Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 7869249
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Безличные предложения»
Содержание - Русский язык и литература
02.09.2019 08:42

Янеева Людмила Георгиевна, учитель учитель русского языка и литературы, МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда», Надымского района, ЯНАО. 
Данный урок разработан для учащихся 8 класса. Тип урока – объяснение нового материала. Урок построен по требованию ФГОС.


Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема урока: Безличные предложения.

Вид урока: изучение новой темы.

Место урока в системе уроков по теме: 3 урок по теме «Односоставные предложения. Безличные предложения».

Использованная технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо, игровая технология.

Использованные приемы: «Мозговой штурм», «Лови ошибку», кластер, игра «Да», «Нет»

Формы организации образовательного процесса: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый

Оборудование: раздаточные карточки, таблица «Способы выражения сказуемого в БП», электронная тетрадь от видеоурока (videouroki.net), учебник Л.А.Тростенцовой, А.Д.Дейкина «Русский язык. 8 класс», клише кластера.

Формирование УУД.

Метапредметные.

Познавательные:

-самостоятельно выделять и формулировать цель, тему;

-осознанно строить сообщения;

-использовать схемы;

-извлекать информацию;

-сравнивать и оценивать информацию.

Регулятивные:

-осуществлять контроль по результату;

-выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

-адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению ошибок.

Коммуникативные:

-предлагать помощь и сотрудничество;

-строить монологическое высказывание;

-вести диалог, слушать собеседника;

-осуществлять взаимный контроль.

Планируемые личностные результаты:

-готовность и способность к саморазвитию;

-самооценка на основе критериев;

- навыки сотрудничества, умение не создавать конфликты.

Предметные.

Повторить теоретические сведения об односоставных предложениях, ввести понятие "безличные предложения", определить способы выражения сказуемого в безличных предложениях, продолжить работу по восполнению пробелов в орфографии, развивать речь и творческие способности, работать над развитием речи учащихся, вести планомерную подготовку к ОГЭ

 

Ход урока

1.Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подарим улыбки нашим гостям.

Будьте любознательны – и многое вам откроется.

Будьте мудры – и многих ошибок вы сумеете избежать.

Будьте отважны – и вы победите.

2.Актуализация знаний

- Предлагаю наш урок начать с синтаксической разминки «Лови ошибку!». Я считаю, что виды предложений в таблице на слайде указаны неправильно. Ваша задача – найти ошибки и исправить их. Сегодня на уроке мы будем работать на рабочих листах. Они лежат у вас на столе. Запишите в них число и классная работа.

Предложения

Виды предложений

(первоначальные)

Правильный вариант

1.Вечерний час.

Двусоставное

 

2.В долину тень сползла.

Односоставное, назывное.

 

3.Выхожу из дому рано утром.

Односоставное, неопределённо-личное

 

4.Сообщили о резком похолодании.

Односоставное,

определенно – личное.

 

5.Установились морозные безветренные дни.

Двусоставное.

 

6.А приглядитесь к снегу!

Односоставное, определённо-личное.

 

 

(Максимальное количество баллов – 6)

Учащиеся в течение трех минут выполняют задание, затем проводят взаимопроверку работ по слайду. Выставляют балл за работу (за каждое правильно угаданное предложение ставится 1 балл)

-Каких предложений встретили больше? (Односоставных)

-Давайте вспомним, что мы знаем об односоставных предложениях.(Прием «Мозговой штурм»). Предлагаю разделиться на 3 команды. Каждая команда задает другой команде вопрос, связанный с односоставным предложением

(Максимальное количество баллов – за каждый правильный ответ и вопрос по 1 баллу)

3. Создание проблемной ситуации.

- Обратите внимание на слайд, перед вами пять предложений. Определите, какие они? (Определенно-личное, неопределенно-личное, назывное, обобщенно-личное, пятое предложение – безличное)

1.Морозное утро.

2.Идешь в школу и видишь на снегу белых куропаток.

3.Шила в мешке не утаишь.

4.Во дворе играют в снежки.

5. По утрам морозит.

- О пятом предложении затрудняемся пока сказать. (Дети говорят, что в этом предложении говорится о состоянии природы.Сказуемое выражено безличным глаголом. Производим синтаксический разбор предложения. Морозит – фонетический разбор.)

- Какая тема нашего урока?

- Безличные предложения.

- Какие цели мы сегодня на уроке должны достичь?

Целеполагание:(дети говорят)

1.познакомиться ещё с одним типом односоставных предложений;

2.узнать грамматические признаки данного типа предложений;

3.научиться находить в тексте и употреблять в речи безличные предложения.

