Истомина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ОСОШ №1» Устьянского района Архангельской области. Урок изучения нового материала для обучающихся 6 класса, занимающихся по учебно-методическому комплекту А.Д.Шмелева, Э.А. Флоренской, Л.О. Савчук, Е.Я.Шмелевой. Данная тема изучается в главе 2 в разделе «Правописание». На изучение темы отводится 2 часа. Данный урок – первый в теме.
Конспект урока русского языка «Буквы Е-И в корнях с чередованием».
Предмет: русский язык
Класс: 6
Автор УМК, учебник: А.Д.Шмелев, Э.А. Флоренская, Л.О. Савчук, Е.Я.Шмелева. Русский язык. 6 класс.- М.:Вентана –Граф, 2015 г.
Тема урока: «Буквы Е-И в корнях с чередованием».
Цели урока:
1) Для учителя:
- организация поисковой деятельности обучающихся и подведение их к самостоятельному открытию нового знания;
- формирование орфографических умений в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
- воспитание коммуникативных умений, познавательного интереса
2) Для обучающихся:
- выяснение условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;
- применение правила при написании слов и графическое выделение орфограммы.
Задачи урока:
Образовательные:
а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;
б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,
в) развить умение формулировать определение понятий;
г) обогащать словарный запас учащихся;
д) совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
а) формировать направленность личности на рефлексию собственной деятельности, выработку индивидуального стиля обучения;
б) в целях приобретения коммуникативной компетенции развивать грамотную и образную речь, а также самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; умение сравнивать предложенные языковые единицы, анализировать, формулировать вопросы, делать выводы.
в) развивать внимание, память, логическое мышление;
г) активизировать познавательную деятельности учащихся.
Воспитательные:
а) воспитывать интерес и уважение к русскому языку;
б) воспитывать ценностное отношение к слову;
в) развивать коммуникативные УУД:
г) создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
д) создать условия для взаимодействия учащихся в групповой и парной работе: развивать уважение друг к другу.
Планируемые результаты:
* личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;
* метапредметные:
- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; грамотное изложения своих мыслей,
- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
* предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
Основные понятия: орфограмма, чередование, чередующиеся гласные.
Внутрипредметные связи:
Урок тесно связан с морфологией, морфемикой. Знания состава слова, умения находить корень и суффикс в глаголе помогут сделать правильный выбор в написании буквы е-и в слове.
Межпредметные связи:
Материал, подобранный для изучения темы, связан с литературой.
Формы деятельности, используемые на уроке, разнообразны и связаны с целями, поставленными в начале урока:
- репродуктивный и словесный методы позволяют выяснить степень усвоения материала и активизировать работу;
- практический - использован при самостоятельной работе и при выполнении разнообразных заданий;
- поисковый - в нахождении орфограммы, выделении ее, в определении членов предложения.
Данные методы позволяют реализовать цели урока.
Методическое обеспечение урока:
* презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;
* рабочие листы, алгоритм нахождения орфограммы.
* учебники, тетради.
Используемые технологии: информационно-коммуникационная, технология деятельностного метода, развивающего обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология.
Технологическая карта урока
«Буквы Е-И в корнях с чередованием»
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Формируемые УУД
|
Оргмомент
1 мин.
|
Приветствие учащихся.
Знакомит с организацией учебной деятельности на уроке:
перед вами рабочие листы /Приложение 1 /, с помощью которых определяется успешность работы каждого. На листе представлены виды работ, которые подлежат выполнению и оцениванию.
|
Приветствие учителя.
Подготовка тетрадей к работе ( подписывают дату), знакомятся с рабочими листами к уроку.
|
Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные
|
Актуализация изученного материала
Орфографическая «минутка»
3 мин.
|
СЛАЙД 1 / Приложение 2/
Спрашивает: Какие гласные пропущены? Как называются эти гласные ?
1)з…ря, г…реть, накл…нение, тв…рение, пл…вник
2)изл…жение, прил…гательное, р…стение, ск..кать
3)к…саться, прик…снуться, прик..сновение
4)выр…внять, ур…внение, ср…внение
Спрашивает : Почему слова разделены на эти группы?
Спрашивает: От чего зависит выбор гласных в 1,2, 3, 4 строках
СЛАЙД 2 / Приложение 2/
|
Отвечают: В данных словах пропущены чередующиеся гласные О и А
Отвечают: У данных слов разные способы определения чередующихся гласных
Учащиеся формулируют правило по опоре: от ударения, от согласной корня, от суффикса А, от значения корня.
