Содержание - Русский язык и литература |
Буякевич Александра Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Лицей №1» г. Симферополь, Республика Крым. Дата публикации: 27.11.2018 КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «М.А. БУЛГАКОВ. ЖИЗНЬ И СУДЬБА. РОМАН «МАСТЕР И МАРГАРИТА». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ. КОМПОЗИЦИЯ. ОСОБЕНННОСТИ ЖАНРА. ОРИГИНАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ТРАКТОВКА БИБЛЕЙСКИХ СЮЖЕТОВ В РОМАНЕ».
Тема. М.А. Булгаков. Жизнь и судьба. Роман «Мастер и Маргарита». История создания. Композиция. Особенности жанра.Оригинальная философская трактовка библейских сюжетов в романе Цель. Дать представление о личности М.А. Булгакова, познакомить учащихся с основными фактами биографии и творчества, историей написания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Охарактеризовать жанровую специфику, проблематику и систему образов произведения. Помочь школьникам понять суть ершалаимских глав, проанализировать спор Иешуа и Понтия Пилата как средство раскрытия гуманистической концепции романа; развивать связную речь обучающихся, углублять навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; формировать представление о личной причастности человека к тому злу и добру, которое его окружает, воспитывать активную жизненную позицию, интерес к творчеству писателя, уважение к личности М.А. Булгакова – человека твердых убеждений и непоколебимой порядочности. ХОД УРОКА
Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение Булгакова, его писательский подвиг, любимое дитя его фантазии. Писатель работал над романом около 12 лет (с 1928 по 1940 годы). Сохранившиеся материалы шести редакций показывают, как менялся замысел романа, его сюжет, композиция, система образов, названия, сколько было отдано труда и сил, чтобы произведение приобрело законченность и художественное совершенство. Поначалу в задуманном произведении не было Мастера и Маргариты. Рассказ об Иешуа и Понтии Пилате был врезан в сцену на Патриарших прудах. При зарождении замысла существовали две темы – «роман о дьяволе» и евангельская легенда. Выбор тематики не случаен: он связан с крушением в России религии как целого пласта духовной и культурной жизни. В первой редакции роман назывался «Копыто инженера» (Летом 1928 г., когда писались первые главы, проходило расследование «шахтинского дела», где ряду инженеров было предъявлено обвинение во вредительстве и шпионаже). В 1932 – 1934 гг возникает вторая редакция романа, которая имела подзаголовок «Фантастический роман» (в окончательном варианте исчезнувший) и целый ряд вариантов названий: «Великий канцлер», «Сатана», «Подкова иностранца» и др., ни на одном из которых писатель не остановился. Название «Мастер и Маргарита» появилось лишь в 1937 году в последней редакции романа. Над ней Булгаков работал до самой смерти. 14 марта 1939 г. он написал эпилог, а последнюю правку внес в текст 14 февраля 1940, уже слепым, меньше чем за месяц до своего мучительного конца Роман для Булгакова был как бы последним завещанием человечеству, в него вложил он весь свой недюжинный талант. III. Композиция романа. Роман делится на 2 части, в каждой – главы, названные автором. 1 часть – 18 глав; 2 часть – 14 глав и эпилог. Части романа связаны принципом естественной последовательности:
В обеих кульминационных сценах Воланд и его свита исследуют природу бездуховности (в Варьете – бездуховность московских обывателей конца 20-х годов XX века; на Балу – бездуховность всемирной «корпорации» убийц и предателей). В первой части разворачивается парад убожества, во второй – парад злодейства. Ершалаимскими (роман Мастера) мы называем главы, действие которых происходит в Иудее, в городе Ершалаиме. Это в первой части главы 2, 16, а во второй – 25, 26. IV. Время в романе. В романе нет ни одной абсолютной датировки событий, но ряд косвенных признаков позволяют определить время действия как древних, так и современных сцен с точностью до часов и минут. Мы узнаем, что Воланд и его свита