Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 4974482
Статья из опыта работы «Организация эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку»
Содержание - Русский язык и литература
06.05.2020 14:19

Дубоносова Анджелика Викторовна, учитель русского языка и литературы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Шварцевский центр образования" муниципального образования Киреевский район Тульской области. 
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. У меня сложилась определённая система подготовки учащихся к итоговой аттестации, и этим опытом я хочу поделиться.

 



Статья из опыта работы 
«Организация эффективной подготовки к ОГЭ по русскому языку» 

Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит наш результат. У меня сложилась определённая система подготовки учащихся к итоговой аттестации, и этим опытом я хочу поделиться.

В систему работы по подготовке к ОГЭ входят:

-  Психологический настрой учащихся.

-  Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ.

-  Создание методической базы.

-  Индивидуальные папки учащихся «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

-  Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в системе подготовки к ОГЭ.

-  Работа с текстом.

-  Создание банка тестовых заданий.

-  Работа с классным руководителем, администрацией школы.

Психологический настрой учащихся

Основной государственный экзамен является не только проверкой знаний, но и своеобразным испытанием социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной жизни. В этой связи психологическая устойчивость девятиклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ОГЭ. Для учащихся экзамен – это стресс, поэтому они интуитивно ищут поддержку у учителя. Улыбка, доброе слово («У вас всё получится», «Вы всё знаете», Не волнуйтесь») должны настроить детей на позитивную волну.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

·        сомнение в полноте и прочности знаний;

·        сомнение в собственных способностях;

·        неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

·        быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

Для решения этой задачи я использую обучение различным техникам аутотренинга и релаксации.

Простой, но очень эффективный способ — аутотренинг, позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание. Например, удачной будет такая формула:

·         Все хорошо в моем мире.

·         Я уверен и спокоен.

·         Я быстро вспоминаю весь материал.

·         Я сосредоточен.

·         Память надёжная выдаёт нужные сведения без трудностей.

·         Приятно, очень приятно сдавать экзамены.

·         Легко, с удовольствием отвечаю на любой вопрос.

·         Готов к любым неожиданностям.

·         Трудности меня только радуют. Они воодушевляют.

Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ

Информационная работа – важное условие формирования психологической устойчивости учащихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Информирую их о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, об изменениях в структуре КИМов, о процедуре проведения экзамена, критериях оценивания, ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.

В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку. На стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.

Создание методической базы

Приобретаем силами родителей учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов.

Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход.

Я использую в своей работе следующие пособия:

· ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под редакцией И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2020.

· Драбкина С. В., Субботин Д. И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2020. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. Представлена пошаговая система подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку.

· ГИА 2020. Русский язык: сборник заданий: 9 класс /С. И. Львова. – М. Эксмо, 2020. В книгу включён разнообразный материал для подготовки к экзамену.

· Русский язык. 9-й класс. Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/Под редакцией Н. А. Сениной.

· Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич. ОГЭ. 9 класс. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. Курс интенсивной подготовки. (9.1; 9.2; 9.3)

Индивидуальные папки учащихся «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

В 8-м классе учащиеся приобретают файловые папки, которые наполняются различными памятками: «Как писать сжатое изложение», «Способы сжатия текста», «Критерии оценивания изложения», «Критерии оценивания сочинения», «Выразительные средства», образцы бланков – все это используем при выполнении различных заданий учителя и при взаимопроверке. (ПОКАЗЫВАЮ)

Теоретические сведения по темам ОГЭ, алгоритмы решения тестовых заданий, схемы, таблицы, опорные конспекты, памятки собраны в одну папку. Информация, собранная в соответствии с заданиями КИМов, даёт возможность быстро находить нужный раздел и систематически повторять материал по всем частям экзаменационной работы. (ПОКАЗЫВАЮ)

С 5 класса заводим тетради-памятки, в которые записываем в виде таблиц и схем весь материал, необходимый для успешной сдачи экзамена. (ПОКАЗЫВАЮ)

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

в системе подготовки к ОГЭ

Активно использую ИКТ (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет - ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке, как к урокам, так и к экзамену. Применение новых ИТ позволяет разнообразить и комбинировать методы и средства работы по подготовке к итоговой аттестации учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения.

Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю ученикам выполнять их в домашних условиях. Опыт показывает, что учащиеся активно выполняют работы в режиме on-line и часто обращаются за консультациями по поводу трудностей.

Я рекомендую учащимся и их родителям следующие сайты:

· ФИПИ - официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации.

· Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны - подготовка к ГИА - теория, методика и интерактивные задания.

· По уши в ГИА. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОГ В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И УЧИТЕЛЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ - блог Крюковой Марины Анатольевны, учитель русского языка и литературы.

Работа с текстом

Довольно сложные части экзамена по русскому языку – сжатое изложение и сочинение – рассуждение. Поэтому уже с 5 класса ученикам прививаю навыки, которые впоследствии помогут им справиться с этими видами занятий. Безусловно, одним из основных помощников в подготовке к написанию изложений и сочинений является учебник.

