Поиск по сайту

Статистика

Просмотры материалов : 5393834
Статья об активных формах деятельности на уроках литературы ( из опыта работы)
Содержание - Русский язык и литература
19.06.2020 13:09

Лаврова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 46» г. Братск, Иркутской области. 
В статье я делюсь активными формами работы на уроках литературы. Современный учебный процесс – это различные виды деятельности на уроках, которые активизируют, развивают мыслительную способность, самостоятельность, творческую мысль. Представленные мною виды деятельности помогут учителю создать условия для творческого самовыражения каждого ученика.

 


 

Активные формы творческой деятельности на уроках литературы.
(На примерах опыта работы учителя)

Что такое литература? Это язык, на котором мы говорим. Когда мы говорим: «Хлестаков», то имеем в виду явление нашей жизни, которое не нуждается в расшифровке. Когда мы говорим: «Ноздрев», то имеем в виду явление жизни, а не просто характер и персонаж. Когда мы говорим: «капитан Тушин», подразумеваем патриотическое качество, которым дорожим. Все эти нравственные понятия закладываются в раннем детстве, в школе – на уроках литературы.

Современный учебный процесс – это различные виды деятельности. Каждый из них воспитывает и активизирует, развивает самостоятельность, творческую мысль.

Важное и необходимое условие активизации процесса обучения – опора на первоначальное восприятие литературного произведения в конкретном классе. Изучать, воспитывать, анализировать первоначальное восприятие можно различными способами, используя анкетирование, иллюстрирование произведения, составление презентаций, вопросников.

Наше учительское представление о произведении сформировалось давно, и мы иногда уверенны, что ученики воспринимают книгу именно так, как мы. Но практика подтверждает обратное. Проведя анкетирование после прочтения комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», я с удивлением обнаружила (в ответе на вопрос: «Кто из героев комедии вызвал наибольшую симпатию?»), что девятиклассники в основном отдали предпочтения Молчалину: он – де воспитанный, скромный, порядочный человек, Чацкий же – эгоист, который занят только собой, своими чувствами. Исходя из этой оценки героев учащимися, постаралась выстроить систему уроков по комедии. Заключительный урок – диспут «Вечный спор Молчалиных и Чацких». Вопросы заранее неизвестны ученикам. Но толчком к спору стали различные точки зрения из творческих работ учеников. Центральным вопросом урока становится вопрос о способах достижения жизненной цели (что нравственно, что безнравственно?). Даю слово в защиту героя. Защищая героев, ученики высказывают своё отношение к данной проблеме.

Изучая восприятие произведений учениками, использую прием иллюстрации произведений, создание обложки, которая выражает идею, суть произведения. В седьмом классе учу детей составлять интересные вопросы по теории литературы, применяя работу в творческих группах. Одним – о композиции произведения, другим - о художественно – выразительных приемах, третьим – об авторской позиции. Творческими заданиями могут быть: создание сценария к фильму, видео – презентации. Организую творческую группу, которая обговаривает тему, идею, сюжет, композицию будущей работы. Например, по повести А. С. Пушкина мы создаем фильм «Гринев и Швабрин», по пьесе Н. В. Гоголя « Ревизор» создаем фильм «Хлестаков и Осип».

Интересны групповые формы работы на уроке, в которых лидеры – сильные, думающие ученики. В этих группах   проблемные вопросы ученики формулируют самостоятельно. Например: определить проблему произведения и проанализировать её. Такую форму работу я использую на уроках по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». Вопрос для обсуждения всем группам предлагается один: «Каким является помещик, посещаемый Чичиковым?» Главы для анализа каждой группе разные. Групповая форма работы формирует умение коллективного творчества, учит сотрудничеству, развивает устную речь у учеников. В коллективе каждый ощущает свою личностную значимость, вносит в работу элементы творческого соревнования.

В своей педагогической практике я применяю такие виды деятельности, которые привлекательны для детей. И это игра. Она способствует приобретению знаний и развитию многих качеств личности. Эта форма работы больше интересна для учеников с пятого по седьмой классы. Использую игры, которые выявляют «чуткость к слову», драматизацию, инсценировки. Изучая рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», ученики   показывают сцену встречи бывших одноклассников. Через язык, мимику, поведение передают характеры этих героев.