появляются в Москве майским вечером в среду, а покидают город вместе с Мастером и Маргаритой в конце той же недели, в ночь с субботы на воскресенье. Именно в это воскресенье они встречаются с Иешуа и Понтием Пилатом, и становится очевидным, что это – светлое Христово Воскресение, христианская Пасха. Следовательно, события в Москве происходят на страстной неделе. Если выяснять, в каком году православная пасха приходится по новому стилю на начало мая (не раньше, чем на 5 мая), то окажется, что такому условию после 1918 года соответствует лишь 1929 год, когда православная пасха была 5 мая. Этот год – год «великого перелома», трагический для Булгакова год, когда все его пьесы оказались сняты со сцены, а рукописям надолго был закрыт путь в печать. Приметы ломаемого НЭПа в 1929 году еще присутствуют в московской жизни, и они отражены в романе: извозчики-лихачи, уже вытесняемые автомобилями, вдова ювелира де Фужере, принудительно сдающие валюту НЭПманы и т.п. В 1929 году еще функционирует ряд писательских организаций – РАПП, МАПП и др., - по образцу которых и создан булгаковский МАССОЛИТ. А в 1932 году эти организации уже были распущены. Начало действия московских сцен приходится на 1 мая – День международной солидарности трудящихся, но именно солидарности, взаимопомощи, христианской любви к ближнему недостает людям в булгаковской Москве, и визит Воланда быстро обнаруживает это. Очень важно, что точная хронология присутствует и в ершалаимских сценах романа. Действие происходит в 29 году, значит, их разделяет 1900 лет. Начинается действие тоже в среду 12 нисана с прихода Иешуа Га-Ноцри в Ершалаим и его ареста в доме Иуды из Кириафа, а завершается на рассвете субботы 15 нисана, когда Понтий Пилат узнает об убийстве Иуды и беседует с Левием Матвеем (Иудейская пасха - 14 нисана – выпадает в год смерти Христа на пятницу). Истинный финал – прощение, дарованное Мастером Понтию Пилату в пасхальную ночь. Т.о. здесь сливаются воедино древний и современный мир «Мастера и Маргариты», и это слияние происходит в III мире романа – в мире потустороннем, вечном.
Беседа по 1-й главе.
А если жизнь человека вся соткана из случайностей, то может ли он ручаться за завтрашний день, за своё будущее, отвечать за других?Что же является истиной в этом хаотичном мире? Существуют ли какие-нибудь неизменные нравственные категории, или они текучи, изменчивы, и человеком движет страх перед силой и смертью, жажда власти и богатства? Эти вопросы ставятся автором в «евангельских» главах – своеобразном идейном центре романа. Роман Булгакова – произведение о нравственной ответственности человека за свои поступки. Обратимся к «евангельским» главам. СЛОВАРЬ Прокуратор – в Древнем Риме управитель императорскими землями. Синедрион–совет старейшин в древней Иудее, выполнявший функции высшего религиозного, правительственного и судебного учреждения. Иерархия – субординация, порядок подчинения низших чинов высшим. Регент – временный правитель вместо монарха. Беседа по содержанию 2-й главы.
Комментарий учителя. Богатый жизненный опыт Пилата помогает ему понять Иешуа как человека. У него нет желания губить жизнь бродячего философа, он пытается склонить его к компромиссу, а когда это не удается, - уговорить первосвященника Каифу помиловать Га-Ноцри по случаю Пасхи. В нем проявляются и человеческое соучастие к Иешуа, и жалость, и сострадание, и жгучий интерес. Но вместе с тем, - и страх. Именно он, рожденный зависимостью от государства, необходимостью следовать его интересам, а не истине, определяет выбор Понтия Пилата и не только его. В условиях любого тоталитарного режима, будь то рабовладельческий Рим или сталинская диктатура, даже самый сильный человек может выжить, преуспеть, лишь руководствуясь государственной пользой, а не своими нравственными ориентирами. У Булгакова Понтий Пилат, в отличие от христианской традиции, не просто трус и отступник. Его образ драматичен: он и обвинитель, и жертва. Отступившись от Иешуа, он губит и себя, и свою душу
Беседа по содержанию 16 главы.
