Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе на тему: «Российский нигилизм и его современная трансформация» |
Содержание - Русский язык и литература |
02.12.2018 10:38 |
Клаузер Лидия Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга» Тюменская область, ЯНАО, п. Красноселькуп.
Интегрированный урок истории и литературы в 10 классе на тему: «Российский нигилизм и его современная трансформация»
Цели: 1.Раскрыть первоначальное и современное понимание нигилизма. 2.На примере образа Е.Базарова показать бесперспективность и общественную опасность любого рода нигилизма. 3.Способствовать формированию подрастающего поколения критического мышления и чувства ответственности перед собой и обществом. 4.Определить, насколько проблемы выделенные Тургеневым актуальны для современных граждан России. Оборудование: иллюстрации к роману, выполненные обучающимися; тексты романа; словарь. Инсценировка отрывка романа «Отцы и дети» глава X- спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Словарь: Нигилизм - направление среди русских разночинцев, резко отрицательно относившихся к традициям, ценностям. Релятивизм - представление об относительности, неабсолютности какого-то явления. Консерватизм - совокупность культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. Эмансипация - освобождение от зависимости, угнетения, неравноправия. Идеализм - философское течение, согласно которому дух, сознание, мышление первичны, а материя, природа вторичны. Натурализм - направление в литературе и искусстве, стремившееся к внешне точному изображению действительности. Критический реализм - художественный метод в литературе, искусстве, по-новому изображению отношение человека к окружающей среде. Характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами. Либерализм - буржуазная идеология, политическое течение. Излишняя терпимость, снисходительность, вредное попустительство. Реформа - преобразование, изменение, переустройство жизни, порядков. Эпиграфы: Движение - всё, Цель - ничто. Ф.Ницше Человеческая личность выше истории, выше общества, выше человечества. В.Г.Белинский Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?.. сказать вам, куда?.. В народ! К народу! А.И.Герцен Я попытался представить конфликт двух поколений… И.Тургенев Полине Виардо Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет… Е.Базаров («Отцы и дети»)
Ход урока. 1.Организационный момент. Определение темы и целей урока. 2.Основная часть. Учитель истории: На основе инсценировки отрывка из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» попытайтесь определить, в чем смысл нигилизма и кто такие нигилисты. (С помощью словаря обучающиеся дают ответ на поставленный вопрос). Учитель литературы: 2011 год стал своеобразной вехой в истории русской литературы. Более 150 лет назад вышел в свет роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Сменилось 7-8 поколений людей, но проблемы, затронутые писателем, остаются актуальными и в современном мире, приобретая новый смысл и новое прочтение. Как вы считаете, в чём смысл произведения «Отцы и дети»? (Обучающиеся высказывают свои предположения и пытаются их аргументировать). Учитель истории: Название романа символизирует не только и не столько конфликт поколений, а столкновение общественно – политических взглядов пореформенной России. Рушились вековые устои российской цивилизации, зарождалось что-то новое, неведомое и непонятное. Можно ли художественное произведение рассматривать как дополнительный исторический материал? (Предполагаемые ответы: - Можно, если относиться к нему с точки зрения критического мышления. - Да, так как литература отображает действительность в художественных образах). Учитель литературы: Как вы думаете, почему автор романа обрёк на смерть своего героя, Евгения Базарова? (Предполагаемый ответ: Вероятно, Тургенев не нашёл ему места в пореформенной России). Полагаем, вы правы. Сам писатель подчёркивал: «Я чувствовал тогда, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог». Учитель истории: Подспудно чувствуя необходимость перемен, автор умышленно сталкивает две идеологии: консерватизм и нигилизм в образах П. П. Кирсанова и Е.В. Базарова. Если писателю и читателям понятно, что «кирсановы» обречены, то «базаровщина» остаётся неведомой и страшной. Учитель литературы: Какую опасность увидел И. Тургенев, казалось бы, в безобидном увлечении молодых людей? Модным течением, характерным для молодёжи, особенно разночинской, 50-60-х годов XIX века стал нигилизм, ярким представителем которого являлся герой романа Евгений Базаров. Попутчики Базарова (Кукшина, Ситников, Аркадий Кирсанов) находят в нигилизме только поверхностные черты, средство выделиться среди современников манерами загадочности, таинственности, экстравагантностью поведения. Смысл и опасность для человечества зародившегося общественного течения им не понятен. Для данных персонажей нигилизм всего лишь интересная игра, которая вскоре им наскучит. Совсем иной Базаров, он полностью во власти нигилизма. Нигилизм для него стал единственной приемлемой идеологией. Учитель истории: Давайте вернёмся к предложенным эпиграфам: 1.«Движение – всё, цель – ничто» - Ф. Ницше. 2.«Но куда же вам деться, юноши?.. Сказать вам, куда? В народ! К народу!» - А.И. Герцен. Первый из них символизирует смысл нигилизма. В основе учения лежит отрицание – отрицание человеческих ценностей, любви, веры, искусства, надежды в лучшее будущее. На вопрос, куда приведёт нигилизм, ответа в романе нет. Жизнь и последующие события сами ответили на него. К сожалению, ответ был далеко не оптимистичным и обнадёживающим. Нигилисты породили Раскольниковых, Бакуниных, народников, заговорщиков, террористов. Жертвой последних стал царь – освободитель Александр II. Учитель литературы: Высказывание А.И. Герцена Базарову не подходит, так как народничество стало заявлять о себе уже после написания романа, в начале 60-ых годов 19 века. Да и не мог И.С. Тургенев, противник насилия, сделать своего героя носителем зла и зарождавшегося терроризма. Негативное проявление нигилизма усиливалось с каждым годом и десятилетием, далеко выйдя за пределы тургеневского романа. Учитель истории: Конец XIX начало XX века стали временем рождения новых политических движений. Оформились политические партии: социал-демократы и эсеры. Наиболее радикальной, впитавшей в себя идею терроризма как средство политической борьбы, стала партия социалистов-революционеров, продолжательница народничества 70-80-х годов XIX века. Учитель литературы: Отрицание общечеловеческих ценностей стало характерной чертой кровавого XX века. Ярким свидетельством тому стали локальные войны начала XX века, первая русская революция 1905-1907 годов, первая мировая война 1914-1918 годов, февральская революция 1917 года, большевистский переворот октября 1917 года. Апогеем господства зла и насилия явилась преступная братоубийственная гражданская война 1918-1920 годов. Становление и развитие коммунистического режима в России (СССР) ознаменовалось диктатурой одной партии, повергшей страну в беззаконие, бездуховность, безнравственность. Эпоха сталинизма оставила кровавый след в жизни советских людей, став трагической вехой в истории нашего государства. Все эти факты нашли отражение не только в истории нашего государства, но и во многих произведениях художественной литературы. Учитель истории: Как вы думаете, есть ли нигилизм в современной России? В чём он проявляется, так ли уж он безобиден? Начало постсоветского периода в России не только сохранило уродливый оскал бесчеловечности, но и породило новые негативные явления, особенно проявившиеся в лихие 90-е годы XX века. Нигилизм охватил все стороны общественной жизни: политическую, правовую, социальную, духовную. Бандитизм, сепаратизм, национализм, терроризм, алкоголизм, наркомания, коррупция – всё это стало обыденным состоянием России. Учитель литературы: Мрачная картина. Неужели это наше будущее? Нет, в российском обществе есть люди, способные победить это зло. И они составляют подавляющее большинство. Образцом гражданственности служили и служат наши соотечественники, кого мы можем назвать совестью нации. 3.Заключительный этап урока. Обсуждение презентаций: 1- по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»; 2- «Всем миром, всем народом, всей землёй…» Вывод: Учитель истории: Россия XXI века. Какой она будет? Выйдет ли наша многострадальная страна из омута безвременья и негативных явлений? Учитель литературы: Дать ответ на этот вопрос можем только мы - российский народ. Возрождение великой державы, торжество идей всепобеждающих Добра, Света, Справедливости, Гуманизма, Красоты и Гармонии в наших руках. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».