«И ненавидим мы, и любим мы случайно…» (сценарная разработка) |
Содержание - Русский язык и литература |
05.12.2019 05:30 |
Шурхаев Дмитрий Юрьевич, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ № 129» Приволжского района, г. Казань.
«И ненавидим мы, и любим мы случайно…» (М.Ю. Лермонтов) В спектакле используются стихи и высказывания о любви выдающихся отечественных и зарубежных писателей и поэтов. Данная сценарная разработка предназначена для постановки на сцене силами школьных драматических кружков, драматических студий при колледжах, лицеях, гимназиях, училищах и школах. Возраст участников спектакля – учащиеся 9 – 11 классов. В основе сценария лежат некоторые инсценированные страницы из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», связанные с мотивами любви главных героев произведения: Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Анатоля Курагина, Лизы Болконской. Сюжет сценария - комбинированный, сочетается с фрагментами из стихотворений о любви известных поэтов. Сюжетная линия сценария подкреплена сугубо авторским текстом и его собственным стихотворением. В целом весь текст является оригинальной авторской разработкой. Цель работы – постановка на школьной сцене широко известных страниц романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» в новом видении проблем, поставленных автором. Кроме того, цель работы приурочена к 150-летию бессмертного произведения. Задачи: 1) способствовать популяризации творчества Л.Н.Толстого; 2) приобщать молодежь к вечным духовным ценностям, являющимся безусловным достоянием как России, так и мирового сообщества; 3) развивать эстетические вкусы современной молодежи, дать возможность проявить свои сценические таланты; 4) повышать эмоциональный настрой учащихся, формировать творческое отношение к предмету литературы, развивать креативность и нестандартность мышления; 5) прививать вкус и любовь к лучшим стихотворным образцам российской и мировой поэзии. Пролог. На сцене появляются все участники предстоящего спектакля. 1 участник: Любовь – это сад. 2 участник: Любовь – это край. 3 участник: Любовь – это ад. 4 участник: Любовь – это рай. 5 участник: Любовь – это жар. 6 участник: Любовь – это лед. 7 участник: Любовь – это дар. 8 участник: Любовь – это мед. 9 участник: Любовь – это жизнь. 10 участник: Любовь – это смерть. 11 участник: Любите любить, 12 участник: Чтоб смерть одолеть! (автор слов – учитель русского языка Шурхаев Д.Ю.) Участники уходят, остаются два участника, ведущих спектакль.
1 ведущий: Выдающийся драматург XVII века Пьер Корнель как-то сказал: «Любовь обманутая – больше не любовь. Обманутый в любви – не знает снисхожденья». 2 ведущий: Эти слова в полной мере относятся к герою первой сцены нашего представления. 1 ведущий: Сегодня о любви устами своих персонажей размышляет Лев Николаевич Толстой. Герои его «Войны и мира» и в любви «воюют» и «мирятся». 2 ведущий: Итак, мы с вами на пороге первой сцены спектакля. Разочарованный в любви Андрей Болконский, его жена – княгиня Лиза и друг Андрея – Пьер Безухов. СЦЕНА 1 Андрей Болконский, княгиня Лиза, Пьер Безухов На сцене – друг против друга – сидят и беседуют Андрей и Пьер.