Комментарий учителя. Именно Левий Матвей больше всего воплощает моральные ценности христианской веры, призывающей любить ближнего, как самого себя, больше, чем самого себя. Правда Левий Матвей, как и Пилат, жаждет отомстить Иуде из Кириафа. И об этом «позаботился» Понтий Пилат, о чем «с наслаждением в глазах» сообщает Левию Матвею, добавляя: «Этого, конечно, маловато, сделанного, но это сделал я». Вот почему в мире света Левий пребывает рядом и Иешуа, а Понтий Пилат искупает вину 2000 лет. И вот почему любит Пилата только его собака, разделяющая его судьбу, как разделяют судьбу любимых другие любящие герои этого романа. Беседа с учащимися по главе 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа»
Комментарий учителя к образу Понтия Пилата. Булгаковский Пилат называет себя «Всадник Золотое Копье». Известно, что Пилат перешел на сторону римлян «за золото и блеск» и получил свое новое имя за «меткий глаз и искусство в ратном деле». В тексте романа мы читаем, что Пилат – сын короля-звездочета и мельничихи Пилы. Бытовала средневековая легенда о том, что отцом Пилата был германский король Ат, умевший определять по звездам судьбу людей. Будучи на охоте, он прочел по звездам, что если сейчас же от него зачнет женщина, то ребенок вырастет могущественным и знаменитым. Из женщин поблизости оказалась лишь дочь мельника Пила – она и стала матерью будущего прокуратора Иудеи, само имя которого как бы образовалось путем соединения имен его родителей…
Беседа с учащимися по 26 главе «Погребение».
Комментарий к образу Иуды. Образ Иуды является символом предательства. Из Евангелия известно, что Иуда, один из учеников Иисуса, своим лобзанием в Гефсиманском саду предает учителя. Предательство – это величайшая вина перед человеком, но неизмерима вина того, кто предал Иисуса. У Булгакова Иуда, в отличие от евангельской традиции, не ученик и не последователь Иешуа. Отсутствует и «предательское лобзание». В Евангелии от Матфея сказано: «И тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную». У Булгакова люди Афрания, начальника тайной стражи, перебросили пакет с деньгами во двор при дворце Каифы. В Евангелии от Матфея: «И, бросив сребреники в храм, он вышел; пошеи и удавился». У Булгакова Пилат высказывает предположение, что Иуда покончил самоубийством. Афраний разуверяет прокуратора в этом, но тот настаивает: «Я готов поспорить, что через самое короткое время слухи об этом поползут по всему городу». Итак, самоубийство Иуды – вымысел, слух, инспирированный людьми Афрания по негласному приказу Пилата. Что совершил Иуда? Об этом сам Иешуа рассказывает Пилату во второй главе. Иуда был орудием в руках первосвященника и воистину «не ведал, что творил». Он оказался между Каифой и Пилатом, игрушкой в руках людей, наделенных властью и ненавидящих один другого. Булгаков снимает вину с Иуды, возлагая ее на Понтия Пилата ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ
Булгаков по-своему рассказывает легенду об Иисусе. Его рассказ реалистически подробный, характер жизненно убедительный – это обычный, смертный человек, проницательный и наивный, мудрый и простодушный. Вместе с тем – это и воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества. Иешуа беззащитен, слаб физически, но силен духовно. Ни страх, ни наказания не могут заставить его изменить идее добра, милосердия (даже распятый на кресте он просит дать попить и Гестасу). Даже перед угрозой смерти он не отступается. Не впадает в отчаяние даже когда самый верный ученик, записывая за ним его проповеди, все извращает, путает. Домашнее задание:
Приложение 1. Материал для сообщения учащегося о жизни, творчестве, личности М.А. Булгакова. Настоящие писатели знают о себе что-то, чего мы о них не знаем или не решаемся сказать. Из этой недосказанности возникает интерес к самой фигуре творца, к его биографии, личности. Почему мы так мало знали о нем? Почему с каждым годом он все более интересен? Пьесы М.