Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7434855
Программа факультативного курса по литературе для учащихся 5-х классов «Путешествие в Книгоград»
Содержание - Русский язык и литература

Еремина Елена Александровна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ Республики Марий Эл «Лицей информационно-вычислительных технологий «Мегатех» г. Йошкар - Ола. 
Программа факультативных занятий «Путешествие в Книгоград» предназначена для дополнительных занятий по литературе с учащимися 5-х классов. Может быть интересна учителям русского языка и литературы, педагогам дополнительного образования, студентам, родителям.


Дата публикации: 05.11.2018


Программа факультативного курса по литературе для учащихся 5-х классов «Путешествие в Книгоград» 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативного курса «Путешествие в Книгоград» нацелена на развитие у детей гуманитарного интеллекта, самопознания, творческих способностей. Данный цикл занятий отличается ведущей ролью детского литературного творчества. Собственный писательский опыт, когда ребята сочиняют произведения разных литературных жанров, очень важен, так как он обогащает опыт ученика-читателя, зрителя, критика пониманием авторских задач, замыслов, по-иному высвечивает процесс чтения, помогает воспринимать   литературно-художественные произведения,   в которых выражены сложные характеры и сложные социальные явления.

Широкое включение литературного творчества реализует принцип, провозглашённый когда-то М.А. Рыбниковой «От маленького писателя – к большому читателю». Л.С. Выготский писал: «Быть автором нужно прежде всего самому ребёнку – для развития его воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека».

Основная цель факультативного – воспитание эстетически развитого читателя, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлениях, в нём отражённых.

Программа факультатива «Путешествие в Книгоград» составлена на основе программы развивающего обучения для общеобразовательных учреждений «Литература как предмет эстетического цикла» (Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Программа развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова). – М.: ИНТОР, 1998. – 32 с.)

Задачи:

  1. Приобщение ребёнка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество;
  2. развитие навыков устной и письменной речи;
  3. развитие коммуникативных навыков и социальных навыков (умение работать в команде, выполнять разные роли, договариваться, поддерживать, распределять обязанности и др.);
  4. развитие самопознания, творческих способностей, умения выражать своё настроение средствами искусства.

 

Реализации целей и задач факультативного курса способствуют следующие педагогические технологии: «Развитие критического мышления», «Коллективный способ обучения», «Творческое мышление», «Проектная деятельность», «Проблемное обучение».

На освоение цикла факультативных занятий «Путешествие в Книгоград» отводится в 5 классе по 1 ч. в неделю (34 уч. часа за год). Форма занятий – групповая, длительность занятия - 40 мин.

Прогнозируемый результат обучения

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • вычитывать характер героя в оценке автора в драматическом произведении;
  • сочинять произведения малых фольклорных жанров, различать жанры литературных произведений;
  • иметь навыки работы в группе;
  • уметь высказывать мнение о работе одноклассника; своей работе, о работе на уроке;
  • уметь выразительно читать работу собственного сочинения.
  • уметь самостоятельно ставить творческую задачу внутри заданной темы;
  • уметь сочинять стихотворение, пьесу, инсценировку;
  • уметь составлять и задавать вопросы по прочитанному.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Формы работы

 

Разделы

Беседа

Практич.

занятие

Инди-вид.

письм.

работа

 

Творч.

работа

в группе

Игра

Разыгры-вание, импровиза-ция

Отзыв о

прочитан-ном

1.Практическое освоение работы читателя-критика

5

4

 

2

 

1

2

2.Практическое освоение работы автора-художника

2

2

5

2

2

2

2

3.Практическое освоение работы публициста

1

 

1

 

 

 

 

4.Практическое освоение работы чтеца

 

2

 

 

 

1

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

темы

Тема

Кол-во часов

Формы контроля    

 

  1.  

Вводное занятие. Упражнение «Ассоциации». Герб для литературы как вида искусства.

1

Диагностическая работа

Чтение учителем письменных творческих работ, оценивание на «Линеечках самооценки»

  1.  

«Летнее воспоминание». Творч. работа.

1

  1.  

Инсценировка мифологических древнегреческих сюжетов.

2

Наблюдение за работой учащихся

  1.  

Т. Крюкова. Повторение пройденного.

1

Анализ результатов деятельности учащихся на уроке (рисунки)

  1.  

Литература Древнего Египта. Книга мёртвых. (Оправдательная речь умершего). «Правила в жизни человека». «Сказка потерпевшего кораблекрушение».

2

Анкетирование

  1.  

