Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4982371
Конспект урока русского языка «Буквы Е-И в корнях с чередованием».
Содержание - Русский язык и литература
24.07.2019 09:52

Истомина Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «ОСОШ №1» Устьянского района Архангельской области. 
Урок изучения нового материала для обучающихся 6 класса, занимающихся по учебно-методическому комплекту А.Д.Шмелева, Э.А. Флоренской, Л.О. Савчук, Е.Я.Шмелевой. Данная тема изучается в главе 2 в разделе «Правописание». На изучение темы отводится 2 часа. Данный урок – первый в теме.

 


 

Конспект урока русского языка «Буквы Е-И в корнях с чередованием».

Предмет: русский язык

Класс: 6

Автор УМК, учебник: А.Д.Шмелев, Э.А. Флоренская, Л.О. Савчук, Е.Я.Шмелева. Русский язык. 6 класс.- М.:Вентана –Граф, 2015 г.

Тема урока: «Буквы Е-И в корнях с чередованием».

Цели урока:

1) Для учителя:

- организация поисковой деятельности обучающихся и подведение их к самостоятельному открытию нового знания;

- формирование орфографических умений в определении способа выбора написания Е-И в корнях с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;

- воспитание коммуникативных умений, познавательного интереса

2) Для обучающихся:

- выяснение условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;

- применение правила при написании слов и графическое выделение орфограммы.

Задачи урока:

Образовательные:

а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием;

б) формировать навык правильного написания корней с чередованием,

в) развить умение формулировать определение понятий;

г) обогащать словарный запас учащихся;

д) совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

а) формировать направленность личности на рефлексию собственной деятельности, выработку индивидуального стиля обучения;

б) в целях приобретения коммуникативной компетенции развивать грамотную и образную речь, а также самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; умение сравнивать предложенные языковые единицы, анализировать, формулировать вопросы, делать выводы.

в) развивать внимание, память, логическое мышление;

г) активизировать познавательную деятельности учащихся.

Воспитательные:

а) воспитывать интерес и уважение к русскому языку;

б) воспитывать ценностное отношение к слову;

в) развивать коммуникативные УУД:

г) создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

д) создать условия для взаимодействия учащихся в групповой и парной работе: развивать уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

* личностные: понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата;

* метапредметные:

- познавательные: анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; грамотное изложения своих мыслей,

- регулятивные: выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;

- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.

* предметные: усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;

Основные понятия: орфограмма, чередование, чередующиеся гласные.

Внутрипредметные связи:

Урок тесно связан с морфологией, морфемикой. Знания состава слова, умения находить корень и суффикс в глаголе помогут сделать правильный выбор в написании буквы е-и в слове.

Межпредметные связи:

Материал, подобранный для изучения темы, связан с литературой.

Формы деятельности, используемые на уроке, разнообразны и связаны с целями, поставленными в начале урока:

- репродуктивный и словесный методы позволяют выяснить степень усвоения материала и активизировать работу;

- практический - использован при самостоятельной работе и при выполнении разнообразных заданий;

- поисковый - в нахождении орфограммы, выделении ее, в определении членов предложения.

Данные методы позволяют реализовать цели урока.

Методическое обеспечение урока:

* презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»;

* рабочие листы, алгоритм нахождения орфограммы.

* учебники, тетради.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная, технология деятельностного метода, развивающего обучения, проблемного обучения, разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология.


Технологическая карта урока

«Буквы Е-И в корнях с чередованием»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Оргмомент

1 мин.

Приветствие учащихся.

 

Знакомит с организацией учебной деятельности на уроке:

 

перед вами рабочие листы /Приложение 1 /, с помощью которых определяется успешность работы каждого. На листе представлены виды работ, которые подлежат выполнению и оцениванию.

 

 

Приветствие учителя.

 

Подготовка тетрадей к работе ( подписывают дату), знакомятся с рабочими листами к уроку.

Создание доброжелательной атмосферы на уроке. Мотивация на учебу, состояние ситуации успеха.

Принцип психологической комфортности.

 

УУД: личностные, коммуникативные

Актуализация изученного материала

 

 

Орфографическая «минутка»

 

3 мин.

СЛАЙД 1 / Приложение 2/

Спрашивает: Какие гласные пропущены? Как называются эти гласные ?

 

1)з…ря, г…реть, накл…нение, тв…рение, пл…вник

2)изл…жение, прил…гательное, р…стение, ск..кать

3)к…саться, прик…снуться, прик..сновение

4)выр…внять, ур…внение, ср…внение

 

Спрашивает : Почему слова разделены на эти группы?

 

 

 

 

Спрашивает: От чего зависит выбор гласных в 1,2, 3, 4 строках

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 2 / Приложение 2/

 

Отвечают: В данных словах пропущены чередующиеся гласные О и А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают: У данных слов разные способы определения чередующихся гласных

 

 

Учащиеся формулируют правило по опоре: от ударения, от согласной корня, от суффикса А, от значения корня.