Булгакова привлекают каким-то своеобразным излучением, которое иногда называют неопределенным словом «обаяние». Еще отчетливее и ближе лирический его голос звучит в прозе. И хотелось бы больше узнать о человеке, который так умеет думать, так чувствует и так говорит. Лев Толстой писал: «В сущности, когда мы читаем или созерцаем художественной произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: «Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?» Во всём, ятоизображает художник: в святых и разбойниках, в царях и лакеях – мы ищем и видим только душу самого художника». Этот-то интерес к душе художника, что возникает при чтении его книг, побуждает нас продлить свое любопытство, распространив его и на то, что эту душу воспитало и сложило, - его биографию и эпоху. Судьба Булгакова имеет свой драматический рисунок. В ней, как всегда кажется издали и по прошествии лет, мало случайного и отчетливо проступает чувство пути, как называл это Блок. Будущий писатель родился 3(15) мая 1891 г. в Киеве в семье преподавателя духовной академии. Будто заранее было предсказано, что он пройдет через тяжкие испытания эпохи войн и революций, будет голодать и бедствовать, станет драматургом лучшего театра страны, узнает вкус славы и гонения, бури оваций и пору немоты и умрет, не дожив до пятидесяти лет, чтобы спустя еще четверть века вернуться к нам своими книгами. Самым притягательным местом на земле для Михаила Афанасьевича Булгакова навсегда остался Киев, «мать городов русских», где прошли его детство и юность. Корни его в церковном сословии, к которому принадлежали деды его по отцу и матери, и корни эти уходят в Орловскую землю, которая формировала талант Тургенева, Лескова, Бунина. Афанасий Иванович Булгаков, отец писателя, родом из Орла, окончил там духовную семинарию, пошёл по стопам отца – сельского священника. Мать, Варвара Михайловна Покровская, была учительницей из Карачева той же Орловской губернии, дочерью соборного протоиерея. Большая семья Булгаковых, в которой было семеро детей, навсегда останется для Михаила Афанасьевича миром тепла, интеллигентного была с музыкой, чтением вслух по вечерам, праздником елки и домашними спектаклями. Эта атмосфера впоследствии найдет отражение в романе «Белая гвардия» и в пьесе «Дни Турбиных». (Звучит фрагмент из вальсов Ф. Шопена). В 1907 году умер отец – Афанасий Иванович, профессор Киевской Духовной академии, историк церкви. Умер от склероза почек – болезни, которая через 33 года настигнет и его сына. Забота о воспитании семерых детей целиком легла на плечи Варвары Михайловны. Но, как это ни было сложно, мать, хлопотливая и деятельная женщина, «сумела подарить свои детям радостное детство». С 1911 по 1916 год Булгаков учился на медицинском факультете Киевского университета. Закончив университет, он был «утвержден в степени лекаря с отличием». В годы первой мировойвойны Булгаков работал во фронтовых и тыловых госпиталях, набираясь нелегкого врачебного опыта. Затем полтора года работал в сельской больнице в селе Никольском Сычевского уезда Смоленской губернии, где «зарекомендовал себя неутомимым работником на земском поприще». Впечатления этих лет отзовутся в окрашенных юмором, печальных и ярких «Записках юного врача», напоминающих чеховскую прозу. Вернувшись в Киев, Булгаков пытается заняться частной практикой как врач-венеролог. Менее всего он хочет заниматься политикой. Но идет 1918 год, гражданская война, власть в Киеве переходит из одних рук в другие. Позднее он напишет, что лично пережил 14 переворотов в Киеве той поры. Как врача его постоянно мобилизовали то петлюровцы, то Красная Армия. Против воли он попал в деникинскую армию и был отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ. В его настроениях той поры, как отмечал литературовед В. Лакшин, громче всего звучит одно – усталость от братоубийственной войны. Заболев тифом, Булгаков остался во Владикавказе во время отступления белогвардейцев. Чтобы не умереть с голоду, работал он в подотделе искусств городского ревкома, устраивал литературные вечера, выступал с лекциями о Пушкине, Чехове, с беседами о музыке, театре, написал несколько пьес и сам участвовал в их постановках на сцене местного театра. Обладал артистичностью, чуткостью ко всякой театральности. Первые свои пьесы («Самооборона», «Глиняные женихи», «Сыновья муллы», «Парижские коммунары») Булгаков считал несовершенными и впоследствии уничтожил. Во Владикавказе 1920-1921 годов царилиголод, холера,нищета. И одновременно решительное наступление на неграмотность. И самоотверженная пропаганда