Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4741065
Конспект урока литературы «Нравственные уроки рассказа А.Платонова «Цветок на земле»
Содержание - Русский язык и литература
10.02.2020 17:29

Жинкина Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Среднеикорецкая СОШ» имени Героя Советского Союза Д.М.Яблочкина с.Средний Икорец, Лискинского района, Воронежской области. 
Конспект предназначен для учителей русского языка и литературы. Рассчитан на учащихся 5 классов.


Урок литературы «Нравственные уроки рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»

Тема: Нравственные уроки рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель урока: понять замысел писателя посредством анализа ключевых эпизодов произведения

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и своё отношение к ней, характеризовать героев.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, нравственных ценностей, развитие навыков сотрудничества, воспитание любви к литературе, интереса к литературе других народов.

Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, организовывать собственную деятельность; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации.

Ход урока.

1.       Актуализация знаний.

Ассоциации с названием произведения

- Попробуем выдвинуть свои идеи – о чём пойдёт речь в рассказе?

 

- Выразительно прочитайте эпиграф к нашему уроку.

«Все начинается с детства, потому что душа ребенка распахнута навстречу добру и любви, и так важно посеять в ней семена любви к ближнему, великодушия, милосердия» С.В.Михалков

- Какие слова являются ключевыми в этом высказывании?

- Как вы понимаете его смысл?

- Как это высказывание связано с названием рассказа?

- Кто является главным героем рассказа?

- Какую роль в его жизни играет дедушка?

2. Этап целеполагания. Формулирование темы урока

- Над какой темой мы будем работать сегодня на уроке? Какова цель урока?

3. Освоение новых знаний

Исследовательская работа в группах.

1 группа. Анализ эпизода «Дедушка, расскажи мне про все!»

Задание. Выскажите свое мнение по следующему вопросу: «Согласны ли вы с тем, что дед Тит принимает  правильное решение повести внука на пастбище, для того чтобы исполнить его просьбу?»

1. Прочитайте внимательно данный эпизод.

2. Подумайте над следующими вопросами

А) Какую тайну просит открыть деда Афоня? Что интересует Афоню? («А мне нужно, что самое главное бывает, ты скажи мне про все!»)

Б) На пастбище много цветов. Но дедушка приводит внука к голубому цветку. Почему?

В) Подберите цитаты, характеризующие жизнь цветка?

2 группа. Анализ эпизода «Теперь я сам знаю про  все!»

Задание. Выскажите свое мнение по следующему вопросу: согласны ли вы утверждением Афони: «Теперь я знаю все!»

1.        Прочитайте  внимательно данный эпизод.

2.       Подумайте над следующими вопросами.

А) Что сумел понять Афоня из объяснений деда? (Как цветок на земле нужно работать, что-то созидать)

Б) Смог ли до конца раскрыть тайну голубого цветка наш герой? Раскройте смысл финала рассказа.

(Афоня еще мал, чтобы понять до конца, в чем истинный смысл человеческой жизни. Человек всю жизнь пытается найти ответ на этот вопрос. («Они молча живут, надо у них допытаться») Но главное, что он понял: надо трудиться, как это делает цветок. Дедушка сумел посеять в нем эти благодатные семена.

В) Как вы думаете, забудет ли мальчик урок, который преподал ему дед? (Нет. Он сумел понять главное: каждый человек должен трудиться, что – то созидать, чтобы оставить после себя след на земле. Эту тайну  передаст своим детям, внукам)

Г) В каких словах заключен ответ на этот вопрос? ( В названии рассказа)

Исследовательская работа 3 группы

1.        Задание

А) Прочитайте афоризмы. Как вы  понимаете их смысл? Что общего в них?

Б) Что вы знаете об авторах этих изречений?

Найдите краткую информацию о каждом из них, обратившись к книге « Энциклопедия афоризмов.

Выводы запишите в таблицу

 

№ п/п

ФИ автора

Род деятельности

Дата жизни (век)

Смыл высказывания

1

Рэй Брэдбери

 

 

 

2

Люк Вовенарг

 

 

 

3

Мухаммад Икбал 

 

 

 

4

Жан-Жак Руссо́ 

 

 

 

 

В) Какое из высказываний могло бы послужить эпиграфом к нашему уроку?

Афоризмы

1. Каждый должен что-то оставить после себя… Люди будут смотреть на взращенное тобой дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив. (Рэй Брэдбери)

2. Для того чтобы творить великие дела, надо жить так, как будто и умирать не придется. (Л Вовенарг)

3. Суть жизни – самого себя найти.(М Икбал)

4. Не тот человек больше жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь. (Жан Жак Руссо)

5. Давайте жить так, чтобы даже гробовщик оплакивал нашу кончину. (Марк Твен)

4. Первичное закрепление

Реализация заданий 1 и 2 группы.