Вариативная сказка. Сочинение вариативной сказки.

2

Оценивание на «Линеечках самооценки»

  1.  

Малые жанры народного творчества. Сочинение и обсуждение загадок.

2

Чтение учителем письменных творческих работ.

  1.  

Описание предмета с двух противоположных точек зрения. «Лыжный ботинок глазами желающего и нежелающего идти на соревнование», «Собственный двор в час равнодушия и скуки и в час, когда прощаешься с ним навсегда», «Яблоко глазами заболевшего и выздоравливающего» и др.

2

Чтение учителем письменных творческих работ, оценивание на «Линеечках самооценки»

  1.  

Сочинение пьесы. Представление работ.

2

Чтение учителем письменных творческих работ. Оценивание на «Линеечках самооценки»

  1.  

А.И. Куприн. Сапсан.

2

Вопросы Блума

  1.  

В.С. Розов. Всадники со станции «Роса».

Особенности инсценировки. Образы героев.

Разыгрывание сцен 1 и 2 действия. Обсуждение.

Письменная работа «О чём я задумался, читая пьесу В.С. Розова «Всадники со станции «Роса», «Герой, который мне запомнился».

6

Литературный диктант , анализ результатов деятельности учащихся на уроке (рисунки, коллажи, карты, схемы образов героев, «цепочки событий», таблицы и др. )

  1.  

Самостоятельная постановка художественной задачи внутри темы и её решение («Наконец-то», «Чердак»).

2

Чтение учителем письменных творческих работ. Оценивание на «Линеечках самооценки»

  1.  

Настроение в лирическом стихотворении. Выбор стихотворения, выразительное чтение стихотворения.

2

Наблюдение за работой учащихся

  1.  

Г. Уэллс. Остров Эпиорнис. Часть 1-3; 4-6. Исследовательская работа по тексту рассказа. «Тонкие» вопросы.

3

Литературный диктант

  1.  

Выполнение разноуровневых заданий по литературе.

2

Анализ результатов деятельности учащихся на уроке

  1.  

«С точки зрения кактуса». Творч. работа.

1

Диагностическая работа. Чтение учителем письменных творческих работ,

оценивание на «Линеечках самооценки»

  1.  

Творч. раб. «Секрет для будущего года».

1

Анкетирование. Наблюдение за работой учащихся

 

ВСЕГО:

34

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

Вводное занятие. Упражнение «Ассоциации». Герб для литературы как вида искусства (1 час)

Литература как вид искусства. Роды и жанры литературы.

(Беседа, индивид. творческая работа, игра)

Понятия, проблемы: искусство, виды искусства, роды и жанры литературы.

Литература: Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М., 1988.

 

     «Летнее воспоминание». Творч. работа (1 час)

Практическое освоение работы автора-художника. Выражение точки зрения, настроения, характера героя в сочинении – от жизненных наблюдений к замыслу. Практическое освоение работы читателя-критика. Критическая оценка созданных детьми произведений разных жанров.

(Индивид. творческая работа)

Понятия, проблемы: воспоминания, дневники.

Литература: Новлянская З.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М., 1988.

 

Инсценировка мифологических древнегреческих сюжетов (2 часа)

Практическое освоение работы автора-художника. Инсценировка мифологических древнегреческих сюжетов.

(Групповая творческая работа)

Понятия, проблемы: инсценировка, правила инсценировки.

Литература: H.A. КУН. Легенды и мифы Древней Греции. - Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР. - М. , - 1954.

 

Т. Крюкова. Повторение пройденного (1 час)

Практическое освоение работы читателя-критика. Практическое освоение работы чтеца.

(Беседа, чтение по ролям)

Понятия, проблемы: фантастика, современная литература для детей.

Крюкова. Т.Ш. Повторение пройденного. – «Аквилегия – М», 2008.

Литература: Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.

Теоретическая поэтика. Понятия и определения / Н.Д. Тамарченко, - М, 2002.

 

Литература Древнего Египта. Книга мёртвых. (Оправдательная речь умершего). «Правила в жизни человека». «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» ( 2 часа)

Практическое освоение работы читателя-критика. Вычитывание древних текстов, акцентированное на понимание точки зрения их авторов, вечного и преходящего: древнеегипетские тексты. («Книга мёртвых» («Оправдательная речь умершего», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение»).

(Беседа, «чтение стопами»)

Понятия, проблемы: древняя литература, сказка, правила древнего человека, древние писцы.

