Внеклассное мероприятие. Литературно – исторический журнал. 9 – 11 классы. |
Содержание - Русский язык и литература |
Клаузер Лидия Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга» Тюменская область, ЯНАО, п. Красноселькуп. Внеклассное мероприятие. Литературно – исторический журнал. 9 – 11 классы. Тема: «Забытая война». «…Встань за Веру, Русская земля!» Цели: - учить школьников извлекать информацию об исторических событиях не только из научной, но и художественно – публицистической литературы; - способствовать развитию познавательного интереса к незаслуженно забытой и искажённой истории Первой мировой войны; - прививать чувства уважения и любви к прошлому своего Отечества, каким бы тяжёлым и горьким оно ни было. Учитель истории: Приближается столетний юбилей первой мировой войны. Историческая наука довольно детально изучила причины, цели, характер, события и последствия самой разрушительной стихии начала 20-го века. Понятие «война» всегда ассоциируется с кровью, массовыми смертями, бедами и страданиями людей. Равнодушная статистика знает всё: количество воевавших стран, людские и материальные потери. Но она не в силах передать боль и мучения миллионов жертв войны. Сегодня мы рассмотрим первую мировую войну немного с другой позиции. Учитель литературы: Эту войну в научной, публицистической и художественной литературе называли империалистической, германской, захватнической. Редко кто помнит, что изначально её назвали Второй Отечественной. Учитель истории: Первая мировая война изменила судьбы стран и народов, нарушила привычный ход жизни. Особенно больно она ударила по многострадальной России. Учитель литературы: Отставной министр внутренних дел П.Н. Дурново писал Николаю Второму: «Главная тяжесть войны выпадет на нашу долю. … Война эта чревата для нас огромными трудностями. … В стране начнутся революционные выступления. Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддаётся даже предвидению». Учитель истории: Предположения экс – министра оказалось пророческим. Война, начавшаяся с величайшего патриотического подъёма, переросла во всеобщий хаос, погубивший империю и изменивший судьбу России. Учитель литературы: В годы Советской власти события тех лет либо замалчивались, либо грубо искажались. Приоритеты отдавались другим направлениям истории. Учитель истории: Мы не случайно дали нашей композиции название «Забытая война». На фронтах Первой мировой совершались многочисленные подвиги, плечом к плечу сражались представители всех сословий, ещё не разделённые на «белых» и «красных». Больно и стыдно, что в России до сих пор нет памятника участникам этой войны. Хотя инициатива по его созданию уже озвучена. Не в праве мы предавать забвению подвиги наших предков. Учитель литературы: Сегодня мы хотим взглянуть на события Первой Мировой войны глазами писателей и поэтов, участников этих событий. Этому будет посвящен наш литературно – историческийжурнал. Учитель истории: В орбиту военных действий были втянуты многие представители творческой интеллигенции, в том числе и поэты Серебряного века русской литературы. Ученик 1: После начала Первой мировой войны в августе 1914 года Гумилёв записался добровольцем в армию. Вместе с Николаем на войну (по призыву) ушёл и его брат Дмитрий Гумилёв. Примечательно, что, хотя почти все поэты того времени слагали или патриотические, или военные стихи, в боевых действиях добровольцами участвовали лишь двое: Гумилёв и Бенедикт Лившиц. Николай Гумилёв был зачислен вольноопределяющимся в Лейб - Гвардии Уланский Её Величества Полк.19 ноября состоялось первое сражение. За ночную разведку перед сражением он был награждён знаком отличия военного ордена (Георгиевского креста) 4-й степени и повышен в звании до ефрейтора. 15 января1915 года он был произведён в унтер-офицеры. В 1915 году Николай Гумилёв воевал на Западной Украине. Здесь он прошёл самые тяжкие военные испытания, получил 2-й знак отличия военного ордена (Георгиевского креста), которым очень гордился. В 1916 году ему присвоили звание прапорщика. Оставался в окопах вплоть до января 1917 года. Боевые действия сочетал с активной литературной деятельностью.В 1916 году вышел сборник «Колчан», в который вошли стихи на военную тему. Ученик 2: Одним из наиболее ярких является стихотворение «Война» Как собака на цепи тяжелой, А «ура» вдали — как будто пенье И воистину светло и свято Тружеников, медленно идущих, Как у тех, что гнутся над сохою, Но тому, о Господи, и силы
Учитель литературы: Не миновал военной службы и Александр Блок. Ученик 3: Александр Блок – 7 июля 1916 года призван на службу в инженерную часть Всероссийского Земского Союза. Поэт служил в Белоруссии. В боевых действиях участия не принимал. События мировой войны посвятил стихотворение «Коршун». Ученик 4: Чертя за кругом плавный круг, Идут века, шумит война, Учитель истории: Златокудрый певец русской деревни Сергей Есенин в январе 1916 года тоже был призван на службу. Ученик 4: В январе 1916 года Есенина призвали в действующую армию и получил назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Её Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. Вместе с Николаем Клюевым часто выступал перед ранеными в лазарете Царского Села. Будучи пацифистом, о войне он отзывался следующим образом: Ученик 5: Война мне всю душу изьела.
Учитель истории: Россия вела борьбу не только на Западном (германском), но и на Восточном (турецком) фронтах. В 1915 году, попав в турецкий плен, войсковой священник Константин Образцов написал стихотворение, впоследствии ставшее гимном Кубани. Учитель литературы: Прошёл горнило войны известный писатель-сатирик М. Зощенко. Ученик 5: Михаил Зощенко. 1 февраля 1915 г. окончил ускоренные четырёхмесячные курсы военного времени и произведён в прапорщики с зачислением по армейской пехоте. 12 марта 1915 г. прибыл в действующую армию. Назначен на должность младшего офицера. 11 февраля 1916 г. награждён орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». 9 июля произведён в поручики. 9 ноября произведён в штабс-капитаны. В январе 1917 г. был представлен в капитаны. Сам Зощенко считал себя награждённым за Первую мировую пятью орденами. Учитель истории: Россия вела борьбу не только на Западном (германском), но и на Восточном (турецком) фронтах. В 1915 году, попав в турецкий плен, войсковой священник Кубанского Казачьего Войска Константин Образцов написал стихотворение, впоследствии ставшее гимном Кубани. (Звучит Гимн Кубани) Учитель литературы: Мы дали небольшую зарисовку о литераторах, которые так или иначе были вовлечены в орбиту Первой Мировой войны. Обращались к этой теме и другие российские писатели. Кровавая вакханалия отображена в творчестве М.А.Шолохова «Тихий Дон», М.А.Булгакова «Белая гвардия», Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго», А.И.Солженицына «Красное колесо», А.Н.Толстого трилогия «Хождение по мукам». Но об этом речь пойдёт в другой раз. Учитель истории: Мы попытались рассказать о Первой Мировой войне с позиции литературных произведений. Учитель литературы: К сожалению, должны констатировать: Первая Мировая война незаслуженно забыта не только в историческом плане. Учитель истории: Увы, мы не можем похвастаться и тем, что она правдиво, объективно и полно отображена в отечественной литературе. Учитель литературы: Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». Своё прошлое, каким бы тяжёлым и горьким оно ни было, необходимо ценить, помнить и уважать. Учитель истории: Мы хотим завершить наш разговор маршем, который поднимал и поднимает русское воинство на подвиг. Это всем известное произведение «Прощание славянки». (Звучит «Прощание славянки») |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».