Вопросы к классу.

- Что объединяет эти 2 эпизода? Какова их роль в тексте? (В них заключена основная мысль произведения)

- Как поняли смысл рассказа вы? Кто до вас донес эту истину? (автор)

- Как с основной мыслью произведения связано его название? В чем заключается смысл названия рассказа? (Каждый человек подобен цветку  на земле. ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ - ЭТО ЖИЗНЬ НА ЗЕМЛЕ. ЧЕЛОВЕК-ТВОРЕЦ И ТРУЖЕНИК НА НЕЙ.)

5. Закрепление нового материала

1. Выступление 3 группы. Презентация

2. Беседа с классом

- Обратите внимание на то, что авторы данных высказываний - представители разных народов. Платонов – великий русский  писатель. Они говорили на разных языках, жили в разное время, но мысли их созвучны. Как вы думаете, почему?

- Какое из высказываний могло бы послужить эпиграфом к нашему уроку?

6. Реализация индивидуального задания

- Выборочный пересказ рассказа армянского писателя Аветика Исакяна «Кто живет?»

(Звучит дудук. Музыкальная композиция «Горы Армении»)

- Пересказ начала рассказа (на русском языке). Ответ мудреца (на армянском языке).

- Осмысление.

- Как вы думаете, что ответил мудрец  князю?

Обсуждение ответов.

- Чтение ответа на русском языке.

- Осмысление.

- Какие размышления и чувства вызвал у вас рассказ?

- Удалось ли вам понять, в чем заключается мудрость армянского народа? (Да. Несмотря на то, что мы говорим на разных языках, нравственные ценности у наших народов одинаковые)

7. Рефлексия

Вопрос о смысле жизни – один из вечных. Он волнует людей во все времена независимо от их сословной принадлежности, возраста, национальности. И чем раньше человек начинает задумываться над ним, тем быстрее ему открывается истина.

- Возьмите в руки синий цветок. Какие открытия сегодня на уроке сделали вы? Если наш разговор на уроке оказался для вас сложным, не совсем понятным, то пусть цветок останется закрытым. Попробуем найти ответы на ваши вопросы на других уроках. Если у вас остались некоторые вопросы, то откройте его наполовину. А если вы так же, как и Афоня, сможете сказать: «Теперь я знаю все!» - откройте его полностью.

 

8. Д/з.

1) Вопрос 8. С.99;

2) Подготовьте небольшое размышление на тему: «О каком человеке можно сказать: «Он как цветок на земле»

 

Приложение 1

 

На доске

1 слайд Тема урока. Нравственные уроки рассказа А. П. Платонова «Цветок на земле»

2 слайд Нравственные уроки рассказа А П Платонова «Цветок на земле»

Каждый должен что-то оставить после себя…

Люди будут смотреть  на взращенное тобой дерево или цветок,

 и в эту минуту ты будешь жив.

Рэй Брэдбери

Приложение 2


Задание для 1группы.

Анализ эпизода «Дедушка, расскажи мне про все!»

Задание. Выскажите свое мнение по следующему вопросу: «Согласны ли вы с  тем, что дед Тит принимает правильное решение повести внука на пастбище, для того чтобы исполнить его просьбу?»

1. Прочитайте  внимательно данный эпизод.

2. Подумайте над следующими вопросами

А) Какую тайну просит открыть деда Афоня? Что интересует Афоню?

Б) На пастбище много цветов. Но дедушка приводит внука к голубому цветку. Почему?

В) Подберите цитаты, характеризующие жизнь цветка?

 

Приложение 3


Задание для 2 группы

Анализ эпизода «Теперь я сам знаю про все!»

Задание. Выскажите свое мнение по следующему вопросу: согласны ли вы утверждением Афони: «Теперь я знаю все!»

1. Прочитайте внимательно данный эпизод.

2. Подумайте над следующими вопросами.

А) Что сумел понять Афоня из объяснений деда?

Б) Смог ли до конца раскрыть тайну голубого цветка наш герой? Раскройте смысл финала рассказа.

В) Как вы думаете, забудет ли мальчик урок, который преподал ему дед?

Г) В каких словах заключен ответ на этот вопрос?


Приложение 4


Задание для 3 группы.

А) Прочитайте афоризмы. Как вы понимаете их смысл?  Что  общего в них?