Литература: Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 1 «Поэзия и проза Древнего Востока»/ Ред. В. Санович.- М.: «Художественная литература», 1973.

 

Вариативная сказка. Сочинение вариативной сказки ( 2 часа)

Практическое освоение работы читателя-критика. Критическая оценка созданных детьми произведений разных жанров. Практическое освоение работы автора-художника. Создание произведений разных жанров. Практическое освоение работы чтеца. Выразительное чтение произведения.

(Чтение, анализ, беседа , индивид. творческая работа)

     Понятия, проблемы: вариативная сказка, приёмы сочинения вариативной сказки.

ОТКРЫТЫЙ УРОК: www.openlesson.ru

vorobieva-t.livejournal.com/

Т. Ярыгина Цыплёнок Солнышко.

Т. Воробьёва. Николякус в космосе.

И. Воробьёв. Упрямый Васька.

Литература: Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.

 

Малые жанры народного творчества. Сочинение и обсуждение загадок (2 часа)

Практическое освоение работы автора-художника. Создание произведений разных жанров. Практическое освоение работы читателя-критика. Критическая оценка созданных детьми произведений разных жанров.

(Беседа, индивид. творческая работа, игра)

Понятия, проблемы: малые жанры народного творчества, приёмы сочинения загадок, метафора, сравнение, описание.

Литература: Фёдорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, потешки. – Спб.: Детство – Пресс, 2000. – 128 с.

Альбеткова Р.И. Литературные игры. – 1: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. – 48 с.

Тамарченко Н.Д. Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. Учебник по литературе для 1 кл. шк. Гуманит. Типа. – Тверь, 1994. – 246 с.

 

Описание предмета с двух противоположных точек зрения. «Лыжный ботинок глазами желающего и нежелающего идти на соревнование», «Собственный двор в час равнодушия и скуки и в час, когда прощаешься с ним навсегда», «Яблоко глазами заболевшего и выздоравливающего» и др. ( 2 часа)

Практическое освоение работы автора-художника. Самостоятельная постановка художественной задачи внутри темы и её решение. Практическое освоение работы читателя-критика. Критическая оценка созданных детьми произведений разных жанров.

(Индивид. творческая работа)

Понятия, проблемы: тип текста - описание, влияние настроения на описание предмета.

Литература: Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М., 1988.

 

Сочинение пьесы. Представление работ (2 часа)

Практическое освоение работы автора-художника. Самостоятельная постановка художественной задачи внутри темы и её решение. Практическое освоение работы читателя-критика. Письменные литературно-критические сочинения о драматическом тексте.

(Групповая творческая работа, разыгрывание, импровизация)

Понятия, проблемы: пьеса, законы драмы, характер и конфликт в драме.

Литература: Кудина Г.Н. Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла.- Методическое пособие. – М. , - 1992.

 

А.И. Куприн. Сапсан (2 часа).

Практическое освоение работы читателя-критика. Вычитывание «точки зрения героя».

(«Чтение стопами», анализ).

Понятия, проблемы: проза, рассказ, законы жанра, точка зрения автора и героя.

А.И. Куприн. Сапсан. -М. : «Малыш», - 1990. - 16 с.

Литература: Кудина Г.Н. Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. - Методическое пособие. - М. , - 1992.

 

В.С. Розов. Всадники со станции «Роса» (6 часов)

Практическое освоение работы читателя-критика. Вычитывание характера героя в оценке автора в драматическом произведении (В.С. Розов «Всадники со станции «Роса»). Особенности инсценировки. Образы героев. Разыгрывание сцен 1 и 2 действия. Обсуждение. Письменная работа «О чём я задумался, читая пьесу В.С. Розова «Всадники со станции «Роса», «Герой, который мне запомнился». Письменные литературно-критические сочинения о драматическом тексте. Практическое освоение работы чтеца. Чтение по ролям драматического текста. Практическое освоение работы публициста. Выражение своей точки зрения на интересную тему в сочинении и в процессе        обсуждения сочинений.

Выражение своей точки зрения на интересную тему в сочинении и в процессе обсуждения сочинений. Самостоятельная постановка творческой      задачи внутри заданной темы («Герой, которого я запомнил»).

(Чтение по ролям, размышления, сочинение, разыгрывание, импровизация)

Понятия, проблемы: пьеса, законы драмы, характер героя в драме.

Литература: Кудина Г.Н. Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. – М. , - 1992.

 

Самостоятельная постановка художественной задачи внутри темы и её решение («Наконец-то», «Чердак») (2 часа)

Практическое освоение работы автора-художника. Самостоятельная постановка художественной задачи внутри темы и её решение. Практическое освоение работы читателя-критика. Критическая оценка созданных детьми произведений разных жанров.