классической русской и мировой культуры. Подотдел искусств устраивал «Недели просвещения». В эти дни давались бесплатные спектакли, концерты, лекции для рабочих и красноармейцев. М. Булгаков принимал самое активное участие в «Неделе просвещения», проходившей в 14-20 марта 1921 года. Эта неделя вдохновила его на создание фельетона с одноименным названием, который был опубликован во владикавказской газете «Коммунист» 1 апреля 1921 года. Этот фельетон – самый ранний из написанных писателем в этот период и единственный сохранившийся из напечатанных во владикавказских газетах. (Подготовленные ученики читают фельетон «Неделя просвещения». Во время исполнения звучит музыка Д. Верди из оперы «Травиатта»). Кроме фельетонов Булгаков начал печатать драматические сценки, небольшие по объёму рассказы, сатирические стихи. Осенью 1921 года, уже окончательно осознав, что он литератор, Михаил Афанасьевич уехал. Медицину он оставил навсегда. Оказавшись в Москве без денег, без влиятельных покровителей, он бегал по редакциям, искал работу. После кратковременного пребывания в московском ЛИТО (Литературный отдел Главполитпросвета при Наркомпросе) Булгаков стал сотрудникомгазеты «Накануне», издававшейся в Берлине, и московского «Гудка», где работал вместе с молодыми литераторами, у которых, как и у него самого, слава была еще впереди, - это Ю. Олеша, В. Катаев, И. Ильф, Е. Петров. Те, кто встречался с Булгаковым в московских редакциях в 20-е годы, вспоминают его по преимуществу как человека несловоохотливого, будто охранявшего в себе что-то. Он вызывал изумление своей дохой, своим крахмальным пластроном (туго накрахмаленная грудь мужской сорочки, надеваемая под открытый жилет при фраке или смокинге), моноклем на шнурке. Монокль Булгаковапредставлял как бы оппозицию футуристической желтой кофте. Там декларировался эпатаж, разрыв с традицией, здесь – демонстративное следование ей. Отчасти это был элемент театральности, не чуждой Булгакову. Но больше – позиция самозащиты, недопущения к своему «Я», некоторой маски, скрывавшей ранимость. Любовь Евгеньевна Белозерская (жена М.А. Булгакова в 1924-1932 годах) вспоминала, как познакомилась с Булгаковым на одном из литературных вечеров в 1924 год: «Имя Булгакова было уже известно. Он тогда печатал в берлинском «Накануне» свои «Записки на манжетах» и фельетоны. Нельзя было не обратить внимания на необыкновенно свежий язык его работ, мастерский диалог, неназойливый тонкий юмор. Мне нравились его вещи. И вот он передо мной: светлые, гладко причесанные на прямой пробор волосы, голубые глаза… Он похож на Шаляпина. Одет в глухую толстовку без пояса. По-моему, он выглядел несколько забавно. А его лаковые желтые ботинки показались «цыплячьими». Мне стало смешно. Когда же мы познакомились, он сказал с горечью: «Если бы нарядная и надушенная дама знала, с каким трудом они мне достались… Она бы не смеялась. Я поняла, что он очень обидчив и легко раним». Вскоре Любовь Евгеньевна и Михаил Афанасьевич поженились. Их первым семейным очагом стал покосившийся флигель во дворе дома номер 9 по Обухову (ныне Чистому) переулку, который они называли «голубятней». Булгаков работал тогда фельетонистом в газете «Гудок». Вечером приносил домой из редакции письма читателей и рабкоров, читал вслух Любовь Евгеньевне и они вместе отбирали наиболее интересные для фельетонов. Работал Булгаков быстро. Он сам об этом писал так: «… сочинение фельетона строк в 75-100 отнимало у меня, включая хождение туда-сюда, курение и посвистывание, от 18 до 20 минут. Переписка его на машинке, включая сюда и хихиканье с машинисткой, - 8 минут. Словом, в полчаса все заканчивалось». Сатирический дар писателя ярко проявился в повести «Дьяволиада» (1923 год). Содержание «Дьяволиады» - судьба маленького человека, крошечного винтика бюрократической машины, который в какой-то момент выпал из своего гнезда, потерялся среди шестеренок и метался среди них, пытаясь снова зацепиться за общий ход, пока не сошел с ума. «Дьяволиада» не была оценена по достоинству ни друзьями, ни подругами Булгакова. Ее заметил и, в общем, похвалил один из крупнейших мастеров литературы -Е. Замятин. Между тем есть в ней нечто такое, что уже нынешний читатель не может не оценить по самому высокому