Внеклассное мероприятие «Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна…». |
Содержание - Русский язык и литература |
21.01.2020 14:46 |
Замятина Ирина Алефтиновна, учитель русского языка и литературы, МАОУ ОСОШ №1 с. Омутинское, Тюменская область.
Внеклассное мероприятие «Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна…» Актуальность: данное мероприятие расширит рамки изучения обзорной темы «Поэзия и проза Великой Отечественной войны». В последние годы много говорится о патриотическом воспитании в России среди подрастающего поколения. Гордостью и примером является Великая Победа нашего народа в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. И можно только догадываться, что пережили люди во время страшной блокады Ленинграда. Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Время неумолимо бежит вперёд, уходят от нас очевидцы тех событий: ветераны войны, труженики тыла. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда. В этом актуальность данной работы. Цель мероприятия: способствовать формированию патриотического сознания, сохранению исторической памяти Задачи: 1) приобщить учащихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению подвига советского народа в Великой Отечественной войне; 2) воспитать уважение к подвигу народа в годы Великой Отечественной войны, старшему поколению; 3) познакомить с героическими страницами истории Тюменской области, которая приняла в годы войны детей из блокадного Ленинграда. Категория обучающихся: 8-11 кл. Ожидаемый результат: воспитание уважения к героическим страницам нашего прошлого, нашей истории. Ход мероприятия: Фильм «Художники пишут войну…». Ведущий за кадром читает стихотворение М. Дудина: У памяти старой в плену, Не зная к себе снисхожденья, Художники пишут войну, Живую картину сраженья.
И видят опять наяву Разбитых траншей повороты, Через ледяную Неву Бросок беззаветной пехоты.
Гудит на ветру полотно От жаркого грохота стали. Погибшие в битве давно – Живыми из мёртвых восстали.
Покорные кисти пошли В атаку по старому следу, Уже различая вдали Добытую дважды Победу. (М. Дудин, 1943) Ведущий проводит Блиц-опрос для старшеклассников «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне 1941-1945гг»: 1. Дата начала и окончания Второй мировой войны. - 1 сентября 1939 – 2 сентября 1945. 2. Кто водрузил знамя Победы над Рейхстагом? - По официальной версии Герои Советского Союза Егоров М.А. и Кантария М.В., а также замполит батальона лейтенант А.П. Берест (есть другие версии: лейтенант Р. Кошкарбаев и рядовой Г. Булатов; сержант М.П. Минин и старшие сержанты Г.К. Загитов, А.Н. Лисименко, А.П. Бобров из группы капитана В. Н. Макова и др.) Подробную информацию можно найти в статье "Знамя Победы" (Википедия) и в статье В. Яременко "Как водружали флаги Победы на Рейхстаге". 3. Лучший советский танк времён Великой Отечественной войны - Танк Т-34. 4. «Дорога жизни» - что это? - Единственная транспортная магистраль, проходившая по Ладожскому озеру (во время навигации – по воде, зимой – по льду), связывающая блокадный Ленинград с тыловыми районами (с сентября 1941 по март 1943). По этой дороге эвакуировали население, везли в осаждённый город продукты, топливо, оружие. 5. Четырежды Герой Советского Союза. Кто это? - Г.К. Жуков (а ещё Л.И. Брежнев). 6. Назови города – герои. - Москва, Ленинград, Киев, Волгоград (Сталинград), Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск, крепость – герой Брест. 7. Назови трёх выдающихся полководцев Великой Отечественной. - Маршалы Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев, А.М. Василевский, К.А. Мерецков, В.И. Чуйков, Ф.И. Толбухин, А.И. Ерёменко, генералы армии Н.Ф. Ватутин, И.Д. Черняховский, И.Х. Баграмян и др. 8. На фронтах Великой Отечественной сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было? - Военная техника: «Яки» - это серия советских самолетов-истребителей, разработанных КБ А.С. Яковлева; «Тигры» - серия немецких тяжелых танков (Tiger I, Tiger II). «Пантера» - немецкие средние танки; «Леопарды» - немецкие лёгкие танки (VK1602 Leopard). 9. После какой битвы был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии? - После битвы под Москвой (1941-1942). 10. Город, в котором в 1945 году проходил суд над главными фашистскими преступниками? - Нюрнберг. Ведущий: 74 года отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны. Ученик читает отрывок из стихотворения О.Бергольц «Я говорю с тобой под свист снарядов…»: ...Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна...
