Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Безличные предложения» |
Содержание - Русский язык и литература | |||||||||||||||||||||||||||||
02.09.2019 08:42 | |||||||||||||||||||||||||||||
Янеева Людмила Георгиевна, учитель учитель русского языка и литературы, МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда», Надымского района, ЯНАО. Конспект урока русского языка в 8 классе Тема урока: Безличные предложения. Вид урока: изучение новой темы. Место урока в системе уроков по теме: 3 урок по теме «Односоставные предложения. Безличные предложения». Использованная технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо, игровая технология. Использованные приемы: «Мозговой штурм», «Лови ошибку», кластер, игра «Да», «Нет» Формы организации образовательного процесса: фронтальная, групповая, индивидуальная Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый Оборудование: раздаточные карточки, таблица «Способы выражения сказуемого в БП», электронная тетрадь от видеоурока (videouroki.net), учебник Л.А.Тростенцовой, А.Д.Дейкина «Русский язык. 8 класс», клише кластера. Формирование УУД. Метапредметные. Познавательные: -самостоятельно выделять и формулировать цель, тему; -осознанно строить сообщения; -использовать схемы; -извлекать информацию; -сравнивать и оценивать информацию. Регулятивные: -осуществлять контроль по результату; -выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; -адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок. Коммуникативные: -предлагать помощь и сотрудничество; -строить монологическое высказывание; -вести диалог, слушать собеседника; -осуществлять взаимный контроль. Планируемые личностные результаты: -готовность и способность к саморазвитию; -самооценка на основе критериев; - навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты. Предметные. Повторить теоретические сведения об односоставных предложениях, ввести понятие "безличные предложения", определить способы выражения сказуемого в безличных предложениях, продолжить работу по восполнению пробелов в орфографии, развивать речь и творческие способности, работать над развитием речи учащихся, вести планомерную подготовку к ОГЭ
Ход урока 1.Организационный момент. - Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подарим улыбки нашим гостям. Будьте любознательны – и многое вам откроется. Будьте мудры – и многих ошибок вы сумеете избежать. Будьте отважны – и вы победите. 2.Актуализация знаний - Предлагаю наш урок начать с синтаксической разминки «Лови ошибку!». Я считаю, что виды предложений в таблице на слайде указаны неправильно. Ваша задача – найти ошибки и исправить их. Сегодня на уроке мы будем работать на рабочих листах. Они лежат у вас на столе. Запишите в них число и классная работа.
(Максимальное количество баллов – 6) Учащиеся в течение трех минут выполняют задание, затем проводят взаимопроверку работ по слайду. Выставляют балл за работу (за каждое правильно угаданное предложение ставится 1 балл) -Каких предложений встретили больше? (Односоставных) -Давайте вспомним, что мы знаем об односоставных предложениях.(Прием «Мозговой штурм»). Предлагаю разделиться на 3 команды. Каждая команда задает другой команде вопрос, связанный с односоставным предложением (Максимальное количество баллов – за каждый правильный ответ и вопрос по 1 баллу) 3. Создание проблемной ситуации. - Обратите внимание на слайд, перед вами пять предложений. Определите, какие они? (Определенно-личное, неопределенно-личное, назывное, обобщенно-личное, пятое предложение – безличное) 1.Морозное утро. 2.Идешь в школу и видишь на снегу белых куропаток. 3.Шила в мешке не утаишь. 4.Во дворе играют в снежки. 5. По утрам морозит. - О пятом предложении затрудняемся пока сказать. (Дети говорят, что в этом предложении говорится о состоянии природы.Сказуемое выражено безличным глаголом. Производим синтаксический разбор предложения. Морозит – фонетический разбор.) - Какая тема нашего урока? - Безличные предложения. - Какие цели мы сегодня на уроке должны достичь? Целеполагание:(дети говорят) 1.познакомиться ещё с одним типом односоставных предложений; 2.узнать грамматические признаки данного типа предложений; 3.научиться находить в тексте и употреблять в речи безличные предложения. - Для этого мы должны выполнить следующие задачи: 1. изучить теоретический материал по учебнику параграф 35; 2. выполнить упражнения, чтобы научиться находить в текстах БП; 3. проверить понимание темы; 4. учиться составлять собственный текст с БП, с целью использования в своей речи. 4.