Конспект урока русского языка по теме: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» |
Содержание - Русский язык и литература | ||||||||||||
Пескарева Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Аксубаевская СОШ №3» Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан. Конспект урока по теме: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ Класс: 11 Предмет: русский язык Цели урока: систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Ход урока.
1.Орг.момент. Приветствие учащихся.
2.Проверка домашнего задания: - Проверим ваши знания по изученному материалу, используя структуру КОНЭРС. Вам даны предложения, прочитайте их; определите, чем осложнены эти предложения. Подумайте 3 секунды. Встаньте и пройдите к нужному вам углу («Однородные члены предложения», «Обособленные обстоятельства», «Обращение», «Уточняющие члены предложения», «Сравнительный оборот») 1.От луны небесной, точно от лампады белый блеск разлит. Как соломинкой пьешь мою душу. 2.И вновь, сверкнув из чаши винной, ты поселила в сердце страх своей улыбкою невинной в тяжелозмейных волосах. Два колеса мельницы, наполовину спрятавшись в тень широкой ивы, глядели сердито. 3.Красуйся, град Петров! Зима! Из глубины твоих снегов встают пни деревьев! 4.До утра в степи бураны бушевали, и ветки снегом заметали, и заносили хутора! Евгений тут вздохнул сердечно и размечтался. 5.Там, под этими склонами, мы рассчитывали разбить ночной лагерь. Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую. - Хорошо, вы сделали выбор, а теперь образуйте пары и обсудите данные предложения. Начинает говорить тот, у кого волосы темнее. В вашем распоряжении будет у каждого по 15 секунд. После обсуждения учитель спрашивает по одному участнику из каждой группы. -Молодцы, вы хорошо усвоили прошедший материал. Сегодня мы продолжим говорить об осложнении предложений. 3.Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока. -Перед вами предложения, понаблюдайте и проанализируйте, что объединяет все эти предложения? (раздаются карточки с предложениями) 1. И цветы, и шмели, и трава, и колосья, И лазурь, и полуденный зной… 2. Она с каждым днем все больше убеждалась, что случилось не горе, а счастье… 3. Иногда журавли ни с того ни с сего подпрыгивали и раскрывали огромные белоснежные крылья. 4. Вьюга билась в снасти корабля и широкогорлые трубы, побелевшие от снега, но он был стоек, и тверд, и величав, и страшен.
Учащиеся отвечают, что эти предложения осложнены однородными членами. - Возникает вопрос: что такое однородные члены предложения? (Однородными являются члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, равноправны и независимы друг от друга, связаны сочинительной связью, которая выражается с помощью интонации или интонации и сочинительных союзов, какая интонация? - интонация перечисления) - Какая пунктуационная проблема связана с однородными членами предложения? (расстановка знаков препинания). - Сформулируйте тему урока. («Знаки препинания при однородных членах предложения») -Какую цель мы должны достичь на уроке? (обобщить и систематизировать знания по теме, закрепить навыки и умения постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами) - Где необходимы нам эти знания, навыки, для чего будем работать с этой темой? (при подготовке к экзамену…). -Очень хорошо, я ожидаю от вас сегодня хорошей работы, понимания изученного материала и успешного применения.
- Как связываются однородные члены в предложении? Сейчас я предлагаю выступить вам в роли лингвистов, экспертов и составить таблицу…. (каждая группа на листе бумаги представляет, как могут использоваться однородные члены. 1 группа – «без союзов», 2 группа – «с одиночными союзами», 3 группа – «с повторяющимися союзами», 4 группа – «с двойными союзами». На выполнение задания отводится 3-4 минуты) Каждая группа представляет свою часть таблицы.
- Молодцы! Вы хорошо поработали! - Понаблюдайте за предложениями и сделайте вывод: Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи. (Это предложение с тремя рядами однородных членов: двумя однородными подлежащими, двумя однородными сказуемыми и двумя однородными обстоятельствами.) Запятые нигде не ставятся!
- Сравните это предложение со следующим. Похожи ли они между собой? Как отличаются данные предложения по конструкции? Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Это один ряд однородных членов, так они зависят от одного глагола «сеялся», отвечают на один вопрос – куда? и являются обстоятельствами, поэтому запятая ставится как при повторяющихся союзах.) - В предложении может быть несколько рядов однородных членов, поэтому нужно различать конструкции с однородными членами предложения, соединенными повторяющимися союзами, и конструкции с несколькими рядами однородных членов, которые внутри ряда соединены одиночным союзом. - Посмотрите на данные сочетания слов? Что это? Фразеологические обороты (устойчивые сочетания слов): - Давайте составим алгоритм действий при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами (ТАЙМ ПЭА ШЭА): подумайте 5 секунды, обсудите в парах, начинает участник А. У каждого будет по 30 секунд. Учитель спрашивает одного ученика, при необходимости ответ корректируется другими обучающимися.
3. Этап первичной проверки понимания изученного. - Посмотрите на предложения. (Раздаются карточки. Знаки препинания в предложениях не расставлены.) Встаньте те, кто считает, что нужно поставить одну запятую в 1-м предложении? Во 2-м? в 3-м? (ТЕЙК ОФФ-ТАЧ ДАУН) 1) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. 2) Видны были только верхушки деревьев да извилистый край противоположного берега. 3) Рука его и лицо и синяя спецовка лоснились от сажи и машинного масла. 4) В атмосфере тайных обществ проходила жизнь Пушкина как в Петербурге так и в дальнейшем на юге. Ответ обсуждается.
4. Этап закрепления и применения изученного. 4.1.Задание для учащихся «Проверь себя»: выполнение самостоятельно теста. На выполнение задания дается 3 минуты. Взаимопроверка. 1) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Официальная медицина выступает против самолечения и лечения непроверенными средствами. 2) Северные районы оказались неравноценны как по численности жителей так и по возможностям экономического развития. 3) Иногда лекарственные растения полностью теряют свои лечебные свойства или сохраняют их в незначительной степени. 4) Лебеди величаво плыли по реке либо кружили над водой либо отдыхали у своего домика. Ответ: 2-е предложение. 2) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки. 2) Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки. 3) Культура наша сильна не только и не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки. 4) Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции. Ответ: 3-е предложение. 3) Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Разговор перескакивал с предмета на предмет и становился бессмысленным и ненужным. 2) Тут были старинный сундучок и часы в футляре и комод со множеством отделений. 3) Дом невелик да лежать не велит. 4) Репин писал Пушкина то с вдохновленным лицом то улыбающимся то смотрящим куда-то вдаль. Ответ: 3-е предложение. 4.2. Внимательно прочитайте предложения на карточках. Расставьте знаки препинания. На выполнение задания дается 2 минуты. (Используется структура ТЕЙК ОФФ ТАЧ ДАУН) Встаньте те, у кого нет знаков препинания? Кто поставил 1 запятую? А 2? 1) Перед обедом из окон высовывались мамы и бабушки и звали детей домой. На площади стоял сказочный ледяной терем с резным крыльцом да кружевными наличниками по окнам. Уснув в незнакомом месте, проснулся я ни свет ни заря.
2) Сквозь шум ветра до нас доносился не то собачий лай не то уханье филина. Поэтом можешь ты не быть но гражданином быть обязан Снег да и лед тоже служат источником опасности на дорогах.
3)Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. В этом возгласе было и удивление и благодарность и восторг. Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.
5.Домашнее задание (на выбор): 5.1.Даны слова, напишите словарные статьи к ним и составьте предложения с однородными членами в качестве примеров:
5.2.Составьте 3 задания, аналогичных 16 заданию ЕГЭ по русскому языку. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».