счету. Во-первых, история героя, Короткова, «нежного тихого блондина, позволяет увидеть и едва ли не физически ощутить беззащитность и бессилие обыкновенного человека перед могуществом самородящегося и самонастраивающегося бюрократического аппарата. Во-вторых, она приводит к очень важной и безусловно верной мысли, что для общества опасно не столько существование этого аппарата, сколько то, что люди привыкают к насаждаемой ими системе отношений и начинают считать их естественными, какие бы фантастические, уродливые формы они не принимали. Существенного значения этому предостережению Булгакова в то время никто не придал. Никакого волнения в литературных кругах «Дьяволиада» не вызвала. Но уже две следующие повести заставили обратить на себя внимание. В 1924 году М. Булгаков написал две гротесково-фантастические повести: «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Судьба этих произведений неодинакова. «Роковые яйца» были опубликованы в том же году, очень понравились М. Горькому, но в советской критике были разгромлены. «Собачье сердце» пришло к советскому читателю через много лет после смерти автора, в 1988 году. Вскоре повесть была экранизирована, ее инсценировки идут во многих театрах страны. В каждой из названных повестей симпатичный профессор делает открытие, производящее революцию в науке. Профессор Пейсиков («Роковые яйца») открывает красный луч, под воздействием которого все живое приобретает способность увеличиваться до колоссальных размеров. Скорее всего, Булгаков использовал сюжет «Пищи богов» Г. Уэллса. Герой «Собачьего сердца» профессор Преображенский в соответствии со своей «говорящей фамилией» преображает шелудивого пса Шарика в человека. Однако оба открытия не приносят пользы. С едким сарказмом показывает писатель, как воспользовавшийся открытием Пейсикова практик-энтузиаст с мрачной фамилией Рокк в условиях царящей в стране неразберихи и безответственности вырастил вместо гигантских кур огромное количество заморских гадов (крокодилов, удавов), отправившихся в поход на Москву. Столицу спасло чудо – летом вдруг выпал снег, и южные рептилии замерзли. Но в панике погиб и профессор-изобретатель, и его открытие, и жена Рокка, и множество других людей. Своей повестью Булгаков утверждал, что человечество нравственно не доросло до того, чтобы выполнять роль Создателя, творить историю. Еще острее эта мысль проходит в повести «Собачье сердце». Получившийся в результате операции из в общем-то доброго, безобидногопса гражданин Шариков оказывается хамом, воинствующим невеждой.Ему гораздо ближе демагогия председателя домкома Швондера, чем долгий и упорный труд по овладению культурой. Писатель беспощадно и зло изображает Швондера и его команду как бездельников, завистников, пропагандирующих ненависть к интеллигенции, культуре, насаждающих уравниловку. Задолго до 1937 года сатирик угадал те социальные типы, которые, развязав репрессии, сами пали от рук взращенных ими шариковых. В обеих повестях писатель едва ли не первым в литературе заговорил о нравственной ответственности ученого XX века за свои открытия. В них (а чуть позже и в пьесе «Адам и Ева») содержится предостережение, что наука в неумелых или злобных руках может может привести мир к катастрофе. Почти одновременно с повестями«Роковые яйца» и «Собачье сердце» Булгаков создает роман «Белая гвардия» (1925 год). Он писал свой первый роман в Москве в 1923-1924 годах, ночами, после изнурительной газетной работы. Только-только закончилась гражданская война, были еще отчетливо живы в памяти ее трагические события, и поэтому так обостренно была встречена эта книга о русской интеллигенции, «внезапно и грозно» брошенной в самое горнило истории. Духовная катастрофа, ощущение безысходности преследуют милую автору семью Турбиных, чьей судьбой стала властно распоряжаться революция. Сама стихия, родственная той все сметающей вьюге, что бушует в блоковской поэме «Двенадцать», врывается в мирный, уютный быт домаТурбиных и разрушает мирное течение его жизни, ломает судьбы. «Белая гвардия» - это не столько роман о революции, сколько повествование о выпавших на долю людей XX века испытаниях, выявляющих сущность человека на его земном пути. Не случайно первоначальное название произведения – «Крест». С первых