Самостоятельная работа по выполнению задания 1 /Приложение 1 /
Осуществляют самопроверку (критерии оценивания: «5» - без ошибок, «4» -1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки). Выставляют оценку.
|
Осознанное построение речевого высказывания. Умение применять ранее полученные знания.
Умение классифицировать орфограммы
УУД: познавательные, регулятивные, личностные.
|
Промежуточная рефлексия.
1 мин
|
Спрашивает: правописание каких корней по-прежнему вызывает затруднения? Что для этого нужно сделать?
|
Высказывают свое мнение ( трудности связаны с корнями, в которых чередующиеся гласные зависят от значения слова, нужно учиться различать смысл слов)
|
Учебное сотрудничество, построение речевого высказывания
УУД: личностные, коммуникативные.
|
Определение темы,
постановка цели, определение задач
Лингвистическая задача
2 мин.
|
Слайд 3 / Приложение 2/
Выт…рать, бл…стеть, заб…рать, выж…гать, расст…лить.
Спрашивает: Какие гласные пропущены в словах?
Просит дать название уроку.
Какая цель будет стоять перед каждым из вас?
Спрашивает: Что нужно сделать для того, чтобы узнать?
Что нужно сделать для того, чтобы научиться?
|
Отвечают:пропущены чередующиеся гласные И-Е.
Дают название уроку. Проверяют себя Слайд 4 / Приложение 2/
Подписывают тему урока в тетрадь.
Определяют цели в совместной деятельности с учителем: узнать, от чего зависит написание гласных И- Е в корнях слов, научиться писать слова с чередующимися гласными И – Е.
Планирование деятельности.
Прикрепляют таблички с планом работы на уроке.
Приложение 3
|
Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятель-ности, планирование работы
УУД: регулятивные, коммуникативные
|
Открытие нового знания
Самостоятельная работа с учебным материалом
2 мин
Самостоятельное индивидуальное задание
1мин
Работа у доски
3 мин
|
Спрашивает: С чего начнем?
Где мы можем узнать об этом?
Спрашивает: От чего зависит выбор гласных Е-И?
Кто думает так же? Кто думает иначе?
Предлагает индивидуальное задание на составление алгоритма.
Проверяет правильность выполнения задания.
Предлагает вставить пропущенные буквы и обозначить орфограмму. Слайд 3 / Приложение 2/
|
Отвечают:С изучения правила, которое находится в учебнике.
Работают с материалами учебника на с. 98: читают задание, называют пары слов. Сравнивают их.
Делают предположения, делают выводы ( выбор гласных зависит от наличия или отсутствия суффикса А)
Формулируют правило, заполняя пропуски в предложении.
/Приложение 1 /, задание 2.
Проговаривают правило вслух , рассказывают его друг другу в парах.
Приложение 4
Работают по алгоритму
|
Следование в поведении моральным нормам при ответе одноклассников и чтении вслух.
Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой,
выделять главное
структурировать учебный материал, формулировать вывод.
УУД: познавательные, коммуникативные. личностные.
|
Промежуточная рефлексия.
1 мин
|
Спрашивает: Какую задачу выполняли?
Что помогло справиться с заданием?
Что будем делать дальше?
|
Анализируют свою работу (работа с алгоритмом облегчает выполнение задания), определяют следующий этап урока
(закрепление знаний)
|
Учебное сотрудничество, построение речевого высказывания
УУД: личностные, коммуникативные.
|
Первичное закрепление знаний
Выборочно-распределительный диктант
4 мин
|
Продолжаем работу над правописанием чередующихся гласных Е-И.
Посмотрите на табличку в рабочих листах, сформулируйте задание (задание 3, /Приложение 1/ ).
Ваша задача: услышать в пословице слово с чередованием и распределить его в табличку с Е или с И, выделить орфограмму
1) Лето СОБИРАЕТ, а зима поедает.
2) Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза ПРОДИРАЕТ .
3) Так работаем, что недосуг носу УТЕРЕТЬ.
4) Золотой молоток и железные ворота ОТПИРАЕТ.
5) Надежда УМИРАЕТ последней.
6) Не боги горшки ОБЖИГАЮТ.
7) Мягко СТЕЛЕТ, да жестко спать.
8) Золото и в грязи БЛЕСТИТ.
|
Формулируют задание самостоятельно
(распределить слова с гласной И в корне и с гласной Е в корне).
Выполняют задание 3, /Приложение 1/
Осуществляют взаимопроверку. Слайд 5 / Приложение 2/
(критерии оценивания: «5» - без ошибок, «4» -1 ошибка, «3» - 2-3 ошибки), выставляют оценку.
|
Закрепление умения на слух распределять орфограммы
Закрепление умения работать в паре, объяснять правописание орфограмм.
