Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7384976
Интегрированный урок: русский язык + математика по теме: "Повторение словообразования и орфографии"
Содержание - Русский язык и литература
11.12.2018 07:01

Головачёва Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы Муниципальное казённое образование средняя общеобразовательная школа №4 города Мирного Архангельской области. 
6 класс. Интегрированный урок русского языка и математики Соавтор: Молодая Татьяна Зиновьевна, учитель математики МКОУ СОШ №4 г.Мирный Архангельской обл.


Интегрированный урок: русский язык + математика по теме:

"Повторение словообразования и орфографии"

6 класс

 

 

Цели урока:

  • Закрепить знания, полученные при изучении раздела «Словообразование и орфография».
  • Отрабатывать умения и навыки морфемного и словообразовательного разбора.
  • Закрепить навыки работы на числовом луче.
  • Вызвать интерес к урокам русского языка и математики.
  • Подчеркнуть межпредметную связь предметов: русский язык, математика.

 

Оборудование: мультимедийная система, перфокарты, буклеты, фонограмма (Р. Вагнер “Времена года”).


Ход урока

I. Вступительное слово учителя

-Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный потому, что мы будем говорить о хорошо знакомых вещах, но и особенный, т.к. речь пойдет о русском языке и о математике одновременно.

Запись числа и темы урока.

-А начнем мы наш урок с кроссворда “Ассорти”.

Ребята, как вы понимаете слово “Ассорти”?


1.Работа с кроссвордом.

 

3

д

о

л

 

и

 

 

с

 

е

 

4

2

к

о

о

р

д

и

н

а

т

а

 

1

н

о

я

б

р

ь

 

р

                             

 

1 слайд

Ноябрь — третий месяц осени.

2 слайд

Координата — число, соответствующее точке на координатном луче.

3 слайд

Доли — равны части целого.

4 слайд

Ар — площадь квадрата со стороной 10 м.

5 слайд

Осень— время года, наступающее после лета.

6 слайд

- Почему наш кроссворд называется “Ассорти”?

- А как вы думаете, как можно связать предметы: математику и русский язык? Сегодня мы увидим, как тесно связаны эти два предмета.

-Прекрасная осенняя пора пролетела незаметно. Будучи дома на каникулах, мы с Вами не успели поделиться впечатлениями о столь дивном времени, воспетом поэтами и писателями, композиторами и художниками. На сегодняшнем уроке мы вспомним чарующие мгновения осени.

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.

Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Это строки из стихотворения поэта, писателя и человека, увлекавшегося математикой, - М.Ю. Лермонтова.

 

II. Основная часть

1. Математическая часть.

-Сейчас мы с вами поработаем на числовой оси.

7 слайд

Отметить на координатном луче точки: Ь(9), О (2), Е (6), С (4), Н (7).

 

- Какое слово получилось на оси? (ОСЕНЬ).

8 слайд

2. Работа со стихотворением.

Обратимся к стихотворению Александра Твардовского «НОЯБРЬ»

9 слайд

В лесу заметней стала елка,

Он прибран засветло и пуст.

И оголенный, как метелка,

Забитый грязью у проселка,

Обдутый изморозью золкой,

Дрожит, свистит лозовый куст.

3. Работа с текстом.

- Сколько предложений в данном стихотворении? (2)

-Всего в стихотворении 20 самостоятельных частей речи. Найдите полные прилагательные. Сколько их? (4). Какую часть составляют полные прилагательные от общего количества? (1/5).

-Составьте предложение об осени, воспользовавшись моими морфемными подсказками:

  • из причастия «оголённый» - корень; окончание – из прилагательного «обдутый»: голый;
  • из существительного «лесу» - корень; окончание – из существительного «куст»: лес;
  • числительное, схожее по значению с числительным «первый»: один;
  • глагол – по выбору.

-Какое предложение получилось?

-Назовите устно морфологические признаки найденного существительного (м.р., ед.ч., И.п., 2 скл.)

4.Работа по словообразованию.

10 слайд

-На числовом луче построить координаты, получить слово, определить способ образования (сложение основ):

Л – 0,375;

Д – 1,5;

 

А – 2;

СТ– 2,125;

 

И – 2,5;

П – 3,5;

 

О – 5.

 

 

11 слайд

правильно расставить математические знаки:

12 слайд


 

5. Повторение орфографии.

13 слайд

  • Игра «Третий лишний»:

Исключите в каждом ряду «лишнее» слово.

1. Коситься, коснуться, касаться.

2. Прикосновение, коса, касательная.

14 слайд

  • Игра «Корректор»

Составь предложения.

1. Солнце, деревьев, вершин, коснулось.

2. И, чуть, лодка, берег, коснулась, остановилась.

3. Вдруг, мелодия, уха, удивительная, коснулась.

4. Осеннее, уже, землю, не греет, солнце.

5. Почти, облака, к, верхушкам, прикасались, берез.

15 слайд

6. Физкультминутка.

Сони, плаксы и задиры,

Выше руки, ноги шире,

Покачались, как деревья на ветру,

Мы сейчас, оказавшись в осеннем лесу.

 

  • Распределительный диктант по орфограммам пре-, при-

 

Неповторимая осенняя сказка прилетает к нам с началом сентября. Мы приходим в лес и внимательно прислушиваемся к птичьим трелям, шороху осенней листвы под ногами. Прекрасный, удивительный мир открывается перед нами.

Присмотритесь и Вы к незримым героям леса. Вот прелестная берёзка. Вот маленький-премаленький кустик брусники. А теперь перед нами стойко преодолевающая все тяготы приближающейся зимы осина.

Прекрасная осенняя пора даёт нам возможность прислушаться, присмотреться к красотам природы.

  • Творческая работа по опорным словам.

-С данными (на доске) словами составьте рассказ на тему «Осень в лесу».

  • Работа с перфокартами И и Е.

-Из текста на слух выписать (в тетради) и распределить (на перфокартах) по столбикам слова. (Богданова с.64 2 вариант «В лес за чудесами»).

  • Самостоятельная работа по буклетам.

I I I. Итог урока.


16 слайд

Синквейн «Осенняя пора» музыкальный цикл произведений Вивальди «Времена года» «Осень»

-Что нового и интересного мы сегодня узнали на нашем уроке?

-К какому выводу мы пришли?

Без знания русского языка невозможно изучить математику, а математика помогает в изучении русского языка. Поэты, художники, композиторы.