Конспект библиотечного урока. Тема: Изображение деревенской жизни в рассказах Ф.А. Абрамова "Валенки" и "В Питер за сарафаном". |
Содержание - Русский язык и литература |
Антонова Надежда Михайловна, педагог-библиотекарь МБОУ «Мошинская средняя школа» Архангельская область Няндомский район д.Петариха. Конспект библиотечного урока. Тема: Изображение деревенской жизни в рассказах Ф.А. Абрамова "Валенки" и"В Питер за сарафаном". Цель: на примере рассказов Ф.А. Абрамова показать тяжёлую жизнь девчонок из деревень Пинеги. Задачи: а) познакомить детей с отдельными моментами биографии Ф.А. Абрамова в форме заочной экскурсии, используя слайды из презентации; б) продолжать обучение выделять на основе прочитанного главные черты характера героев; в) расширить знания учащихся о северной русской обуви и одежде, посредством знакомства с диалектными и устаревшими словами; г) развивать разносторонний читательский интерес и заинтересовать учащихся другими произведениями писателя, порекомендовать рассказы для самостоятельного чтения («Алые олени», «Золотые руки», «О чём плачут лошади» и др). д) воспитывать любовь к родному краю, природе и гордость за наших земляков. Оборудование: портрет Ф. Абрамова, презентация «Заочная экскурсия на малую Родину Ф.Абрамова», таблички с диалектными словами (КАТАНЦЫ, ЧЁСАНКИ, ПИМЫ, КАТАНКИ, КУДЕЛЬ, ПОВОЙНИК, САРАФАН, КОНОПЛЯНЫЙ СИНЯК), рисунки детей, выставка книг. Загадки: Стоит Алена: Платок зеленый, Тонкий стан, Белый ... (Сарафан) Не ботинки, не сапожки, Но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой, Утром – в школу, днём – домой. (Валенки) Обратите внимание на слова, записанные на табличках: КАТАНЦЫ, ЧЁСАНКИ, ПИМЫ, КАТАНКИ, КУДЕЛЬ, ПОВОЙНИК, САРАФАН, КОНОПЛЯНЫЙ СИНЯК) Что обозначают эти слова? (это исконно русская обувь и одежда) Из чего делают валенки? (из овечьей шерсти), а одежду шьют, вяжут (из шерсти и материи). Пословицы о сарафане и валенках (подготовленные учащимися по желанию объясняют смысл) Молодец в кафтане, девка в сарафане. Это сущая коза в сарафане. Вертляв, как зуй. Отчего мужик в кафтане, баба в сарафане? Красна девица до гряд в сарафане до пят. Нет талану, не пришьешь к сарафану. Без шубы и валенок – зима без конца. Сани и валенки готовь с лета. Кто раньше встал, того и валенки. - Кто из вас носит валенки? (Морозной, северной зимой нет обуви лучше, чем валенки!), а кто из вас носит летом сарафан? (Сарафан — не просто летнее платье: это наряд с древней историей.) - Сегодня на библиотечном уроке мы познакомимся с биографией известного северного писателя, нашего земляка. А теперь побеседуем о рассказах "Валенки" и "В Питер за сарафаном", которые вы прочитали самостоятельно. Также мы поговорим о судьбах детей-подростков в то далёкое время. - Назовите автора рассказов "Валенки" и " В Питер за сарафаном"? (Ф. Абрамов) - Знакомы ли вы с этим писателем? (да, он родился в Пинежском районе, он наш земляк). В 2020 году Ф. Абрамову исполнится 100 лет. Я предлагаю совершить небольшую заочную экскурсию в село Веркола и познакомиться с биографией писателя. Презентация «Заочная экскурсия на малую Родину Ф.Абрамова». Ф. Абрамов родился в 1920г., это был високосный год. - Ребята, а какой год называют високосным? (Каждый четвёртый год, имеющий в феврале 29, а не 28 дней) - А в этом году сколько дней было в феврале? (28, невисокосный год), а в 2020 год (високосный) Вот такая судьба была у Ф. Абрамова. - Дети, а как вы думаете, что такое СУДЬБА? Как вы понимаете значение этого слова? СУДЬБА: 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3. Будущее, то, что случится, произойдёт. (С.И. Ожегов.Словарь русского языка.) - Когда вы читали рассказы, все ли слова вам были знакомы и понятны? - С помощью чего, откуда вы узнали значение этих слов? (из словарей, спросили у своих родителей и бабушек) Словарь малознакомых слов по рассказам Ф. Абрамова (Педагог говорит значение слова, а учащиеся называют само слово) Повойник – один из многих видов головных уборов. Конопляный синяк и коклюшница являлись как праздничной, так и обрядовой одеждой пинежских крестьянок. В разных деревнях региона они входили в венчальный, а также погребальный комплекты костюма Кудель-пряжа северная для объемных вещей, которые будут согревать в холодное время года. Верста – русская мера длины чуть больше километра Барак – временное деревянное жильё Бурки – сапоги из войлока Лесозаготовки – заготовка леса Нары – дощатый настил для сна Полушалок – небольшая шаль или большой платок Робить – работать (диалектное) Скорестить – сшить, смастерить (диалектное) Ударник – передовой