УУД: регулятивные, коммуникативные
|
Промежуточная рефлексия.
1 мин.
|
Учитель интересуется, чем интересно (полезно) было задание?
|
Анализируют свою работу (помогло закрепить правило).
|
Учебное сотрудничество, построение речевого высказывания
УУД: личностные, коммуникативные.
|
Применение знаний. Дифференциация.
Нахождение верного утверждения
5 мин
|
Предлагает выбрать задание для самостоятельной работы и выполните его.
|
Самостоятельно выбирают задание и выполняют его.
Задание 4, /Приложение 1/
Осуществляют взаимопроверку. Слайд 6 / Приложение 2/
(критерии оценивания: «5» - без ошибок, «4» -1 ошибка, «3» - 2-3 ошибки), выставляют оценку.
|
Умение применять знания.
Формирование адекватной самооценки.
УУД: регулятивные
|
Промежуточная рефлексия.
1 мин
|
Спрашивает: Кто видит корни с чередование Е-И? Кто умеет их писать? Кто различает чередование и безударную гласную корня?
Просит рассказать классу новое правило.
|
Объясняют собственный выбор задания, качество его выполнения, указывают на допущенные ошибки и способы их исправления.
|
Учебное сотрудничество, построение речевого высказывания
УУД: личностные, коммуникативные.
|
Физкультминутка для глаз
1 мин
|
|
|
|
Включение нового знания в систему знаний и повторения.
Сотрудничество в группах.
5 мин.
Защита групповых проектов
4 мин.
|
Предлагает распределиться по группам и выполнить творческое задание.
Слайд 7 / Приложение 2/
Спрашивает: Важно ли это задание для вас? Почему?
Спрашивает: Какова степень участия каждого члена группы?
|
Распределяются на группы.
Представляют результаты групповой работы, анализируют ход ее выполнения.
Отмечают важность задания, т.к. помогать родителям нужно всегда
Дают оценку работы группы, определяют степень участия каждого члена группы)
|
Следование в поведении моральным нормам при совместной работе, учебное сотрудничество. Умение работать с текстом, умение работать в группе
УУД: личностные,
познавательные, коммуникативные.
|
Контроль усвоения знаний.
Тестовый контроль знаний
6 мин.
|
Спрашивает: Что удалось сделать?
Какой пункт плана остался невыполненным?
Слайд 8-13/ Приложение 2/
|
Отвечают: Изучили правило, составили алгоритм нахождения орфограммы, закрепили полученные знания в ходе выполнения различных заданий.
Следующий этап урока – закрепление.
Выполняют тестовое задание, осуществляют самопроверку Слайд 14 / Приложение 2/
|
Определение уровня усвоения знания, формирование умения применять правило.
УУД: познавательные, регулятивные
|
Рефлексия
2 мин
|
Спрашивает: Где можно применить новые знания?
Просит оценить себя на уроке.
|
Говорят о том, что нужно стараться стать грамотным человеком, это нужно вжизни
Анализируют свою работу и степень усвоения нового знания.
|
Установление результата намеченной цели.
Закрепление умения оценивать самого себя, обобщение полученных на уроке сведений.
УУД: регулятивные, личностные
|
Домашнее задание
( на выбор).
2 мин
|
Говорит: Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.
На выбор:
упр.86 (1-устно, 2 или 3 - письменно)
или
Составить текст на тему «Как я помогаю маме», используя в каждом предложении слово с чередующимися гласными И-Е в корнях.
Слайд 15 /Приложение 2/
|
Записывают домашнее задание
|
|
Приложение 1
Рабочий лист.
Задание 1. Вставить пропущенные буквы.
1)з…ря, г…реть, накл…нение, тв…рение, пл…вник
2)изл…жение, прил…гательное, р…стение, ск..кать
3)к…саться, прик…снуться, прик..сновение
4)выр…внять, ур…внение, ср…внение
Задание 2. Заполнить пропуски в предложении.
Выбор гласной И-Е в корнях с чередованием зависит от ________: в корне пишется __, если после корня есть _____.
Исключения: _____________________________________
Задание 3.
Задание 4. Выберите то утверждение, с которым вы согласны, и выполните задание.
Утверждение 1. Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и.
Запишите предложения. Найдите в них слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.
1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.
Утверждение 2. Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.
Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.
Утверждение 3. Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.
Подсказка: Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и», если есть суффикс -а-, когда его нет ‑ «е».
Выпишите в первый столбик словосочетания с чередующимися гласными в корне, во второй – с проверяемыми.
Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
|