Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 3563439
Урок-проект. Тема: «Так ли уж плох Домострой?»
Содержание - Русский язык и литература

Клаузер Лидия Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноселькупская средняя общеобразовательная школа «Радуга» Тюменская область, ЯНАО, п. Красноселькуп. 
ЦельВыстроить парадигму (модель) современной семьи на основе литературных и исторических источников, а также собственных представлений о ценностях семейных взаимоотношений.


Урок-проект. Тема: «Так ли уж плох Домострой?»

Тип урока: урок-проект.

Цель:

Выстроить парадигму (модель) современной семьи на основе литературных и исторических источников, а также собственных представлений о ценностях семейных взаимоотношений.

Задачи:

1.Выявить и проанализировать проблемы семейных взаимоотношений и семейного воспитания в прошлом и настоящем.

2.Развивать у обучающихся умения осуществлять поиск, сравнивать, анализировать, находить способы решения проблем.

3.Способствовать формированию ответственного отношения к семье, как основе становления личности.

Интегрированный урок: литература, история, обществознание, право, русский язык.

Источники:

1.«Гроза» А.Н.Островского.

2.«Обломов» А.И.Гончарова.

3.«Детство» М.Горького.

4.«Тихий Дон» М.Шолохова.

5.«Книга, называемая Домостроем, которая содержит в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину – и мужу, и жене, и детям и слугам, и служанкам».

6.«Поучение Владимира Мономаха».

7.«Кормчая книга».

8.«Стоглав» Ивана Грозного.

9.«Соборное Уложение « - 1649 года.

Оснащение урока: письменные источники, компьютер, смарт-доска, дидактические материалы, аудиозаписи песен, видеофрагмент фильма «Тихий Дон».

Словарь: семья – нуклеарная, патриархальная, партнерская; домострой.

Дидактический словарь:

1.Домострой XXI века.

2.Фрагменты из Домостроя.

-     Поучения отца сыну.

-     Как детей своих воспитывать.

-     Как детям отца и мать любить.

-     Похвала женам.

-     Наказ мужу, и мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить.

-     О неправедной жизни. О праведном житии.

-     Как дом свой лучше устроить. Как порядок в избе навести хорошо и чисто.

3. Загляните в семейный альбом…

Нет, без любви ничьи не прорастают зёрна,

Лишь в доме любящих спокойно и просторно.

                                                                                                           Низами

Ход урока.

I.Начало урока. Звучит песня «Родительский дом».

Объявление темы: «семейные отношения».

Клаузер Л.А.: В начале нашего урока мы хотим вас немного заинтриговать.

(Инсценировка: разговор Бориса с Кулигиным, Кабанихи с детьми.)

1.Определите название произведения и его автора.

2.О какой сфере общественных отношений говорится в приведённых отрывках? (Семейные отношения).

Дубко В.А.: Обратимся к отечественной истории и вспомним, какой документ 16 века лежит в основе семейного строительства?

(Литературный памятник «Домострой»).

Презентация с комментариями.

Клаузер Л.А.:Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

(Приводятся различные варианты).

(Преподаватели корректируют предложения обучающихся и обобщают все высказывания, уточняя тему урока).

Совместными усилиями называется тема:

Дубко В.А.: Так ли уж плох Домострой?

                     или Домострой на новый лад.

 

II.Основная часть.

Дубко В.А.: «Домострой» формировался на протяжении столетий и был завершён в 16 веке. Условно Домострой делится на 7 глав.

Клаузер Л.А.: Внимание! Прослушайте первое задание. В течение 2-3 минут каждая группа работает над предложенным текстом из «Домостроя» и заполняет таблицу.

Дубко В.А.: В качестве первокирпичика можно назвать «Поучения» Владимира Мономаха своим детям. (Обучающиеся зачитывают один из фрагментов).

Клаузер Л.А.: Какими должны быть взаимоотношения между людьми по мнению Мономаха?

Дубко В.А.: Эпоха Средневековья характеризовалась патриархальностью во всех сферах жизни, включая семейную. Эта патриархальность наиболее ярко просматривается в «Домострое». Найдите ключевые положения названного литературно-исторического документа. (Ученики зачитывают названия глав Домостроя.)

Дубко В.А.:Какие их этих правил семейного уклада перекочевали из Средневековья в век 19 и даже в 20? Давайте выясним это, опираясь на российскую классическую литературу.

Клаузер Л.А.:Самые отталкивающие, изменённые до неузнаваемости, унижающие человеческое достоинство, полные ханжества и самодурства, черты «Домостроя» отражены в драме А.Н.Островского «Гроза». Чего стоят только фамилии персонажей пьесы: Дикой, Кабаниха. Они символизируют грубость, хамство, дикость, лицемерие, подлость. На таких пороках нормальную семью создать невозможно.

Дубко В.А.: А чем лучше образ Иудушки Головлёва из произведения М. Е. Салтыкова – Щедрина «Господа Головлёвы», который своими
«благими» намерениями уничтожил и физически и морально некогда благополучную семью.

Клаузер Л.А.: Наиболее консервативным, хранившим заветы дедов и прадедов, был уклад жизни в крестьянской, мещанской, купеческой и старообрядческой среде.

Подтверждением тому служит первая часть трилогии А.М.Горького «Детство».

Дубко В.А.:На несколько мгновений перенесёмся в дом Кашириных.

(Инсценировка отрывка повести).

Дубко В.А.: Патриархальность семейных отношений свято хранилось в казачьих областях, о чем свидетельствуют отдельные фрагменты из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Дубко В.А. –Клаузер Л.А.:

Диалог о семейных традициях казаков.

             (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон»)

Клаузер Л.А.: Дорогие друзья! На основании всего увиденного и услышанного, а также с помощью раздаточного материала давайте разработаем новый, современный Домострой, Домострой 21 века. В нашем Уставе должно быть не более 10-12 ключевых правил, характеризующих значимость общечеловеческих ценностей в семье.

Дубко В.А.: В качестве дополнительного материала вы можете пользоваться советами из книги Н.Козлова «Как относиться к себе и людям». 

Работа в группах. 

Клаузер Л.А.: Каждая группа должна представить по 3-4 правила для нашего общего свода.

Дубко В.А.: Итогом нашего урока будет защита проекта.

 

III. Заключительный этап урока.

Каждая группа предлагает свой вариант проекта, общими усилиями выстраивается парадигма современной семьи.

Домашнее задание. Подумайте, чем бы Вы могли дополнить свой Домострой?

Клаузер Л.А. –Дубко В.А.:

Мы желаем Вам всем успехов, счастья, безоблачной погоды в ваших семьях.

Звучит песня «Погода в доме».