(Индивид. творческая работа)

Понятия, проблемы: художественное произведение, замысел.

Литература: Кудина Г.Н. Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. – М. , - 1992.

 

Настроение в лирическом стихотворении. Выбор стихотворения, выразительное чтение стихотворения (2 часа)

Практическое освоение работы чтеца. Выразительное чтение стихотворения.

(Индивид. творческая работа)

Понятия, проблемы: лирическое стихотворение, настроение лирического героя.

Литература:

В.С. Розов. Всадники со станции «Роса».

Розов В. Избранное. - М.: «Искусство», - 1983. - 703 с.

Литература как предмет эстетического цикла. Тексты к урокам. 5 класс. Пособие для учащихся. Сост.: З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. – М.: Интор, 1995. – 48 с.

Новлянская З.Н. «Стихи – продолженье моё и начало». – М., 1982.

Мысль, вооружённая рифмами: поэтическая антология по истории русского стиха. – Л., 1983.

 

Г. Уэллс. Остров Эпиорнис ( 3 часа)

Исследовательская работа по тексту рассказа. «Тонкие» вопросы». Практическое освоение работы читателя-критика.

(«Чтение стопами», анализ).

Понятия, проблемы: приключенческая литература

Литература: Тамарченко Н.Д. Стрельцова Л.Е. Путешествие в чужую страну. Литература путешествий и приключений. Учеб. Пособие по литературе для 5 кл. школ гуманти. типа. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 239 с.

 

Выполнение разноуровневых заданий по литературе (2 часа)

(Индивидуальная работа)

Понятия, проблемы: уровень притязаний, роды и жанры литературы

Литература: Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996

В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.

 

«С точки зрения кактуса». Творч. работа (1 час)

Практическое освоение работы автора-художника. Самостоятельная постановка художественной задачи внутри темы и её решение. Практическое освоение работы читателя-критика. Критическая оценка созданных детьми произведений разных жанров.

(Индивид. творческая работа)

Понятия, проблемы: точка зрения героя, настроение героя, описание героя.

Литература: Кудина Г.Н. Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. – М. , - 1992.

 

Творч. раб. «Секрет для будущего года» (1 час)

(Индивид. творческая работа)

Понятия, проблемы: художественное произведение, замысел.

Литература:   Кудина Г.Н. Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. Методическое пособие. – М. , - 1992.

 

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ

Входной контроль осуществляется в начале учебного года в виде диагностической  работы (письменная творческая работа, проверка восприятия поэтического, прозаического текста). Текущий контроль – по результатам работы на каждом занятии, итоговый – в конце изучения курса (диагностическая работа).

Формы контроля

  • проведение диагностических работ;
  • чтение учителем письменных творческих работ, оценивание на «Линеечках самооценки» (ученик может сравнить свою оценку с оценкой учителя в зависимости от выполнения им авторских задач);
  • наблюдение за работой учащихся;
  • анкетирование;
  • литературные диктанты; вопросники; вопросы Блума;
  • анализ результатов деятельности учащихся на уроке (рисунки, коллажи, карты, схемы образов героев, «цепочки событий», таблицы и др. )

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Агафонова М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.

2.Аюпов С.М. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв. - Сыктывкар: Знание, 2004.

3.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

4.Бельская Л.Л. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2005.

5.Беляева Н.М. Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.

6.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М., 1987.

7.В.П.Журавлев. Читаем, думаем, спорим… 5 класс.- М.: Просвещение, 2008.

8.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.

9.Глоцер В. И. Дети пишут стихи: Книга о детском литературном творчестве. – М., 1964.

10.Егорова Н.В. Поурочные разработки 5 класс. - М.: Вако, 2007.

11.Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.

12.Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В. Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

13.Калачёва С.В. Стих и ритм. – М., 1998.

14.Кожинов В. Стихи и поэзия. - М.: Сов. Литература, 1980.

15.Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.

16.Корман Б.А. Изучение текста худ. произведения. – М., 1972.

17.Леонтьев А.А. Поэтический язык как способ общения искусством // вопросы литературы. – 1973. - №6.

18.Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у мл. школьников. – М.: Международ. пед. академия, 1994. – 150 с.

19.Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: «Рольф», 2001.

20.Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

21.Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М., 1987.

22.Мысль, вооружённая рифмами: поэтическая антология по истории русского стиха. – Л., 1983.

