Нравственные проблемы в стихотворении С.А.Есенина «Письмо к матери» |
Содержание - Русский язык и литература | |||||||||||||||
17.02.2020 17:01 | |||||||||||||||
Галиахметова Альфия Германовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с.Ныда». Нравственные ценности в стихотворении С.А.Есенина «Письмо матери». Цели урока: совершенствование умений анализа поэтического текста Задачи: образовательные: - проанализировать взаимосвязь жизни и творчества С.А.Есенина развивающие: - развить навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта; - творческих способностей и познавательной активности воспитательные: - воспитывать почтение и уважение к матери, любви к Родине. Тип урока: усвоение новых знаний Применяемые методы: беседа, дискуссия Педтехнологии: технологии проблемного обучения, исследовательской деятельности Используемые средства обучения: интерактивная доска, ноутбуки, аудиовизуальные средства I. Орг. момент. ( 1 мин.) II. Целеполагание ( 3 мин.) 1. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Письмо к матери» https://www.youtube.com/watch?v=-ZK1xrfRxh4 2. Какие проблемы затрагивает С.Есенин в своем стихотворении? 3. Сформулируйте тему урока, цель. 4. Обсуждение критериев оценивания III. Первичное усвоение знаний (5 мин.) - Что вы знаете об истории создания стихотворения? - Определите жанр стихотворения? Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении? - Почему автор прибегает к жанру письма? - Актуально ли это сейчас? - Выдержаны ли каноны письма? - Композиция стихотворения? - Какие два начала (мира) живут в Есенине? IV. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (13 мин.) Ребята, предлагаю разделиться на 3 группы: 1 группа - лингвисты 2 группа - литераторы 3 группа - сценаристы Задание для группы лингвистов: комплексный анализ стихотворения Задание для группы литераторов: сравнительный анализ образа матери С.А.Есенина и образа Марии, Матери Христа. Задание для группы сценаристов: 1. Работа с интерактивной доскойhttps://learningapps.org/display?v=pw9h6vi9c01 2. Составить сценарий фильма по стихотворению С.А. Есенина «Письмо к матери». V. Проверка знаний и усвоения материала (презентация групп) (12 мин.) 1 группа – лингвисты Несказанный – такой, что трудно выразить словами. Шибко – очень Шушун – старинная верхняя женская одежда. Струиться – распространяться. Межпредметная связь: русс яз. Обращения, уменьшительно - ласкательные слова. Слова обращения: «моя старушка», «родная» Ассоциации со словом «МАМА». Примеры ассоциаций: Мать – тепло, доброта, нежность, уют, забота, любовь, счастье, родная, любимая, благодарность, женственность, свет, родина, радость, дом, терпение, труд, понимание. Какая картина предстала перед вами, когда вы слушали стихотворение? (Ветхая «избушка», в которой мать ждет возвращения сына) ‒ Какова ж тема данного произведения? (Тема ушедшего прошлого, а еще тема любви к матери) ‒ Каким предстал перед нами С.Есенин в данном стихотворении? Подтвердите свою мысль словами из стихотворения. (- он любящий сын, ‒ чувствует тоску, боль матери, ‒ с тоской вспоминает родной дом, его несказанный свет, - раскаивается: «Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось», - нежно относится к матери: «Не такой уж горький я пропойца, чтоб тебя не видя умереть».) ‒ Какие художественные средства использует автор, чтобы передать переживания героя. (- риторический вопрос: «Ты жива еще, моя старушка?» Но поэт не ждет ответ на него, далее лирический герой говорит: «Жив и я» - эпитеты: «тоски мятежной», «тягостная бредь», «вечерний несказанный свет» - просторечные слова вроде «старушка», «избушка», «шибко». Это помогает нам проникнуться атмосферой русской деревни, - встречается глагол «саданул» ‒ это разговорное слово, сниженное, говорит о его отдалении от человеческих ценностей.) ‒ В каких строчках мы наблюдаем смену тональности стиха? Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. ‒ О чем нам говорят эти строки? (Лирический герой пытается утешить мать, обещает вернуться). ‒ Чем завершается стихотворение? (Завершает стихотворение просьбой: Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. ‒ Как вы думаете, чему учит данное стихотворение? (Мы не должны забывать своих матерей. Мы должны чаще навещать их, ухаживать за ними и просто любить их. ‒ Какой вывод можно сделать о самом авторе поэзии? (- Из стихотворения видно, что Есенин признался в письме в том, что душа его осталась такой же нежной, какой была много лет назад, и что в его столичной жизни и известности таится тоска, и спасение от неё он может найти лишь в тишине родных мест; - Хотя нам Есенин известен как скандалист, любитель погулять, но в душе мы увидели глубоко чувствующего усталого человека. Человека, для которого Мать, Земля, Родина – самые высокие нравственные ценности.) На какие смысловые части можно разделить стихотворение? О чем говорится в каждой из частей? (1 часть (первая – третья строфы) – обращение к матери, воссоздание ее образа (мать тревожится о сыне, выходит встречать его «в старомодном ветхом шушуне»), 2 часть – рассказ о настоящем лирического героя, о внешней его жизни («горький пропойца») и жизни внутренней (он «Нежный», тоскующий, утративший мечты, уставший от жизни, одинокий.) 4). Какие художественные образы используются в стихотворении для характеристики прошлой и настоящей жизни лирического героя? («Над избушкой… вечерний несказанный свет», «низенький дом», «белый сад» - все это напоминает о прошлой жизни, а в настоящем – кабак, финский нож и тоска – контрастные образы.) 5). В чем трагизм положения лирического героя? (В том, что «к старому возврата больше нет». Вера, которая дает силы жить и надежду на будущее, иссякла: «Не буди того, что отмечталось…», «И молиться не учи меня. Не надо!» Причем «не надо!» стоит в сильной позиции – в конце строки – и дополнительно выделено восклицательным знаком.) 6). Итак, лирический герой стоит на распутье. К чему же его тянет? (К матери: «ты одна мне … помощь … отрада… свет», к родному дому: «я вернусь…», т.е. идеалы молодости лирический герой сохранил.) 2 группа – литераторы - Учитель. Внимательно вглядитесь в картину «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Что на ней изображено? Ученик. На картине изображена прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, она легко ступает по облакам на встречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария должна была отдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе. Мария остановилась у границы двух миров – небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрелищем неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикс, ангелы. Прекрасные глаза матери печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу. Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающейся грозы. И в глазах ребенка – отблеск грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно вглядывается в толпу. С какой стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремлен пристальный взгляд Марии, в котором мы читаем вопрос: «Не ты ли тот, кто сделал меня, мать, несчастной?» Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария – идеал материнства. Ответьте на вопрос: «А что есть общего в судьбах Мадонны с картины Рафаэля и матери Сергея Есенина?»
3 группа – сценаристы Обучающиеся представили сценарий из 8 кадров. VI. Домашнее задание: выучить стихотворение С.А.Есенина «Письмо к матери» (1 мин.) VII. Рефлексия. (4 мин.) Как можно будет применить изученный сегодня материал? Какое впечатление произвело на вас стихотворение Есенина? Какую роль играет образ матери в жизни каждого из нас? Какие задания для вас были самыми важными и почему? Какое задание оказалось сложнее других и почему? Какие вопросы (проблемы) возникли у вас на протяжении работы? Как вы думаете, какой смысл сегодняшнего занятия? Самооценивание и взаимооценивание по критериям. |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».