работник, перевыполняющий положенную норму Шони – самодельная обувь (диалектное) - Вот видите, сколько устаревших, диалектных слов вы узнали! - Что значит диалектное слово? (местное наречие, говор) Кто сможет привести свои примеры таких слов? Может, вы слышали их в речи своих родных или знакомых? Люди всегда хотели узнать свою судьбу. Как они это делали? (гадали) А вы хотите узнать свою судьбу и погадать с помощью валенок. В центре круга лежит валенок, а по краю круга-предметы. Дети по очереди крутят валенок и узнают шуточные предсказания. (Хлеб – к достатку, кольцо – к свадьбе, деньги – богатство, машинка – поездка, бусы – праздник, газета – новости, верёвка – долгое дело, сахар – радость). Учащиеся могут сами попытаться разъяснить значение выпавшего предмета. - А теперь давайте вспомним наши рассказы, их содержание. Будем работать по группам (2 группы) Задание 1 гр: Восстановите последовательность событий рассказа. "Валенки" В доме Косовых сушат одежду. Рассказчик беседует с Дарьей Леонтьевной. Рассказ Дарьи Леонтьевны. Задание 2 гр. Восстановите последовательность событий рассказа "В Питер за сарафаном". 1. Рассказ о том, как бедная крестьянка Олька прошла пешком более полутора тысяч километров с Пинеги до Петербурга, чтобы купить себе сарафан 2. В пути с девушкой много чего приключилось, о чём она рассказывала всю жизнь. 3. Но купив сарафан и вернувшись домой, замуж Ольга не вышла. Односельчане же, прозвав девушку "питербуркой", много раз слушали её и помнили хождение в Петербург, как сказку о стойкости, смелости, упорстве, целеустремлённости и осуществлённой мечте. - Было ли в рассказе то, что вас удивило? Обратите внимание на возраст героинь. - Какое обстоятельство заставило Дарку босиком бежать к начальнику лесопункта? (решила сделать себе подарок к Новому году – просушить валенки), а Ольку идти пешком более полутора тысяч километров с Пинеги до Петербурга? (чтобы купить себе сарафан, потому что думала, что в красивом сарафане её быстрее сосватают). Вывод: в трудные военные и послевоенные годы люди помогали друг другу, чем могли, взаимовыручка спасала жизни. - Как вы думаете, почему Дарья Леонтьевна до сих пор хранит эти валенки? («А от этих молодцев я жить пошла». Добросовестный труд девочки-подростка был вознаграждён, она всю жизнь будет честно трудиться. Дороги как память, подарок самого секретаря райкома.), а Олька сарафан? (что рядом с нами живут простые, неприметные на первый взгляд люди, в жизни которых происходили какие-то важные для них и интересные для нас события. Нужно только повнимательнее посмотреть вокруг себя и выслушать человека... Хорошо, когда память об этих событиях хоть немного скрашивает суровые жизненные будни других людей - Как автор относится к своим героиням? А теперь поработаем с книгой, подтвердите ответы текстами. 1-я гр. Хозяйка сияет с головы до ног. Нажила всё это великолепие своими рученьками. От души радуюсь вместе с Дарьей Леонтьевной. Дарья Леонтьевна молодо смеётся и забывается её тяжёлая и нелёгкая судьба. 2-я гр. На память невольно пришла старинная сказка с ее добрыми и благочестивыми бабушками-задворенками. Впрочем, одета она была по-современному: стеганая коричневая безрукавка, серый матерчатый передник, сапожонки кирзовые, а от прошлого разве что полинялый бордовый сарафан, да домотканый пояс с кистями, да синий повойник, выглядывавший из-под теплого бумазейного платка, по-старинному повязанного концами наперед проложила свой след на Питер безвестная пинежская девчушка. Давно смыт тот след дождями и временем. Скоро смоет время и самое Филиппьевну. Но хождение ее, как сказка, останется в памяти людей. Вывод: На примере этих рассказа мы смогли понять, что такое судьбы людей или тяжёлые обстоятельства на жизненном пути человека. - Ребята! Появилось ли у вас желание прочитать ещё какие-нибудь рассказы Ф.Абрамова? Произведения Ф. Абрамова, которые рекомендуем почитать учащимся: «Алые олени», «Золотые руки», «О чём плачут лошади» и др. Все эти произведения Ф. Абрамова о его малой Родине. Писатель был всем сердцем предан Северу, краю белых ночей и бескрайних лесов, его всегда интересовала жизнь своих земляков. Именно поэтому нам, его землякам, больше всего должны быть интересны его рассказы и повести. - Мне хотелось бы закончить наш урок стихотворением Ольги Фокиной: Храни огонь родного очага, Но не позарься на костры чужие! Таким законом наши предки жили И завещали нам через века: - Храни огонь родного очага!
Рефлексия. «Сегодня на уроке я узнал…», «На уроке мне было…» |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».