Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7385786
Конспект библиотечного урока. Тема: Изображение деревенской жизни в рассказах Ф.А. Абрамова "Валенки" и "В Питер за сарафаном".
Содержание - Русский язык и литература

Антонова Надежда Михайловна, педагог-библиотекарь МБОУ «Мошинская средняя школа» Архангельская область Няндомский район д.Петариха. 
Развивать разносторонний читательский интерес и заинтересовать учащихся другими произведениями писателя, порекомендовать рассказы для самостоятельного чтения для 5-7 классов.


Конспект библиотечного урока. Тема: Изображение деревенской жизни в рассказах Ф.А. Абрамова "Валенки" и"В Питер за сарафаном".

Цель: на примере рассказов Ф.А. Абрамова показать тяжёлую жизнь девчонок из деревень Пинеги.

Задачи:

а) познакомить детей с отдельными моментами биографии Ф.А. Абрамова в форме заочной экскурсии, используя слайды из презентации;

б) продолжать обучение выделять на основе прочитанного главные черты характера героев;

в) расширить знания учащихся о северной русской обуви и одежде, посредством знакомства с диалектными и устаревшими словами;

г) развивать разносторонний читательский интерес и заинтересовать учащихся другими произведениями писателя, порекомендовать рассказы для самостоятельного чтения («Алые олени», «Золотые руки», «О чём плачут лошади» и др).

д) воспитывать любовь к родному краю, природе и гордость за наших земляков.

Оборудование: портрет Ф. Абрамова, презентация «Заочная экскурсия на малую Родину Ф.Абрамова», таблички с диалектными словами (КАТАНЦЫ, ЧЁСАНКИ, ПИМЫ, КАТАНКИ, КУДЕЛЬ, ПОВОЙНИК, САРАФАН, КОНОПЛЯНЫЙ СИНЯК), рисунки детей, выставка книг.

Загадки:

Стоит Алена:

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый ... (Сарафан)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой,

Утром – в школу, днём – домой. (Валенки)

Обратите внимание на слова, записанные на табличках:

КАТАНЦЫ, ЧЁСАНКИ, ПИМЫ, КАТАНКИ, КУДЕЛЬ, ПОВОЙНИК, САРАФАН, КОНОПЛЯНЫЙ СИНЯК)

Что обозначают эти слова? (это исконно русская обувь и одежда)

Из чего делают валенки? (из овечьей шерсти), а одежду шьют, вяжут (из шерсти и материи).

Пословицы о сарафане и валенках

(подготовленные учащимися по желанию объясняют смысл)

Молодец в кафтане, девка в сарафане.

Это сущая коза в сарафане. Вертляв, как зуй.

Отчего мужик в кафтане, баба в сарафане?

Красна девица до гряд в сарафане до пят.

Нет талану, не пришьешь к сарафану.

Без шубы и валенок – зима без конца.

Сани и валенки готовь с лета.

Кто раньше встал, того и валенки.

- Кто из вас носит валенки? (Морозной, северной зимой нет обуви лучше, чем валенки!), а кто из вас носит летом сарафан? (Сарафан — не просто летнее платье: это наряд с древней историей.)

- Сегодня на библиотечном уроке мы познакомимся с биографией известного северного писателя, нашего земляка. А теперь побеседуем о рассказах "Валенки" и "В Питер за сарафаном", которые вы прочитали самостоятельно. Также мы поговорим о судьбах детей-подростков в то далёкое время.

- Назовите автора рассказов "Валенки" и " В Питер за сарафаном"? (Ф. Абрамов)

- Знакомы ли вы с этим писателем? (да, он родился в Пинежском районе, он наш земляк).

В 2020 году Ф. Абрамову исполнится 100 лет. Я предлагаю совершить небольшую заочную экскурсию в село Веркола и познакомиться с биографией писателя.

Презентация «Заочная экскурсия на малую Родину Ф.Абрамова».

Ф. Абрамов родился в 1920г., это был високосный год.

- Ребята, а какой год называют високосным?

(Каждый четвёртый год, имеющий в феврале 29, а не 28 дней)

- А в этом году сколько дней было в феврале? (28, невисокосный год), а в 2020 год (високосный)

Вот такая судьба была у Ф. Абрамова.

- Дети, а как вы думаете, что такое СУДЬБА? Как вы понимаете значение этого слова?

СУДЬБА:

1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий.

2. Доля, участь.

3. Будущее, то, что случится, произойдёт. (С.И. Ожегов.Словарь русского языка.)

- Когда вы читали рассказы, все ли слова вам были знакомы и понятны?

- С помощью чего, откуда вы узнали значение этих слов?

(из словарей, спросили у своих родителей и бабушек)

Словарь малознакомых слов по рассказам Ф. Абрамова

(Педагог говорит значение слова, а учащиеся называют само слово)

Повойник – один из многих видов головных уборов.

Конопляный синяк и коклюшница являлись как праздничной, так и обрядовой одеждой пинежских крестьянок. В разных деревнях региона они входили в венчальный, а также погребальный комплекты костюма

Кудель-пряжа северная для объемных вещей, которые будут согревать в холодное время года.