Андрей: Ну вот, друг мой, теперь и ты в большом свете! Пьер: Я ожидал вас здесь встретить, поэтому и напросился на ужин. Но вот что я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. И вы тоже идете на войну. Но для чего? Воевать против величайшего человека в мире – это нехорошо. Андрей: Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было. Пьер: Это-то и прекрасно. Андрей: Очень может быть, что прекрасно, но этого никогда не будет. Пьер: Но все же… Отчего вы идете на войну? Андрей: Для чего? Я не знаю. Так надо. Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне! На сцене появляется княгиня Лиза, молодая жена Андрея, садится напротив мужчин. Лиза: Я часто думаю, что вы не понимаете в женщинах толку? Почему вы не женились, Пьер? Какой вы спорщик, мсье! Пьер: Я и с мужем вашим все спорю; не понимаю, зачем он хочет идти на войну. Лиза: Ах, вот я тоже говорю! Я решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны? Отчего мы, женщины, ничего не хотим, ничего нам не нужно? Ну, вот вы, Пьер, будьте судьей. Пьер нерешительно разводит руками. Андрей: Чего ты боишься, Лиза? Я не могу понять. Лиза: Вы, мужчины, все эгоисты; все, все эгоисты! Сам из-за своих прихотей, Бог знает зачем, бросает меня, запирает в деревне одну. Андрей: С отцом и сестрой, не забудь. Лиза: Все равно одна, без моих друзей… И хочет, чтобы я не боялась. Андрей: Все-таки я не понял, чего ты боишься? Лиза: Нет, Андрей, ты так переменился, так переменился. Андрей: Твой доктор велит тебе раньше ложиться. Шла бы ты спать. Лиза (порывисто встает со стула и прохаживается по сцене туда-сюда): Что мне за дело, что тут мсье Пьер? Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь, за что? Андрей (раздраженно): Lise! Лиза (не обращая внимания): Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я все вижу. Разве ты такой был полгода назад? Андрей (еще более раздраженно и громче): Lise! Я прошу вас перестать! Пьер (встает со своего места и подходит к княгине): Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что, я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, я тут чужой, лишний. Нет, успокойтесь… Прощайте! (Целует руку Лизе и хочет уйти). Андрей (приподнимаясь): Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер. Лиза (всхлипывая и закрывая лицо руками): Нет, он только о себе думает. Андрей (сухо и решительно): Lise! Лиза (уходя): Боже мой, боже мой! Уходит. Андрей (вслед): Прощай, Лиза. (Пьеру). Никогда, никогда не женись, друг мой. Вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог… Женись стариком, никуда не годным… А то пропадет все, что есть в тебе хорошего и высокого. Все истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Моя жена – прекрасная женщина! Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть спокойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым! Это я тебе одному говорю! Пьер (с жаром): Как вы можете так говорить! Андрей (перебивая): Ты не понимаешь, отчего я это говорю! Свяжи себя с женщиной – и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу. Отец мой прав! Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Да, не женись, душа моя, не женись. Пьер: Мне смешно, что вы считаете свою жизнь испорченною. У вас все, все впереди. И вы… Андрей (перебивая): Я конченый человек. Что говорить обо мне? Давай говорить о тебе. Пьер (досадно): А обо мне что говорить? Что я такое? Незаконный сын!.. Без имени, без состояния… Я свободен пока, и мне хорошо… Андрей: Ты мне дорог, потому что ты один живой человек среди нашего света. Тебе хорошо. Ты везде будешь хорош. Однако, пора, прощай! Пьер: Прощайте! Гаснет свет, Андрей и Пьер уходят. Появляются ведущие. 1 ведущий: Шло время. Судьба безжалостно раскидала наших героев кого-куда: Пьера обманным путем женили на прекрасной, но бездушной и жадной Элен Курагиной, Андрей воевал и был тяжело ранен, однако, оправился от ран, пережив тяжелую драму и нравственное перерождение. Его жена Лиза умерла при родах, родив Андрею мальчика. 2 ведущий: Андрей присутствовал при родах жены и ее смерти. Там, у смертного одра, он впервые в жизни назвал супругу «душенькой», чувствуя тяжелую вину за ее немыслимые страдания. Она же тихо умерла, и глаза ее молча говорили: «Я вас любила и никому дурного не делала. А вы? Что вы со мной сделали?» 1 ведущий: Шло время, которое, как известно, все лечит, и на на горизонте Андрея Болконского появилась новая девушка, новая любовь – Наташа Ростова. 