- Для этого мы должны выполнить следующие задачи:

1. изучить теоретический материал по учебнику параграф 35;

2. выполнить упражнения, чтобы научиться находить в текстах БП;

3. проверить понимание темы;

4. учиться составлять собственный текст с БП, с целью использования в своей речи.

4.Усвоение знаний и развитие УУД.

(Дети изучают параграф 35. Материал излагают на рабочем листе в виде кластера. Частично схема дана)

Один ученик выходит к доске и рассказывает по своему кластеру о БП.

Остальные дополняют своими примерами.

- Частично что мы знали по теме Безличные предложения?

(Мы знали о безличных глаголах и категории состояния человека и природы.(материал 7 класса) вывесить таблицы)

5.Первичное закрепление.

Задания для групп. Найдите и выпишите в тетрадь только безличные предложения, обозначьте в каждом из них грамматическую основу, укажите способ выражения сказуемого.

После выполнения даются ключи с ответами, осуществляется самопроверка.

Упражнение 1 группы. 1) В горнице моей светло. 2) Пахнет ёлками и снегом. 3) Сразу тьма спустилась! 4) Хмурый лес качался. 5) Утром нам принесли письмо. 6) Рассвело. 7) Топи да болота, синий плат небес. 8) Взбегу на холм и упаду в траву. 9) Дороги не видно. 10) Ребёнку не спится.

Упражнение 2 группы. 1) Темнеет. 2) Мне хочется научиться играть на фортепиано. 3) Весна. 4) В лесу дышится легко. 5) Пробираемся сквозь сугробы. 6) С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. 7) Шила в мешке не утаишь. 8) Быть грозе. 9) Вокруг не было ни души. 10) Забудь заботы и печали!

Упражнение 3 группы. 1) Стал накрапывать дождь. 2) Пробираемся сквозь сугробы. 3) Мне по ночам не спится. 4) Уже поздно. 5) Словами горю не поможешь. 6) Степь и дали. 7) На улице ветрено. 8) Вечереет. 9) Мне нездоровится. 10) Жизнь прожить – не поле перейти.

(Максимальное количество баллов – 5)

Индивидуальное задание Семенихину Александру и Шумилову.Евгению.

Сообщение из истории безличных предложений:

(Сообщение Махметовой Виктории из истории)

- Обратимся к истории. Как считают известные лингвисты Овсянников, Куликов и Пешковский, самыми древними конструкциями среди односоставных предложений были безличные. Раньше наши предки говорили так:

Вечер вечереет

Мороз морозит.

Свет светает.

Со временем люди научились обобщать. И эти двусоставные предложения превратились в односоставные: Вечереет. Морозит. Светает.

Преобразуем двусоставные предложения в односоставные безличные.

Упр. 201 по учебнику, одно упражнение по электронной тетради (по группам)

1) По вечерам отец пишет особенно легко. – По вечерам отцу пишется особенно легко. По вечерам отцу не пишется. 2) Девушка с утра поёт. – С утра девушке не поётся.3). Старик весь день спит. – Старику весь день не спится. (Состояние человека)

(Максимальное количество баллов – 3)

Упр.200. Состояние природы. Работа в группе. Составляют безличные предложения о ветре, дожде, громе, молнии. Меняются местами и продолжают работать на листе другой группы. (Стемнело. Стало ветрено. Моросит. Гремит. Сверкает. Невозможно выйти на улицу. Всё залило дождём. Так хорошо дышится после грозового дождя.)

(За каждое правильное предложение 1 балл)

Контрольные раздаточные карточки. (3 мин)

Определите вид предложений и запишите номера в таблицу.

Двусоставное предложение

3, 6,8.

Определённо–личное предложение

1, 2, 5.

Неопределённо-личное предложение

9.

Безличное предложение

4, 7, 10.

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса повеяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В избе жарко натопили.

10) В воздухе пахнет сосновой смолой.

 

Рефлексия. По электронной тетради (videouroki.net) упр.231.

Возращение к целеполаганию:

1.познакомиться ещё с одним типом односоставных предложений;

2.узнать грамматические признаки данного типа предложений;

3.научиться находить в тексте и употреблять в речи безличные предложения.

Вывод.

ИГРА «ДА – НЕТ»

1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4) Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)

5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

 

Подведение итогов: подсчет баллов:

«5» - 30-34 баллов

«4» - 25-29 баллов

«3» - 17-24баллов

«2» - 16 и меньше баллов

Домашнее задание (по выбору):

1. Упражнение 199

2. Написать сочинение-миниатюру по данному началу:

Утро морозное, ясное, и дома не сидится…

К вечеру похолодало …(с использованием безличных предложений).

 
РОСКОМНАДЗОР
РОСКОМНАДЗОР