Верста – русская мера длины чуть больше километра

Барак – временное деревянное жильё

Бурки – сапоги из войлока

Лесозаготовки – заготовка леса

Нары – дощатый настил для сна

Полушалок – небольшая шаль или большой платок

Робить – работать (диалектное)

Скорестить – сшить, смастерить (диалектное)

Ударник – передовой работник, перевыполняющий положенную норму

Шони – самодельная обувь (диалектное)

- Вот видите, сколько устаревших, диалектных слов вы узнали!

- Что значит диалектное слово? (местное наречие, говор)

Кто сможет привести свои примеры таких слов? Может, вы слышали их в речи своих родных или знакомых?

Люди всегда хотели узнать свою судьбу.

Как они это делали? (гадали)

А вы хотите узнать свою судьбу и погадать с помощью валенок.

В центре круга лежит валенок, а по краю круга-предметы. Дети по очереди крутят валенок и узнают шуточные предсказания.

(Хлеб – к достатку, кольцо – к свадьбе, деньги – богатство, машинка – поездка, бусы – праздник, газета – новости, верёвка – долгое дело, сахар – радость).

Учащиеся могут сами попытаться разъяснить значение выпавшего предмета.

- А теперь давайте вспомним наши рассказы, их содержание.

Будем работать по группам (2 группы)

Задание 1 гр: Восстановите последовательность событий рассказа.

"Валенки"

В доме Косовых сушат одежду.

Рассказчик беседует с Дарьей Леонтьевной.

Рассказ Дарьи Леонтьевны.

Задание 2 гр. Восстановите последовательность событий рассказа "В Питер за сарафаном".

1. Рассказ о том, как бедная крестьянка Олька прошла пешком более полутора тысяч километров с Пинеги до Петербурга, чтобы купить себе сарафан

2. В пути с девушкой много чего приключилось, о чём она рассказывала всю жизнь.

3. Но купив сарафан и вернувшись домой, замуж Ольга не вышла. Односельчане же, прозвав девушку "питербуркой", много раз слушали её и помнили хождение в Петербург, как сказку о стойкости, смелости, упорстве, целеустремлённости и осуществлённой мечте.

- Было ли в рассказе то, что вас удивило? Обратите внимание на возраст героинь.

- Какое обстоятельство заставило Дарку босиком бежать к начальнику лесопункта? (решила сделать себе подарок к Новому году – просушить валенки), а Ольку идти пешком более полутора тысяч километров с Пинеги до Петербурга? (чтобы купить себе сарафан, потому что думала, что в красивом сарафане её быстрее сосватают).

Вывод: в трудные военные и послевоенные годы люди помогали друг другу, чем могли, взаимовыручка спасала жизни.

- Как вы думаете, почему Дарья Леонтьевна до сих пор хранит эти валенки?

(«А от этих молодцев я жить пошла». Добросовестный труд девочки-подростка был вознаграждён, она всю жизнь будет честно трудиться. Дороги как память, подарок самого секретаря райкома.), а Олька сарафан? (что рядом с нами живут простые, неприметные на первый взгляд люди, в жизни которых происходили какие-то важные для них и интересные для нас события. Нужно только повнимательнее посмотреть вокруг себя и выслушать человека... Хорошо, когда память об этих событиях хоть немного скрашивает суровые жизненные будни других людей

- Как автор относится к своим героиням? А теперь поработаем с книгой, подтвердите ответы текстами.

1-я гр. Хозяйка сияет с головы до ног. Нажила всё это великолепие своими рученьками. От души радуюсь вместе с Дарьей Леонтьевной. Дарья Леонтьевна молодо смеётся и забывается её тяжёлая и нелёгкая судьба.

2-я гр. На память невольно пришла старинная сказка с ее добрыми и благочестивыми бабушками-задворенками. Впрочем, одета она была по-современному: стеганая коричневая безрукавка, серый матерчатый передник, сапожонки кирзовые, а от прошлого разве что полинялый бордовый сарафан, да домотканый пояс с кистями, да синий повойник, выглядывавший из-под теплого бумазейного платка, по-старинному повязанного концами наперед проложила свой след на Питер безвестная пинежская девчушка. Давно смыт тот след дождями и временем. Скоро смоет время и самое Филиппьевну. Но хождение ее, как сказка, останется в памяти людей.

Вывод: На примере этих рассказа мы смогли понять, что такое судьбы людей или тяжёлые обстоятельства на жизненном пути человека.

- Ребята! Появилось ли у вас желание прочитать ещё какие-нибудь рассказы Ф.Абрамова?

Произведения Ф. Абрамова, которые рекомендуем почитать учащимся: «Алые олени», «Золотые руки», «О чём плачут лошади» и др.

Все эти произведения Ф. Абрамова о его малой Родине. Писатель был всем сердцем предан Северу, краю белых ночей и бескрайних лесов, его всегда интересовала жизнь своих земляков. Именно поэтому нам, его землякам, больше всего должны быть интересны его рассказы и повести.

- Мне хотелось бы закончить наш урок стихотворением Ольги Фокиной:

Храни огонь родного очага,

Но не позарься на костры чужие!

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

- Храни огонь родного очага!

 

Рефлексия. «Сегодня на уроке я узнал…», «На уроке мне было…»