2 ведущий: Любовь постигнуть трудно. Вот вдруг пришла. Пусть все возьмет мое. Пусть сделаю, что будет безрассудно. Но пусть безумье будет обоюдно. Хочу. Горю. Молюсь. Люблю ее. (К.Д. Бальмонт) Гаснет свет, ведущие уходят. СЦЕНА 2 Андрей Болконский и Наташа Ростова На сцене – Андрей Болконский и Пьер Безухов Андрей: Пьер, я хотел сказать тебе… Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, друг мой. Пьер: (тяжело вздохнув и присаживаясь): В Наташу Ростову, да? Андрей (горячо): Да, да, в кого же еще? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Только теперь я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?.. Я стар для нее… Что же ты не говоришь?.. Пьер: Я? Я всегда это думал. Эта девушка такое сокровище… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь, женитесь… Андрей: Но она? Пьер: Она любит вас. Андрей: Не говори вздору. Пьер (сердито кричит): Любит, я знаю. Андрей (хватая Пьера за руку): Нет, слушай. Знаешь, в каком я положении? Мне нужно кому-то высказаться. Пьер (улыбаясь): Ну, ну, говорите, я очень рад. Андрей: Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить. Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – счастье, надежда, свет, другая – уныние и темнота. Пьер: Темнота и мрак, да, да, я понимаю это. Андрей: Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Понимаешь ли ты меня? Пьер: Да, да, я рад за вас. Гаснет свет, Пьер уходит, появляется Наташа Ростова. Андрей: (подходит к Наташе, опустив глаза): Я полюбил вас с той минуты, как увидел вас. Могу ли я надеяться? Любите ли вы меня? Наташа (как бы с досадой): Да, да. (Закрывает лицо, плачет) Андрей: О чем вы? Что с вами? Наташа (отрывая руки от лица): Ах, я так счастлива. (Целует Андрея робко). Андрей: Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? Наташа (растерянно): Нет. Андрей: Простите меня, но вы так молоды, а уже так много испытал в жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя. Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, в этот срок вы поверите в себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной, и ежели вы убедились, что не любите меня, или полюбили бы… Наташа (перебивая): Зачем вы это говорите? Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас. Андрей: За год вы узнаете себя. Наташа: Це-елый год! Да отчего же год? Отчего же год? Андрей: Такова воля моего отца. Я не смею перечить ему. Его слово твердое. Наташа: И нельзя иначе? Андрей: Нет. Наташа (опять закрывает лицо и плачет): Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! Я умру, дожидаясь года. Это ужасно! Андрей: Наташа, что с вами, успокойтесь. Наташа (беря себя в руки): Нет, нет, я все сделаю! Я так счастлива! Гаснет свет на сцене, Андрей и Наташа остаются на заднем плане в полумраке Появляются ведущие и от имени Андрея и Наташи читают по ролям стихи К.Бальмонта 1 ведущий (от имени Наташи): Я буду ждать тебя мучительно, Я буду ждать тебя года, Ты манишь сладко-исключительно, Ты обещаешь навсегда. 2 ведущий (от имени Андрея): Ты вся – безмолвие несчастия, Случайный свет во мгле земной, Неизъясненность сладострастия, Еще не познанного мной. 1 ведущий (от имени Наташи): Своей усмешкой вечно кроткою, Лицом, всегда склоненным ниц, Своей неровною походкою Крылатых, но не ходких птиц,
Ты будишь чувства тайно спящие, И знаю, не затмит слеза Твои куда-то прочь глядящие, Твои неверные глаза. 2 ведущий (от имени Андрея): Не знаю, хочешь ли ты радости, Уста к устам, прильнуть ко мне, Но я не знаю высшей сладости, Как быть с тобой наедине. Не знаю, смерть ли ты нежданная Иль нерожденная звезда, Но буду ждать тебя, желанная, Я буду ждать тебя всегда. Наташа, Андрей и 2 ведущих уходят, появляются другие ведущие 3 ведущий: Шло время – тот самый год испытаний, обозначенный отцом князя Андрея для сына и Наташи Ростовой. 4 ведущий: Андрей жил за границей, писав о своей любви восторженные письма сестре, Наташа, тем временем, попалась в обольстительные лживые сети красавца Анатоля Курагина, который, кстати, был уже женат. 3 ведущий: Анатоль Курагин замыслил побег с обезумевшей от любви к нему Наташей, правда, некоторые обстоятельства помешали этому. 4 ведущий: Всевластная любовь повелевает нами И разжигает в нас, и гасит страсти пламя. Кого хотим любить, тот нам – увы! – не мил; А тот, кого клянем, нам сердце полонил. (Жан Расин)
СЦЕНА 3 Наташа и Соня Соня, сестра Наташи, входит и видит, что Наташа спит, уткнувшись головой в стол. У нее в руке Соня замечает письмо.