Кронштадтский злой, неукротимый ветер в мое лицо закинутое бьет. В бомбоубежищах уснули дети, ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза- Бессонны ночи, тяжек день любой. Но мы забыли, что такое слезы, что называлось страхом и мольбой. ЭОР из фонда Президентской библиотеки имени Б.Ельцина. Просмотр фрагмента фильма «Блокада: хроника жизни». Ученик 1: 22 июня: вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР. В Ленинграде введено осадное положение. Ученик 2: 23 июня: в 1 час 45 минут в Ленинграде подан первый сигнал воздушной тревоги. За годы блокады такие сигналы будут подаваться 649 раз. (звучит метроном). Ученик 3: 26 июня: по радио начал работать метроном. Его мирное тиканье означало, что радиоточка в исправности. А включена она должна быть постоянно на случай воздушной тревоги. Ученик 4: 29 июня: принято решение о создании в помощь кадровым войскам Ленинградской армии народного ополчения в составе 7 добровольческих дивизий. В ряды ополченцев в короткое время вступило 110 тысяч ленинградцев, в том числе 20 тысяч коммунистов и 18 тысяч комсомольцев. Ученик 1: Принято решение о привлечении граждан к трудовой повинности. На строительстве оборонительных рубежей работало свыше 475 тысяч ленинградцев. Ученик 2: 27 августа: прервано железнодорожное сообщение со страной. В город пришёл последний поезд. Ученик 3: 2 сентября: первое снижение норм продажи хлеба населению. Рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 600 граммов хлеба в день, служащие по 400, дети и иждивенцы – по 300. Впоследствии таких снижений было ещё пять: последнее – 20 ноября. Норма самая низкая за всё время осады: 250 граммов по рабочей карточке, 125 граммов – всем остальным. Ученик 4: 4 сентября: в городе разорвался первый вражеский снаряд. Из 900 дней блокады артиллерийским обстрелам город подвергался 617 дней. Ученик 1: 8 сентября: пал Шлиссельбург. Замкнулось кольцо блокады. Ведущий читает стихотворение Е. Вечтомовой «Дети»: Все это называется - блокада. И детский плач в разломанном гнезде... Детей не надо в городе, не надо, Ведь родина согреет их везде. Детей не надо в городе военном, Боец не должен сберегать паек, Нести домой. Не смеет неизменно Его преследовать ребячий голосок. И в свисте пуль, и в завыванье бомбы Нельзя нам слышать детских ножек бег. Бомбоубежищ катакомбы Не детям бы запоминать навек. Они вернутся в дом. Их страх не нужен. Мы защитим, мы сбережем их дом. Мать будет матерью. И муж вернется мужем. И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом. Ученица исполняет песню И. Резника «Дети войны» ( на экране демонстрируются фрагменты из фильма «Блокада: хроника жизни» и картины художников блокадного Ленинграда: Александр Харшак. За что?, Алексей Пахомов. В очаге поражения, Алексей Пахомов. За водой, В.Н. Селиванов. Через Неву в стационар «Астории», январь 1942 г., Н. А Павлов. Первый Вражеский налёт на Ленинград и другие): Дети войны... Смотрят в небо глаза воспаленные. Дети войны... В сердце маленьком горе бездонное.
В сердце, словно отчаянный гром, Неумолчный гремит метроном. Неумолчный гремит метроном.
Дети войны Набивались в теплушки открытые. Дети войны Хоронили игрушки убитые.
Никогда я забыть не смогу Крошки хлеба на белом снегу. Крошки хлеба на белом снегу.
Вихрем огненным, черным вороном Налетела нежданно беда, Разбросала нас во все стороны, С детством нас разлучив навсегда.
Застилала глаза ночь кромешная, Падал пепел опять и опять, Но спасением и надеждою Нам всегда была Родина-мать.
Дети войны – В городках, в деревеньках бревенчатых... Дети войны, Нас баюкали добрые женщины...
Буду помнить я тысячи дней Руки близких чужих матерей. Руки близких чужих матерей.
Дети войны, Стали собственной памяти старше мы. Наши сыны, Этой страшной войны не видавшие, Пусть счастливыми будут людьми! Мир их дому! Да сбудется мир!!! Ведущий: Не обошла война стороной и наше село Омутинское. Дети войны, эвакуированные из Ленинграда, оказались у нас в Сибири. Об этом подробно рассказывается в книге «Согретые Сибирью». В годы Великой Отечественной войны в Сибирь были эвакуированы заводы, фабрики, различные учреждения. И в этом нескончаемом потоке шли особые эшелоны, которые увозили от войны, от смерти детей. Они были разного возраста. Собранные на скорую руку, одетые, полураздетые. И голодные. И напугано-надломленные, потому что видели, пикирующие бомбардировщики, разрывы снарядов и смерть взрослых и сверстников. Звучат воспоминания гостей (бывшие дети из блокадного Ленинграда), родственников воспитателей, работавших в омутинском детском доме. Ведущий: 14 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявинские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января в результате блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду. Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений. Ученик читает стихотворение Ю.Воронова «Чтоб снова на земной планете…» на фоне музыки Моцарт «Лакримоза»: Чтоб снова на земной планете Не повторилось той зимы, Нам нужно, чтобы наши дети Об этом помнили, как мы! Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память – наша совесть, Она, как сила, нам нужна… Ведущий предлагает возложить цветы к памятнику Неизвестного солдата, мемориальной доске и зажечь свечу памяти. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».