 

Самостоятельная работа по выполнению задания 1 /Приложение 1 /

 

Осуществляют самопроверку (критерии оценивания: «5» - без ошибок, «4» -1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки). Выставляют оценку.

 

Осознанное построение речевого высказывания. Умение применять ранее полученные знания.

Умение классифицировать орфограммы

 

УУД: познавательные, регулятивные, личностные.

 

 

Промежуточная рефлексия.

 

 

     1 мин

Спрашивает: правописание каких корней по-прежнему вызывает затруднения? Что для этого нужно сделать?

Высказывают свое мнение ( трудности связаны с корнями, в которых чередующиеся гласные зависят от значения слова, нужно учиться различать смысл слов)

Учебное сотрудничество, построение речевого высказывания

УУД: личностные, коммуникативные.

Определение темы,

постановка цели, определение задач

 

Лингвистическая задача

 

 

2 мин.

Слайд 3 / Приложение 2/

 

Выт…рать, бл…стеть, заб…рать, выж…гать, расст…лить.

 

Спрашивает: Какие гласные пропущены в словах?

 

 

Просит дать название уроку.

 

 

 

 

 

 

 

Какая цель будет стоять перед каждым из вас?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спрашивает: Что нужно сделать для того, чтобы узнать?

Что нужно сделать для того, чтобы научиться?

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают:пропущены чередующиеся гласные И-Е.

 

Дают название уроку. Проверяют себя Слайд 4 / Приложение 2/

 

Подписывают тему урока в тетрадь.

 

 

Определяют цели в совместной деятельности с учителем: узнать, от чего зависит написание гласных И- Е в корнях слов, научиться писать слова с чередующимися гласными И – Е.

 

Планирование деятельности.

Прикрепляют таблички с планом работы на уроке.

Приложение 3

Умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему, определять цель учебной деятель-ности, планирование работы

 

УУД: регулятивные, коммуникативные

Открытие нового знания

 

 

Самостоятельная работа с учебным материалом

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное индивидуальное задание

 

1мин

 

 

 

Работа у доски

3 мин

Спрашивает: С чего начнем?

 

 

 

Где мы можем узнать об этом?

 

 

 

 

 

 

 

Спрашивает: От чего зависит выбор гласных Е-И?

Кто думает так же? Кто думает иначе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Предлагает индивидуальное задание на составление алгоритма.

Проверяет правильность выполнения задания.

 


Предлагает вставить пропущенные буквы и обозначить орфограмму. Слайд 3 / Приложение 2/

 

Отвечают:С изучения правила, которое находится в учебнике.

 

Работают с материалами учебника на с. 98: читают задание, называют пары слов. Сравнивают их.

 

 

 

 

Делают предположения, делают выводы ( выбор гласных зависит от наличия или отсутствия суффикса А)

Формулируют правило, заполняя пропуски в предложении.

/Приложение 1 /, задание 2.

Проговаривают правило вслух , рассказывают его друг другу в парах.

 

Приложение 4

 

 

 

Работают по алгоритму

 

Следование в поведении моральным нормам при ответе одноклассников и чтении вслух.

Умение преобразовывать информацию из одного вида в другой,

выделять глав­ное

структурировать учебный материал, формулировать вывод.

 

УУД: познавательные, коммуникативные. личностные.

 

 

 

 

Промежуточная рефлексия.

 

1 мин

Спрашивает:   Какую задачу выполняли?

Что помогло справиться с заданием?

Что будем делать дальше?

Анализируют свою работу (работа с алгоритмом облегчает выполнение задания), определяют следующий этап урока

(закрепление знаний)

Учебное сотрудничество, построение речевого высказывания

УУД: личностные, коммуникативные.

Первичное закрепление знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выборочно-распределительный диктант

 

   4 мин

Продолжаем   работу над правописанием чередующихся гласных Е-И.

 

Посмотрите на табличку в рабочих листах, сформулируйте задание (задание 3, /Приложение 1/ ).

 

 

 

 

Ваша задача: услышать в пословице слово с чередованием и распределить его в табличку с Е или с И, выделить орфограмму

 

1) Лето СОБИРАЕТ, а зима поедает.

2) Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза   ПРОДИРАЕТ .

3) Так работаем, что недосуг носу УТЕРЕТЬ.

4) Золотой молоток и железные ворота ОТПИРАЕТ.

5) Надежда УМИРАЕТ последней.

6) Не боги горшки   ОБЖИГАЮТ.

7) Мягко СТЕЛЕТ, да жестко спать.

8) Золото и в грязи БЛЕСТИТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют задание самостоятельно

(распределить слова с гласной И в корне и с гласной Е в корне).

Выполняют задание 3, /Приложение 1/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осуществляют взаимопроверку. Слайд 5 / Приложение 2/

(критерии оценивания: «5» - без ошибок, «4» -1 ошибка, «3» - 2-3 ошибки), выставляют оценку. 

 

Закрепление умения на слух распределять орфограммы

Закрепление умения работать в паре, объяснять правописание орфограмм.

 

УУД: регулятивные, коммуникативные

Промежуточная рефлексия.