Так, например, в учебнике по русскому языку за 5 класс автора Т. А. Ладыженской есть упражнения, в которых ученикам предлагается написать сжатое изложение по предложенному тексту (упр. 144, сказка В. Катаева, упр. 261 об Аркаше Пластове, упр. 513 – «Перо и чернильница», упр. 688 – «Шоколадный торт». В учебнике за 6 класс – упр. 119 о В. И. Дале). При выполнении данного задания пятиклассники и шестиклассники учатся кратко пересказывать текст, понимать его основную мысль, выбирать наиболее значимые моменты, узнают о некоторых приёмах сжатия. Выясняем, что для сжатия текста мы можем обобщить, например, ряд однородных членов, заменив его обобщающим словом, обобщить придаточные предложения, заменить сложное предложение простым. Можем исключить подробности, повторы, синонимы, некоторые предложения, оставив, разумеется, ключевые слова. Можно упростить, к примеру, предложения с прямой речью или диалог, заменив предложением с косвенной речью. Можем определить несколько предложений в одно. В учебниках для 5-6 классов есть памятка «Как готовиться к сжатому изложению». В 8-9 классах знакомимся с критериями оценивания сжатого изложения. Выясняем, что нельзя удалять из текста. У учащихся имеется алгоритм работы над изложением. При написании текста обращаю внимание учащихся на традиционные ошибки:

· повторение одних и тех же слов;

· неправильное употребление личных местоимений;

· важно следить за правильной передачей прямой речи;

· не писать от первого лица.

В этих классах пишем изложения, используя аудиозапись. Учащиеся адаптируются, привыкают к голосу диктора. Я использую как мужской, так и женский голос диктора. В самом начале работы с аудиотекстами, в период привыкания, включаю по три раза. Постепенно переходим на 2. На занятиях по подготовке к экзаменам (дополнительных) стараюсь часто проводить сжатые изложения. Предлагаю ученикам написать только на черновиках. Но даю установку, главное – изложить, применяя алгоритм и выполнить проверку всех видов ошибок с обязательным применением орфографического словаря. Считаю, что важно приучить ребят пользоваться словарями. И постепенно ученики привыкают даже на рабочих уроках пользоваться словарём, тем самым повышается орфографическая грамотность, развивается и улучшается память.

Обращаю внимание на то, что после окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз – это как минимум три. Первая проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание текста. Всё ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст как таковой. Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная речь, строй предложений, наличие абзацев. «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» – это один из критериев оценки изложения как этапа ОГЭ. Третья проверка выявляет орфографические и пунктуационные ошибки. Такая трехступенчатая проверка хороша в любой работе: изложение ли, сочинение – любой авторский текст должен проверяться, таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать всевозможных ошибок.

Экзамен по русскому языку в 9-м классе проверяет умение учащихся создавать письменное высказывание на заданную тему. Особенность данного задания состоит в том, что учащиеся должны продемонстрировать свои умения в написании сочинения-рассуждения. За один год такие навыки сформировать невозможно, поэтому данную работу я начинаю в пятом классе при изучении темы «Рассуждение». Безусловно, одним из основных помощников в подготовке к написанию изложений и сочинений является учебник.

Так, например, в учебнике Т.А. Ладыженской (5 класс) есть параграф 89 «Доказательства в рассуждении», в котором в доступной форме, на примерах текстов упражнений объясняется, что такое рассуждение, каковы особенности данного типа текста, вводятся понятия «тезис», «вывод». Кроме того, на уроках русского языка в 6 классе изучается тема «Ключевые слова», поэтому уже с первой четверти в каждой теме урока мы находим ключевые слова.

Работу над сочинением начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание части С, затем продолжаю обучение правилам построения текста сочинения. Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха. Для учеников готовлю памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании. Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика. Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, имеется папка с образцами сочинений-рассуждений.

Оптимальной формой работы при подготовке учащихся к итоговой аттестации является работа с текстом. Использование текста в качестве основной единицы урока, во-первых, углубляет, расширяет и систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система. Такая работа с текстом с использованием элементов комплексного анализа становится обязательной на уроках русского языка. О работе с текстом и как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (задание 9.2) я подробно рассказывала в прошлом году, поэтому на этом не буду останавливаться.

Создание банка тестовых заданий

Поделюсь некоторыми наработками в подготовке к тестовой части ОГЭ.

Формы и приемы работы при подготовке к тестовым заданиям

· Включение подобных заданий в контрольные и проверочные работы, начиная с 5 класса.

· Работа со средствами выразительности с 5 класса, как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

· Речеведческие задания на уроках русского языка и литературы.