Соня (негромко): Наташа! (Наташа не слышит. Соня аккуратно берет из рук Наташи письмо и читает): «Со вчерашнего вечера участь моя решена: быть любимым вами или умереть. Мне нет другого выхода. Родные не отдадут тебя мне, на это есть тайные причины, которые я могу открыть лишь тете одной, но стоит тебе сказать, что ты меня любишь, и никакие силы людские не помешают нашему блаженству. Любовь победит все. Я украду тебя и увезу на край света!» (опускает руку с письмом): Боже мой! (громко): Наташа! Наташа (приподнимает голову): А, Соня, ты вернулась. (замечает письмо в ее руке): Ты прочла письмо? Соня: Да. Наташа (улыбаясь): Я не могу больше скрывать от тебя. Ты знаешь, мы любим друг друга! Соня, он пишет… Соня (перебивает): А Болконский? Наташа: Ах, Соня, если бы ты знала, как я счастлива… Ты не знаешь, что такое любовь… Соня: Но, Наташа, неужели с Болконским все кончено? Ты отказываешь князю Андрею? Наташа (с досадой в голосе): Ах, ты ничего не понимаешь, не говори глупости. Соня: Нет, я не могу этому верить. Я не понимаю. Как же ты целый год любила одного человека и вдруг… Наташа: Да и не любила я никого прежде, как его…Что же мне делать, Соня? Как только я увидела его, я почувствовала, что он властелин мой, а я раба его и что я не могу не любить его. Что он мне велит, то я и сделаю! Соня: Подумай, что ты делаешь? Эти тайные письма, тайные причины. Как ты могла допустить это? Наташа: Я тебе говорила, что у меня нет воли, как ты не понимаешь, я люблю его! Соня: Я не допущу до этого, я расскажу… Наташа (испуганно): Что ты, ради Бога! Если ты все расскажешь, ты мой враг!.. Ты хочешь моего несчастья! Хочешь, чтобы нас разлучили!.. Соня: Но что-то было между вами? Что он тебе говорил?.. Наташа: Ради Бога, Соня, не говори никому, не мучай меня!.. Соня: Наташа, а ты подумала, какие могут быть тайные причины? Наташа: Не знаю, но значит есть. Соня: Но если он неблагородный человек? Наташа: Он – неблагородный человек? Да если бы ты знала!.. Да я жить без него не могу!.. Соня: Наташа, вспомни об отце, о Nicolas! Наташа (злобно кричит): Мне никого не нужно, я никого не люблю, кроме него! Как ты можешь говорить, что неблагороден! Соня, уйди, ради Бога, уйди, я не хочу с тобой ссориться, не видишь разве, как я мучаюсь?.. Соня: Но ведь ты не отказала Болконскому? Наташа (вызывающе): А может быть, и отказала! Может быть, с Болконским все кончено? Почему ты про меня думаешь так дурно? Соня (умоляюще): Наташа, я боюсь за тебя, боюсь, что ты погубишь себя! Наташа (вызывающе кричит): И погублю, погублю, не ваше дело. Мне будет плохо, не вам. Оставь меня! Я ненавижу тебя! Соня: Наташа! Наташа: Ненавижу! Ненавижу! И ты мой враг навсегда! Наташа быстро убегает, Соня медленно уходит в другую сторону, гаснет свет, появляются ведущие.