23.Новлянская З.Н. «Стихи – продолженье моё и начало». – М., 1982.

24.Новлянская З.Н., Мелик – Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М., 1988.

25.Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5 классе? 5 – М.: Наука, 2003.

26.Рожина Л.Н. развитие эмоционального мира личности: Учеб. – методич. Пособие. – Минск, 1999. -257 с.

27.Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

28.Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1996

29.Теоретическая поэтика. Понятия и определения / Н.Д. Тамарченко, - М, 2002.

30.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 200

31.Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк – Альфа, 2006.

32.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ 

1.Альбеткова Р.И. Литературные игры. – 1: Учеб. Пособие. – М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. – 48 с.

2.Альбеткова Р.И. Литературные игры-2. – М., 1995.

3.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.

4.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М., 1987.

5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967.

6.Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения, М.-Л ., 1935.

7.Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления. «ИМАТОН» для детей 6,5-8 лет. По методу Дж. Гилфорда И Дж. Рензулли. – Спб., 1998.

8.Глоцер В. И. Дети пишут стихи: Книга о детском литературном творчестве. – М., 1964.

9.Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности: Учеб. пособие для уч-ся 10-11 кл. - М.: Просвещение, 1996. – 336 с.

10.Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.

11.Журавлев В.П.  Читаем, думаем, спорим… 5 класс.-  М.: Просвещение, 2008.

12.Калачёва С.В. Стих и ритм. – М., 1998.

13.Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.,– 1997.

14.Кожинов В. Стихи и поэзия. - М.: Сов. Лит-ра, 1980.

15.Корман Б.А. Изучение текста худ. произведения. – М., 1972.

16.Коровина   В.   Я.,   Коровин   В.   И.,   Журавлев   В.   П.   Читаем,   думаем,   спорим... 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.

17.Коротченкова Л. В. Читательский дневник. Иду в 5 класс, - Саратов: Лицей, 2007.

18.Леонтьев А.А. Поэтический язык как способ общения искусством // вопросы литературы. – 1973. - №6.

19.Литература как предмет эстетического цикла. Тексты к урокам. 5 класс. Пособие для учащихся. Сост.: З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. – М.: Интор, 1995. – 48 с.

20.Литература как предмет эстетического цикла. Тексты к урокам. 7 класс. Пособие для учащихся. Сост.: З.Н. Новлянская, Г.Н. Кудина. – М.: Интор, 1998. – 32 с.

21.Литература. Начальный курс. 5 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2012.

22.Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у мл. школьников. – М.: Международ. пед. академия, 1994. – 150 с.

23.МГП. Вокруг тебя - Мир...: Книга для ученика. 5 класс. - М.: ООО «Гендальф», 2000.

24.Миронова Н. А. Литература в таблицах: 5-11-й кл.: справ, материалы / Н. А. Миронова. - М.: ACT: Астрель, 2010. Дидактические материалы по литературе. М., «Просвещение», 2007.

25.Мифологический словарь / М. Н. Ботвинник, Б. М. Коган,. М. Б. Рабинович, Б. П. Селецкий. – М.: Просвещение, 1985.

26.Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.

27.Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М., 1987.

28.Мысль, вооружённая рифмами: поэтическая антология по истории русского стиха. – Л., 1983.

29.Новлянская З.Н. «Стихи – продолженье моё и начало». – М., 1982.

30.Новлянская З.Н., Новлянская З.Н., Мелик - Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. – М., 1988.

31.Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

32.Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. – М., 1995.

33.Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.

34.Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности: Учеб. – методич. Пособие. – Минск, 1999. -257 с.

35.Рыжкова Т. В. Тетрадь по литературе для 5 класса общеобразоват. Учреждений: основное общее образование / Т. В. Рыжкова, И. Н. Гуйс; под ред. И. Н. Сухих. - М.: Академия, 2010

36.Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.

37.Тамарченко Н.Д. Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. Учебник по литературе для 1 кл. шк. Гуманит. Типа. – Тверь, 1994. – 246 с.

38.Тамарченко Н.Д. Стрельцова Л.Е. Путешествие в чужую страну. Литература путешествий и приключений. Учеб. Пособие по литературе для 5 кл. школ гуманти. типа. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 239 с.

39.Теоретическая поэтика. Понятия и определения / Н.Д. Тамарченко, - М, 2002.

40.Фёдорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, потешки. – Спб.: Детство – Пресс, 2000. – 128 с.

41.Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

42.Шамчикова В.М. Книга для внеклассного чтения. 5 класс.

43.Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.

44.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

 

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР