Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4746311
Нравственные проблемы в стихотворении С.А.Есенина «Письмо к матери»
Содержание - Русский язык и литература
17.02.2020 17:01

Галиахметова Альфия Германовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда». 
Урок разработан для обучающихся 11 класса, возраст 16-17 лет. В ходе урока обучающиеся работали в трех группах. Каждая группа разработала свой мини-проект.


Нравственные ценности в стихотворении С.А.Есенина «Письмо матери».

Цели урока: совершенствование умений анализа поэтического текста

Задачи: образовательные:

- проанализировать взаимосвязь жизни и творчества С.А.Есенина

развивающие:

- развить навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;

- творческих способностей и познавательной активности

воспитательные:

- воспитывать почтение и уважение к матери, любви к Родине.

Тип урока: усвоение новых знаний

Применяемые методы: беседа, дискуссия

Педтехнологии: технологии проблемного обучения, исследовательской деятельности

Используемые средства обучения: интерактивная доска, ноутбуки, аудиовизуальные средства

I. Орг. момент. ( 1 мин.)

II. Целеполагание ( 3 мин.)

1. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Письмо к матери»

https://www.youtube.com/watch?v=-ZK1xrfRxh4

2. Какие проблемы затрагивает С.Есенин в своем стихотворении?

3. Сформулируйте тему урока, цель.

4. Обсуждение критериев оценивания

III. Первичное усвоение знаний (5 мин.)

- Что вы знаете об истории создания стихотворения?

- Определите жанр стихотворения?

Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?

- Почему автор прибегает к жанру письма?

- Актуально ли это сейчас?

- Выдержаны ли каноны письма?

- Композиция  стихотворения?

- Какие два начала (мира) живут в Есенине?

IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (13 мин.)

Ребята, предлагаю разделиться на 3 группы:

1 группа - лингвисты

2 группа - литераторы

3 группа - сценаристы

Задание для группы лингвистов: комплексный анализ стихотворения

Задание для группы литераторов: сравнительный анализ образа матери С.А.Есенина и образа Марии, Матери Христа.

Задание для группы сценаристов:

1. Работа с интерактивной доскойhttps://learningapps.org/display?v=pw9h6vi9c01

2. Составить сценарий фильма по стихотворению С.А. Есенина «Письмо к матери».

V. Проверка знаний и усвоения материала (презентация групп) (12 мин.)

1 группа – лингвисты

Несказанный – такой, что трудно выразить словами.

Шибко – очень

Шушун – старинная верхняя женская одежда.

Струиться – распространяться.

Межпредметная связь: русс яз. Обращения, уменьшительно - ласкательные слова.

Слова обращения: «моя старушка», «родная»

Ассоциации со словом «МАМА».

Примеры ассоциаций:

Мать – тепло, доброта, нежность, уют, забота, любовь, счастье, родная, любимая, благодарность, женственность, свет, родина, радость, дом, терпение, труд, понимание.

Какая картина предстала перед вами, когда вы слушали стихотворение?

(Ветхая «избушка», в которой мать ждет возвращения сына)

‒ Какова ж тема данного произведения?

(Тема ушедшего прошлого, а еще тема любви к матери)

‒ Каким предстал перед нами С.Есенин в данном стихотворении? Подтвердите свою мысль словами из стихотворения.

(- он любящий сын, чувствует тоску, боль матери, с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет,

- раскаивается: «Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось»,

- нежно относится к матери: «Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть».)

‒ Какие художественные средства использует автор, чтобы передать переживания героя.

(- риторический вопрос: «Ты жива еще, моя старушка?» Но поэт не ждет ответ на него, далее лирический герой говорит: «Жив и я»

- эпитеты: «тоски мятежной», «тягостная бредь», «вечерний несказанный свет»

- просторечные слова вроде «старушка», «избушка», «шибко». Это помогает нам проникнуться атмосферой русской деревни,

- встречается глагол «саданул»  это разговорное слово, сниженное, говорит о его отдалении от человеческих ценностей.)

‒ В каких строчках мы наблюдаем смену тональности стиха?

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

‒ О чем нам говорят эти строки?

(Лирический герой пытается утешить мать, обещает вернуться).

‒ Чем завершается стихотворение?

(Завершает стихотворение просьбой:

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

‒ Как вы думаете, чему учит данное стихотворение?

(Мы не должны забывать своих матерей. Мы должны чаще навещать их, ухаживать за ними и просто любить их.

‒ Какой вывод можно сделать о самом авторе поэзии?

(- Из стихотворения видно, что Есенин признался в письме в том, что душа его осталась такой же нежной, какой была много лет назад, и что в его столичной жизни и известности таится тоска, и спасение от неё он может найти лишь в тишине родных мест;

- Хотя нам Есенин известен как скандалист, любитель погулять, но в душе мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности.)

На какие смысловые части можно разделить стихотворение? О чем говорится в каждой из частей? (1 часть (первая – третья строфы) – обращение к матери, воссоздание ее образа (мать тревожится о сыне, выходит встречать его «в старомодном ветхом шушуне»), 2 часть – рассказ о настоящем лирического героя, о внешней его жизни («горький пропойца») и жизни внутренней (он «Нежный», тоскующий, утративший мечты, уставший от жизни, одинокий.)

4). Какие художественные образы используются в стихотворении для характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя? («Над избушкой… вечерний несказанный свет», «низенький дом», «белый сад» - все это напоминает о прошлой жизни, а в настоящем – кабак, финский нож и тоска – контрастные образы.)

5). В чем трагизм положения лирического героя? (В том, что «к старому возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее, иссякла: «Не буди того, что отмечталось…», «И молиться не учи меня. Не надо!» Причем «не надо!» стоит в сильной позиции – в конце строки – и дополнительно выделено восклицательным знаком.)

6). Итак, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет? (К матери: «ты одна мне … помощь … отрада… свет», к родному дому: «я вернусь…», т.е. идеалы молодости лирический герой сохранил.)

2 группа – литераторы

- Учитель. Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Что на ней изображено?

Ученик. На картине изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, она легко ступает по облакам на встречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна была отдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикс, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблеск грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно вглядывается в толпу. С какой стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором мы читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?» Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства.

Ответьте на вопрос: «А что есть общего в судьбах Мадонны с картины Рафаэля и матери Сергея Есенина?»

 

Мадонна

Линии сравнения

Мать Сергея Есенина, Татьяна Федоровна

 

Отношение к сыну

 
 

 

 

 

 

 

Мария – идеал материнства

 

Мария – идеал материнства

3 группа – сценаристы

Обучающиеся представили сценарий из 8 кадров.

VI. Домашнее задание: выучить стихотворение С.А.Есенина «Письмо к матери» (1 мин.)

VII. Рефлексия. (4 мин.)

Как можно будет применить изученный сегодня материал?

Какое впечатление произвело на вас стихотворение Есенина?

Какую роль играет образ матери в жизни каждого из нас?

Какие задания для вас были самыми важными и почему?

Какое задание оказалось сложнее других и почему?

Какие вопросы (проблемы) возникли у вас на протяжении работы?

Как вы думаете, какой смысл сегодняшнего занятия?

Самооценивание и взаимооценивание по критериям.