 

1 мин.

Учитель интересуется, чем интересно (полезно) было задание?

 

Анализируют свою работу (помогло закрепить правило).

Учебное сотрудничество, построение речевого высказывания

УУД: личностные, коммуникативные.

Применение знаний. Дифференциация.

 

 

Нахождение верного утверждения

 

5 мин

Предлагает выбрать задание для самостоятельной работы и выполните его.

 

Самостоятельно выбирают задание и выполняют его.

Задание 4, /Приложение 1/

Осуществляют взаимопроверку. Слайд 6 / Приложение 2/

(критерии оценивания: «5» - без ошибок, «4» -1 ошибка, «3» - 2-3 ошибки), выставляют оценку.

 

 

Умение применять знания.

Формирование адекватной самооценки.

 

УУД: регулятивные

Промежуточная рефлексия.

1 мин

Спрашивает: Кто видит корни с чередование Е-И? Кто умеет их писать? Кто различает чередование и безударную гласную корня?

Просит рассказать классу новое правило.

 

Объясняют собственный выбор задания, качество   его выполнения, указывают на допущенные ошибки и способы их исправления.

Учебное сотрудничество, построение речевого высказывания

УУД: личностные, коммуникативные.

Физкультминутка для глаз

1 мин

 

 

 

Включение нового знания в систему знаний и повторения.

 

 

 

 

Сотрудничество в группах.

5 мин.

 

 

Защита групповых проектов

4 мин.

 

Предлагает распределиться по группам и выполнить творческое задание.

Слайд 7 / Приложение 2/

 

 

 

 

Спрашивает: Важно ли это задание для вас? Почему?

 

 

 


Спрашивает: Какова степень участия каждого члена группы?

Распределяются на группы.

 

 

Представляют результаты групповой работы, анализируют ход ее выполнения.

 

Отмечают важность задания, т.к. помогать родителям нужно всегда

 

Дают оценку работы группы, определяют степень участия каждого члена группы)

Следование в поведении моральным нормам при совместной работе, учебное сотрудничество. Умение работать с текстом, умение работать в группе

 

 

УУД: личностные,

познавательные, коммуникативные.

Контроль усвоения знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестовый контроль знаний

6 мин.

Спрашивает: Что удалось сделать?

Какой пункт плана остался невыполненным?

 

 

 

 

 

 

Слайд 8-13/ Приложение 2/

 

Отвечают: Изучили правило, составили алгоритм нахождения орфограммы, закрепили полученные знания в ходе выполнения различных заданий.

Следующий этап урока – закрепление.

 

Выполняют тестовое задание, осуществляют   самопроверку Слайд 14 / Приложение 2/

Определение уровня усвоения знания, формирование умения применять правило.

 

УУД: познавательные, регулятивные

 

Рефлексия

 

 

2 мин

Спрашивает:   Где можно применить новые знания?

Просит оценить себя на уроке.

 

 

Говорят о том, что нужно стараться стать грамотным человеком, это нужно вжизни

 

Анализируют свою работу и степень усвоения нового знания.

Установление результата намеченной цели.

Закрепление умения оценивать самого себя, обобщение полученных на уроке сведений.

 

УУД: регулятивные, личностные

Домашнее задание

( на выбор).

 

 

 

 

 

 

2 мин

Говорит: Прав был Козьма Прутков, воззвавший к нам: «Зри в корень!» Если научиться видеть корень в каждом слове, знать его правописание, то абсолютно все слова можно произносить и писать грамотно.

На выбор:

упр.86 (1-устно, 2 или 3 - письменно)  

или

Составить текст на тему «Как я помогаю маме», используя в каждом предложении слово с чередующимися гласными И-Е в корнях.

 

Слайд 15 /Приложение 2/

Записывают домашнее задание

 

 

Приложение 1

Рабочий лист.

Задание 1. Вставить пропущенные буквы.


1)з…ря, г…реть, накл…нение, тв…рение, пл…вник

2)изл…жение, прил…гательное, р…стение, ск..кать

3)к…саться, прик…снуться, прик..сновение

4)выр…внять, ур…внение, ср…внение

Задание 2. Заполнить пропуски в предложении.

Выбор гласной И-Е в корнях с чередованием зависит от ________: в корне пишется __, если после корня есть _____.

Исключения: _____________________________________

Задание 3.

Е

И

 

 

 

 

 

Задание 4. Выберите то утверждение, с которым вы согласны, и выполните задание.

Утверждение 1.  Я умею находить в предложениях слова, в которых есть корни с чередованием гласных е//и.

Запишите предложения. Найдите в них  слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.

1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.

Утверждение 2. Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и.

Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.

Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.

Утверждение 3. Я умею правильно писать слова с чередованием гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием гласных от корня с проверяемой безударной гласной.

Подсказка: Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и», если есть суффикс -а-, когда его нет ‑ «е».

Выпишите в первый столбик словосочетания с чередующимися гласными в корне, во второй – с проверяемыми.

Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.

 
 Приложение 2

 Приложение 3
alt

 Приложение 4
alt