Усвоение знаний и развитие УУД. (Дети изучают параграф 35. Материал излагают на рабочем листе в виде кластера. Частично схема дана) Один ученик выходит к доске и рассказывает по своему кластеру о БП. Остальные дополняют своими примерами. - Частично что мы знали по теме Безличные предложения? (Мы знали о безличных глаголах и категории состояния человека и природы.(материал 7 класса) вывесить таблицы) 5.Первичное закрепление. Задания для групп. Найдите и выпишите в тетрадь только безличные предложения, обозначьте в каждом из них грамматическую основу, укажите способ выражения сказуемого. После выполнения даются ключи с ответами, осуществляется самопроверка. Упражнение 1 группы. 1) В горнице моей светло. 2) Пахнет ёлками и снегом. 3) Сразу тьма спустилась! 4) Хмурый лес качался. 5) Утром нам принесли письмо. 6) Рассвело. 7) Топи да болота, синий плат небес. 8) Взбегу на холм и упаду в траву. 9) Дороги не видно. 10) Ребёнку не спится. Упражнение 2 группы. 1) Темнеет. 2) Мне хочется научиться играть на фортепиано. 3) Весна. 4) В лесу дышится легко. 5) Пробираемся сквозь сугробы. 6) С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. 7) Шила в мешке не утаишь. 8) Быть грозе. 9) Вокруг не было ни души. 10) Забудь заботы и печали! Упражнение 3 группы. 1) Стал накрапывать дождь. 2) Пробираемся сквозь сугробы. 3) Мне по ночам не спится. 4) Уже поздно. 5) Словами горю не поможешь. 6) Степь и дали. 7) На улице ветрено. 8) Вечереет. 9) Мне нездоровится. 10) Жизнь прожить – не поле перейти. (Максимальное количество баллов – 5) Индивидуальное задание Семенихину Александру и Шумилову.Евгению. Сообщение из истории безличных предложений: (Сообщение Махметовой Виктории из истории) - Обратимся к истории. Как считают известные лингвисты Овсянников, Куликов и Пешковский, самыми древними конструкциями среди односоставных предложений были безличные. Раньше наши предки говорили так: Вечер вечереет Мороз морозит. Свет светает. Со временем люди научились обобщать. И эти двусоставные предложения превратились в односоставные: Вечереет. Морозит. Светает. Преобразуем двусоставные предложения в односоставные безличные. Упр. 201 по учебнику, одно упражнение по электронной тетради (по группам) 1) По вечерам отец пишет особенно легко. – По вечерам отцу пишется особенно легко. По вечерам отцу не пишется. 2) Девушка с утра поёт. – С утра девушке не поётся.3). Старик весь день спит. – Старику весь день не спится. (Состояние человека) (Максимальное количество баллов – 3) Упр.200. Состояние природы. Работа в группе. Составляют безличные предложения о ветре, дожде, громе, молнии. Меняются местами и продолжают работать на листе другой группы. (Стемнело. Стало ветрено. Моросит. Гремит. Сверкает. Невозможно выйти на улицу. Всё залило дождём. Так хорошо дышится после грозового дождя.) (За каждое правильное предложение 1 балл) Контрольные раздаточные карточки. (3 мин) Определите вид предложений и запишите номера в таблицу.
1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин) 2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин) 3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков) 4) От её голоса повеяло теплотой. 5) Вдыхаешь запах морозной прохлады. 6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме. 7) В ту ночь никому не спалось. 8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес. 9) В избе жарко натопили. 10) В воздухе пахнет сосновой смолой.
Рефлексия. По электронной тетради (videouroki.net) упр.231. Возращение к целеполаганию: 1.познакомиться ещё с одним типом односоставных предложений; 2.узнать грамматические признаки данного типа предложений; 3.научиться находить в тексте и употреблять в речи безличные предложения. Вывод. ИГРА «ДА – НЕТ» 1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ) 2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ) 3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА) 4) Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА) 5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)
Подведение итогов: подсчет баллов: «5» - 30-34 баллов «4» - 25-29 баллов «3» - 17-24баллов «2» - 16 и меньше баллов Домашнее задание (по выбору): 1. Упражнение 199 2. Написать сочинение-миниатюру по данному началу: Утро морозное, ясное, и дома не сидится… К вечеру похолодало …(с использованием безличных предложений). |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».