СЦЕНА 4 Пьер Безухов и Андрей Болконский На сцене сидят друг против друга Пьер и Андрей
Андрей: Ну, как ты? Все толстеешь? Пьер: Толстею… А как ваше здоровье? Андрей: Да я здоров, вот только здоровье мое никому не нужно. Прости меня, если я тебя утруждаю. Я получил отказ от графини Ростовой, и до меня дошли слухи об искании ее руки твоим шурином или тому подобное. Правда ли это? Пьер: И правда, и неправда. Андрей (перебивая): Вот ее письма и портрет. Отдай графине, если увидишь ее. Пьер: Она очень больна… Андрей (повышая голос): Так она здесь еще? А князь Курагин? Пьер: Он давно уехал. Она была при смерти. Андрей (зло и неприязненно): Очень сожалею об ее болезни. Но господин Курагин, стало быть, не удостоил своей руки графиню Ростову? Пьер: Он не мог жениться, потому что он был женат. Андрей (громко и зло смеясь): А где же он теперь находится, ваш шурин, могу я узнать? Пьер: Он уехал в Петер… впрочем, я не знаю. Андрей: Ну, да это все равно. Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна и что я желаю ей всего лучшего. Пьер: Послушайте, помните наш спор в Петербурге о… Андрей (перебивая): Помню, я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу. Пьер: Разве можно это сравнивать? Андрей (резко кричит): Да, опять просить ее руки, быть великодушным и тому подобное?.. Да, это очень благородно, но я не способен идти по следам этого господина. Если ты хочешь быть моим другом, не говори со мной никогда про эту… про все это. Ну, прощай! Так ты передашь? (Протягивает портрет и письма Наташи). Пьер: Хорошо, передам. Уходят в разные стороны, появляется один ведущий: Ведущий: Я больше ее не люблю, А сердце умрет без любви. Я больше ее не люблю, И жизнь мою смертью зови. Я – буря, я – пропасть, я – ночь, Кого обнимаю – гублю. О, счастие вольности!.. Прочь! Я больше ее не люблю! (К.Бальмонт) ФИНАЛ Появляются ведущие 1 ведущий: Мне любить до могилы творцом суждено, Но по воле того же творца Все, что любит меня, то погибнуть должно Иль, как я же, страдать до конца. Моя воля надеждам противна моим, Я люблю и страшусь быть взаимно любим. 2 ведущий: А время также неумолимо шло, и над Россией уже стояла огромная яркая комета 1812 года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. 3 ведущий: Война 1812 года нарушила мирный ход жизни наших героев: Андрей доблестно воевал, был смертельно ранен. Пьер побывал у французов в плену, чудом не был расстрелян, своими глазами наблюдал пожар и гибель старой патриархальной Москвы. 4 ведущий: Наташа Ростова снова встретилась с Андреем. Правда, уже при трагических обстоятельствах: Андрей умирал в госпитале от ран. Наташа все время ухаживала за ним: и днем, и ночью. Ведущие уходят. С противоположных концов сцены появляются Наташа и Андрей, но не приближаются друг к другу, сохраняя некоторое расстояние.
Андрей: Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете. Наташа: А я? Отчего же слишком? Андрей: Отчего слишком? Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, буду я жив? Наташа (вскрикнув): Я уверена, уверена. Андрей: Как бы хорошо. Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику. Андрей и Наташа медленно разворачиваются и исчезают в тех же противоположных концах сцены, появляются ведущие.
1 ведущий: Этой любви не суждено было сбыться. Андрей умер от ран, совершенно спокойный, примирившийся и с жизнью, и со смертью. Наташа в момент смерти была рядом. 2 ведущий: Летели годы. Наташа вышла замуж за Пьера, родила четверых детей, жила только ими и мужем, который, как говорили все, был у нее под башмаком, и это была правда, которой Пьер, впрочем, не противился. 3 ведущий: Однако, это уже начало следующей истории. Наша же нынешняя подходит к своему концу. 4 ведущий: (начинает чтение стихов К.Бальмонта «Сознание») Я не могу понять, как можно ненавидеть Остывшего к тебе обидчика, врага. Я радости не знал - сознательно обидеть, Свобода ясности мне вечно дорога. 1 ведущий: Я всех люблю равно любовью равнодушной, Я весь душой с другим, когда он тут, со мной, Но чуть он отойдет, как, светлый и воздушный, Забвеньем я дышу – своею тишиной. 2 ведущий: Когда тебя твой рок случайно сделал гневным, О, смейся надо мной, приди, ударь меня: Ты для души моей не станешь ежедневным, Не сможешь затемнить – мне вспыхнувшего – дня. 3 ведущий: Я всех люблю равно любовью безучастной, Как слушают волну, как любят облака. Но есть и для меня источник боли страстной, Есть ненавистная и жгучая тоска. 4 ведущий: Когда, любя, люблю, когда любовью болен, И тот – другой – как вещь, берет всю жизнь мою, Я ненависть в душе тогда сдержать не волен, И хоть в душе своей, но я его убью. Все ведущие дружным хором: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. (М.Ю.Лермонтов)
Под классическую музыку появляются все участники представления. Поклоны. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».