Урок по творчеству Владимира Высоцкого. В рамках месячника военно-патриотического воспитания. |
Содержание - Русский язык и литература |
02.12.2018 11:59 |
Клаузер Лидия Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга» Тюменская область, ЯНАО, п. Красноселькуп.
Урок по творчеству Владимира Высоцкого. Тема: … Чтобы солнце взошло на востоке… (Тема Великой Отечественной войны в творчестве В.С. Высоцкого). Цели: 1.Показать авторскую трактовку Великой отечественной войны в творчестве В.С. Высоцкого. 2.Вызвать интерес к стихам и песням поэта, пробудить желание познакомиться с другими направлениями его поэзии. 3.На основе учебного материала прививать чувства гражданственности, нравственности, патриотизма, уважения к священной памяти о героях Отечества. Оформление: - гитара на стуле; - smart - доска; - компьютер; - микрофоны (стойки). Эпиграфы: Это почётная задача – писать о людях, которые воевали… Я отдаю дань этому времени… Всегда будем возвращаться мыслями к войне… В. Высоцкий. Ход урока. Дубко В.А.: Мы давно планировали провести урок, посвящённый творчеству Владимира Семёновича Высоцкого, поскольку этот человек стал символом второй половины 20 века. Клаузер Л.А.: На дворе век 21-ый, но интерес к поистине народному кумиру не ослабевает. Недаром говорят, что большое видится на расстоянии. Д.: Несколько утихла, но всё же тревожит боль о потере настоящего гражданина России. К.: Мы, конечно, не можем в течение одного урока рассказать обо всех фактах жизни и деятельности этого человека. Итак, начинаем… Д.: Владимир Семёнович Высоцкий – знаковая личность в истории России. Поэт, актёр, автор и исполнитель песен. Он был и остаётся легендой для миллионов в нашей стране. К.: Его многогранное творчество помнят, знают и любят люди разных поколений. Д.: Роли, сыгранные Высоцким в кино и театре не могут оставить равнодушным никого. Но более всего его талант проявился в стихах и песнях. К.: Владимир Высоцкий не имел наград и званий. И всё же он народный артист, так как писал и пел о народе и для народа. Лишь после смерти он был награждён Государственной премией СССР. Д.: Родился в Москве. Его отец был родом из Киева, полковник и ветеран Великой отечественной войны. Мама работала переводчиком – референтом. Мальчику было три года, когда началась война. До 1943 года вместе с мамой находился в эвакуации в Оренбургской области. К.: В девятилетнем возрасте вместе с отцом Владимир попал в оккупированную послевоенную Германию. Родители развелись, создали новые семьи. После возвращения из Германии Высоцкий жил с отцом и мачехой в Москве на Большом Каретном переулке. Именно здесь у Высоцкого начался «роман» с гитарой. Любовь к семиструнной гитаре прошла через всю его короткую, но такую яркую жизнь. Д.: В его литературном и музыкально творчестве нашли отражение все стороны жизни советского общества, со всеми сильными и слабыми сторонами. Несмотря на официальный запрет властей, хриплый голос талантливого самородка звучал повсеместно. Его слушали все: высокопоставленные партийные чиновники и заключённые исправительных лагерей. Для всех он был своим. К.: В творчестве Владимира Высоцкого тема войны – большой пласт, где спрессованы боль, ужас и мужество советского человека перед лицом трагедии. Особой темой в творчестве Владимира Высоцкого была тема войны. Д.: По песням и стихам Владимира Семёновича можно проследить всю хронологию Великой Отечественной войны. К.: Трагическое начало самой кровопролитной войны отражено в стихотворении «Аисты». Читает Колезнева Н. Звучит песня в исполнении Владимира Высоцкого «Мы вращаем Землю» Д.: Из ответов на записки. Он говорил: Меня часто спрашивают: «Ну почему ты так много пишешь о войне? Ведь ты же не мог воевать, ты же молодой ещё человек». К.: Я говорю – да, это правда. Но моей семьи война коснулась, у нас и смерти есть – и погибшие, и те, которых – вот я и рассказываю – догнали старые раны: в прошлом году умер мой дядька – это единственный мой родственник… Д.: И когда несли его тело, впереди шли семнадцать лётчиков и на семнадцати красных сафьяновых подушках несли семнадцать его орденов, а медали даже некуда было класть. Такой вот был парень, человек…так что говорить нечего… Кучин Н. - читает стихотворение «Высота». К.: Сколько их, таких высот, с названием и безымянных, приходилось брать советскому солдату… Д.: В. Высоцкий как-то сказал: «Война… Нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться, кто в какой-то степени владеет пером. К.: Мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы «довоёвываем» в своих песнях. Самые первые мои военные вещи написаны для картины «Я родом из детства». Д.: Во все века, в годину смертельных испытаний на защиту Родины поднимались все, и стар и млад. Мужчины уходили на поле брани, а женщины благословляли их и наказывали «не щадить живота своего». Трофимова С. исполняет «Песню Марьюшки» Зыганшина Э. читает стихотворение «Сколько павших бойцов» Д.: Мой дядя очень много рассказывал мне о войне. Вот одна из историй. Однажды батальон держал оборону в плавнях, и у него были открыты фланги. Из-за паники они сообщили об этом открытым текстом, немцы перехватили и начали их давить. Командир батальона дал команду на отход, а кончилась эта история печально. Несмотря на то, что командир был заслуженный, награждённый и так далее, было принято решение его расстрелять: очень острая была ситуация. К.: Но приказ не был приведён в исполнение, потому что начался сильный обстрел, они отошли, потеряли много людей. Этот человек жив. И когда я сделал песню по этому поводу, однажды ему её спел. И он сказал: «Да, это было. Точно. Было, было, было…» И эту песню «Тот, который не стрелял» я посвятил этому другу нашей семьи. Дубко В.А. читает стихотворение «Тот, который не стрелял». Д.: Расстрел был заменён штрафным батальоном. Иванов И. - читает отрывок стихотворение: «Штрафные батальоны» К.: В.Высоцкий как-то сказал: «Мои военные песни всё равно имеют современную «подоплёку». Если Родина в опасности – забудь о себе…» Д.: В июле 1942 года был издан приказ Верховного главнокомандующего №227, известный в народе как приказ: «Ни шагу назад!» Плен рассматривался как предательство… Доценко Е. читает стихотворение: «В плен приказ – не сдаваться» К.: Не мог Владимир Высоцкий обойти тему блокадного Ленинграда. Арамян Э. читает стихотворение: «Ленинградская блокада». К.: Война продолжалась. Советские солдаты гнали врага на запад. Погибали на фронтах отцы, их меняли безусые юнцы – их сыновья. Макеев И. читает стихотворение «Сыновья уходят в бой» Вануйто А.В. исполняет песню В. Высоцкого «Он не вернулся из боя» Д.: Война приготовила каждому своё: кому смерть, кому награды, кому железные госпитальные кровати и инвалидность. Великоборец А. читает стихотворение: «Песня о госпитале». К.: Берлин всё ближе и ближе. И вот взвилось над Рейхстагом красное знамя Победы. Кикинчук Ю. читает стихотворение: «Песня о конце войны» Д.: Проходят годы, меняются поколения, но память о подвигах Советского народа по-прежнему жива в сердцах людей. Максимов Д. читает стихотворение: «Звёзды». К.: Звёзды. Звёзды на небе, звёзды на груди бойцов, звёзды на тысячах обелисках советским воинам, поимённых и безымянных. Сколько вас, братские могилы, на многострадальной матушке – Земле? К.: Память, ты ведь можешь, ты должна напоминать нам обо всех ужасах войны. О миллионах павших советских людей. Подвиги их бессмертны. Звучит песня в исполнении Вануйто А.В.: «На братских могилах» Песни: «Сколько павших бойцов» «Сыновья уходят в бой» «Так случилось, мужчины ушли» «Штрафные батальоны» «Песня о конце войны» «Высота» «Чёрные бушлаты» «Тот, который не стрелял» «Сколько павших бойцов полегло вдоль дорог» «Письмо» «Песня о погибшем лётчике» «Песня о новом времени» «Песня о госпитале» «Солдат с победою» «Он не вернулся из боя» «Мы вращаем землю» «Братские могилы» «Военная песня» «Аисты» «В плен приказ – не сдаваться» «Давно смолкли залпы орудий» «Белый вальс» «Баллада об оружии» «Баллада о времени» «Баллада о брошенном корабле» «Баллада о вольных стрелках» «Звёзды» |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».