оценку.

Возьмите оценочный лист, который будет нужен в течение всего урока. И поставьте себе оценку по прописанному критерию, указав Фамилию и Имя. К этому листу мы еще вернемся.

Мы прибыли на станцию «Приставочная». Слайд 2

- Для того чтобы продолжить путешествие к следующей станции. Нам с вами понадобится учебник. (Упр из учебника)

Открыли учебник. Упр.426. Тимур, прочти, пожалуйста, задание. Нам нужно образовать словообразовательные пары по образцу. Выполните упражнение самостоятельно. Позже вместе проверим.

Пары:

Хоккей- хоккеист

Теннис-теннисист

Футбол-футболист

Баскетбол-баскетболист

Бокс- боксёр суф . ер

Скажите, с помощью какой морфемы образованы новые слова?(Суффикс)Правильно. А способ?(Суффиксальный). Не забудьте поставить себе оценку в оценочном листе.

Мы прибыли на станцию : «Суффиксальная» 3 слайд

 

Движемся к следующей станции. Запишите существительные и попробуйте определить исходное слово и способ образования

Подоконник, подснежник, подбородок.

 

Под+ окно+ ник    

 

Под+ снег+ ник

 

Под+ борода+ ок

 

- Вы уже догадались, на какую станцию мы прибыли? Правильно. Станция «приставочно–суффиксальная». Не забудьте поставить себе оценку в оценочном листе. Слайд 4

Устали? Немного отдохнем. Встаньте. Учитель выполняет, а дети повторяют.

 

Физминутка. Слайд 5

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами зырк- зырк,

Мы плечами чик-чик.

Раз- сюда, два- туда,

Повернись вокруг себя.

Потянулись, улыбнулись.

Хоть зарядка коротка

Отдохнули мы слегка!

 

- Продолжаем наше путешествие. 6 слайд

Ребята, как вы думаете, почему я выбрала картинку с изображением светофора? (предлагают варианты)

Светофо́р (от рус. свет и греч. φορός — «несущий») — оптическое устройство, подающее световые сигналы, регулирующие движение автомобильного, железнодорожного, водного и другого транспорта, а также пешеходов на пеше­ход­ных переходах. Запишите слово и выделите корни.

Как вы думаете, как будет называться следующая стация? Правильно, «Сложение основ» слайд 7

Вам предстоит выполнить небольшое задание. Образуйте однокоренные слова от слова снег, по соответствующим картинкам. Не забывайте на какой станции мы находимся. Слова: Снегопад, снегоход, снеговоз. Закрепим. Как называется такой способ образования слов? Правильно. «Сложение основ».

- У доски будет работать Екатерина, ее задача образовать однокоренные слова и разобрать по составу.

Составляют слова по картинке и разбирают по составу. Не забудьте поставить себе оценку в оценочном листе.

 

4. Закрепление материала. Кроссворд на слайде. Слайд 8

Вот мы и добрались до конечной станции под названием «Умники и умницы». Мы должны доказать, что достойны звания «Умники и умницы». В этом нам с вами поможет кроссворд. Задание это не письменное, а устное. Поэтому, не забывайте поднимать руки и не выкрикивайте.

 

1. Среди морфем я вот таков:

Образовал всех больше слов!

(Суффикс)

 

2. Каким способ образованы слова паровоз, путешествие. (Сложение основ)

 

3. Она выражает значение слова

И называется просто — ... (основа)

 

4. В словах «отдал», «вошел», «подставка»

Перед корнем пишется...      (приставка)

 

5.Я самый главный в слове:

Такая уж мне честь.

И я в любой основе,

И в каждом слове есть!

(Корень)

 

- Главное слово- «слово». Молодцы. Повторим, с помощью каких морфем образуются «Имена существительные»? Дети отвечают.

Как называются эти способы? Чему мы с вами сегодня научились?

 

Слайд 9

5. Домашнее   задание. Возьмите текст № 2.

Текст 2.

Задание № 1: подчеркните все орфограммы.

С наступлением прохладной погоды и сокращением светового дня, многие птицы начинают собираться в путь – дорогу.
Ещё со времён глубокой древности люди наблюдали перелёты журавлей в места зимовок.
Клин летящих журавлей – захватывающее зрелище.

Задание № 2. Выпишите слова, соответствующие моделям:

 alt

 

- Теперь возьмите свои оценочные листы и сложите получившиеся оценки. Должна получиться сумма баллов.

18-20 баллов- оценка 5

14-17-оценка 4

9-13- оценка 3

Меньше 8- оценка 2

 

6. Подведение итогов. Рефлексия. Слайд 10

Необходимо раскрасить в определенный цвет каждую станцию, на которой мы сегодня побывали. Цвет выбираете в зависимости от того, насколько был усвоен материал. 4 станции- это 4 вагончика. У каждого из вас получится яркий паровоз.

 alt                                                       

 

- Я рада, что у большинства учеников получились яркие зеленые вагончики. Это говорит о том, что материал усвоен. Подошло к концу наше путешествие. Спасибо за урок!


Приложения:  Тексты №1,2  Паровоз      Оценочные листы

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР