Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7868506
Конспект урока русского языка в 6 классе «Степени сравнения наречий»
Содержание - Русский язык и литература

Жевлакова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Чеканская аграрная средняя школа» с. Чекан Увинского района Удмуртской Республики. 
На изучение темы «Степени сравнения наречий» по русскому языку в 6 классе отводится 2 часа: на первом уроке изучается сравнительная степень прилагательных, на втором – превосходная. Для публикации представлен конспект первого урока. Цель данного занятия: дать понятие о степени сравнения имен прилагательных, о способах образования, синтаксической роли и употреблении в речи прилагательных в сравнительной степени. При усвоении новой темы востребованы знания учащихся о морфологических признаках и синтаксической роли прилагательных. Знания о сравнительной степени прилагательных, полученные на первом уроке, и приемы исследования языкового материала с помощью контекстной задачи (на краеведческом материале) найдут применение при изучении превосходной степени прилагательных, что станет темой следующего занятия.


Дата публикации: 02.11.2018


СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Урок русского языка. 6 класс

 

Цель урока:

дать понятие о степени сравнения имен прилагательных, о способах образования, синтаксической роли и употреблении в речи прилагательных в сравнительной степени.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: положительно относятся к учению, к познавательной деятельности и приобретению новых знаний, умений; осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, испытывают чувство гордости за свою малую родину;

Метапредметные:

Регулятивные УУД: ставят цели, принимают и сохраняют учебную задачу, планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия, адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут причины и пути их преодоления;

Познавательные УУД: осознают познавательную задачу; читают и слушают, извлекая нужную информацию, понимают информацию, представленную в схематичной форме; осуществляют для решения познавательных задач операции анализа, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы;

Коммуникативные УУД: вступают в диалог с учителем, одноклассниками, участвуют в общей беседе, формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения, осуществляют совместную деятельность в паре и группе.

Предметные: образуют формы сравнительной степени прилагательных, определяют синтаксическую роль, осознают их функции в языке, грамотно используют в речи.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: доска, компьютер, экран, проектор

 

Ход урока

I.Мотивационно-целевой этап

У. Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня жизнь в очередной раз подарила нам новый добрый день. А вы любите дарить подарки? Что мы можем подарить друг другу прямо сейчас? (ручку, конфету, дружбу, добрый взгляд …) А хорошее настроение?

Давайте по принципу снежного кома подарим друг другу настроение (учитель начинает: «Дарю тебе хорошее настроение» - по цепочке каждый следующий добавляет к фразе по одному прилагательному: отличное, доброе, прекрасное, позитивное ...)

У. Хорошее, доброе … настроение.

К какой части речи относятся слова, которыми мы охарактеризовали настроение? (Имя прилагательное)

У. Почему вы так решили? (Отвечают на вопрос какое?, обозначают признак предмета)

У. Для чего мы используем в своей речи имена прилагательные? (Они делают нашу речь яркой, образной, красивой, выразительной и точной)

У. Посмотрите, как украсили прилагательные предложения, наполнили их точным и выразительным содержанием. (На доске написаны предложения)

1. Над бескрайним полем простиралось светлое, бездонное небо.

2. Люди у нас трудолюбивые, добрые, светлые.

Работают у доски:

- 1 ученик находит в предложениях прилагательные и определяет их синтаксическую роль, подчеркивает (работает с учителем, самооценка);

2 ученика (взаимопроверка, взаимооценка):

- 1 ученик выписывает из предложений все прилагательные, разбирает их по составу;

- 1 ученик выполняет морфологический разбор прилагательного светлое (небо), заполняет таблицу

 

светлое небо

1. Общее грамматическое значение

 

2. Морфологические признаки

 

3. Синтаксическая роль

 

 

- На местах работают в парах, заполняют кластер «Имя прилагательное», обсуждают.

У. Ребята, а вы можете так же тепло отозваться о своих односельчанах, назвать их трудолюбивыми и добрыми? Вы любите свое село?

У. Давайте похвастаем родными местами: я – Мушковаем, а вы – Чеканом (примеч: учитель проживает в Мушковае, учащиеся – в Чекане). Я начну первая.

- У нас сосны стройные – а у нас стройнее

- У нас дома красивые – а у нас красивее

- У нас народ веселый – а у нас веселее

- У нас ночи светлые – а у нас светлее

Все прилагательные, которые называют учитель и ребята, записываются на доску.

стройные – стройнее

красивые – красивее

веселый – веселее

светлые – светлее

У. (Глядя на доску) И когда же вы успели сговориться? Все слова, которые вы использовали, чтобы «перехвастать» меня, удивительно друг на друга похожи. Что это за слова такие особенные? Для чего они нужны? (Предположения учащихся: новая часть речи, особая группа прилагательных для сравнения).

У. Тема нашего урока: «Степени сравнения имен прилагательных».

Записываем в тетрадях число и тему урока.

У. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? На какие вопросы будем искать ответы? (Что обозначают эти слова? Как образуются? Какова их синтаксическая роль? Для чего используются в речи? Как изменяются?)


II.Ориентировочный этап

У. Чтобы найти ответы на эти вопросы, как выстроим работу? (Выясним, что представляют собою эти слова и чем отличаются от исходных прилагательных)

У. Выяснив, что представляют собою эти слова, мы сможем понять, для чего они существуют в языке, где и когда их можно использовать. Как будем действовать? (Будем сравнивать)


III.     Поисково-исследовательский этап

Проводится сравнительный анализ прилагательного светлое из ранее записанного на доске предложения и прилагательного светлее из столбика слов-«хвастунов». Результаты анализа фиксируются в Т-таблице

 

светлое

 

светлее

отличное

общее

отличное

- имеет окончание;

- изменяется по родам, числам, падежам;

- в предложении может быть сказуемым и определением

- являются прилагательными;

- обозначают признак предмета;

- имеют одинаковое лексическое значение

- не имеет окончания;

- не изменяется;

- в предложении является сказуемым;

- образовано от исходного прилагательного с помощью

суффикса -ее

При анализе используются предложения и прилагательные, с которыми учащиеся работали при опросе в начале урока. Для определения синтаксической роли прилагательного светлее записывается предложение

В родном краю светлее солнце, прохладней легкий ветерок.

У. Пользуясь таблицей, что мы можем рассказать о слове светлее? (светлее – это прилагательное, обозначает признак предмета, не изменяется, в предложении является сказуемым, образовано с помощью суффикса -ее)

У. Давайте посмотрим, что о подобных прилагательных написано в учебнике на с.10.

1 ученик вслух читает информацию о сравнительной и превосходной степенях сравнения.

У. Как вы думаете, к какой степени сравнения относится прилагательное светлее? (сравнительная степень)

У. Сегодня мы познакомимся именно с этой группой прилагательных.

Учащимся раздаются таблицы с намеренно допущенными ошибками (работа в парах)

У. Перед вами таблица, рассказывающая о сравнительной степени прилагательных, но дело в том, что в нее закралась ошибка. Наша задача – отредактировать таблицу. Давайте сравним таблицу с той информацией о сравнительной степени прилагательных, что дана в учебнике на с.10-13.

У. Чем отличается информация о простой степени прилагательных из таблицы от той, что дана в учебнике?

У. Что узнали о составной форме сравнительной степени прилагательных? Какие разногласия в данных таблицы и учебника вы заметили? Исправьте в таблице ошибку.

Проверка по образцу (на слайде)

Сравнительная степень имен прилагательных

 

простая форма

составная форма

Значение

При сравнении двух предметов показывает, что в одном предмете какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом

Образование

основа н.ф. прил. + -ее (-ей)   белее

                                              больше

                                 -ше           тоньше

более + н.ф. прил.    

более высокий

менее + н.ф. прил.    

менее яркий

Изменение

Не изменяется

Второе слово изменяется по родам, числам, падежам

Синтаксическая роль

сказуемое

Мушковай ближе к районному центру Ува, чем Чекан.

сказуемое

Географическое положение Мушковая более выгодное, нежели Чекана.

определение

Чеканские животноводы от своих буренок получают более высокие надои, чем соседи из Мушковая.

 

 

Употребление

- прилаг. с -ее стилистически нейтральное;

- с -ей употребляется в разговорной речи

В научном стиле

Обрати внимание!

- перед -е происходит чередование

громкий – громче;

- образуются от других основ

плохой – хуже; хороший – лучше; маленький – меньше;

- иногда при присоединении -е, -ше от основы н.ф. прил. отсекается -к- (-ок-, -ек-)

сладкий – слаще; далекий - дальше

 

Запомни!

- красúвее;

- некоторые прил. не образуют простую форму

ломкий, отлогий, ранний, робкий, передовой и т.д.