страниц и до последних слышен в романе гимн человеческому уюту, теплоте дружбы и сердец. Кремовые шторы, изразцовая печь, фарфоровые чашки, ноты, перезванивающиеся в разных комнатах часы, зеленый абажур на лампе, розы в вазе создают особую атмосферу в доме Турбиных, отогревают и офицеров, и гражданских лиц. Возрождение Алексея Турбина начинается в родном доме, среди привычных вещей. В финале романа многие герои обретают покой и счастье: в любви,в музыке, в семейном уюте. В основе книги – любимая мысльавтора о том, что жизнь нельзя остановить что она должна идти эволюционно: он не сторонник революции. В первом своем романе «Белая гвардия» Булгаков занимает позицию над схваткой: не сталкивает красных и белых. У него белые воюют с петлюровцами, носителями националистической идеи.В романе выявляется гуманистическая позиция писателя – братоубийственная война ужасна. Вспомним вещий сон Алексея Турбина. Бог говорит вахмистру Жилину: «… мне от вашей веры ни прибыли, ни убытку. Один верит, другой не верит, а поступки у вас у всех одинаковые – в поле брани убиенные…». И герои «Белой гвардии», считая себя причастными ко всему, что происходит в мире, готовы разделить вину за кровопролитие. Для главных героев: Турбиных, Мышлаевского, Шервинского, Най-Турса, представляющих русскую интеллигенцию, - честь – понятие высокое, вечное, оно живет с ними. Поэтому эти герои так близки самому Булгакову. Первая часть «Белой гвардии» была опубликована в журнале «Россия» и привлекла внимание Художественного театра. Театр давно искал современную пьесу. Михаил Афанасьевич был приглашен для переговоров и затем стал работать над инсценировкой романа. 5 октября 1926 года на сцене Художественного театра была впервые сыграна пьеса «Дни Турбиных». Так Турбины обрели вторую жизнь на сцене лучшего в стране театра. Пьеса имела грандиозный успех. Эта была первая самостоятельная работа молодого поколения МХАТа. Имена актеров Хмелева, Добронравова, Соколовой, Тарасовой, Яншина, Станицына сразу завоевали сердца зрителей. Роли сыгранных ими героев остались неразрывно связанными с их актерской славой. Судьба пьесы была очень непростой. С постановкой во МХАТе к Булгакову пришла настоящая известность, но наступили и тяжелые дни.) Сразу после премьеры автор был подвергнут жестокой критике, точнее, травле со стороны целой группы рапповцев, обвинявших Булгакова в «апологии» белого движения. Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только Станиславский, Немирович-Данченко, актеры Художественного театра, но и М. Горький. Однако до сцены она не дошла, потому что автор прощал своего героя – белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной совестью. Начиналась травля. В 1929 году пьесы его были сняты отовсюду. Булгакова не печатали. Только по необъяснимому капризному повелению Сталина Булгаков получил «охранную грамоту» (слова Б. Пастернака) для «Дней Турбиных». Для Булгакова это означало, что ему была возвращена часть жизни. Говорят, что сам Сталин пятнадцать раз бывал на этом спектакле. К весне 1930 года, лишенный, по его выражению, «огня и воды», писатель дошел до гибельного отчаяния. Он искал любую работу, пробовал наниматься рабочим, дворником – его не брали. Он стал думать о том, чтобы застрелиться. К этому времени уже все талантливые, неординарные писатели получили «ярлыки». Булгаков был отнесен к самому крайнему флангу, его обзывали «внутренним эмигрантом», «пособником вражеской идеологии». И речь шла уже не просто о литературной репутации, а обо всей жизни и судьбе. В марте 1930 года была запрещена его новая пьеса о Мольере. Он отверг унизительные хождения с жалобами. 28 марта 1930 года он написал письмо к Советскому правительству, исполненное чести, достоинства и отчаяния: «я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя – я прошусь на должность рабочего сцены. Если же и это невозможно, я прошу Советское правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей («Белая гвардия» на Западе была опубликована целиком в 1927-1929 годах), налицо в данный момент – нищета, улица, гибель». Он писал, что не собирается по совету «доброжелателей» создавать коммунистическую пьесу и каяться. Он говорил о своем праве как писателя думать и видеть по-своему. 