Одним из направлений организационно-методической работы является создание банка тестовых заданий, подбор учебно-методической литературы. Для каждого класса в кабинете есть пособия, в которых тестовый материал помогает проверить усвоение знаний по определенной теме с 5 по 11 класс. (ПОКАЗЫВАЮ СБОРНИКИ ТЕСТОВ). В этих пособиях учитывается разный уровень знаний, умений и навыков учащихся: I и II варианты тестовых заданий соответствуют базовому уровню, III вариант – повышенной трудности.

Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на понимание текста.

Я составляю тематические карточки для подготовки к экзамену из сборников предыдущих лет, из Открытого банка заданий ОГЭ ФИПИ. Получается колоссальный объём и разнообразие тренировочных вариантов. (ПОКАЗЫВАЮ ПАПКУ).

Работу над тестовой частью веду с 5 класса.

Экзаменационные тесты за курс основной неполной средней школы содержат в обязательном порядке задания, посвящённые разделу «Орфография», уже изученному в 5 классе (Приставки на з-с-; неизменяемые приставки). Задание 6 ориентировано на умение выпускников заменять указанное слово стилистически нейтральным синонимом. Сообразительный девятиклассник определит значение слова по контексту, но некоторых надо этому умению учить. Знакомить учащихся с подобным заданием, пополнять их словарь начинаю уже в 5 классе. Предлагаю задание на уроке, времени оно займёт минуту (ПОКАЗЫВАЮ ТЕТРАДЬ)

В 6 классе изучается правописание приставок при-, пре-, одна и две НН в отымённых прилагательных. Эти задания ОГЭ отрабатываю в 5-6 классе, и в последующие годы лишь повторяем уже знакомый материал. В 6 классе мои учащиеся знакомятся со сборником «ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под редакцией И. П. Цыбулько». 4 задание из этого сборника мы с ними решаем уже в 6 классе.

Также нам нравятся лингвистические физминутки. Например, изучив тему «Правописание приставок», я называю слова, если в слове приставка пре-, то подпрыгиваем, если при- - приседаем. Этот процесс так увлекает учеников, что они предлагают свои варианты.

В экзаменационные тесты по русскому языку включены задания по лексике. В 6 классе мы знакомимся с фразеологизмами. В специальной тетради оставляем несколько листов, затем постепенно записываем фразеологизмы (ПОКАЗЫВАЮ ТЕТРАДЬ). Таким образом пополняется словарь учащихся.

Не могу не сказать о задании 7, посвящённом словосочетанию. На экзамене в одном из вариантов словосочетание дно колодца, построенное на основе управления, нужно было заменить синонимичным словосочетанием со связью согласование. Моя ученица не справилась с этим заданием. Словосочетание колодезное дно оказалось не под силу! Трудности возникают часто: учащимся не хватает словарного запаса, неуверенность в употреблении предлогов вызывает появление нелепых ошибок: в детском лагере – в лагере детства (лагерь для детей) яблочный склад – склад из яблок (склад яблок). Отсюда необходимость ежедневной работы с разными видами словарей, словарной работы. Выход один – выбираю подобные трудные варианты словосочетаний из КИМов разных лет и редакций, разбираю их, записываем верные ответы, даю затем на проверочных и диагностических работах. Начинаю подобную работу в 8-м классе после изучения темы «Словосочетание».

К концу 8 класса по сборнику под редакцией Цыбулько мы решаем задания со 2-го по 11-ое. А задания 12, 13, 14 изучаются в 9 классе.

Соединить деятельность девятиклассника по выработке практических навыков грамотного письма и речевому развитию (а вместе с этим и подготовить к решению заданий ОГЭ) позволяет комплексная работа с текстом. Эта форма открывает широкие возможности: не только научиться определять тему и идею приведенного в экзаменационной работе отрывка, но и отрабатывать вызывающие затруднения орфограммы и пунктограммы.

Фрагмент урока в 9 классе по теме «Виды подчинения в СПП с несколькими придаточными» с включением тестовых заданий в формате ОГЭ

(1) Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, потому что никому не желал зла. (2) Душевная сила и благородство всегда идут рядом. (3) Это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широкопрактикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию. (4) В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (5) Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (6) В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить человека, попавшего в беду. (7) Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (8) « Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (9) Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (10) Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

1. Укажите номер предложения, в котором средством выразительности является фразеологизм (зад.3).

2. Из предложений 1-10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В отымённых прилагательных, образованных при помощи суффикса - енн-, пишется НН» (зад.5)

3. Выпишите грамматическую основу из первой части предложения 10 (зад.8)

4. Среди предложение 1-10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения (зад.13).

Работа с классным руководителем, администрацией школы

Тесно работаю с классным руководителем и администрацией школы, довожу до их сведения результаты, успехи и неудачи выпускника.

Подводя итог вышеизложенному, нужно отметить, что работа по подготовке к ОГЭ идёт систематически, что созданы комфортные условия для получения знаний, умений и навыков, что охвачены все структуры. Главным критерием целенаправленной систематической работы по подготовке к экзамену является результат сдачи ОГЭ.