Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)», 9 класс |
Содержание - Русский язык и литература | |
09.06.2020 11:39 | |
Бушаева Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Лицей № 35 им. А. И. Герлингер» г. Новокузнецка Кемеровской области.
Рабочая программа по учебному предмету «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» 9 класс 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)» Рабочая программа по родной литературе (русской) для 9 класса разработана на основе требований ФГОС и результатов освоения ООП ООО, с учетом программ, включенных в ее структуру. Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты: Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить: воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предмета «Родная литература (русская)» должны отражать: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
2. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)» Раздел 1. Литература и ее роль в духовной жизни человека – 1 час Шедевры русской родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. Углубление представлений о литературе как искусстве слова. Раздел 2. Древнерусская литература – 2 часа Величайшие памятники древнерусской литературы. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров (слово, житие, поучение). Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности. Представления писателей Древней Руси о духовной красоте человека Цельность характеров героев. Гимн любви и верности. Язык произведений. Образы героев. Образ Русской земли. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (фрагменты), «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок) Раздел 3. Литература XVIII века – 1 час Н.М.Карамзин «История государства Российского» (фрагменты). Многотомное сочинение Н. М. Карамзина (12 томов) – история России, начиная с древнейших времен до правления Ивана Грозного и Смутного времени. Жанр «Истории…». Традиции и новаторство произведения. «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М.Карамзина. Становление национального самосознания. Раздел 4. Литература XIX века - 5 часов А.С.Пушкин «Маленькие трагедии»: «Моцарт и Сальери» Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Трагедия как жанр драмы. М.Ю.Лермонтов. Поэма «Демон» Романтическая поэма. Противоречие, конфликт между добром и злом как противоречия самой жизни. Познание мира. Двоемирие. Трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Образ героя. Образ автора. Н.В.Гоголь «Петербургские повести»: «Портрет» Фантастический реализм. Идейный замысел. Проблематика повести. Жанровое своеобразие. Искусство как часть философии художника. Истинный талант и ремесло. Чартков – главный герой повести. Два образа, две судьбы. Ф.М.Достоевский. Повесть «Белые ночи» (сентиментальный роман) Традиции сентиментализма в повести «Белые ночи». Судьба Мечтателя и образ Петербурга. Мечтатель и его представление о счастье. Особенности художественной манеры Ф. М. Достоевского. А.П.Чехов. Рассказ «Тоска» Рассказ-зарисовка о судьбе безвестного извозчика. Боль и негодование автора. Тема одиночества человека в многолюдном городе. Пагубная разъединенность людей в мире, их отверженность друг от друга. Е.Носов: «Тоска» - одно из лучших произведений автора. Авторский стиль написания: многоточие как показ людской бесчеловечности и равнодушия. Раздел 5. Литература XX века - 8 часов И.А. Бунин. Цикл «Тёмные аллеи»: Рассказы «Холодная осень», «Темные аллеи», «Кавказ» Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм, лиризм, ритмичность прозы писателя. В.В.Вересаев. «Загадка» Рассказ «Загадка» как выражение творческого стиля писателя. Герой-повествователь, его внутренний мир, противоречивые мысли и чувства Образ города как антитеза природному миру. Внутренний рост героя через восприятие внешнего мира. Красота искусства. А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в раскрытии образа автора. Ю.В. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Общечеловеческие нормы нравственности: доброта, человечность, справедливость, благородство, совестливость и сострадание Безнравственность забвения человека человеком. К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма» Проблематика рассказа – одиночество, материнская любовь, проблема отцов и детей. Композиция рассказ: рассказ о матери, о дочери, трагическая развязка. Деталь как художественная особенность произведения в раскрытии темы памяти. Духовную пропасть между интеллигенцией и крестьянством России. Смысл названия рассказа В.Г.Распутин. Рассказ «Женский разговор» Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы. Противопоставление понимания мира главных героинь: женщина преклонных лет говорит о нравственном, а мир представителя молодого поколения представлен реалистичным и распущенным. Разногласия из-за разного представления о морали и назначении женщины. Описание природы как символ противостояния безнравственному разрушению. Т. Н. Толстая. Рассказ «Соня» Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы. В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры.
|
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».