Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7384599
Интегрированный урок в 6 классе на тему «Число, имя числительное, слова со значением числа»
Содержание - Русский язык и литература
02.12.2018 13:25

Николаева Галина Егоровна, учитель русского языка и литературы МОБУ «Хатасская СОШ им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых» село Хатассы города Якутска. 
Подготовка учителя к уроку: 1) проведение конкурса кроссвордов на тему «Число»; 2) составление списка тем для докладов на тему «Меры длины и веса в разных странах»; 3) подготовка текста, проверяющего умение находить в тексте числительные, числа, умение математически грамотно записать числительные с помощью цифр. Задачи урока: 1) научить различать числительное, число и слова со значением числа на основе стилистической работы; 2) вспомнить правописание числительных, расширив круг слов для запоминания; 3) развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя новые формы работы (доклады, кроссворды); 4) развивать интерес к двум наукам на базе получения дополнительной информации; 5) помогать овладению математической терминологией.


Интегрированный урок в VI классе на тему
«Число, имя числительное, слова со значением числа»

Подготовка учителя к уроку:

1) проведение конкурса кроссвордов на тему «Число»;

2) составление списка тем для докладов на тему «Меры длины и веса в разных странах»;

3) подготовка текста, проверяющего умение находить в тексте числительные, числа, умение математически грамотно записать числительные с помощью цифр.

Задачи урока:

1) научить различать числительное, число и слова со значением числа на основе стилистической работы;

2) вспомнить правописание числительных, расширив круг слов для запоминания;

3) развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя новые формы работы (доклады, кроссворды);

4) развивать интерес к двум наукам на базе получения дополнительной информации;

5) помогать овладению математической терминологией.

Ход урока

I.Вступительное слово, в котором учитель говорит о двух формах речи (письменной и устной) и о значении языка в жизни общества.

Чтение статьи «Язык» из книги Л. Успенского «Слово о словах» или главы книги Л.Т. Григорян «Язык мой – друг мой» (М., 1988. – С. 91).

- В чем смысл слов Эзопа?

- Что имеет в виду Эзоп, употребляя слово язык: речь, языковую систему?

- Скажите «своими словами» о роли речи в жизни человека.

II. Объявление темы урока: «Число, имя числительное, слова со значением «числа».

- Какие два предмета соединяет тема сегодняшнего урока? (Русский язык и математику).

На доске написан эпиграф к уроку:

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно…

(В. Суслов)

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова? Связан ли эпиграф с темой урока?

III. Знакомство с научно-лингвистической информацией.

1)Запись на доске:

Имя существительное (кто? Что).

Имя прилагательное (какой?)

Имя числительное (сколько? Какой?)

Глагол (что делать? Что сделать?)

- Достаточно ли грамматического вопроса для определения части речи? (Достаточно).

2) Запись на доске:

Тройка (за ответ), три (товарища), трехместный (корабль «Восток»), утроить усилия;

Сотый (по списку), сто (деревьев), столетний (дуб);

(Новенький) пятак, (стал) пятиклассником, (громадная) пятерня, пять (секунд), пятый (день), пятиэтажный (дом).

Задание классу

1.Прочитайте словосочетания.

2.Определите части речи, пользуясь опорной схемой.

3.Ответьте на вопросы: что общего в словах? Чем они отличаются друг от друга?

Вывод: числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.

IV. Тренировочные упражнения

Задание: 1) прочитать 2) определить части речи 3) записать цифрами или словами.

Сто, одиннадцать, семьдесят один, шестьдесят, девятнадцать, шестнадцать, триста тысяч девятьсот восемьдесят восемь, тысяча девятьсот девяносто три, удвоить, двойник.

V. Игра «Эксперт»

VI. Подводим итоги конкурса кроссвордов.

Победитель читает толкование загаданного слова, верную отгадку учитель вписывает в кроссворд. После заполнения кроссворда проводится небольшая аналитическая работа.

- Что помогает отгадать слово?

- Определите части речи и обоснуйте свой ответ.

- Что можно сказать об особенностях написания загаданных слов?

VII. Словарная работа. В центре внимания слова миллион, миллиард, тысяча

VIII. Чтение. Монологическое высказывание на математическую тему. Форма высказывания доклад.

- Что вы узнали нового?

- Чему научились?

- Что показалось интересным?

- Как кто работал на уроке?