Нельзя два раза употреблять

-ее (более добрее), слово не может быть образовано одновременно простым и составным способом

У. Давайте, используя таблицу, сравним простую и составную формы сравнительной степени прилагательных. Чем они отличаются? (Образованием, употреблением в речи, морфологическими признаками)

     IV.     Практический этап

               Задание 1.

У. В данных текстах найдите прилагательные в сравнительной степени (на слайде).

1)В каталоге памятников истории «Мы помним», посвященном боевому и трудовому подвигу жителей Удмуртской Республики в годы Великой Отечественной войны, я ознакомился с фотографиями памятников, похожих на тот, который установлен в центре Мушковая. Все-таки наш памятник мне ближе и роднее, потому что он живет вместе с нами, он – «почетный житель» и гордость нашего села.

2)Нет земли милей и краше,

Чем село родное наше.

Здесь, в краю лесов, живет

Замечательный народ.

              Задание 2.

У. Прилагательные, данные в скобках, употребите в простой форме сравнительной степени. У вновь образованных прилагательных обозначьте суффиксы, определите синтаксическую роль (на слайде).

Край увинский, край родной!

Очарована тобой!

Здесь и небо (голубой),

(Сладкий) воздух, хлеб (вкусный).

Над моим родимым краем

(Звонкий) песня тюрагая,

Всех цветов (милый) для нас

Золотистый италмас.

Самопроверка по образцу (на слайде).

Край увинский, край родной!

Очарована тобой!

Здесь и небо голубее,

Слаще воздух, хлеб вкуснее.

Над моим родимым краем

Звонче песня тюрагая,

Всех цветов милей для нас

Золотистый италмас.

                     (Жевлакова Е.А.)

Самооценка.

- Как оценили свою работу? В чем испытали трудности? Что получилось особенно хорошо?

     Задание 3.

Тест «Сравнительная степень имен прилагательных» (работа на компьютерах в группах)

1.Село Чекан моложе Мушковая на четыре десятилетия.

Выделенное слово в предложении:

А) определение

Б) обстоятельство

В) сказуемое

2. Прилагательное в составной форме сравнительной степени:

А) стилистически нейтральное

Б) разговорное

В) книжное

3. Найди ошибку:

А) смелее

Б) более громкий

В) красивше

4.Имя прилагательное в простой форме сравнительной степени:

А) не изменяется

Б) изменяется по падежам

В) изменяется по родам, числам, падежам

Обсуждение результатов тестирования


V.Рефлексивно-оценочный этап

У. Наш урок подходит к концу. Удалось ли нам найти ответы на вопросы, поставленные в начале урока?

Учащиеся отвечают на вопросы, проговаривают новые знания.

У. Что обозначают прилагательные в сравнительной степени? Как образуются? Какими морфологическими признаками обладают? Какова их синтаксическая роль? Для чего используются в речи? Где можно применить новые знания?

Были ли трудности в работе? Как вы с ними справились? Довольны ли вы результатами своей работы?

Оцените, пожалуйста, свою работу, используя формы сравнительной степени прилагательных (на слайде)

Сегодня на уроке я была               (пассивный/активный)

Сегодня мне было                              (трудный/легкий)

Сегодня урок был                           (интересный/скучный)

Сегодня мне урок показался           (короткий/длинный)


Самооценка. Комментарий и выставление отметок за урок


Домашнее задание

1.Теоретический материал на с.10-12

2.Выполнить одно задание по выбору:

1)Найти и выписать не менее 5 пословиц о родине с прилагательными в сравнительной степени. Прилагательные в сравнительной степени разобрать по составу, определить их синтаксическую роль;

2)Придумать рекламу своего села с использованием прилагательных в сравнительной степени. Прилагательные в сравнительной степени разобрать по составу, определить их синтаксическую роль;

3)Написать сочинение-миниатюру на тему «Будущее моего села» с использованием прилагательных в сравнительной степени. Прилагательные в сравнительной степени разобрать по составу, определить их синтаксическую роль.

У. Спасибо за урок. До свидания.



Литература

1.Блинова Е.Р. Зачем учить грамматику? Контекстная задача на уроках русского языка для мотивации учебной деятельности: Пособие для учителя.- Ижевск: Издательство «Школьный дом», 2010.

2.Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: 1 часть: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 6 класс. В 2 ч.» / Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина, С.И. Невская. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

3.Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч. Ч.2/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.: науч. ред. Н.М. Шаинский. – М.: Просвещение, 2014.

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР