Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4106590
Внеклассное мероприятие. Литературно – исторический журнал. 9 – 11 классы.
Содержание - Русский язык и литература

Клаузер Лидия Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга» Тюменская область, ЯНАО, п. Красноселькуп. 
Цели: учить школьников извлекать информацию об исторических событиях не только из научной, но и художественно – публицистической литературы; способствовать развитию познавательного интереса к незаслуженно забытой и искажённой истории Первой мировой войны; - прививать чувства уважения и любви к прошлому своего Отечества, каким бы тяжёлым и горьким оно ни было.


Внеклассное мероприятие.

Литературно – исторический журнал.

9 – 11 классы.

Тема: «Забытая война».

                                                               «…Встань за Веру, Русская земля!»

Цели:

-       учить школьников извлекать информацию об исторических событиях не только из научной, но и художественно – публицистической литературы;

-       способствовать развитию познавательного интереса к незаслуженно забытой и искажённой истории Первой мировой войны;

-       прививать чувства уважения и любви к прошлому своего Отечества, каким бы тяжёлым и горьким оно ни было.

Учитель истории:

Приближается столетний юбилей первой мировой войны. Историческая наука довольно детально изучила причины, цели, характер, события и последствия самой разрушительной стихии начала 20-го века. Понятие «война» всегда ассоциируется с кровью, массовыми смертями, бедами и страданиями людей. Равнодушная статистика знает всё: количество воевавших стран, людские и материальные потери. Но она не в силах передать боль и мучения миллионов жертв войны. Сегодня мы рассмотрим первую мировую войну немного с другой позиции.

Учитель литературы:

Эту войну в научной, публицистической и художественной литературе называли империалистической, германской, захватнической. Редко кто помнит, что изначально её назвали Второй Отечественной.

Учитель истории:

Первая мировая война изменила судьбы стран и народов, нарушила привычный ход жизни. Особенно больно она ударила по многострадальной России.

Учитель литературы:

Отставной министр внутренних дел П.Н. Дурново писал Николаю Второму: «Главная тяжесть войны выпадет на нашу долю. … Война эта чревата для нас огромными трудностями. … В стране начнутся революционные выступления. Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддаётся даже предвидению».

Учитель истории:

Предположения экс – министра оказалось пророческим. Война, начавшаяся с величайшего патриотического подъёма, переросла во всеобщий хаос, погубивший империю и изменивший судьбу России.

Учитель литературы:

В годы Советской власти события тех лет либо замалчивались, либо грубо искажались. Приоритеты отдавались другим направлениям истории.

Учитель истории:

Мы не случайно дали нашей композиции название «Забытая война». На фронтах Первой мировой совершались многочисленные подвиги, плечом к плечу сражались представители всех сословий, ещё не разделённые на «белых» и «красных».   Больно и стыдно, что в России до сих пор нет памятника участникам этой войны. Хотя инициатива по его созданию уже озвучена. Не в праве мы предавать забвению подвиги наших предков.

Учитель литературы:

Сегодня мы хотим взглянуть на события Первой Мировой войны глазами писателей и поэтов, участников этих событий. Этому будет посвящен наш литературно – историческийжурнал.

Учитель истории:

В орбиту военных действий были втянуты многие представители творческой интеллигенции, в том числе и поэты Серебряного века русской литературы.

Ученик 1:

После начала Первой мировой войны в августе 1914 года Гумилёв записался добровольцем в армию. Вместе с Николаем на войну (по призыву) ушёл и его брат Дмитрий Гумилёв.

Примечательно, что, хотя почти все поэты того времени слагали или патриотические, или военные стихи, в боевых действиях добровольцами участвовали лишь двое: Гумилёв и Бенедикт Лившиц.

Николай Гумилёв был зачислен вольноопределяющимся в Лейб - Гвардии Уланский Её Величества Полк.19 ноября состоялось первое сражение. За ночную разведку перед сражением он был награждён знаком отличия военного ордена (Георгиевского креста) 4-й степени и повышен в звании до ефрейтора. 15 января1915 года он был произведён в унтер-офицеры.

В 1915 году Николай Гумилёв воевал на Западной Украине. Здесь он прошёл самые тяжкие военные испытания, получил 2-й знак отличия военного ордена (Георгиевского креста), которым очень гордился. В 1916 году ему присвоили звание прапорщика. Оставался в окопах вплоть до января 1917 года.

Боевые действия сочетал с активной литературной деятельностью.В 1916 году вышел сборник «Колчан», в который вошли стихи на военную тему.

Ученик 2:

Одним из наиболее ярких является стихотворение «Война»

Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.

А «ура» вдали — как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это — мирное селенье
В самый благостный из вечеров.

И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.

Тружеников, медленно идущих,
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.

Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.

Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!»

 

Учитель литературы:

Не миновал военной службы и Александр Блок.

Ученик 3:

Александр Блок – 7 июля 1916 года призван на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Белоруссии. В боевых действиях участия не принимал. События мировой войны посвятил стихотворение «Коршун».

Ученик 4:

Чертя за кругом плавный круг,
Над сонным лугом коршун кружит
И смотрит на пустынный луг. -
В избушке мать над сыном тужит:
«На, хлеба на, на грудь, соси,
Расти, покорствуй, крест неси».

Идут века, шумит война,
Встает мятеж, горят деревни,
А ты всё та ж, моя страна,
В красе заплаканной и древней. -
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
22 марта 1916

Учитель истории:

Златокудрый певец русской деревни Сергей Есенин в январе 1916 года тоже был призван на службу.

Ученик 4:

В январе 1916 года Есенина призвали в действующую армию и получил назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал перед ранеными в лазарете Царского Села. Будучи пацифистом, о войне он отзывался следующим образом:

Ученик 5:

Война мне всю душу изьела.
За чей-то чужой интерес
Стрелил я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Я понял, что я - игрушка,
В тылу же купцы да знать,
И, твердо простившись с пушками,
Решил лишь в стихах воевать.
Я бросил  мою винтовку,
Купил себе липу, и вот
С такою-то подготовкой
Я встретил 17-год.

Свобода  взметнулась неистово.
И в розово-смрадном огне
Тогда над страною калифствовал
Керенский на белом коне.
Война до конца, до победы,
И ту же сермяжную рать
Прохвосты и дармоеды
Сгоняли на фронт умирать.
Но все же не взял я шпагу…
Под грохот и рев мортир
Другую явил я отвагу -
Был первый в стране дезертир.

 

Учитель истории:

Россия вела борьбу не только на Западном (германском), но и на Восточном (турецком) фронтах. В 1915 году, попав в турецкий плен, войсковой священник Константин Образцов написал стихотворение, впоследствии ставшее гимном Кубани.

Учитель литературы:

Прошёл горнило войны известный писатель-сатирик М. Зощенко.

Ученик 5:

Михаил Зощенко.

1 февраля 1915 г. окончил ускоренные четырёхмесячные курсы военного времени и произведён в прапорщики с зачислением по армейской пехоте.

12 марта 1915 г. прибыл в действующую армию. Назначен на должность младшего офицера.

11 февраля 1916 г. награждён орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». 9 июля произведён в поручики.

9 ноября произведён в штабс-капитаны. В январе 1917 г. был представлен в капитаны.

Сам Зощенко считал себя награждённым за Первую мировую пятью орденами.

Учитель истории:

Россия вела борьбу не только на Западном (германском), но и на Восточном (турецком) фронтах. В 1915 году, попав в турецкий плен, войсковой священник Кубанского Казачьего Войска Константин Образцов написал стихотворение, впоследствии ставшее гимном Кубани.

(Звучит Гимн Кубани)

Учитель литературы:

Мы дали небольшую зарисовку о литераторах, которые так или иначе были вовлечены в орбиту Первой Мировой войны. Обращались к этой теме и другие российские писатели.

Кровавая вакханалия отображена в творчестве М.А.Шолохова «Тихий Дон», М.А.Булгакова «Белая гвардия», Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго», А.И.Солженицына «Красное колесо», А.Н.Толстого трилогия «Хождение по мукам». Но об этом речь пойдёт в другой раз.

Учитель истории:

Мы попытались рассказать о Первой Мировой войне с позиции литературных произведений.

Учитель литературы:

К сожалению, должны констатировать: Первая Мировая война незаслуженно забыта не только в историческом плане.

Учитель истории:

Увы, мы не можем похвастаться и тем, что она правдиво, объективно и полно отображена в отечественной литературе.

Учитель литературы:

Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». Своё прошлое, каким бы тяжёлым и горьким оно ни было, необходимо ценить, помнить и уважать.

Учитель истории:

Мы хотим завершить наш разговор маршем, который поднимал и поднимает русское воинство на подвиг. Это всем известное произведение «Прощание славянки».

(Звучит «Прощание славянки»)