Слово – главный инструмент преподавателя. И нужно научить детей быть внимательным к слову. Изучение художественного произведения, в котором много новых слов для учащихся, начинаю со словарной игры, конкурсов по более точному толкованию этих слов. Учу детей в этой работе использовать учебник, хрестоматию и другие источники справочной литературы. Обогащению словарного запаса учеников способствует изучение темы в шестом классе «Пословицы и поговорки». Цель учителя литературы – научить воспринимать образность пословиц и поговорок, научить детей применять их в своей речи. Игрой создаю нужные речевые ситуации на уроке. Использую игры: «Подскажи словечко!», «Закончи пословицу!», «Отгадай пословицу по слову!». В игре дети используют карточки - слова. Эти игры подтверждают, что многие пословицы имеют ритм, рифму. В игровой форме дети рассказывают жизненные ситуации, в которых раскрывают смысловую концепцию пословиц и поговорок. Так создаю на уроке условия для развития образной речи, освоения понятия о сюжете, развиваю детское общение.

Одна из задач уроков литературы – помочь учащимся освоить функцию различных изобразительных средств, овладеть ими на практике. Этому служит игра в эпитеты, которую я провожу в два этапа. Первый этап – работа с текстом произведения, которое изучаем на уроке: предлагаю найти в тексте авторские эпитеты. Второй этап - работа с произведением того же автора, но не включенного в учебную программу. Вместо пропущенных эпитетов, нужно подобрать подходящие свои эпитеты, объяснить свой выбор, а затем сравнить с авторскими. Такой прием дает возможность сравнивать синонимические ряды эпитетов, раскрывается возможность слов. Письменная и устная речь учеников становится свободнее, точнее, эмоциональнее, появляется стремление к образности повествования.

Творческое отношение к литературному произведению невозможно без умения понимать, ценить роль детали в художественном тексте. Но дети часто не умеют видеть её в читаемом тексте, увлекаются только ходом событий. Задержать внимание на деталях помогают элементы игры. Такую игру, развивающую внимание к деталям, рекомендую по произведениям А.П. Чехова «Толстый и тонкий», Н.С. Лескова «Левша», М.М. Пришвина «Кладовая солнца», В П. Астафьев «Конь с розовой гривой», В Г Распутин «Уроки французского».

В школьную программу включены произведения, герои которых вызывают симпатии у учеников. Применяю педагогический прием – рассказ от лица героя. Например, как Васютка нашел озеро? (рассказ В. П.Астафьева «Васюткино озеро»). Этот прием позволяет понять, насколько полно представляет юный читатель героя произведения, определяет личностное прочтение, использует этюды по отдельным эпизодам произведения. Такие задания требуют творческой деятельности, перевоплощения. Например, после знакомства с рассказом В. Г. Распутина «Уроки французского» даю задание: «Подумайте, какова судьба главного героя после случившегося в произведении?». После прочтения романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» даю задание: «Представьте, что Евгений Базаров не умирает, продолжает жить, какова его дальнейшая судьба?». Таким образом, происходит понимание характера персонажей.Удачной формой считаю театрализованную игру, которую можно проводить на уроках и вне их. Такая игра доступна и интересна школьникам любого возраста. Ценность её в том, что она вносит в процесс познания новые ощущения. Подготовительная работа включает в себя выбор темы, распределение ролей, написание сценария, репетиции и обсуждение игровых условий. Например, «Русская ярмарка», «Русские народные сказки», «Произведения малого жанра».

Традиционные итоговые роки по изученной теме провожу как праздник творческой мысли, проверку знаний учеников, самостоятельное мышление. Мой педагогический опыт показывает, что ученики не любят возвращаться к пройденному материалу, не признают повторного воспроизведения материала. Повторять, не повторяя, - значит, ещё раз продолжить начатое, но сделать это по – новому, укрупненно.

Общим достоянием учителей литературы стали уроки – семинары. Я их провожу обычно после большой или особенно важной темы. Но чтобы обобщающая работа не стала повторением уже сделанного, подбираю проблему, которая поможет связать творчество писателя с сегодняшним днем, с интересами современного юношества. Например, после изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» семинар посвящаю проблеме отцов и детей, а после изучения романа И. А. Гончарова «Обломов» семинар о нравственных проблемах: «Кто нравственнее: Обломов или Штольц?».

Я остановилась на некоторых формах работы, которые использую, чтобы развивать самостоятельность мышления и воображение учеников, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для творческого самовыражения каждого школьника.

«После таких уроков хочу читать!» - говорят ученики. А разве мы не об этом мечтаем? Не к этому стремимся?