18 апреля1930 года состоялся его знаменитый телефонный разговор со Сталиным, в ход которого Булгаков произнес ставшие впоследствии известными слова: «Я очень много думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне родины, и мне кажется, что не может». После разговора со Сталиным Булгаков был принят на работу во МХАТ. Он работал режиссером, писал инсценировки. По заказу Ленинградского Большого драматического театра в 1931-1932 годах написал инсценировку «Войны и мира», но спектакль так никогда и не был поставлен. В Художественном театре шла его инсценировка «Мертвых душ» Гоголя (1930-1932). Булгаков даже сыграл роль судьи в спектакле МХАТа «Пиквикский клуб». По поэме Гоголя «Ревизор» написал сценарий для кино, создал пьесу по мотивам «Дон Кихота» Сервантеса и либретто оперы по Мопассану «Рашель». «И вот к концу моей писательской работы я был вынужден сочинять инсценировки. Какой блистательный финал, не правда ли?» – писал Булгаков с печальной самоиронией П.С. Попову 7 мая 1932 года. В последнее десятилетие жизни были написаны пьесы «Адам и Ева» (1931 г.), «Иван Васильевич» (1935-1936 г.), «Последние дни» – о Пушкине, продолжалась работа над «закатным романом» «Мастер и Маргарита», начало работы над которым относится к 1928-1929 годам. Последние вставки в роман Булгаков диктовал жене в феврале 1940 года, за 3 недели до смерти. Он писал роман в общей сложности 12 лет, поправлял и переделывал написанное, на долгие годы оставляя рукопись и вновь возвращаясь к ней. Одновременно шла работа над другими произведениями, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, - роман-судьба, роман-завещание. М.А. Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, ставшая прототипом известной всему миру Маргариты, героини романа «Мастер и Маргарита». Она стала его ангелом-хранителем. В феврале 1929 года Мастер встретил Елену Сергеевну, а в мае начал роман «Мастер и Маргарита». Елена Сергеевна ни разу не усомнилась в Мастере, безусловной верой поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно». Но счастье былонедолгим. Булгаков начал слепнуть, терять речь. Он умирал. Он был врачом и мог предсказать течение болезни. Но он был Булгаковым и поэтому он говорил: «Вот я скоро умру, меня всюду начнут печатать, театры будут вырывать друг у друга мои пьесы и тебя будут приглашать выступать с воспоминаниями обо мне. Ты выйдешь на сцену в черном платье с красивым вырезом на груди, заломишь руки и скажешь: «Отлетел мой ангел…» И они начинали хохотать… Болезнь прогрессировала, и 10 марта 1940 года Булгакова не стало. Через 6 дней после смерти Михаила Афанасьевича Анна Ахматова пришла к вдове, отдала последний долг – стихи: Вот это я, взамен могильных роз, Взамен кадильного куренья; Ты так сурово жил и до конца донес Великолепное презренье… «Когда он умер, глаза его широко открылись – и свет, свет лился из них. Он смотрел прямо вверх перед собой – и видел, видел что-то, я уверена (и все, кто был здесь, подтверждали потом это). Это было прекрасно». (Из воспоминаний Е.С. Булгаковой). Умирающему мужу Елена Сергеевна поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967-1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80-90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.
Приложение 2 Вопросы для литературного диктанта по библейским главам романа «Мастер и Маргарита» (гл.2,16,25,26) 1. Какой запах больше всего ненавидел Понтий Пилат? (розового масла) 2. Кто были родители Понтия Пилата? (король-звездочет и дочь мельника красавица Пила) 3.Как называлась болезнь Понтия Пилата, при которой болит полголовы?(гемикрания) 4. Какова кличка собаки прокуратора? (Банга) 5. Кто были родители Иешуа Га-Ноцри? (неизвестно) 6. Кем был Левий Матвей до встречи с Иешуа? (сборщиком податей) 7. Кто из героев романа называет себя «Всадник Золотое Копье»? (Пилат) 8. Зачем Левий Матвей украл нож в хлебной лавке? (хотел убить Иешуа, чтобы избавить его от мучительной смерти на кресте) 9. Сколько преступников, включая Га-Ноцри, было казнено? (трое) 10. Какую плату получил Иуда за предательство Иешуа Га-Ноцри? (тридцать тетрадрахм) 11. Как был наказан Иуда за предательство? (убит) 12. Кто предает Иуду? (красавица Низа) |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».