Б) Что вы знаете об авторах этих изречений?

Найдите краткую информацию о каждом из них, обратившись к книге «Энциклопедия афоризмов».

Выводы запишите в таблицу

№ п/п

ФИ автора

Род деятельности

Дата жизни (век)

Смыл высказывания

1

Рэй Брэдбери

 

 

 

2

Люк Вовенарг

 

 

 

3

Мухаммад Икбал 

 

 

 

4

Жан-Жак Руссо́ 

 

 

 

В) Какое из высказываний могло бы послужить эпиграфом к нашему уроку?

Афоризмы

1. Каждый должен что-то оставить после себя… Люди будут смотреть на взращенное тобой дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив. (Рэй Брэдбери)

2. Для того чтобы творить великие дела, надо жить так, как будто и умирать не придется. (Л Вовенарг)

3. Суть жизни – самого себя найти. (М Икбал)

4. Не тот человек больше жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь. (Жан Жак Руссо)

5. Давайте жить так, чтобы даже гробовщик оплакивал нашу кончину. (Марк Твен)

 

Приложение 4

КТО ЖИВЕТ?

Жил на Востоке много веков назад тщеславный князь. Имя его забылось, но дела остались в памяти людей.. Постоянно строил козни против соседних князей… Покорив соседние княжества, он готовился все к новым завоеваниям. И однажды во главе большого и могучего войска вторгся в пределы одного дальнего царства. Сокрушая все на своем пути, князь подошел к воротам чужеземной столицы. Окружив город …он засел в своем шатре, день и ночь выискивая способы овладения городом.

Как-то, произведя смотр войск, князь возвращался в свой шатер. Путь его лежал через городское кладбище... Князь натянул поводья и остановился. Он смотрел и думал: сколько здесь памятников… Под каждым камнем - чья-то угасшая жизнь…Он  спрыгнул с коня и, подойдя к первому же надгробию, прочел на нем надпись. Это был богатый торговец, родившийся в таком-то году и умерший в том же году. Он не прожил ни одного дня. Какая странная надпись! Прочел другую: прославленный полководец, всегда побеждавший, прожил всего один день... Вот еще надписи: богатый землевладелец, прожил семь лет; убийца и разбойник, прожил три года. Еще более изумившись, князь, продолжая ходить между надгробиями, прочел и такую надпись: многомудрый писатель, прожил все дни отпущенной ему жизни.

Остановился князь в раздумье: что бы это значило? Какой сокровенный смысл таили в себе эти надписи? Думал-думал и оказался бессилен разгадать эту тайну.

Тогда повелел он привести кого-либо из старожилов. Бросились телохранители в разные стороны и, не прошло и минуты, привели к князю старика…

- Можешь ты мне объяснить смысл этих эпитафий? - опросил князь…

Старец потер себе лоб и угасшим голосом отвечал:

- В нашем городе существует освященный веками обычай. Мудрые старцы города помнят, что храбрость, ум, богатство не имеют цены, если они не на пользу другим. Дни, потраченные человеком лишь для себя, ничего те стоят; считаются прожитыми лишь те дни, которые были посвящены добрым делам. Потому что смысл жизни в том, чтобы жить для ближнего. И вот, когда кто-то из горожан умирает, собираются мудрые старцы и отчитывают дни усопшего, отданные благим делам, и число их записывается на надгробном камне.

- Под этим камнем покоится знаменитый мудрец... С юных лет день и ночь размышлял он над тем, как облегчить участь обездоленных, он писал и пел, и слово его и песня, идущие от сердца, утешали страждущих, поднимали дух у отверженных, наводили страх на угнетателей и притеснителей… И наши старцы сосчитали все дни его жизни - ни один из них не был прожит зря.

- То был разбойник, грабивший и убивавший людей. Но однажды он покаялся в своих грехах… Издалека провел он воду в самые безводные места нашей страны…С утра до вечера поил он водой жаждущих путников. Так он прожил для других ровно три года.

- А это могила храброго полководца. Он побеждал врагов нашей страны, но зачтены ему были не подвиги, а один-единственный поступок…Однажды на поле брани он подобрал раненого солдата вражеской армии… перевязал ему раны и ухаживал за ним целый день. Вот этот-то день и зачли ему за прожитый мудрецы нашего города. 

- Вот здесь лежит один из богатейших людей города. Одно только и знал он в своей жизни - копить сокровища. Ни разу и ни к кому не наполнился он сочувствия... Его дни прошли бесследно, как дым. И потому на его надгробии написали: не прожил ли одного дня.