Правильно ли мы говорим?! |
Содержание - Русский язык и литература |
01.10.2021 09:38 |
Требтау Юлия Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ « СОШ №24» г. Абакана, Республики Хакасия.
Правильно ли мы говорим?! «Обращаться с языком кое-как-значит, и мыслить кое-как: Алексей Николаевич Толстой. Как часто мы спрашиваем себя: « А правильно ли я говорю то, или иное слово?» Думаю, что каждый человек неоднократно « терзался» этим вопросом. Взрослому, конечно проще, он старший, и потому может иногда позволить себе сказать « не так». Что же делать ребенку-школьнику, который в силу своей юности и, может, скромности, не знает, как правильно произнести какое-либо слово? Начну с того, что в нашей речи встречается масса слов, ударение в которых при произношении и написании поставить затруднительно. Например: договор, банты, средам и др. А почему?- спросите Вы. Потому что в разное время считалось нормой говорить договор, ставя ударение, как на первый, так и на последний слоги. Люди запутались, они сбиты с толку, как же правильно? Нормы произношения «говорят», что верны оба варианта. Но, простите, как же так? Ведь грамотные люди привыкли говорить «договор» с ударением на последний слог, хорошо еще, что эту норму вовсе не заменили на «договор» с ударением на первый слог, а лишь разрешили употреблять, как вариант. И таких слов много. Дети, обучаясь русскому языку на уроках в школе, часто задумываются над тем, как выполнить задание и будет ли это правильно? Вопросы эти возникают, на мой взгляд, из-за того, что слова, которые мы правильно произносим, стали « подвергать насилию», разрешив употреблять ударение на другой слог или произносить другую букву (яичница-яишница, скворечник-сворешник, свитер-свитэр). Как поясняют ученые-филологи, замена некоторых вариантов произношения слов происходит потому, что сами люди ( большая часть общества «говорящего») начинает произносить так, как удобно, нравится и т.д. Здесь я не могу согласиться с теми, кто вводит в силу новые правила. Ведь если рассуждать так, то в недалеком будущем мы перестанем звонИть друг другу, а будем звОнить. Просто потому, что многим удобно говорить «позвОнишь», а не «позвонИшь». Новое поколение растет и развивается, детям сложно справиться с тем потоком новшеств и введений. Интернет, к которому бесконечно обращаются за помощью школьники, может привести ребенка в тупик. Как же сказать, написать? Потому, думается мне, не стоит с космической прогрессией вводить новые правила в орфоэпические и другие нормы русского языка. По отношению каждого человека к своему языку |
Самое популярное
- Тренинговое занятие для педагогов «Снятие эмоционального и мышечного напряжения».
- Всероссийская научно-практическая конференция «Парламентский час в образовательном учреждении»
- Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России".
- Положение о публикации методических материалов
- Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи на тему: «В магазине «Игрушки».